Методика организации экологических наблюдений и экспериментов"
методическая разработка на тему

Шершнева Елена Ивановна

описание

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon описание52 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Методика организации экологических наблюдений и экспериментов».

                                                                           Подготовила: Шершнева Е.И. воспитатель  

                                                                                МДОУ «Детский сад комбинированного  

                                                             вида №28 п. Разумное»                                                                                    

                  В процесс экологического воспитания входит такой вид деятельности, как наблюдения  и экспериментирование. В результате экспериментирования и наблюдений дети получают информацию о природе. У них закладывается в сознании реалистическое представление о предметах природы и её явлениях. Дети очень любят проводить наблюдения и эксперименты.  Как доказано психологами, для детей первых семи лет жизни характерны наглядно – действенное и наглядно – образное мышления. Это обязывает педагогов строить процесс обучения таким образом, чтобы основные необходимые сведения дети усваивали не  вербальным, а наглядным методом, то есть путем запечатления реальных объектов и событий окружающего мира. О значении наглядного метода обучения говорили практически все выдающиеся педагоги и психологи. Этот метод дает возможность ребенку самостоятельно обнаружить законы природы . Во время наблюдений и экспериментов, активизируются  мыслительные процессы, развивается речь  и память.

      Существуют определенные требования к проведению наблюдений с детьми дошкольного возраста это:    

1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому ребенку.

2.  Так же восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Оптимальное время 3—10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.

3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец.

     Вторая часть — основная, она обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2—3 секунды. Секунды молчания и тишины — главный момент в наблюдении: они позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основная часть должна быть цельной, единой. Ее нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками.

      Методика введения экспериментирования в педагогический процесс не представляет особых сложностей.  Эксперименты – не самоцель, а только способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.                                               Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Дошкольникам должны быть ясны его задача и цель. Важно, чтобы в постановке и проведении опыта дети были активными участниками. В проведении экспериментов роль педагога остается ведущей. Но педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно.

В зависимости от характера наблюдений и экспериментов требования к их проведению несколько различаются.

     Случайные наблюдения и  эксперименты специальной подготовки не требуют. Они проводятся экспромтом в той ситуации, которая сложилась на тот момент, когда дети увидели что-то интересное в природе, в «Уголке природы» или на участке.

    Подготовка к проведению запланированных наблюдений и экспериментов начинается с определения педагогом текущих дидактических задач. Затем выбирается объект. Воспитатель знакомится с ним заранее — и на практике, и по литературе. Одновременно он осваивает технику экспериментирования, если та ему незнакома. Предлагая детям поставить опыт, воспитатель сообщает им цель или задачу, которая должна быть решена, дает время на обдумывание и затем привлекает детей к обсуждению эксперимента. Конечно, иногда опыт можно проводить и под команду педагога, но злоупотреблять этим не следует. В подавляющем большинстве случаев такой стиль себя не оправдывает, так как лишает детей инициативы и свободы воли. Ссылка на экономию времени несостоятельна, поскольку постановка экспериментов является не самоцелью, а просто одним из способов развития детского мышления. Участие детей в планировании работы решает эту задачу эффективнее, чем любой другой вид деятельности. Точно так же нежелательно заранее предсказывать конечный результат: у детей теряется ценное ощущение первооткрывателей.

        Помимо запланированных и случайных экспериментов, существуют эксперименты, которые проводятся как ответ на вопрос ребенка. К проведению таких опытов привлекается либо тот ребенок, который задал вопрос, либо его товарищи. Выслушав вопрос, воспитатель не отвечает на него, а советует ребенку самому установить истину, проведя несложное наблюдение: «А ты сам посмотри, как поведет себя муравей, если ему загородить дорогу в муравейник». Или: «Давай посмотрим, сможет ли кораблик развернуться в узком месте ручейка». В дальнейшем, если работа не сложна, она проводится как случайный эксперимент; если же требуется значительная подготовка, ее осуществляют в соответствии с методическими рекомендациями, описанными для плановых опытов.

      Со старшими дошкольниками можно начинать решать экспериментальные задачи. Данный вид деятельности представляет собой зачатки настоящего экспериментирования. Например, собирая детей на прогулку, воспитатель предупреждает: «На улице холодно, хорошо застегните куртки. А как вы думаете, если на снеговика надеть шубу, ему тоже станет теплее?» Выслушав мнения детей, предлагает: «Давайте проверим, какой снеговик быстрее растает: одетый или раздетый?» Вернувшись с прогулки, дети приносят два снежка; один оставляют на тарелке открытым, другой заворачивают в полиэтиленовый мешочек и сверху укутывают теплой тканью. Когда снег на тарелке подтает, раскрывают «одетого» снеговика и убеждаются, что тот сохранился в исходном состоянии. Значит, пальто само по себе не греет, оно просто сохраняет то, что находится под ним, - и тепло, и холод.  В старшей и подготовительной к школе группах можно проводить цельные занятия, посвященные решению экспериментальных задач

Так же  эксперименты можно классифицировать по разным принципам.

1. По характеру объектов, используемых в эксперименте

— опыты с растениями;

—  опыты с животными;

—  опыты с объектами неживой природы;

—  опыты, объектом которых является человек.

2.  По месту проведения опытов:

— в групповой комнате;

—  на участке;

—  в лесу, в поле и т.д.

3.  По количеству детей:

— индивидуальные (1—4 ребенка);

—  групповые (5—10 детей);

—  коллективные (вся группа).

4.  По характеру включения в педагогический процесс:

— эпизодические (проводимые от случая к случаю);

—  систематические.

5.  По продолжительности:

— кратковременные (от 5 до 15 минут);

— длительные (свыше 15 минут).

6. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:

— однократные;

—  многократные, или циклические.

7.  По месту в цикле:

— первичные;

—  повторные;

—  заключительные и итоговые.

       Экологические эксперименты имеют свои особенности, которые надо учитывать. Так, категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям и животным (нельзя собирать коллекции насекомых, нельзя проводить опыты по поеданию одних животных другими или  например, желая разъяснить значение воды для растений, в жаркий день оставлять без полива одну из клумб с цветами. На другой день растения увядают. Совершенно недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей — работа на высоте, использование удобрений и ядохимикатов, прямой контакт с ядовитыми растениями и грибами и т. п.

Детское экспериментирование имеет свои особенности, отличающие его от экспериментирования школьников.

  1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты,  во время любого эксперимента у ребенка должно сохраняться ощущение внутренней свободы.

  1. Как и при игре, не следует жестко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану.

3.        В процессе детского экспериментирования не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам.

4.        Дети не могут работать, не разговаривая. Поэтому во время работы не следует требовать от детей идеальной тишины: работая с увлечением, они должны быть раскрепощены. Но, чувствуя себя свободными, дети не должны переходить определенных границ, за которыми начинается нарушение дисциплины.

5.        При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. Дошкольные учреждения, в отличие от школы, дают широкие возможности для реализации принципа индивидуального подхода к детям.

6.        Не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов.

7.        Следующий важный момент, который необходимо учитывать, - это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребёнок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку трения.

8.        Очень важно уметь применить адекватные способы вовлечения детей в работу. Например: Помощь воспитателя детям - «Света, тебе помочь? Давай я подержу растение, а ты обрывай сухие листья», или например         совместная работа воспитателя и детей «Я сейчас принесу почву, а вы тем временем вымойте горшочки.

11.        Очень ответственным является конечный этап эксперимента - анализ результатов и формулирование выводов.        Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.

     Для того чтобы экспериментирование было доступным и интересным детям, необходимо создать предметно-развивающую среду, подобрать литературу по данной проблеме, создать уголки экспериментирования.  

                                   

                     

                   

                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика организации наблюдений за изменениями в природе у/о школьниками

Методика организации наблюдений за изменениями в природе и работы с календарем природы в младших классах специальной(коррекционной) школы VIII вида....

Наблюдения и эксперименты

Эта методическая разработа составлена для детей 3 лет ............

Наблюдение и эксперимент - методы изучения естествознания и химии

7 класс. Пропедевтический курс "Химия. Вводный курс"...

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОГРАММА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ШКОЛЬНОГО КРУЖКА «КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ ИНСАРСКОГО РАЙОНА»

Тема: Методика организации и программа экологического школьного кружка «Культурный ландшафт Инсарского района»Содержание работы 1.Внеклассная работа по экологии в школе 2.Разработка программ...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимент. Лабораторная работа № 2 «Знакомство с клетками растений».

Технологическая карта урока биологии УМК Пономарёва И.Н. (5 класс) ФГОС по теме "Клеточное строение организмов. Многообразие клеток. Методы изучения живых организмов: наблюдение, измерение, эксперимен...

"ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ" 13.03.2019

ОРГАНИЗАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА ОСНОВЕ ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО НАБЛЮДЕНИЯ И ЭКСПЕРЕМЕНТИРОВАНИЯ...