Формирование праксиса у детей младшего и среднего дошкольного возраста
методическая разработка

Одним из первых звеньев в общей системе современного образования является – дошкольное. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком, что является для него одним из самых важных приобретений. В настоящее время многих интересует проблема речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Наиболее часто встречающимся речевым отклонением от нормы является нарушение артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель- логопед

  Прозорова  Елена Александровна

Одним из первых звеньев в общей системе современного образования является – дошкольное. Именно в дошкольном возрасте ребенок овладевает родным языком, что является для него одним из самых важных приобретений. В настоящее время многих интересует проблема речевых нарушений у детей дошкольного возраста. Наиболее часто встречающимся речевым отклонением от нормы является нарушение артикуляционного праксиса у детей дошкольного возраста.

 На современном этапе уделяется внимание раннему выявлению и диагностике детей с нарушениями речи, такая диагностика позволяет вовремя заметить нарушение и скоррегировать его путем подбора определенных методик и привлечения ряда специалистов, что позволит предупредить дальнейшее развитие патологии речи. Речь представляет собой одну из сложных высших психических функций человека. Речевой акт осуществляется сложной системой органов, в которой главная роль принадлежит деятельности головного мозга. Осуществляя речевое общение посредством языка, говорящий отбирает необходимые для выражения мысли слова, связывая их по правилам грамматики языка и произносит путем артикуляции речевых органов. Для того чтобы речь человека была членораздельной и понятной, движения речевых органов должны быть закономерными, точными и автоматизированными.  Иными словами необходимым условием реализации фонетического оформления речи является хорошо развитая моторика артикуляционного аппарата.

 Речь осуществляется деятельностью сложного анатомо-физиологического аппарата, состоящего из центрального и периферических органов. Все органы речи неразрывно связаны и взаимодействуют под регулирующим воздействием коры головного мозга. В основе звукопроизносительного процесса лежат речевое дыхание и деятельность речедвигательного аппарата. Имеется определенная взаимосвязь в деятельности слухового и речедвигательного анализаторов. Способствуют формированию правильного звукопроизношения особая восприимчивость детей к звуковой стороне языка, интерес ребенка к звукам речи, стремление овладеть их произношением. Большое значение в произношении имеет деятельность речедвигательного аппарата, который к дошкольному возрасту сформирован, но имеет некоторые особенности. Процесс артикуляции звуков человеческой речи состоит в образовании связи между ощущениями, вызванными сокращением мышц речевого аппарата, и слуховыми ощущениями от звуков, которые человек произносит. К этим связям присоединяются еще и зрительные ощущения. Зрительное восприятие помогает улавливать видимую артикуляцию звуков и тем самым уточнять свои собственные движения. Таким образом, в дошкольном возрасте имеются все предпосылки для успешного овладения звуковой стороной родного языка. По мнению большинства ученых, дошкольный возраст является наиболее благоприятным для окончательного становления всех звуков родного языка. Всякое отступление от правильного произношения в возрасте свыше 5 лет, утверждает Ф.Ф. Рау, необходимо рассматривать уже как затянувшееся косноязычие, которое может превратиться в привычку ребенка. Поэтому именно в этот период необходимо особенно серьезно следить за произношением детей и вовремя предупреждать косноязычие. 14 Увеличивается число детей с нарушениями речи. Поэтому есть необходимость в ранней диагностики и правильной направленной коррекционной деятельности. Нами была проведена экспериментальная деятельность по развитию артикуляционного праксиса у детей младшей группы дошкольного возраста. Результаты экспериментальной деятельности показали значительные улучшения в формировании артикуляционного праксиса у группы воспитанников. Подвижность органов артикуляционного аппарата возросла, а именно у детей закрепились кинетические ощущения движений губ – в улыбке, натягивание губ, для овладения группой свистящих звуков, трубочкой – при овладении артикуляционными укладами для постановки или уточнения произношения шипящих звуков; движения языка вверх – вниз, для уточнения и закрепления артикуляции звуков [д], [т], [н], что способствовало также подготовки артикуляционного аппарата к овладению звуками позднего онтогенеза – шипящие, соноры, движения языка – вправо-влево, разработали тем самым подвижность кончика языка, укрепили мышцы языка в целом, сформировали умение спокойно открывать и закрывать рот, развили подвижность нижней челюсти, растянули подъязычную уздечку с помощью комплекса артикуляционной гимнастики и т.д. Применение традиционно логопедических методов совместно с нейропсихологическими методами позволили увидеть положительные результаты проведенной коррекционной деятельности. Поставленные задачи были достигнуты. Во-первых, повысился сенсомоторный уровень у группы воспитанников, во-вторых, развивая у детей артикуляционный праксис, количество неправильно произносимых звуков сократилось, т.е. иными словами подвижность органов артикуляционного аппарата возросла, у детей сформировались кинетические ощущения, фонематический слух на стадии становления. В экспериментальной группе встречались дошкольники с системными нарушениями речи, именно у этих детей результаты коррекционной работы не такие успешные. Для дальнейшего развития у них лексического и грамматического строя необходимы систематические занятия и 15 многолетнее логопедическое сопровождение. Нельзя сказать, что динамика речи у всех детей достигло результатов, которые планировались в начале. Это объясняется, прежде всего, со сложностью речевого нарушения, дискоординированной работой органов речевого аппарата с деятельностью высших отделов головного мозга, недоразвитием фонематического слуха и рядом других факторов. Итак, мы видим, что при образовании различных звуков каждый орган занимает определенное положение. В речи звуки произносятся не изолированно, а один за другим, поэтому органы артикуляционного аппарата должны быстро менять свое положение. Четкого произношения звуков, слов, фраз можно добиться, если органы артикуляционного аппарата будут достаточно подвижны, а работа их — координирована.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия для детей с ОВЗ младшего и среднего дошкольного возраста "Ручеек"

Интегрированное занятие рекомендуется проводить двумя специалистами одновременно: учитель-логопед работает над развитием речи и коммуникативных навыков, педагог-психолог - над формирова...

Опыт работы «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ ПО ОЗДОРОВЛЕНИЮ И ФИЗИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО И СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

Данный опыт посвящен одной из важных проблем современного образования:    охране    и    укреплению    физического    и...

Конспект логоритмического занятия по обучению детей основам безопасности дорожного движения «Путешествие в страну Светофорию» для детей логопедической группы среднего дошкольного возраста

Методическая запискаДанная тема важна для работы с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи, так как кроме работы по профилактике ДДТТ, она помогает решить важнейшие задачи, стоящие пер...

Профилактика речевых нарушений у детей младшего и среднего дошкольного возраста с использованием методов инновационной технологии ТРИЗ .

ТРИЗ – педагогика – педагогическое направление, раскрывающее сущность, цели, задачи процесса воспитания и обучения, основанное на общих законах теории решения изобретательских задачМетоды ...

конспект Зимние спортивное развлечение «Веселые старты» для детей младшего и среднего дошкольного возраста.

Сценарий Зимние  спортивное развлечение «Веселые старты» для  детей младшего и среднего  дошкольного возраста....