Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя
статья

Татьяна Сергеевна Балашкина

Самостоятельность обучающихся как залог успеха. Обучение на уроках и во внеурочной деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formir.otsenoch.protsedur.docx307.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование оценочной самостоятельности обучающихся – одна из важнейших профессиональных задача учителя»

с. Богородское

2017 г.

  • деятельности на определенных этапах урока или в конце урока не только себя, но своего товарища, используя умение выделять достоинства и недочеты в ответах.

Из этого следует, что учитель должен принципиально изменить процедуру оценивания, организовав его как совместное действие, постепенно передавая инициативу оценки в руки самого ребенка.

Для того чтобы овладеть оценочной самостоятельностью, ребенок должен на каждом этапе урока знать, что он делает и для чего он это делает, т. е. с первых уроков учитель учит детей ставить перед собой определенные цели и задачи в соответствии с темой данного урока. От этого напрямую зависит качество знаний.

Дети, которые только в начале учебного пути, не владеют навыками самоконтроля и поэтому нуждаются в постоянном побуждении к этому со стороны учителя или родителей. Но уже на первых уроках дети замечают разный уровень подготовленности своих одноклассников и неосознанно стремятся соответствовать уровню ребят, которые умеют строить свои ответы полно, более осознанно.

Самоконтроль— один из важнейших факторов, обеспечивающих самостоятельную деятельность учащихся. Его назначение заключается в своевременном предотвращении или обнаружении уже совершенных ошибок.

Вопросы, которые связаны с развитием самооценки, входят в круг центральных проблем педагогической и возрастной психологии. Умение оценить себя закладывается в самом раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

Установлено, что одной из причин отставания учащихся в учении является слаборазвитое умение критически оценивать результаты своей учебной деятельности.

Оценочная деятельность учителя – основа для формирования самооценки у обучающихся. Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Основные функции самооценки:

- констатирующая – на основе самоконтроля (что из изученного материала я знаю хорошо, а что недостаточно?);

- мобилизационно-побудительная (мне многое удалось в работе, но в этом вопросе я разобрался не до конца);

- проектировочная (чтобы не испытывать затруднений в дальнейшей работе, я обязательно должен повторить…).

Главный смысл самооценки заключается в самоконтроле обучающегося, его саморегуляции, самостоятельной экспертизе собственной деятельности и в самостимуляции.

В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки учащихся использую следующие формы

Виды самооценки:

  • Ретроспективная – самооценка ученика предшествует оценке учителя.
  • Рефлексивная – основой данной самооценки являются знания о собственном знании и незнании, о собственных возможностях и ограничениях
  • Прогностическая – учащиеся оценивают себя с позиции «Справлюсь ли я с заданием?»

Приемы ретроспективной самооценки

«Говорящие рисунки»C:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\1361637224.jpgC:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\321205_cute-cartoon-ВС-облака-вектора-небе.jpgC:\Documents and Settings\Димон\Рабочий стол\108491145_large_3a.png

  • Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
  • Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй другое лицо.
  • Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.

«Индивидуальная самооценка»

– Что тебе нужно было сделать?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты сделал всё сам или с чьей-то помощью?

– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.

«Оценочные суждения»

  • Справился отлично, не допустил ни одной ошибки, изложил логично, полно, привлек дополнительный материал.
  • Справился хорошо, полно и логично раскрыл вопрос, самостоятельно выполнил, знает порядок выполнения, видна заинтересованность. Однако не заметил ошибки, не успел их исправить, в следующий раз надо поискать еще более удобный способ решения.
  • Выполнил наиболее важные требования, знает основу, понимает суть, однако не все учел, переставил местами логические звенья и т.д.
  • Выполнил все эти требования, осталось поработать вот над этим….

«Волшебные линеечки» (Г.А. Цукерман)

«Волшебные линеечки» являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает внешне измерительный прибор.

Такая система оценивания:

  • позволяет любому ребенку увидеть свои успехи (всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить, как успешного);
  • удерживает учебную функцию отметки: крестик на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
  • помогает избежать сравнения детей между собой (поскольку у каждого из них оценочная линеечка только в собственной тетрадке).

Приемы рефлексивной оценки

«Незаконченное предложение»

   Я знаю…

   Я понимаю…

   Я научился…

   Мне легко…

   Мне сложно…

   Осталось непонятным…

«Кто сможет?»

  • Учитель говорит задание и спрашивает: «Кто сможет это сделать?» Учащиеся, оценив свои умения, поднимают руку. Один из учеников выполняет задание, коллективно проверяют правильность.
  • Представлены 3 вида карточек: На «5», «4» и «3». Ребята выбирают то задание, которое, по собственной оценке, смогут выполнить.

Самооценка формируется и развивается, если учитель демонстрирует положительное отношение к ученику, веру в его возможности, желание всеми способами помочь ему учиться. Методическая сторона сводится к применению в учебном процессе преимущественно индивидуальных эталонов, создающих условие для рефлексивной оценки учащимися своих действий.

Важность самооценки не только в том, что она позволяет увидеть человеку сильные и слабые стороны своей работы, но и в том, что в основе осмысления этих результатов он получает возможность выстроить собственную программу дальнейшей деятельности.

Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости оттого, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае завышенной, а тем более заниженной самооценки учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.

К процессу формирования адекватной самооценки и навыков самоконтроля необходимо привлечь родителей учеников, чтобы были единые требования в школе и дома. На родительских собраниях и на индивидуальных консультациях проводятся беседы о способах формирования и значении самооценки и самоконтроля. Родители, которые принимают участие в формировании у своего ребёнка адекватной самооценки и навыков самоконтроля, впоследствии реально оценивают возможности и учебную деятельность своих детей. Опыт показывает, что при совместной работе учителя и родителей результаты получаются более высокие и поставленные цели достигаются быстрее.

Работая с различными УМК по английскому языку, я столкнулась именно с этой проблемой. Ученик, получив домашнее задание в тетради на печатной основе, в результате приносит работу, полностью взятую из сборника с готовыми ответами. В данной ситуации основная трудность – как правильно оценить такое задание? Как обеспечить объективность оценок? При этом я не исключаю, что есть небольшой процент учащихся, которые выполняют эти упражнения самостоятельно, как правило, это дети с высоким уровнем знаний по предмету. Естественно, что их труд должен быть оценён более высокими баллами.

Безусловно, у меня был выбор: отказаться вовсе от использования таких тетрадей на печатной основе или же расширить систему оценивания, используя элементы накопительной балловой системы. Я выбрала второй путь. Система достаточно проста: за определённый промежуток времени у учащихся накапливаются выполненные задания в тетради на печатной основе. (Как правило, я собираю эти тетради на проверку один раз в неделю). За это время, как минимум, три упражнения должно быть выполнено.

Три правильно выполненных задания соответствуют одному «+». Таким образом, ребёнок накапливает эти «+» в течение всей учебной четверти. Пять накопленных плюсов соответствуют оценке «отлично». Если же учащемуся не удалось накопить достаточное количество баллов, ему даётся возможность использовать свои «+» при исправлении неудовлетворительной оценки, выполняя задание по той или иной теме. Ребята, которые занимаются на «хорошо» и «отлично» могут использовать свои «плюсы» как дополнительные баллы при выполнении заданий повышенного уровня сложности.

Данная система особенно результативна при выставлении четвертных итоговых оценок. Учащийся имеет право оставить неиспользованные ранее баллы на следующую четверть. Тем самым ребёнку даётся стимул, заранее создаётся ситуация успеха, выраженная в прогнозируемом им самим пополнении своего «плюсового банка».

Могут возникнуть вопрос: что же теперь меняется в этом случае? Ведь «слабые» учащиеся как использовали «решебники», так и продолжают «учить» уроки привычным для них способом. На мой взгляд, определённый результат есть и в данном случае: даже при простом механическом переписывании ответа закрепляется орфографическое написание слов, пополняется пассивный словарь ребёнка, который при систематической работе преобразуется в активный словарный запас. Правильно и разнообразно организованная учебная деятельность на уроке позволяет использовать и развивать полученные навыки учащихся.

 Организовывать учебную деятельность без оценки невозможно: она является её основным компонентом, определяет результат проделанной работы. Данная система оценивания, я считаю, направлена на успешное обучение учащегося, так как в определённой степени стимулирует учение, используется как форма поощрения, вносит момент соревновательности, кроме того позволяет учащимся работать в собственном, комфортном для них темпе и самое главное, на мой взгляд, ориентирует ребёнка на успех.

Таким образом, самооценка – гибкий инструмент, который учитель использует для управления учебной деятельностью. Самооценка позволяет человеку увидеть сильные и слабые стороны своей работы и выстроить на основе осмысления этих результатов собственную программу дальнейшей деятельности, что удовлетворяет требованиям сегодняшнего дня.

Федеральный государственный образовательный стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Самооценка – это важнейший психологический фактор формирования учебной деятельности учащегося, поэтому она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик.  Поэтому вопрос о формировании самооценки в среднем звене является актуальным в настоящее время.

Список использованной литературы:

1. Гладкая И.В. Оценка образовательных результатов школьников.

2. Полякова, С.В. Рейтинговая система оценки знаний учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://zam.resobr.ru/archive/year/articles/4856/

3. Симановский А.Э. Безотметочное обучение: возможности и пути реализации: Баласс, 2003Пб, 2008

4. Система оценивания: вопросы теории [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.vestnik.adygnet.ru/files/2006.2/274/chitao1_2006_2.pdf

5. Шамова Т. И., Ильина И. В., Белова С. Н. Инновации оценивания в школе первой ступени. 2006г.

6. ​ Шамова Т. И., Ильина И. В., Белова С. Н. Инновации оценивания в школе второй и третьей ступени. 2006г

7.Цукерман Г.А. Оценка без отметки, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Информационные технологии для решения профессиональных задач учителя»

Докладна тему:«Информационные технологии  для решения профессиональных задач учителя»Цель работы группы: Анализ и структуризация учебный процесс согласно выявленным потребностям.потребносте...

Формирование контрольно-оценочной самостоятельности обучающихся

Виды и приемы деятельности для формирования навыка оценочной самостоятельности у обучающихся...

"Обследование как одно из важнейших направлений работы учителя-логопеда"

В данном документе содержится:схема деятельности логопедической службысхема  "Обследование как одно из важнейших направлений работа учителя-логопеда"схема речевого дыханияправила речи...

«РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ ЧЕРЕЗ РЕШЕНИЕ УЧЕБНО – ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ»

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитат...

Доклад на педагогическом совете «Формирование оценочной самостоятельности обучающихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя»

Доклад на педагогическом совете школы "формирование оценочной самостоятельности обучащихся - одна из важнейших профессиональных задач учителя"...

Формирование оценочной самостоятельности

Организовать любую деятельность без оценки невозможно, так как оценка является одним из компонентов деятельности, ее регулятором, показателем результативности.Система контроля и оценки не может ограни...

Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя (статья)

Статья "Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя" содержит краткие рекомендации о структуре комбинированного урока, являющегося основным в практике ...