Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя (статья)
статья по обществознанию

Осадчая Наталия Николаевна

Статья "Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя" содержит краткие рекомендации о структуре комбинированного урока, являющегося основным в практике учителя, а также материал о формировании читательской грамотности с перечислением трех групп метапредметных умений и примеров конкретных заданий, направленных на формирование функциональной читательской грамотности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_osadchey_n.n.docx886.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование читательской грамотности как одна из важнейших целей в работе учителя

Осадчая Н.Н., учитель Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

средней общеобразовательной школы №436

Петродворцового района Санкт-Петербурга   им. Е.Б. Ефета

В современной методической литературе выделяют следующие типы уроков:

  • урок ознакомления с новым материалом;
  • комбинированный урок;
  • урок закрепления изученного материала;
  • урок применения полученных знаний (практическое занятие);
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний и умений (урок развивающего контроля).

Тем не менее основным в практике учителя является комбинированный урок. Для успешного проектирования всех этапов занятия целесообразно еще раз акцентировать внимание на его структуре. Итак, комбинированный урок состоит из следующих элементов:

  1. Целеполагание (цели конкретные, измеримые, достигаемые, с четкими сроками) и мотивация.
  2. Актуализация знаний.
  3. Открытие нового знания.
  4. Первичное закрепление.
  5. Диагностика и самопроверка.
  6. Рефлексия.

Мотивация – одно из главных условий успешного занятия, поэтому в начале проектирования урока следует ответить на следующий вопрос: что может являться мотивом для получения нового знания? Приведем самые распространенные мотивы:

  • необычная, заставляющая задуматься фотография или смешная иллюстрация;
  • яркая/забавная/мудрая цитата (например, «Инфляция – это когда каждый из нас настолько богат, что никто ничего не может себе позволить», «Инфляция – это когда за свои деньги вы уже не можете купить столько, сколько в те времена, когда у вас не было денег», «Инфляция – это когда цены растут быстрее, чем успевают менять ценники»);
  • удивительный факт (например, в гробнице Тутанхомона был найден кинжал, выполненный из железа и кобальт, т.е. тех элементов, которые не были свойственны тому этапу цивилизации. Каким образом он попал туда?)
  • отрывок из художественного произведения;
  • обществоведческие мемы.

Современные дети отличаются клиповым мышлением, что можно использовать в образовательных целях. Мемам свойственны яркость, броскость и понятность, а вот учебники, к сожалению, многие считают сложными, а их чтение – слишком трудоемким.

На этапах открытия новых знаний и первичного закрепления следует избегать пассивного получения информации учащимися.

Методисты провели опрос о предпочтительных методах обучения среди учащихся, и статистика показала, что формат лекций не любит около 70% слушателей. Системно-деятельностный подход – это, по-прежнему, основа нашей работы.

На этапе первичного закрепления следует добавить в обычные задания что-нибудь актуальное для обучающихся. Например, при изучении черт массовой культуры следует не использовать общие фразы по типу «киностудия сняла многосерийный фильм», а добавить конкретики: «HBO выпустил сериал "Игра престолов"».

На этапе диагностики и самопроверки обязательно должны присутствовать четкий алгоритм выполнения заданий и системы критериев оценивания и перепроверка выполненной работы учителем.

Необходимо более подробно остановиться на таких этапах современного урока как открытие новых знаний и первичное закрепление. Это время стоит посвятить формированию читательской грамотности у учащихся. Читательская грамотность сегодня – это одна из основных целей в проектировании образовательной деятельности и один из видов функциональной грамотность, необходимой для дальнейшего самоопределения в обществе.

Читательская грамотность – это осмысленное чтение. Практика проверки работ выпускников, выполняющих задания ОГЭ и ЕГЭ, показывает, что часть детей не понимает смысла заданий, а поэтому выполняет их неправильно. Кроме того, высок процент учеников, которые не могут интерпретировать текст, содержащийся в КИМах. Международная программа по оценке образовательных достижений учащихся высокую читательскую грамотность считает необходимым условием для успешной жизнедеятельности в обществе, что еще раз подчеркивает важность и актуальность данной проблемы.

Таким образом, во время проектирования образовательной деятельности учитель должен обращать внимание на формируемые у учеников умения, которые делятся на три большие группы:

  1. Нахождение и извлечение информации из текста. Сюда относятся такие способности как определение нужного фрагмента текста, наличие или отсутствие какой-либо информации, а также извлечение сведений из текста или диаграммы.
  2. Интерпретация (то есть толкование текста, извлечение из него информации, которая не сообщается напрямую. Другими словами, интерпретация – это осмысление подтекста) и интеграция (связывание, соединение элементов, а также единиц информации в тексте и определение их общей роли). Формируемыми читательскими умениями являются понимание последовательности событий, установление причинно-следственных связей, понимание смысловой структуры текста, то есть способность выделить главную мысль и назначение текста. Кроме того, к данным умениям относятся формулирование выводов, соотношение визуального изображения с вербальным текстом, понимание авторской позиции. О важности формирования данных умений свидетельствует тот факт, что они проверяются во время итоговой аттестации выпускников.
  3. Осмысление и оценка текста. К данной группе относится формирование следующих читательских умений: способность связать текст с собственными убеждениями и опытом, высказывать свою точку зрения, оценить достоверность и полноту информации, форму текста, то есть его стиль, художественные приемы, обнаружить в тексте противоречия. Перечисленные умения являются метапредметными. Именно на формирование этих читательских умений должны быть направлены все задания, предлагаемые ученикам.

Для большей иллюстративности необходимо привести несколько примеров заданий, нацеленных на формирование читательской грамотности.

Текст:

Для ребенка семья является первым воспитателем, ближайшей средой передачи ему духовного богатства, культурных традиций, формирования ценностных ориентаций, практических умений и навыков. Семья является для ребенка микромоделью общества.

Семья формирует нормы и традиции. Семейные традиции аккумулируют родовой опыт социального развития, фиксируют прошлое…

Суть семьи – рождение и воспитание детей. Она может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей: матери, отца, бабушки, дедушки, – не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится о нем столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Система семейного воспитания в последнее время претерпевает значительные изменения. Известно, что состояние современной семьи обусловлено рядом негативных факторов: произошло нарушение статуса семьи, даже во внешне благополучных семьях отсутствует взаимопонимание между супругами, детьми и родителями.

Сегодня приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном понимании усугубляет проблемы семейного воспитания по ряду причин. Малодетность семьи уже во многих поколениях: воспитываясь в таких условиях, дети не получают практических навыков по уходу за младшими братьями и сестрами. Молодые семьи не имеют возможности отделиться от своих родителей; влияние старшего поколения снижается, его опыт остается невостребованным и др.

Основными условиями успеха в воспитании детей в семье можно считать наличие нормальной семейной атмосферы, авторитета родителей, правильного режима дня, своевременного приобщения ребенка к книге и чтению, к труду. Семейные традиции очень важны, поскольку благодаря им молодое поколение учится ценить и уважать семейную атмосферу и понимать ценность семьи.

(По Л.А. Чиликиной)

Задания на формирование читательской грамотности

I Нахождение и извлечение информации из текста

Формируемые умения:

  • Определение фрагмента текста с требуемой информацией
  • Определение наличия (отсутствия) информации

Задания:

  1. В чем автор видит суть семьи?
  2. Как он характеризует семейные традиции (приведите любые две характеристики)?
  3. Какие негативные факторы, по мнению автора, обусловили состояние современной семьи (назовите два негативных фактора)?
  4. Современные обществоведы высказывают точку зрения об огромной роли семьи в жизни ребенка. Приведите фрагмент текста, который подтверждает эту точку зрения.

II Интеграция и интерпретация текста (осмысление подтекста, связывание элементов информации и определение их роли в тексте, извлечение информации, которая не сообщается напрямую)

Формируемые умения:

  • Анализ и оценка суждений
  • Определение причинно-следственных связей
  • Понимание смысловой структуры, выделение главной мысли, формулирование выводов
  • Соотношение визуального и вербального отображения текста
  • Понимание авторской позиции

Задания:

  1. Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты и озаглавьте каждый из них. Озаглавьте весь текст.
  2. Семейные ценности – это не то, что хранится в шкатулке или шкафу: дорогие костюмы, украшения, деньги. А вот альбом старых фотографий или бабушкин рассказ о прошлом семьи, которые передаются из поколения в поколение, – это семейные ценности. В чем, по вашему мнению, состоит польза от стремления узнать и сохранить семейные традиции и ценности? Какие семейные традиции есть в вашей семье?

Бабушки и внуки. Выстраиваем отношения

  1. Прочитайте текст. Обдумайте приведенные ниже суждения. Выделите те, которые, на ваш взгляд, верно отражают роль семьи в современном обществе.
  1. Семья оказывает важное влияние на социализацию ребенка
  2. Факторами семейного благополучия являются: уважение, поддержка, взаимопомощь и любовь
  3. Причина проблем в семье – это отсутствие уважения.
  4. В многодетных семьях дети учатся заботится и ухаживать за младшими членами семьи, что является важным условием социализации
  5. Опыт и влияние старшего поколения не являются необходимыми факторами для благополучия семьи
  6. Самая главная функция семьи – это рождение и материальное обеспечение детей
  1. Расспросите своих родных, как проходили досуг в семьях их дедушек и бабушек, их родителей. Сравните их рассказы с тем, как проводит досуг современная семья. Какие можно выявить различия? С чем эти различия могут быть связаны? Как на возможностях досуга отражаются ценности и традиции семьи?
  2. Установите соответствия между приведенными ниже примерами из жизни семьи и функциями современной семьи.

Примеры

Функции семьи

А) Светлана и Николай Назаровы часто навещают бабушку Светланы, помогая ей по хозяйству.

  1. Хозяйственно-экономическая
  2. Досуговая
  3. Функции социализации

Б) В семье Петровых все любят рыбалку и даже зимой в выходные дни выезжают на эту «тихую охоту»

В) Семья Ивановых в воскресенье посетила музей, посвященный блокаде Ленинграда

Г) Семья Сидоровых по воскресеньям ходят в приют для бездомных животных, где занимаются волонтерской деятельностью

Д) Ваня вместе с папой каждую неделю посещает бассейн

Ответы:

А

Б

В

Г

Д

III Осмысление и оценивание текста

Формируемые умения:

  • Обнаружение противоречий в тексте
  • Высказывание своей точки зрения
  • Оценка достоверности и полноты информации
  • Способность связать текст с собственными убеждениями и опытом

Задания:

  1. Автор говорит о негативных факторах, влияющих на состояние современной семьи. Какие еще факторы, не названные в тексте, вы могли бы назвать? В чем, по вашему мнению, негативность влияния каждого из названных вами факторов? ИЛИ Какие факторы, на ваш взгляд, не названные в тексте, обеспечивают благополучие семьи? А какие факторы могут приводить к семейным проблемам?
  2. В обществе есть мнение, что для укрепления семьи следует предельно усложнить процедуру расторжения брака. Используя обществоведческие знания, предположите, каковы плюсы и минусы такой ситуации (приведите два плюса и два минуса подобной ситуации).
  3. Документ

Из высказывания Екатерины II, российской императрицы: «Доброй хозяйки должность есть: быть тихой, скромной, постоянной, осторожной; к Богу усердной, к свекру и свекрови почтительной; с мужем обходиться любовно и благочинно, малых детей приучать к справедливости и любви к ближнему; перед родственниками и свойственниками быть учтивой, добрыя речи слушать охотно, лжи и лукавства гнушаться; не быть праздной, но радетельной на всякое изделие и бережливой в расходах».

Дайте ответ на вопрос: какие из названных Екатериной Великой качеств жены, по вашему мнению, важны и сегодня?

Подводя итог, хочется вспомнить высказывание Ж.Ж. Руссо, которое может стать девизом современного учителя: «Скучные уроки годны лишь на то, чтобы внушать ненависть и к тому, кто преподает, и к самому преподаваемому».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья по географии: "Приёмы работы с текстом на уроках географии как средство формирования читательской грамотности учащихся 5 классов".

1. Введение        Одним из необходимых условий успешного обучения учащихся в основной школе является умение каждого читать и понимать прочитанное, преобразовывать и...

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Формирование читательской грамотности на уроках русского языка и литературы (статья)

Статья с приемами формирования читательской грамотности у школьников...

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA: методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Тема: «Оценка читательской грамотности в исследовании PISA:методы и приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»....

"Формирование читательской грамотности обучающихся на уроках литературы" (из опыта работы Тугушевой Е. А.)

Как учителю литературы вызвать у всех учащихся интерес к художественному слову, к предмету "литература", формировать читательскую грамотность....

Мастер - класс "Функциональная (читательская грамотность) Тема : Документы музея как один из источников формирования читательской грамотности учащихся"

Презеньтация и  мастер- класс посвящается формированию читательской грамиотности учащихся, материалом для его проведния стали письма бывшей участницы войны, хранящиеся в музее.Презентация к масте...