Взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей ребенка на этапе предшкольной подготовки.
статья

Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической практике. Родители учащихся являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы. Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Недостаточное знание специфики семейного воспитания, неумение анализировать уровень педагогической культуры родителей, особенностей семейной социализации детей приводят к неумению педагога проектировать свою деятельность по отношению к членам семьи и детям.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагога дополнительного образования

с семьей ребенка на этапе предшкольной подготовки.

(выступление на заседании МО студии»Малышок»)

Проблема сотрудничества семьи и образовательного учреждения в контексте воспитания нравственной личности ребенка остаётся одной из наиболее значимых, и до сих пор не в полном объеме решённой задачей в системе образования.

Часто педагоги обвиняют семью в том, что ребёнку уделяется в ней мало внимания. Родители также не всегда положительно оценивают действия педагогов. Иногда они считают, что у педагогов низкий профессиональный уровень, невысокие моральные качества. Это становится причиной возникновения конфликтных ситуаций. А, как известно, конфликт лучше предупредить, чем исправлять его последствия.

В чем же заключаются ошибки педагога?

Педагоги не всегда умеют поставить задачи педагогического взаимодействия и выбрать адекватные им содержание, методы, формы и технологии сотрудничества с семьей. При выборе методик взаимодействия педагоги не всегда учитывают возможности и условия жизни конкретной семьи и др. Поэтому крайне важно, чтобы составной частью профессиональной деятельности педагогов учреждений дополнительного образования была систематическая работа по повышению эффективности их взаимодействия с семьей.

Обозначим конкретные задачи взаимодействия (сотрудничества) семьи и педагога дополнительного образования на примере гуманитарно-эстетической студии раннего развития детей «Малышок» Центра внешкольной работы «Гармония».

Педагоги нашего Центра ставят перед собой следующие задачи:

1.Сделать Центр и семью союзниками в воспитании детей;

2.Обеспечивать взаимопонимание и согласованность действий педагога и семьи, осуществляя комплексный подход;

3.Нейтрализовать возможные негативные влияния на ребенка;

4.Компенсировать и корректировать семейное воспитание совместными усилиями: выявлять, поддерживать, развивать.

Как же привлечь родителей в студию и сделать общение с родителями живым? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать?

Семейная жизнь многообразна. Не бывает семьи без проблем, без трудностей. В.А. Сухомлинский утверждал, что «дети – это зеркало нравственной жизни отцов и матерей». Именно в семье должны утверждаться основы гармоничного развития ребенка, закладываться его ценностные ориентиры и жизненные установки. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Каждая мать и отец хотят видеть своих детей достойными гражданами нашего общества. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека в современном мире, которая может трансформироваться под воздействием дальнейшего опыта социализации. Без сомнения, семья занимает центральное место в воспитании ребенка, но без помощи извне невозможно обеспечить высоких результатов в воспитании. Поэтому сотрудничество семьи и нашей студии, всего Центра, развитие их социального партнёрства – это залог успешной социализации нравственной личности школьника.

Необходимость и важность сотрудничества с семьей в студии «Малышок» никогда не ставилось под сомнение. Сотрудничество – это совместная деятельность, направленная на достижение единых целей. Оно предусматривает чёткое осознание единства целей, чёткое разграничение функций сотрудничающих сторон, взаимную помощь в реализации задач, достигающих цели. Сделать такое сотрудничество возможным и эффективным - вполне реальная цель при условии включения родителей в воспитательный процесс.

Старый школьный афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми - это работа с их родителями». Главное условие взаимодействия – полное представление о функциях и содержании деятельности друг друга.

Обязанности и права семьи.

Из Конституции и Семейного кодекса РФ следует, что воспитание детей - конституционная обязанность родителей. Они призваны:

1.Всемерно укреплять авторитет взрослого.

2.Воспитывать детей в духе уважения и любви к труду.

3.Подготавливать их к общественно полезной деятельности, приучать к дисциплине.

4.Заботиться о развитии и укреплении физического и психического здоровья.

5.Стимулировать к осознанному выбору профессии с раннего предшкольного возраста.

Если родители пользуются авторитетом у детей, показывают им образцы нравственной культуры и постоянной работы над собой, то их слова имеют большой вес и побуждают детей добросовестно выполнять свои обязанности. Обстановка несогласия, недоброжелательности и нервозности формирует у детей предшкольного возраста плохое настроение с которым они идут в студию, где не могут сосредоточиться на материале и вымещают агрессию на других. Вещизм, забота о материальных выгодах для ребенка полностью отодвигает чувство ответственности и долга на второй план, отрицательно влияет на личность ребенка.

Разумный контроль родителей помогает детям более ответственно относится к выполнению своих обязанностей, преодолевать отрицательные соблазны. На этапе предшкольной подготовки Родителям нужно и важно следить за соблюдением режима дня, знать – с кем дружат их дети, где и как проводят свой досуг, побуждать к выполнению своих учебных обязанностей и помощи по дому.

Одним из условий организации сотрудничества учреждений дополнительного образования и семьи является информирование родителей о деятельности образовательного учреждения.

Обязанности и права Центра:

1.Организует учебно-воспитательный процесс и несет ответственность за жизнь и здоровье учащегося во время этого процесса.

2.Обеспечивает учащемуся приобретение знаний, умений и навыков в объеме изучаемой общеобразовательной общеразвивающей программы;

3.Создает максимально благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности ребенка, всестороннего развития его способностей.

4.Применяет формы, методы и средства организации образовательного процесса адекватно возрастным и психофизиологическим особенностям, склонностям, способностям, интересам учащегося.

5.Предоставляет учащемуся возможность участия в конкурсах, мероприятиях, акциях и т.д.

6.Организует (при необходимости) различные формы педагогической и психологической поддержки.

Задачи сотрудничества педагога с родителями:

1.Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2.Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

3.Создать атмосферу общности интересов.

4.Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

В каком же направлении должен действовать педагог? Сначала необходимо выявить потребности родителей в педагогической поддержке, какая помощь и в чем именно им необходима, готова ли семья к активному взаимодействию с учреждением и педагогом дополнительного образования.

Формы взаимодействия педагога и родителей.

Формы взаимодействия педагогов и родителей – это многообразие организации их совместной деятельности и общения.

Одна из основных форм работы с родителями - родительское собрание. На нем обсуждаются проблемы жизни студии. Собрания не должны сводиться к монологу педагога. Это – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск решений. Тематика собраний может быть разнообразной: «Я и моя семья», «Учимся общению» и т.д. Особую заботу у педагога должно вызвать взаимодействие с отцами детей: как привлечь отцов к воспитательной деятельности в студии, повысить их роль в воспитании ребенка. С этой целью педагог, куратор группы может организовать специальные собрания или конференции-размышления «Отцы и дети», «Роль отца в воспитании» и др. С учетом современных требований можно существенно разнообразить саму форму проведения родительского собрания.

Ликбез для родителей способствуют повышению педагогической культуры родителей, их психолого-педагогической компетентности в семейном воспитании, выработке единых подходов семьи и допобразования к воспитанию детей на этапе предшкольной подготовки. В определении тематики мероприятий участвуют сами родители.

Презентации опыта семейного воспитания или тематические конференции по обмену опытом воспитания детей (на всех уровнях). Такая форма вызывает заслуженный интерес, привлекает внимание родительской и педагогической общественности.

Вечера вопросов и ответов проводятся с привлечением психологов, врачей и др. специалистов, на них приглашаются родители с учетом возрастных особенностей детей (например, родители будущих первоклассников, папы мальчиков).

Диспут, дискуссия – обмен мнениями по проблемам воспитания – одна из интересных для родителей форм повышения педагогической культуры. Она позволяет включить родителей в обсуждение важнейших проблем, способствует формированию умения всесторонне анализировать факты и явления, опираясь на накопленный опыт, стимулирует активное педагогическое мышление, дает возможность прислушаться к их мнению, увидеть различия во взглядах на образовательный процесс.

Круглый стол, родительский клуб проводится в форме встреч и требует от педагогов специальной подготовки. Цель - вовлечь родителей в активное обсуждение вопросов воспитания. Главное условие успеха таких встреч, дискуссий – добровольность и взаимная заинтересованность.

Индивидуальная работа. Особенно важной формой является деятельность родительского комитета. Родительский актив – это опора педагога и при умелом взаимодействии они успешно решают общие задачи. Родительский комитет стремится привлечь родителей и детей к организации интересных дел, решению проблем жизни студии.

Педагогу нужно выбрать наиболее эффективные формы взаимодействия с родителями и использовать их в работе.

Союз «ЦЕНТР(СТУДИЯ)-УЧЕНИК-СЕМЬЯ» должен быть направлен на благополучие и гармоничное развитие личности ребенка на этапе предшкольной подготовки, на сохранение желания учиться, на укрепление веры в себя. Успех союза зависит от систематического и корректного соблюдения этико-педагогических требований к стилю взаимоотношений с учащимися и их родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Мониторинг развития профессиональной компетентности педагогов дополнительного образования детей». Исходно-диагностический этап эксперимента: изучение «Уровня профессионально-педагогических умений педагогов ДОД».

 Обзорный доклад по теме районной экспериментальной площадки на заседании Кустового методического объединения заместителя директора по УВР Наталии Борисовны Синегиной. ...

Взаимодействие педагога дополнительного образования и концертмейстера в решении педагогических задач дополнительного образования детей

       Детское хоровое пение – важнейшее средство музыкально-эстетического и – шире – эстетического воспитания в целом. Достижение этой важнейшей цели не ограничивается собс...

Проект "Активные формы взаимодействия педагога-психолога с семьей по проблеме детско-родительского общения"

Проект направлен на профилактику и коррекцию трудностей общения между детьми и родителями посредством разнообразных форм деятельности и вовлечения членов семьи в совместную деятельность...

Формы взаимодействия педагога дополнительного образования и семьи.

Совместная деятельность педагога и семьи будет эффективнее тогда, когда педагог дополнительного образования будет использовать активные формы взаимодействия с семьёй своих воспитанников....

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (начальная подготовка 1-3 года обучения) от 9- 12 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ  Дополнительная предпрофессиональная  образовательная программа по этапам спортивной  подготовки (начальная подготовка 1-3 года  обучения) от 9- 12 лет ...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет

ЛЫЖНЫЕ ГОНКИ Дополнительная предпрофессиональная образовательная программа по этапам спортивной подготовки (учебно-тренировочный этап 1-2 года обучения) от 12-14 лет...