Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."
статья

Королёва Наталия Александровна

 В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Но существует ещё один вид работы, относящийся к декоративно – приладному искусству – это ниткография. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geometriya_i_nitkografiya.docx23.67 КБ
PDF icon geometriya_i_nitkografiya_1.pdf2.64 МБ

Предварительный просмотр:

Использование  техники "Ниткография"  для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии  и во внеурочной деятельности.

         Всем давно хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики у ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Развитая мелкая моторика пальцев рук является одним из показателей интеллектуальности ребенка. В. А. Сухомлинский писал: «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

       В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точности движений и силы, всевозможные мелкие конструкторы, мозаики, игрушки, штриховки, обводки. Но существует ещё один вид работы, относящийся к декоративно – приладному искусству – это ниткография. Она заключается в создании художественного образа путём пересечения цветных нитей на картоне. Это очень увлекательная работа, доступная людям любого возраста, начиная с самого младшего. Достоинство изонити ещё и в том, что выполняется она очень быстро и аккуратно с первого раза, да и фантазии есть, где разгуляться

        Изонить, ниточный дизайн, нитяная графика,ниткография, хордовое шитьё вышивание по картону техника, напоминающая вышивание  - все это названия особой техники декоративно-прикладного искусства, пришедшей к нам из Англии XVII века. На языке своей родины техника изонити называется Form-a-Lines, что в переводе означает "формы из линий". Термин

 « изонить» в России ввёл академик Геннадий Алексеевич Браницкий, заинтересовавшийся этой техникой во время командировок в Англию и США.

       Согласно одной версии английские ткачи изобрели особую технику переплетения нитей. Они брали деревянные дощечки и в определенном порядке вбивали в них гвозди, а порядок этот основывался на геометрических расчетах. Затем между гвоздиками натягивались нити. Делалось это опять же в определенной геометрической последовательности. При перекрещении нити формировали замысловатые узоры, похожие на кружева. Использовались они для украшения интерьеров.

       По другой версии,создательницей техники изонить является известная английская исследовательница и математик Мэри Эверест Буль. Автор книги « Подготовка ребёнка к восприятию науки» ( 1904 ). Технику заполнения нитками различных форм Мэри Эверест Буль изобрела для того, чтобы помочь детям в изучении геометрии.

       Второе рождение техника изонити пережила в XX в. благодаря голландской рукодельнице Эрике Фортгенс. Мастерица решила поделиться своим увлечением со всем миром и в 1990-х гг. издала книгу, посвященную этой технике. В ней содержались подробные инструкции к вышиванию по картону и схемы рисунков. Стараниями Фортгенс произошел всплеск интереса к изонити. Стали даже выпускаться специальные наборы для вышивки по картону.

Возрожденная в Нидерландах, изонить опять вернулась в Англию. Примерно с 1998 г. в моду там вошли вышитые открытки. Сегодня изонить широко используется в технике скрапбукинга, изготовлении книжных закладок и других видах рукоделия.

        Суть техники изонити проста: на картон или другую твердую основу наносят эскиз, рисунок условно разбивают на простые геометрические формы: угол, треугольник, окружность. По контуру через равные интервалы прокалывают отверстия, а затем через эти дырочки в определенной последовательности протягивают нитки. Искусство изонити можно сравнить со штриховкой, только рисунок заполняется не карандашными линиями, а ниточками.

        Преимущество изонити - ее простота и художественная привлекательность. Освоить эту технику под силу даже детям младшего школьного возраста. Не случайно руководители изостудий, кружков рукоделия и учителя труда любят включать изонить в программу своих занятий. Вышивание по картону развивает глазомер и тонкую моторику. В дальнейшем ребенку, освоившему изонить, легче дается геометрия, ведь эта техника как раз и основана на работе с геометрическими фигурами.

         Многие виды рукоделия требуют долгих тренировок. Новичкам приходится отправлять в мусорную корзину не одну работу, прежде чем у них начинает получаться что-то приемлемое. С изонитью таких проблем не возникает. Нужно лишь уловить принцип заполнения фигур. Тогда уже с первых попыток удастся создать красивый выпуклый узор.

         Помимо простоты и эстетической привлекательности, у изонити есть еще одно немаловажное преимущество - дешевизна. Многие виды рукоделия требуют серьезных финансовых затрат. Нужно покупать особые материалы, подбирать инструменты. Приходится выискивать все необходимое по специализированным магазинам и сайтам, выкраивать средства из семейного бюджета на их покупку. Если же работа не получается такой, как задумывалось, дорогостоящий материал тратится впустую. Особенно нелегко приходится новичкам, ведь из-за отсутствия опыта брака у них гораздо больше, чем у мастериц-рукодельниц. Но самое затратное - это, конечно, детское прикладное творчество. Неумелые детские ручки могут испортить работу там, где не допустит ошибку даже новичок-взрослый. Не будем кривить душой: родители нередко жалеют денег и пытаются заинтересовать своего малыша менее затратным видом рукоделия. А, как вы сами понимаете, чем меньше вложено в работу, тем меньше будет и отдача. Поделки из тусклой цветной бумаги, похожей на плохо прокрашенную газетную страничку, вряд ли всерьез увлекут ребенка.

         Изонить в этом отношении - идеал соотношения цены и качества конечного результата. Для вышивания по картону не нужны никакие особые инструменты и материалы. Иголки, нитки, плотная бумага, клей - все это найдется в каждом доме. Финансовые вложения минимальны: самое большее, что вам придется сделать - купить простые и дешевые канцелярские принадлежности, картон и разноцветные катушки ниток. Все эти инструменты и материалы стоят копейки, а хватает их надолго.

           Разговор об изонити следует начать с расшифровки ее основных терминов и понятий. Значительная их часть должна быть знакома вам по урокам геометрии. В основе изонити лежит заполнение нитками внутреннего пространства геометрических фигур. Простейшие из них – угол и окружность. Это основа основ ниткографии, ее базовые элементы, без знания которых бессмысленно даже пытаться понять, как заполняются более сложные фигуры.

           Угол – это геометрическая фигура, состоящая из точки (вершины угла) и двух выходящих из неё лучей (сторон угла). Прямой угол – это угол, один луч которого лежит горизонтально, а другой вертикально. Он равен 90 градусов. Лучи прямого угла строго перпендикулярны друг другу. Угол меньше 90 градусов называется острым. Угол больше 90 градусов называется тупым. Развёрнутый угол равен 180 градусам. Лучи этого угла разбегаются в противоположные стороны, образуя прямую линию.

            Окружность – это множество всех точек плоскости, находящихся на заданном расстоянии от точки, которая называется центром окружности. Хорда – это отрезок прямой, соединяющий две любые точки окружности. Радиус окружности – это расстояние от центра окружности до любой её точки. Диаметр окружности – это хорда, проходящая через центр окружности. Он равен двум радиусам.

            Шаблон — это образец какой-либо фигуры или изображения, вырезанный из твердого материала (дерева, пластика, картона, резины). Контуры шаблона обводят на основе или другом материале, чтобы один раз или многократно нарисовать данную фигуру.

           Трафарет — это лист плотной бумаги или картона, в котором вырезаны контуры какой-либо фигуры или изображения. Трафарет прикладывают к основе и закрашивают вырезанные контуры, чтобы один раз или многократно перенести на основу данную фигуру.

            Композиция — это взаимное расположение фигур на заданном участке.

           Стилизация — это изображение фигур, обобщенное и упрощенное по цвету и/или форме.

           Орнамент — это узор, составленный из повторяющихся элементов, чередующихся в строго определенной последовательности.

          Техника исполнения изонити – это чистая геометрия.

- В разделе «Целое и части» расширяются представления младших школьников о способах конструирования геометрических фигур: геометрическая фигура рассматривается как целое, которое можно составить из нескольких других фигур, её частей или целую геометрическую фигуру можно разложить на части, на другие фигуры.

- В разделе « Геометрическая форма» формируются понятия о точке, прямой, плоскости, луче, отрезке; понятие о разных углах, их величине, длине сторон; понятие об окружности, о центре окружности, хорде разной длины и её направлении. Уточняются представления о многоугольниках. Формируются у учащихся умения читать графическую информацию, выделять видимые и невидимые линии при изображении пространственных фигур.

- В разделе « Ориентировка на плоскости» отрабатываются знания и представления детей о пространственных отношениях: вверх-вниз, слева- справа, перед- за, между, над-под .

- В разделе « Симметрия» даётся понятие центральной и осевой симметрии.

- Выполняется построение и моделирование разных углов, окружностей, дуг, овалов, треугольников, прямоугольников, ромбов, квадратов и других геометрических фигур.

Выполнение заданий в технике изонить способствует формированию у учащихся представлений о форме предметов, их взаимном расположении и изображении на плоскости; развивает пространственное мышление, воображение, память, глазомер, мелкую моторику; учит совершать последовательные действия, концентрировать внимание, читать и комментировать графическую информацию; стимулирует развитие творческих способностей младших школьников. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального и общего образования изонить успешно применяется на занятиях по изобразительному искусству, трудовому обучению, математике и во внеурочной деятельности по направлениям: интеллектуальное и общекультурное развитие личности.

                      ПОРЯДОК  ВЫПОЛНЕНИЯ  РАБОТЫ

                    При создании картин в технике изонити придерживаются определенной последовательности действий.

1. Разработка эскиза будущей картины. Даже знаменитые живописцы всегда начинают работу с чернового наброска. Следуйте и вы их примеру. Очень часто образ картины, сложившейся в нашем воображении, не получается адекватно перенести на бумагу. Не хватает художественного мастерства или выясняется, что замысел, казавшийся удачным, далеко не так хорош. Возьмите карандаш, бумагу и в деталях изобразите то, что вы рассчитываете впоследствии увидеть на своей ниткографической картине.

2. Выполнение чертежа в натуральную величину. Для удобства его делают на миллиметровой бумаге или листе в клеточку. На чертеже учитывают все особенности техники заполнения элементов будущей картины.

3. Подготовка основы. Выберите прочную основу, подходящую по цвету, размеру, текстуре. Не забудьте учесть припуски по всему периметру основы. Они нужны, чтобы вставить картину в рамку. Если основа тонкая, продублируйте ее.

4. Прикрепление чертежа к изнаночной стороне основы. Чтобы чертеж не съезжал, зафиксируйте его канцелярскими скрепками. Опытные мастера иногда выполняют чертеж прямо на самой основе. Однако для этого нужна действительно твердая рука и точный глазомер.

5. Разметка картины. Карандашами обозначьте на изнаночной стороне основы все элементы рисунка, отметьте точки будущих проколов.

6. Прокалывание отверстий. Шилом или другим острым инструментом проколите намеченные дырочки. Делать это надо с изнаночной стороны основы.

7. Заполнение рисунка нитками. Вставьте нить в иглу и протяните ее через первое отверстие. Конец нити приклейте к изнаночной стороне основы клеем или кусочком скотча. Прошивайте элементы картины, протягивая нить через отверстия в необходимой последовательности.

8. Оформление задника картины. Вырежьте из картона задник, по размеру равный основе. Приклейте его к изнаночной стороне картины. Это нужно, чтобы скрыть некрасивую изнанку с кончиками нитей.

9. Оформление рамки. Можно вставить картину в готовую деревянную или картонную рамку. Если ее нет, можно аккуратно обрезать края картины и покрасить торцы основы подходящей краской или наклеить по периметру картины полоски картона и выкрасить их краской. С обратной стороны сделайте крепление, чтобы подвешивать картину.

       Наверняка вам уже не терпится попробовать свои силы в вышивке по картону. Итак, давайте начнем постигать секреты волшебной изонити.

Используемая литература:

 1. Бурундукова Л. И. Волшебная изонить. – М.: АСТ - ПРЕСС  КНИГА, 2011

 2. Правила по математике: Начальная школа. / Сост. И. В. Клюхина. – 3-е изд., перераб. – М.:    ВАКО, 2014 – ( Школьный словарик.)

- 3.Истомина Н. Б., Редько З. Б. Методические рекомендации к работе с Тетрадями « Наглядная геометрия» для 1 – 4 классов ( авторов проф., д. п. н. Н. Б. Истомина и др.) – М.: Издательство         « ЛИНКА – ПРЕСС», 2012

 4. Истомина Н. Б., Редько З. Б. Наглядная геометрия. Тетради по математике. 1 класс, 2 класс,           3 класс, 4 класс – М.: Издательство ЛИНКА – ПРЕСС, 2012

  5. Гильман.Р.А. Иголка и нитка. Москва Легпром бытиздат 1993г.

Использование  техники "Ниткография"  для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии  и во внеурочной деятельности.

Сопровождается слайдами

                                        Королёва Н.А.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад «Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном процессе"

Возможности современных информационных и коммуникативных технологий в реализации принципа индивидуализации обучения и развития творческого потенциала личности обучающегося в образовательном п...

Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Всем давно хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики у ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Развитая мелкая мо...

"Развитие творческого потенциала у обучающихся на уроках музыки"

В данной статье представлены различные формы и способы работы с одаренными детьми на уроках музыки....

Доклад на методическом объединении учителей русского языка и литературы на тему: «Развитие творческого потенциала личности ребенка на уроках русского языка и литературы».2013-2014 учебный год.

         Одной из главных целей современного образования  считаю  создание условий для развития творческих способностей личности ребенка. Творчество – э...

Программа "Выявление и развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"

В программе указаны этапы развития творческих и интеллектуальных возможностей оучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности...

Применение современных ИКТ технологий на уроках математики и информатики и внеурочной деятельности через игру в КВН, как возможность развития творческого потенциала личности обучающегося и повышения функциональной грамотности

Цель: Сформировать умение работать с информацией и критически омысливать ее            Создать условия тдля обучения и развития детей через игру в КВН    ...

Развитие творческой активности у обучающихся с нарушениями интеллекта на уроках технологии и внеурочной деятельности.

В работе представлен материал по обмену опытом  о развитии творческой активности у обучающихся 5-9 классов с нарушением интеллекта. В силу психофизических проблем у наших воспитанников имеется мн...