Программа "Выявление и развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности"
рабочая программа по обж (7, 8, 9 класс)

Галина Николаевна Хуснудинова

В программе указаны этапы развития творческих и интеллектуальных возможностей оучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа

«Выявление и развитие творческих, интеллектуальных способностей обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочной деятельности»

Разработала -  учитель ОБЖ Хуснудинова Г.Н.

Пояснительная записка

Рабочая программа по выявлению способностей обучающихся разработана на основе:

- Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

- Учебного плана МБОУ «  Средняя школа №2» г. Десногорска;

- Основной общеобразовательной программы МБОУ» Средняя школа №2» г. Десногорска.

Программа по развитию способностей обучающихся опирается на основную стратегию нашего образования по ФГОС- формирование всесторонне развитой личности. Программа направлена на развитие социокультурной компетенции обучающихся среднего подросткового возраста, развитие интеллекта и творчества школьников.

Развитие творческого потенциала обучаемых можно отнести к одной из наиболее актуальных задач педагогики. Л.С. Выготский формулировал эту задачу так: «Жизнь - это система творчества, постоянного напряжения и преодоления, постоянного комбинирования и создания новых форм поведения». Важной педагогической задачей образовательной системы является поддержка и развитие интеллектуально-творческого потенциала учащихся, поскольку развитие и воспитание одаренных и талантливых учащихся решает насущную задачу формирования творческого потенциала общества, обеспечивает возможности интенсивного социального и научно-технического прогресса, дальнейшего развития культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Сроки реализации: 2016 -2020гг.

Цель:

- повышение уровня творческой активности и познавательного интереса, развитие интеллекта обучающихся на уроках ОБЖ и во внеурочное время.

Задачи:

- определить уровень творческих и интеллектуальных способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы, методы и приемы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения по предмету;

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся;

- создать условия для развития креативности;

- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание;

 - содействовать профессиональному самоопределению обучающихся.

Как показывает опыт людей, оказавшихся в различных чрезвычайных ситуациях, многим из них приходилось действовать, полагаясь на собственный ум и смекалку, т.к. ситуации, в которых они оказывались, не были описаны ни в одной инструкции, программе или курсе. Конечно, знать основополагающие принципы и правила поведения в чрезвычайных ситуациях нужно, но очень часто действовать приходится, полагаясь исключительно на свою сообразительность. Ведь нет, и не может быть полного набора вариантов действий в той или иной чрезвычайной ситуации, оказавшись в которой, можно было бы, не задумываясь, выбрать нужный, и действовать по раз и навсегда заученному алгоритму.

Поэтому-то и возникает необходимость изучения в курсе ОБЖ вопросов, связанных с развитием творчества, сообразительности, смекалки и т.п. качеств, которые помогают людям с честью выходить из «нестандартных», казалось бы, безнадежных, чрезвычайных ситуаций.

Этапы работы:

1 этап - аналитический - при выявлении одаренных детей учитываются их интересы и успехи  в какой-либо деятельности: учебной, художественной, физической и т.д.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными обучающимися.

2 этап - диагностический - на этом этапе проводится индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка через различные виды деятельности: учебную и внеклассную.

Цель: апробация системы работы с одаренными  обучающимися.

На этом этапе работы с одаренными детьми используются групповые формы работы: «мозговые штурмы», ролевые тренинги, зачеты, проектные задания и т.д.

3 этап - этап формирования, углубления и развития способностей  обучающихся.

Цель  программы: создание условий  для выявления, поддержки и развития одаренных детей, обеспечение их личностной, социальной самореализации и профессионального самоопределения.

Задачи:

1)      создание системы целенаправленного выявления и отбора одарённых детей  в области безопасности жизнедеятельности;

2)      организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию;

3)      отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

4)      расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в школьных, районных, областных этапах олимпиад по ОБЖ, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах.

Основные направления реализации программы

- выявление одаренных  обучающихся;

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс  современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

- развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит  обучающимся демонстрировать свои достижения на этапах всероссийских   олимпиад школьников, конкурсах, соревнованиях и т.п.;

Организация  воспитательной работы в рамках программы:

- формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

- формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

- формирование высокой речевой культуры;

-   утверждение здорового образа жизни школьника;

 - развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей одарённых детей.

 Основные мероприятия по реализации программы


I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на доступности, информативной емкости.

2. Создание тестов для диагностирования  обучающихся по определению интеллектуальных способностей.

3. Изучение круга интересов обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей одаренных  обучающихся путем собеседования.

II. Развитие творческих и познавательных  способностей:

1. Доступность и широкое привлечение  обучающихся к проведению олимпиад, соренований и конкурсов.

2. Проведение школьных олимпиад.

3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- участие в предметных неделях;

- приобщение (в различных формах) к работе учителя;

- повышение степени сложности заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Поощрение успехов  обучающихся (грамоты, дипломы и т.п.).

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, общешкольных линейках.


Ожидаемые результаты

- формирование системы работы с одаренными обучающимися;

- повышение качества образования, индивидуализация обучения и воспитания.

- увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях, соревнованиях;

- изменение  показателей социального статуса, социального интеллекта и школьной  успеваемости.

-     расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей  обучающихся;

Формы представления результатов работы по программе

1. Анализ результатов работы по программе.

2. Презентация опыта в ходе мероприятий различного уровня.

3. Портфолио личных достижений обучающихся.

Литература

1. Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей: Книга для детей, учителей и родителей - М.: АСТ-ПРЕСС, 1999.-368с. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. - СП-б.: Питер, 1999-368с.

2. Моляко В.А. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности [Текст] // Вопросы психологии - 1994. - № 5. - С. 86-95.

3. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся [Текст] // Начальная школа - 2001. - № 10.- С. 34-37.

4. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. [Текст]/Р.В.Овчарова – М.: Педагогика, 1996.-326с.

5. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы [Текст]/И.П.Подласый.-М.:Владос,2000.-176 с.

6. Яковлева Е.Л. Развитие творческого потенциала личности школьника [Текст] // Вопросы психологии - 1999.- № 3.- С. 28-34

7. Ладыженская Т.А. Творческие диктанты. – М., 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности.

Всем давно хорошо известна связь между развитием мелкой моторики и развитием речи. Другими словами, чем больше развиты пальчики у ребенка, тем успешнее будет формироваться его речь. Развитая мелкая мо...

Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности

Выступление на педагогическом совете на тему:«Развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»...

Программа «Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности»

Цель программы: выявление и развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся через предмет "География"...

Сообщение на методическом объединении МБОУ "Лицей №2" "Использование техники "Ниткография" для развития творческого потенциала у обучающихся на уроках технологии и во внеурочной деятельности."

В настоящее время  существует большое количество средств и методов для развития мелкой моторики. Это рисование (мелки, карандаши, краски), лепка, работа с ножницами, которая требует точност...

Программа "Выявление и развитие творческих способностей обучающихся на уроках географии и во внеурочной деятельности"

ВажЦель программы: создание условий, способствующих выявлению и развитию творческих способностей учащихся.Задачи:1) изучить научные данные о психологических особенностях детей с творческими ...

«Развитие творческих интеллектуальных способностей обучающихся на уроках истории и обществознания»

На современном этапе общественного развития школа призвана готовить подрастающее поколение к жизни и труду в современных условиях, для которых характерны состязательность и конкуренция, возрастающие т...