Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.
учебно-методический материал

Борисова Антонида Леонидовна

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы  Борисовой А.Л.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vnedrenie_nrk_v_programmu_po_literature.docx17.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внедрение национально-регионального компонента на уроках литературы.

Авторская методическая система учителя русского языка и литературы  Борисовой А.Л.

«Мы должны изучать Россию,

 любовно вглядываясь в ее черты,

 вырывать в ее земле закопанные клады».

Г.П. Федотов

У каждого народа есть свои неповторимые особенности культуры. Все, что окружает ребенка с детства: тепло родительского дома, красота природы,образность родного слова, «впитывается в него с молоком матери, становится неотъемлемой частью его жизни, источником духовной зрелости и любви к Отечеству.

      Вот почему,  проблема сохранения этого  историко-культурного великого наследства   является   одной   из   актуальных   для   современного   человека.

Особенно важным видится утверждение в    том, что «человек входит    в человечество  через  национальную  индивидуальность,   как  национальный человек, а не отвлеченный человек»(Н.Бердяев).

Духовные силы, способствующие сохранению своей социально-культурной самобытности и неповторимости, наиболее ярко и полно проявились    в судьбе   русского   старообрядчества,   локальной   субэтнической   культуре  русского народа.

Необходимость создания программы.

Субэтнические образования и общности - уникальное явление в культуре
любого народа. Возникающие под действием природно-климатических,
исторических условий,                         традиционно-хозяйственных занятий, этнические общности сохраняют свою неповторимую особенность. Они как бы «консервируют» и в особой чистоте доносят до наших дней те или иные культурно-исторические ценности этноса, будь то языковые архаизмы, фольклорные произведения, воспитательные традиции или отдельные обряды и ритуалы.

Приверженность традициям, следования своим этико-религиозным убеждениям и народно педагогическим принципам, с одной стороны, и осознание необходимости и пользы контактов в хозяйственной деятельности, торговые и т. д., с другой стороны, формировали особый характер личности.

Сохранению, изучению и развитию старообрядческой культуры и призван факультативный курс «Художественная литература семейских Забайкалья».

Основные принципы и методы литературного образования

Цели и задачи программы основываются на ряде принципов, которые согласуются с общими принципами дидактики.

Принцип научности предполагает достоверную информацию об условиях жизни человека. Решение этических, социально-исторических и нравственно-философских проблем опирается на научные знания в области литературы, истории географии.

Принцип гуманизации нацелен на развитие гуманных черт личности, таких, как доброта, отзывчивость, сочувствие, сострадание, гражданская ответственность. Эти качества отражают духовное богатство личности и связаны с потребностью, знать себя, свои исторические корки. Методической основой этого принципа является утверждение о единстве и противоречии в отношениях человека к человеку и человека к природе. Человек - высшая ценность, поэтому принцип гуманизации направлен на гармонически развитую личность, на индивидуальность и самобытность его характера.

Принцип интеграции вытекает из педагогической необходимости объединения таких предметов, как «Русская литература», «Русский язык», «История России» и др. в одну программу для более эффективного и логически завершенного умозаключения школьника о свой деятельности и взаимосвязи человека и человеком, обществом, природой.

Для реализации задач  использованы следующие методы:

изучение и анализ художественного произведения, наблюдение, анкетирование, беседа, лекция, семинарские занятия, сравнительно-сопоставительный анализ, учебные дискуссии, создание и решение проблемной ситуации, исследование материалов газет, журналов, архивов, работа в фольклорных экспедициях, опытно-экспериментальная работа.

Национальное обоснование программы

 Цели и задачи программы

Факультативный курс «Художественная  литература семейских Забайкалья» для учащихся 10-11 классов ставит своей целью обобщение и углубление знаний учащихся по проблеме худ. культуры семейских, для углубления изучения русской литературы.

Уроки литературы помогают в становлении духовного мира человека, в создании условий для формировании внутренней потребности личности в непрерывном самосовершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей.

При этом ученик овладевает мастерством читателя, свободной и яркой собственной речью.Изучение литературы как искусство слова предполагает систематическое чтение художественных произведений. Потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой родной страны, постоянном внимании к эмоциональному восприятию учениками текста, к их раздумью над постеленными автором проблемами.

Этим целям подчинено содержание программы.

В качестве основных элементов, показывающих единство тематического характера, выступают отношение героев произведения к основным нравственным нормам, определяющим жизнь семейского народа. Можно выделить следующие нормы: 

честь и достоинство как отношение самому себе

общинность как отношение к семье, роду, общине (обществу)

традиции трудовые, как отношение к труду, природе

человеколюбие как отношение к человеку, близким, людям другой
национальности.

 Исходя из этого, морально-этнические традиции можно считать истоками (начало, первоисточник чего-либо) нравственного воспитания личности.

Возрождение старообрядческой (русской) культуры является важнейшим стимулом освоения национальной культуры народа.

Сегодня, пожалуй, нет проблем важнее, чем возрождение утраченных ценностей, воспитания чувства исторических традиций и ответственности за национальную культуру и народное искусство.

В процессе их решения личность способна обрести свою внутреннюю свободу и творческую инициативу. Познавая традиционные формы культуры, человек глубоко проникает в духовные ее начала, учится бережно, относится к самобытности народа.

Семейские принесли в Забайкалье богатые духовные и трудовые традиции, многовековый крестьянский опыт, наблюдательность и смекалку земледельцев, прилежание и любовь к земле, выносливость в освоении природы, деловой практицизм и трезвый расчет.

Дух крепко сплоченной общины, прочные начала жизни-основы, на которых держится преданность старине, позволили сохранить нравственные традиции, их своеобразие.

У меня есть и небольшие наброски на продолжение своего факультативного курса.Можно дополнить данный курс:

1). Изучение творчества писателями и поэтами-классиками, выходами из старообрядчества: Н. Клюев, С. Есенин, М. Ломоносов, Н. Кузьмин, И. Шмелев, Б. Корнилов, П. Мельников-Печерский, Г. Успенский, Лесков и др.; Сибирские писатели: Е.Пермитин, А. Коптелов;

2). О старообрядцах писатели-современники: В.Распутин, А.Солженицын, А. Платонов, академик Д.С. Лихачев (кстати, выходец из старообрядчества).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые аспекты внедрения новых речевых технологий.Конспект урока литературы в 11 классе «Тайны поэтического ремесла».

Статья содержит краткое описание опыта работы по внедрению новых речевых технологий.В качестве примера предлагается конспект урока литературы в 11 классе с использованием лингвопоэтического анализа и...

реализация регионального компонента на уроках литературы

Планирование регионального материала на уроках литературы в 7 -11 классах...

Использование регионального компонента на уроках литературы (из опыта работы) .

Из опыта работы "Использование  регионального компонента на уроках литературы"...

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского

Внедрение национально-регионального компонента в типовой программе по изобразительному искусству под редакцией Б.М. Неменского...

Спецкурс. Реализация национально-регионального компонента на уроках литературы и во внеурочное время.

Цель: создать условия для успешной и качественной реализации национально-регионального компонента.Задачи:1.  Дать учащимся понятие о региональной литературе, ее своеобразии и неразрывной связи с ...

Использование национально-регионального компонента на уроках литературы и внеурочной деятельности (На материале творчества В.А.Федосеева)

Рассматриваются возможности использования творчества мордовского поэта для формирования чувства патриотизма обучающихся...