Круглый стол: Психолого-педагогическое сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в условиях общеобразовательного учреждения
учебно-методический материал

Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

20.12.2017г.

Слайд 2

План работы: 1. Нормативная база, регулирующая работу с детьми ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях. 2. Организация психолого-педагогического сопровождения с детьми с ОВЗ в условиях общеобразовательной организации . 3.Опыт работы с данной категорией детей. 4 . Использование технологии БОС в работе с детьми ОВЗ.

Слайд 3

Нормативные документы: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12. 2012 ; 24-я статья Конвенции ООН о правах ребенка; Конституция РФ; Постановление Правительства Российской Федерации от 17 марта 2011г. № 175 «О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011–2015 годы»; Проект национальной доктрины образования Российской Федерации до 2025 г и концепции модернизации российского образования.

Слайд 4

Приказ Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования”

Слайд 5

Концепция информационной безопасности детей, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.12.2015 № 2471-р

Слайд 6

Сопровождать – это значит идти вместе с кем-то в качестве спутника или провожатым. Из толкового словаря В.И.Даля

Слайд 7

Психолого-педагогическое сопровождение - это оказание помощи детям в познании окружающего мира, самих себя и других людей, исходя из их потенциальных возможностей. В центре сопровождения находится личность ребенка, а «сопровождающими» выступают ближайшее окружение ребенка, родители, педагоги.

Слайд 8

Целью психолого-педагогического сопровождения обеспечение оптимального развития ребенка, успешная интеграция в социуме.

Слайд 9

Задачи психолого-педагогического сопровождения предупреждение возникновения проблем развития ребенка; помощь (содействие) ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации: учебные трудности, проблемы с выбором образовательного и профессионального маршрута, нарушения эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, учителями, родителями; психологическое обеспечение образовательных программ; развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) учащихся, родителей, педагогов.

Слайд 10

Важнейшими уровнями, на которых необходимо осуществлять сопровождение являются: 1. Индивидуально-психологический 2. Личностный 3. Индивидуальные особенности личности

Слайд 11

Организационная модель комплексного психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательной школе

Слайд 12

Алгоритм цикла организации индивидуального сопровождения ребенка Первичная диагностика. ПМПк. Разработка индивидуального образовательного маршрута. Разработка адаптированной образовательной программы. Реализация индивидуального образовательного маршрута. Динамическая диагностика. Оценка результатов определенного этапа сопровождения.

Слайд 13

Словарь Дети с ограниченными возможностями здоровья (дети с ограниченными возможностями жизнедеятельности, дети-инвалиды) – дети, у которых нарушения в развитии предоставляют им возможность иметь бинефицитарный статус, т.е. позволяют пользоваться социальными льготами и пособиями. Дети с особыми образовательными потребностями (дети со специальными потребностями) – дети, нуждающиеся в коррекционной поддержке и в специфических методах образования, которые могут быть созданы как в условиях специальных учреждений, так и в массовых детских садах и школах. Задержка психического развития — временное отставание развития психики или её отдельных функций. Инклюзивное образование (включенное образование) – процесс обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) школах. В основе практики инклюзивного обучения лежит идея принятия индивидуальности каждого учащегося и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить особые потребности каждого ребёнка. Интегрированное обучение – совместное обучение и воспитание детей с нормальным и нарушенным развитием.

Слайд 14

Классификация В.А. Лапшина и Б.П. Пузанова Дети с особыми образовательными потребностями: дети с нарушением зрения (слепые, слабовидящие). дети с нарушением слуха (глухие, слабослышащие, позднооглохшие). дети с нарушением речи (логопаты). дети с нарушением опорно-двигательного аппарата. дети с умственной отсталостью дети с задержкой психического развития. дети с нарушением поведения и общения дети с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая РДА дети с комплексными нарушениями психофизического развития, с так называемыми сложными дефектами (слепоглухонемые, глухие или слепые дети с умственной отсталостью). Данная классификация дает возможность выделить в характеристиках этих категорий детей особенности их нарушений в следующих сферах : сфера здоровья, общения, когнитивная и мотивационно-волевая, а также личностная сфера , где могут быть нарушены составляющие образа «Я», требующие коррекции и развития для их успешной адаптации в обществе.

Слайд 15

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ В процессе обучения учителю следует: - использовать четкие указания; - поэтапно разъяснять задания; - учить последовательно выполнять задания; - повторять инструкции к выполнению задания; демонстрировать уже выполненное задание (например, решенная математическая задача); В учебном процессе использовать различные виды деятельности: - чередовать занятия и физкультурные паузы; - предоставлять дополнительное время для завершения задания; - предоставлять дополнительное время для сдачи домашнего задания; - использовать листы с упражнениями, которые требуют минимального заполнения; - использовать упражнения с пропущенными словами/предложениями. - обеспечивать школьника копией конспекта.

Слайд 16

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ Способы оценки достижений и знаний учащихся: - использовать индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами и затраченными усилиями; - ежедневная оценка с целью выведения четвертной отметки; - оценка работы на уроке учащегося, который плохо справляется с тестовыми заданиями. - акцентировать внимание на хороших оценках; - разрешать переделать задание, с которым ученик не справился; - проводить оценку переделанных работ; - использовать систему оценок достижений учащихся.

Слайд 17

Рекомендации учителям по обучению детей с ОВЗ В организации учебного процесса необходимо: - использовать вербальные поощрения; - свести к минимуму наказания за невыполнение правил; ориентироваться более на позитивное, чем негативное; - составлять планы, позитивно ориентированные и учитывающие навыки и умения школьника; - предоставлять учащимся права покинуть рабочее место и уединиться, когда этого требуют обстоятельства; - разработать кодовую систему общения (слова, жесты), которая даст учащемуся понять, что его поведение является недопустимым на данный момент; - игнорировать незначительные поведенческие нарушения; - разработать меры вмешательства в случае недопустимого поведения, которое является непреднамеренным; - осваивать знания об изменениях в поведении, которые предупреждают о необходимости применения медикаментозных средств или указывают на переутомление учащегося с ограниченными возможностями здоровья.

Слайд 18

Рекомендации родителям по воспитанию детей с ОВЗ и особыми образовательными потребностями Воспитание и развитие «особого» ребенка доставляет очень много переживаний родителям. Поэтому семье, где растут такие дети, может быть необходима помощь в форме рекомендаций , которые помогут решить многие практические вопросы. Обогащая себя новыми знаниями, члены семьи смогут научиться выстраивать понятную для ребенка, эффективную стратегию воспитания, позволяющую всем чувствовать себя комфортно, выбрать тот или иной вид взаимодействия с ребенком в конкретной ситуации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Определение маршрута психолого-педагогического сопровождения детей с особыми образовательными потребностями в соответствии с новым Законом об образовании.

В статье рассматриваются особенности определения маршрута сопровождения детей с особыми образовательным потребностяим....

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в МБОУ «СОШ №3»

Проблемы ребенка Любая проблемная ситуация – это ситуация выбора, которая порождает множественность вариантов решения. На выбор влияют не только положительное или отрицательное отношение, н...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в ОУ общего типа

Сопровождение детей с ОВЗ в образовательном учреждении является одной из основных задач педагога-психолога. В сопровождение включаются все участники образовательного процесса.  Понятие инклюзии...

Сопровождение детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении

Об организации доступности образования для  детей с особыми образовательными потребностями в образовательном учреждении общего типа....

Организация и проведение досуговых мероприятий как одна из форм комплексного сопровождения детей с особыми образовательными потребностями.

Опубликовано 03.02.2018 - 12:01 - Майорова Елена ВалерьевнаКомплексное сопровождение - можно рассматривать, как организованную психолого-педагогическая помощь детям с целью повышения эффективност...