Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»
методическая разработка

Афанасьева Анастасия Александровна

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка: «Как организовать курс внеурочной деятельности ГБОУ СОШ на примере курса внеурочной деятельности по математике в 5-х классах ГБОУ СОШ №4 Кусто»

Анастасия Александровна Афанасьева

учитель математики и информатики

ГБОУ СОШ №4 Кусто

В настоящей методической разработке я представлю методы организации внеурочной деятельности по математике в пятых классах.

Во время разработки концепции и программы внеурочной деятельности я опиралась на федеральные законы, приказы, письма министерства образования и рекомендации академии педагогического постдипломного образования.

Как известно, под внеурочной деятельностью при реализации ФГОС ООО понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от урочной. Цели и результат внеурочной деятельности соответствуют целям и результату образования.

Внеурочная деятельность включается в часть образовательной программы ООО, формируемой участниками образовательного процесса, т.е. педагогическим коллективом школы, учащимися и родителями.

Формы организации образовательной деятельности, чередование учебной и внеурочной деятельности в рамках реализации основных образовательных программ ООО определяет образовательная организация.

Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает:

-план внеурочной деятельности;

-режим внеурочной деятельности;

-рабочие программы внеурочной деятельности;

-расписание занятий внеурочной деятельности.

Минимальное количество обучающихся в группе при проведении занятий внеурочной деятельности составляет 8 человек.

Учет занятий внеурочной деятельности осуществляется педагогическими работниками, ведущими занятия.

При организации внеурочной деятельности могут использоваться как программы линейных курсов - это определенное количество часов в неделю в соответствии с рабочей программой учителя, так и программы нелинейных (тематических) курсов – это общее количество часов в год. Образовательная нагрузка таких программ может распределяться в рамках недели, четверти (полугодия), года, переноситься на каникулярное время.

Программы линейных курсов могут быть реализованы в виде студий, клубов, секций, кружков, факультативов.

А программы нелинейных курсов - это сетевые сообщества, олимпиады, военно-патриотические объединения, экскурсии, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и т.д.

Согласно направлениям развития личности внеурочная деятельность по математике представляет собой общеинтелектуальное направление.

На основе всего выше сказанного было принято решение организовать Математический клуб, но таким образом, чтобы членами клуба считались не только те, кто регулярно приходят на заседания, но и все ребята, участвующие в математических проекта. Такая организация повышает мотивацию и вовлеченность детей.

На каждый пятый класс было выделено 2 часа внеурочной деятельности в неделю. Важно, чтобы ребята общались между собой, взаимодействовали, поэтому я объединила учеников из двух классов. На клубных встречах мы с ребятами решали и обсуждали олимпиадные задачи, работали над стенгазетой, проводили конкурсы, игры и викторины. Во втором полугодии я ввела новый вид деятельности – чтение вслух книги о математике с параллельным обсуждением прочитанного.

На консультации приходили ребята, которые пропустили материал по болезни или не до конца разобрались во время урока. Т.к. консультации были индивидуальные, то детям, ожидающим своей очереди, предлагались математические игры и головоломки, которые предполагали как групповое взаимодействие, так и индивидуальную работу. Например, танграм, сложи узор, ребусы, фрукто 10, геометрика, энигма, антивирус и другие.

Нелинейная деятельность, фактически являясь неотъемлемой составляющей работы Математического клуба, формально была включена мной не во внеурочную деятельность, а в критерии учителя, т.к. почасовая нагрузка выходит за рамки внеурочной деятельности.

Все, о чем будет рассказано ниже безусловно связано с математикой, но может быть использовано и при разработке курсов внеурочной деятельности в других предметах.

В этом году мы приняли участие в пяти математических олимпиадах. Осенью мы с ребятами открыли для себя новый вид конкурсов – интернет-карусель. Это международное командное on-line соревнование. Ребята заранее разбились на команды от двух до четырех человек и заняли места у компьютеров в компьютерном классе. Длительность карусели – 1 час. За это время было предложено решить 13 задач разного уровня сложности. Лучший результат среди наших участников показала команда 5б-1 в которую входили Николай Камаев, Петр Иванов и Кирилл Иванов.

Также мы с ребятами приняли участие в конференции «Школьная информатика и проблемы устойчивого развития», которая состоялась в апреле, с докладами на математические темы. Уже в декабре мы начали подготовку к конференции: обсудили возможные темы докладов, ребята начали готовить презентации. По итогам выступлений ученики получили пять дипломов 1 степени и 1 диплом второй степени. Темы докладов представлены на слайде.

В ФГОС нового поколения важное место уделяется метапредметному взаимодействию. В рамках работы математического клуба было организовано метапредмедное взаимодействие с учителями французского языка в рамках двух проектов. Первый проект: подготовка и участие в конкурсе «математика на французском». С января по март было проведено 6 тренировок, по итогам которых было отобрано 4 человека (по два из каждого класса), которые поехали на финал конкурса.

Второй проект: подготовка интересных задач на французском языке и работа с командами пятых классов на станции «Математика на французском».

Значимым аспектом ФГОС является преемственность всех ступеней образования. Математический клуб организовал два проекта в этом направлении. Во-первых,  в течении всего учебного года ребята готовились и проводили доклады на математические темы в начальной школе. Мы побывали с докладами в 4-а классе, 3-а, 1-а, 4-б, 1-б, 3-в. В некоторых классах два раза. Во вторых, в апреле этого года Математический клуб спроектировал и провел математическую игру в детском саду «Калипсо». В игре принимали участие по 5 учеников из каждого класса и воспитанники детского сада «Калипсо» (3 группы).

На заседании Математического клуба был разработан сценарий игры, школьники подготовили математические задачи, сделали себе костюмы.

В заключение хочется отметить, что каждый из 55 учеников двух классов поучаствовал хотя бы в одном из проектов Математического клуба. Из них 15 человек приняли участие только в одном проекте, а 17 человек приняли участие в трех и более проектах.

Наполняемость группы на еженедельных занятиях составляла, в среднем, 10 человек.

В конце учебного года большинство участников Математического клуба отметили, что выросла их мотивация в изучении математики, поднялась самооценка, что они меньше боятся браться за сложные задачи, увереннее себя чувствуют при выборе алгоритма решения того или иного задания.

Все это согласуется с поставленными в начале учебного года целями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 6 класса

Данная программа описывает познавательную внеурочную деятельность в рамках основной образовательной программы школы.Программа расчитана на 35 часов из расчета 1 учебного часа в неделю. Новизна данной ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ С ПАРАМЕТРОМ» 11 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Решение задач с параметром» общеинтеллектуальной направленности рассчитана на один год, ориентирована на обучающи...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу внеурочной деятельности «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА. МИР ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ» 9 класс

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Занимательная математика. Мир текстовых задач» общеинтеллектуально...

Методическая разработка занятия по курсу внеурочной деятельности «Человековедение» на тему «Путешествие к своему Я»

Итоговое занятие по курсу "Человековедение". Направлено на осмысление учащимися младшего подросткового возраста значимости самопознания, знания своих индивидуальных возможностей. В занятия в...

Методическая разработка «Новые формы организации внеурочной деятельности спортивно-оздоровительной направленности как условие создания открытой образовательной среды гимназии» (из опыта работы ГБОУ гимназии №155)

Данная методическая разработка легла в основу работы по интеграции урочной и внеурочной деятельности и созданию открытой образовательной среды гимназии, в ходе которых появилась триада новых спортивны...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЖИВАЯ МАТЕМАТИКА» для обучающихся 11 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Живая математика», общеинтеллектуальное направление, ­­­­­­­­­­­ ориентирована на учащихся 11 к...