Отчет работы Школьного Методического Объединения 2015-2016 учебный год
материал

Василичина Евгения Вячеславовна

Анализ работы Школьного Методического Объединения  2015-2016 учебный год

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_raboty_mo_uchiteley_himii_biologii_geografii.docx187.11 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»

г. Ахтубинск

Анализ

работы методического объединения учителей химии,

биологии и географии

за 2015-2016учебный год

                                                                     Руководитель МО:

                                                                     Василичина Е.В.

Безымянный

Состав ШМО учителей естественнонаучного цикла: Василичина Евгения Вячеславовна, Сагун Галина Николаевна, Ташлыкова Елена Владимировна, Ефимова Светлана Эмильевна, Филиппова Марина Васильевна.

В 2015/ 2016 г методическое объединение работало  над темой «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях введения ФГОС». В соответствии с этой темой проводилась работа школьного методического объединения учителей естественнонаучного цикла. В рамках методической темы школы учителя ШМО принимали участие в мероприятиях школы и района.

Целью работы методического объединения  было: обеспечение более высокого уровня профессиональной компетентности педагогов на основе внедрения современных педагогических технологий в условиях внедрения ФГОС.

Для достижения поставленной цели использовали следующие задачи: 

  • Продолжить изучение и внедрение в образовательный процесс перспективных школьных технологий: ИКТ, проектный метод, здоровьесберегающие технологии, элементов компетентностного подхода.
  •  Продолжить создание базы ресурсного обеспечения по предметам.
  •  Изучать и внедрять достижения творчески работающих педагогов в практику работы педагогического коллектива.
  • Пройти курсы повышения квалификации по программам ФГОС

        

Поставленные задачи реализовывались через:

  •  Открытые уроки.
  • Изучение нормативных документов, новинок методической литературы, опыта работы педагогов.
  •  Участие в районном семинаре  «Система работы с одаренными детьми».
  • Создание проектов.

Было проведено 4 заседания, на которых рассмотрены основные вопросы:

1. Модернизация школьного образования.

2. Формирование и развитие ключевых компетенций личности обучающегося в процессе учебной деятельности по предмету.

3. Развитие способностей школьников самостоятельно учиться, мыслить и творчески действовать в образовательном процессе.

4. Реализация принципа связи обучения с жизнью в процессе преподавания предмета.

5. Подготовка к ГИА и ЕГЭ.

Работа велась по нескольким направлениям:

I направление.  Изучение нормативных документов.

Учителя знакомились с нормативными документами, изучили проекты  государственного образовательного стандарта второго поколения.

II направление.  Изучение методик, технологий обучения.

С докладами на заседании ШМО выступили Ефимова С.Э. «Современные методы и приемы организации образовательной деятельности учащихся на уроках биологии в пятых классах в условиях перехода на  ФГОС.»

Сагун Г.Н. «Система подготовки учащихся к ЕГЭ по химии, обмен опытом».

III направление. Организация повышения квалификации.  Внедрение педагогических технологий развивающего обучения на уроках естественнонаучного цикла.

В течение учебного года учителя – предметники посещали открытые уроки своих коллег в школе, что позволило изучать опыт друг друга в преподавании предмета:

- Василичина Е.В. подготовила и провела открытый урок в 8 классе по теме «Удивительное вещество -вода». На этом уроке она показала элементы современных технологий обучения: компьютерная презентация (при изучении нового материала), работа в группах, исследовательская работа обучающихся  по определению качества воды. Урок прошел на высоком методическом уровне.

- Сагун Г.Н. провела викторину среди учащихся 7-11 класса «В химическом царстве», конкурс стенгазет. Неделя прошла увлеченно, учащиеся с интересом участвовали в конкурсе, приносили самые необычные ответы и решения.

Учитель биологии Ефимова С.Э. представила открытый урок  в 11 классе «Инновации в космосе и дома», а также приняла участие совместно с учащимся химико – биологического класса в «Самом большом уроке в мире», за что были награждены грамотами и благодарственными письмами.

При посещении уроков учителя отмечали, что активно используются современные педагогические технологии обучения. Учителя требуют осознанность при ответах учащихся, вовлекают учащихся в рецензирование ответов одноклассников, применяют оригинальные методы и приемы обучения.

Также в соответствии с методической темой были выбраны темы для самообразования учителей ШМО

Работая над реализацией своих тем самообразования, учителя обращали внимание на создание психологической комфортности в классе, учитывали психологические особенности учащихся.

IV направление. Организация работы по формированию, изучению и обобщению педагогического опыта.

Методическое объединение активно участвовало в решении вопросов и задач по реализации проблемы школы. На заседаниях были рассмотрены следующие вопросы:

1. Создание компетентно-ориентированных заданий по химии, биологии и географии ( представители школьного объединения выступили на районном заседании учителей химии, где поделились опытом по подготовки обучающихся к сдаче ЕГЭ по химии и биологии).

2.Решени учебных познавательных задач по биологии, химии и географии.     3. Использование на уроках игровых ситуаций, ролевых игр в реализации принципа связи обучения с жизнью.

С целью усиления работы по расширению и углублению базовых знаний учащихся во время подготовки к итоговой аттестации были рассмотрены следующие вопросы:

1. Подготовка учащихся к итоговой аттестации в новой форме и к ЕГЭ.

2. Подготовка  учащихся к промежуточной аттестации.

Анализировались результаты  административных работ.

Учителя – предметники систематически занимались подготовкой учащихся к ГИА и ЕГЭ в урочное и внеурочное время (проводились дополнительные занятия по химии, биологии, географии).

В октябре – ноябре были организованы и проведены предметные школьные олимпиады химии, биологии, географии. По результатам 1-го тура, лучшие учащиеся представляли школу на районном этапе олимпиады.

Биология (учитель Ефимова С.Э.):

11класс- Церс Иван – победитель

11 класс- Ешенкова Ольга, Кучер Ольга – призеры

9 класс- Калмыкова Алена - призер

Учитель Василичина Е.В.

10 класс – Шпилюкова Кристина, Кондратичева Юлия – призеры

Учитель Филиппова М.В.

9 класс- Евсюк Антон - победитель

Химия (учитель Сагун Г.Н.)

10 класс:

Шпилюкова Кристина – победитель

Емцев Дмитрий, Чернухин Владислав- призеры

9 класс- Зайцева Ирина - призер

Учитель: Василичина Е.В.:

 11 класс Церс Иван– победитель

Ешенкова Ольга, Кучер Ольга – призеры

9 класс- Калмыкова алена - призер

Хорошие результаты показали учащиеся в областном этапе всероссийской олимпиады школьников по химии (Церс Иван и Шпилюкова Кристина – призеры). Также Церс Иван – призер областного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии и участник заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по химии и биологии.  

Ученица 9 А класса Калмыкова Алена, призер муниципального этапа олимпиады по химии, приняла участие во всероссийской олимпиаде «Юные таланты», проводимой Пермским исследовательским научным институтом. Эта олимпиада имеет II уровень сложности, включена в перечень олимпиада, утвержденный Министерством образования Российской олимпиаде и проводилась в 4 этапа (два заочных дистанционных и два очных). Алена блестяще прошла заочные испытания, а очные испытания проводились в г. Самара, где нам два раза посчастливилось побывать. Задания были очень сложные, что соответствовало уровню олимпиады, но мы справились и с этим. Из 150 школьников 9 классов, подавших заявки со всей страны, заочные этапы не прошли 60, а к  заключительному этапы были допущены только 68, в числе которых была и наша Алена. После двух дней испытаний, куда входили практические и теоретические задания, Алена заняла почетное и призовое место. Победители и призеры данной олимпиады имеют льготы при поступления в некоторые ВУЗы страны.

Участвовали в  школьной конференции исследовательских работ «В науку первые шаги», по биологии: «Инкубатор своими руками», выступили ученики 8 и 11 классов Курьянов Михаил и Курьянов Алексей, их работа была представлена на высоком научном уровне, (учитель Ефимова С.Э)., а также с проектом «Методики изучения леворукости», выступили ученики 10 класса Сущенко Анастасия  и Едельбаева Амина ( учитель Василичина Е.В.).

Были выполнены и представлены проекты по химии:  ученики 8 класса Статина Влада и Червякова Диана «Влияние ионов тяжелых металлов на растительный организм» (Василичина Е.В.), ученица 9 класса Бугаева Елизавета «Жвачка – бич XXI века» (Сагун Г.Н.).

Учащиеся 9 класса подготовили проект «Перепись школьного населения» (Ташлыкова Е.В.)

Все работы были оценены, учащиеся награждены грамотами и дипломами.

Учащаяся 11 класса Ешенкова Ольга под руководством Василичиной Е.В. оформила и отправила  статью «Выделение сахара из опилок» в международный журнал «Юный ученый», которую напечатали.

Уситель биологии Ефимова С.Э. создала персональный сайт на сайте Инфоурок, на котором опубликовала методичнскую разработку «Презентиация к уроку бтиологии «Класс Земноводные», презентацию «Вымершие животные», лекцию для старшеклассников «Знаменитые жертвы наркотиков». За опубликованные материалы Светлана Эмильевна получила благодарность и грасмотиу от проекта для учителей «Инфоурок»

Анализируя результаты олимпиад, конкурсов можно сделать вывод, что учителями предметниками проводится большая работа по подготовке учащихся к участию в олимпиадах и конкурсах разного уровня.

Для повышения качества знаний учащихся учителя предметники в течение года с учетом дифференцированного подхода проводили дополнительные занятия, как с мотивированными, так и с неуспешными учащимися:

- с неуспешными учащимися повторялись темы, которые были неусвоены ими, давали им повторные варианты контрольных работ, проводилась индивидуальная  работа по дополнительным УМК, тестам, оказывалась помощь в выполнении домашнего задания, проводились консультации, проводилась работа с родителями по организации учебной деятельности учащихся дома.

- с  мотивированными учащимися проводилась работа по развитию способностей извлекать самостоятельно информацию с различных источников, по формированию системного мышления через использование структурно-логических схем, отрабатывались задания повышенного уровня сложности, проводилась работа по подготовке к ГИА и ЕГЭ, олимпиадам, к участию в различных конкурсах, проводимых в течение года.

Учителям удалось добиться создания комфортного психологического климата в классах, повысить учебную мотивацию неуспешных учащихся и уровень подготовки мотивированных учащихся.

Учителя практикуют на своих уроках тестовые задания, включают тесты для проверки знаний учащихся. Еженедельно проводились консультации с учащимися по предметам, проводилась работа с одаренными детьми. При посещении открытых уроков было отмечено, что учителя используют различные формы  проверки домашнего задания, объяснения нового материала..Учителя ведут кружки, элективные курсы по предметам, которые способствуют повышению качества знаний учащихся, расширяют их кругозор.

Согласно плану работы школы на 2015 - 2016 учебный год, была проведена предметная неделя химии, географии и биологии .

Мероприятия, проводимые в рамках предметной недели, были направлены на активизацию внеурочной деятельности по предметам, развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей обучающихся.

    К проведению Недели были привлечены обучающиеся всех возрастных групп, и план ее проведения предусматривал (приложение 1):

  • внеклассные мероприятия,
  • мероприятия познавательного характера на уроках,
  • мероприятия на переменах (презентация в холле школы)

    Проведенные мероприятия способствовали формированию у обучающихся алгоритма поведения в нестандартных ситуациях и поддержанию атмосферы соревнования, а также были направлены на формирование познавательного интереса к предметам, привитию элементов здорового образу жизни через игровую форму, воспитание умения управлять своим поведением, подчиняться требованиям коллектива.

  На заседаниях МО рассматривалось календарно – тематическое планирование, фонд учебников по предметам, экзаменационные материалы, материалы контрольных работ.

Много внимания уделялось переоснащению кабинетов: были переработаны дидактические материалы. Направленные на дифференциацию опроса учащихся, были разработаны и размножены тестовые задания для подготовки учащихся к ГИА и ЕГЭ.

Уроки химии, биологии и географии проходят в кабинетах, учителя используют технические средства и наглядные пособия для большей заинтересованности учащихся.

В течение года были проведены все запланированные контрольные, практические, лабораторные и итоговые работы. Весь программный материал по итогам 2015/2016учебного года выполнен.

Желаемые результаты

 Реальные результаты

Причины рассогласования

  1. Показать высокие  результаты при участии обучающихся в районном этапе всероссийского этапа олимпиады по химии, биологии, географии.

Ожидания оправдались, есть и победители, и призеры

  1. Показать высокие  результаты при участии обучающихся в региональном этапе всероссийского этапа олимпиады по химии, биологии, географии.

Призеры по химии и биологии

Задания олимпиады не соответствуют программе обучения, т.е включены задания с темами, которые будут изучаться в четвертой четверти (олимпиады проводилась в начале третьей)

  1. Высокий уровень участия обучающихся в научно – практической конференции

Было подготовлено 5 проектов, из которых к участию в муниципальном этапе допущено 4.

Один проект был оформлен не в соответствии  с заявленными  требованиями.

  1. Повышение квалификационной категории

У учителей не подошел к концу срок получения категории

Вся работа, проведенная в 2015/2016 учебном году, отражена в протоколах заседаний школьного методического объединения.

Выводы:

 1. Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.

 2. В основном, поставленные задачи на 2015-2016 учебный год были выполнены.

 3. Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали активно внедрять метод проектов в свою педагогическую практику.

 4. Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой: увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.

 5. Положительные отклики коллег получили педагоги, участвующие в районном семинаре.

 6. В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, работой над проектами педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности; разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.

 Наряду с имеющимися положительными результатами в работе имеются недостатки:

 1. Не все педагоги заинтересованы внедрением новых форм обучения в учебный процесс.

 2. В прошедшем учебном году было проведено мало открытых уроков, не все педагоги приняли участие в защите учебных проектов.

3. Не все педагоги проводят работу с одаренными детьми.

 Предложения по устранению недостатков:

  1. Продолжить работу над проблемой успешного применения в УВ процессе эффективных форм и приемов обучения, инновационных технологий: увеличивать в арсенале педагогов количество уроков с использованием ИА доски, ИК технологий.  
  2. Накапливать и систематизировать  коллекцию уроков с использованием мультимедийных средств.
  3. Организовать публикацию творческих работ педагогов.
  4. Способствовать повышению методического уровня  учителей естественнонаучного цикла.
  5. Использовать на уроках химии, биологии и географии межпредметных связей.
  6. Изучить различные формы  создания здровьесберегающей среды на уроках.
  7. Усилить подготовку учащихся к успешной сдаче ГИА и ЕГЭ.  

        

Приложение 1

МБОУ «СОШ №1 с углубленным изучением отдельных предметов»  г. Ахтубинск

Неделя химии в школе.

Химия-это область чудес, в ней скрыто счастье человечества,

 величайшие завоевания разума будут сделаны именно в этой области.

(М. Горький)C:\Documents and Settings\Администратор\Рабочий стол\химия в картинках\7.jpeg

С  23  по  28 ноября в нашей школе   проходила  неделя химии, биологии, географии

«В мире интересных фактов»

№ п/п

День недели

Название мероприятия

Ответственные за проведение

1

Понедельник

Открытие недели химии.

Конкурс газет на заданную тему

«В Химическом царстве»

Принимают участие учащиеся 7-11 классов.

  1. урок первой смены)                                                                                                                 «Решение олимпиадных заданий повышенной сложности» - 11А класс

(1урок второй смены)

«Эволюционные преобразования растений на планете Земля»

(2,3,4,5  уроки второй смены)

«Занимательное путешествие в царство Растения» ( 6 классы)

Учитель химии Василичина Е.В.

Учитель химии Сагун Г.Н.

Учитель биологии – Ефимова С.Э.

2

Вторник

  1. (6 урок первой смены)

«Осторожно, еда!»  9А,9Б,9Г,8А,8Б,8В.

Учитель химии Сагун Г.Н.

Учитель биологии Ефимова С.Э.

3

Среда

Урок - исследование « Вода – источнмк жизни (8 классы).

Учитель химии Василичина Е.В.

4

Четверг

6й урок первой смены)Приглашаем всех!

Открытый урок. Братья Курьяновы и Церс: « Инновации в космосе и дома».

(2й и 3й уроки второй смены)

Уроки по подготовке к ЕГЭ – «Алгоритмы решения генетических задач» 11А класс.

(3,4,5,6уроки второй смены)

Обобщающий урок «Одноклеточные титаны»

Просмотр мультфильма «Кролик - химик» для учащихся 7 классов.

Учитель биологии – Ефимова С.Э.

Учитель химии Сагун Г.Н.

5

Пятница

Интеллектуальная игра «Химия и Я»  9А класс (4 урок)

Химический брей-ринг 11 А класс (6 урок)

(вторая смена)Обобщающий урок «Анатомия движения» (8 классы)

Учитель  химии:

Василичина Е.В.

Учитель биологии

Ефимова С.Э.

6

Суббота

Подведение итогов, награждение участников.

Учителя химии:

Василичина Е.В.

Сагун Г.Н.

Учителя биологии : Ефимова С.Э.

Филиппова М.В.

Учитель географии:

Ташлыкова Е.В.

Приложение 2

С.Э. Ефимова, учитель биологии МАОУ "СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов МО"Ахтубинский район" Астраханской области

Современные методы и приемы организации образовательной деятельности учащихся на уроках биологии в пятых классах в условиях перехода на  ФГОС.

Из опыта работы Ефимовой Светланы Эмильевны, учителя биологии МАОУ "СОШ № 1 с углубленным изучением отдельных предметов МО"Ахтубинский район"

     Как и всем преподавателям, перешедшим к работе по ФГОС, мне было интересно опробовать полученные знания и навыки непосредственно в работе с детьми. Многое из современных требований было созвучно с методами и приемами моей работы. Однако были вопросы и опасения. Дети, пришедшие из начальной школы, мало самостоятельны, ранимы, быстро утомляются. Часть находятся под «крылом» готовых сделать за них домашнее задание родителей, а часть, практически, лишены родительского внимания. Из этой разношерстной, задорной, обидчивой, энергичной массы нам, как всегда, надо воспитать вдумчивых, усидчивых, самостоятельных, коммуникативных граждан великой России. С чего начать? С работы с родителями.

Первое, что я сделала – познакомила родителей пятиклассников с требованиями ФГОС и в конце каждой четверти встречалась с ними на собраниях для характеристики достижений или недоработок их детей. Но, только к концу третьей четверти улеглись «страсти по ФГОС». Вначале родителям казалось, что дети ничего не могут делать самостоятельно и только учитель является источником знаний. Но это только казалось. Родители, особенно воспитывающие первого ребенка, воспринимают образование по своему опыту. Но, все забывают, что мы всегда читали книги, запоминали разнообразную информацию, и, во время болезни без учителя готовились к урокам.    Я  напоминаю об этом родителям. А еще о том, что мы живем в XXI веке цифровых технологий, когда источники информации стали доступнее, богаче, красивее, а общение с учителем необязательно должно проходить в школе. Добро пожаловать в Интернет! Мы должны меняться и использовать свои возможности для образования. Каждый родитель может в любое время прийти ко мне на урок, посмотреть, как занимается его ребенок, класс, в котором он учится, какая у нас рабочая обстановка, как другие дети осваивают предмет. Родители и дети рассказывают о своих проблемах и трудностях. Вместе мы ищем индивидуальные пути их преодоления. Конечно, все это нелегко, как и любая работа с людьми. Но, я считаю, что открытость, обязательность выполнения требований, доброжелательность, постоянная обратная связь – неотъемлемые спутники успеха образования. И я всегда благодарю родителей за визит, за то, что они выбрали для этого время и позаботились о развитии своего ребенка. На собраниях я рассказываю о методах и приемах своей работы и о тех методических находках, которые мы сделали вместе с детьми. Итак, подробнее.

1. Принимая участие в вебинарах профессора Ирины Николаевны Пономаревой я поняла, что наш опыт преподавания бесценен и его легко можно интерпретировать в формат ФГОС. Она призывает нас опираться на этот опыт, помогать улучшать и исправлять какие-то недочеты, предлагать свои методические решения. Думаю, это должно успокоить учителей, которых страшат какие-то кардинальные перемены. По большому счету, меняется форма, а содержание, при умелом подходе, обогащается.

2. Поскольку у детей разный уровень опыта и способностей, очень хороший результат дала работа с координаторами. Почти в каждом классе можно найти одного, двух, трех энтузиастов, которые быстро работают с компьютером, легко могут построить логическую цепь своего выступления. Каждый координатор выбирает себе команду. Ребята распределяют интересные для них задания и  готовят по ним презентации. Координатор объединяет работы и руководит на уроке последовательностью выступлений. Каждый пятиклассник выступает не более трех минут. Мы опробовали этот прием на темах «Вирусы», «Многообразие растений», «Многообразие водорослей», «Многообразие животных», «Бактерии». Эффект замечательный. Каждый координатор руководит группой из пяти – десяти человек и все эти дети получают пятерки. От интересной работы у всего класса появляется вдохновение.  Желающих делать презентации прибавляется. В хорошем настроении все покидают урок.

3. Мы столкнулись с очень негативным явлением – списыванием ответов на задания в тетради с Интернета или у одноклассников. Этот недостаток я устраняю следующим способом. Во - первых, распечатываю памятки о том, как нужно учить предмет. Это полезно не только для учеников, но и для родителей и классных руководителей. Там я расписываю порядок работы с учебником, Интернетом, тетрадью, дополнительной литературой, требования к докладам и презентациям. Отдельно отмечаю, что за ведение тетради ученики могут получить только одну отметку в четверти. А вот качество выполнения домашнего задания в тетради необходимо защищать на каждом уроке. Положительные оценки ставятся, если ученик сумел объяснить, почему он выбрал именно такие ответы на вопросы, а не другие. Если утверждение правильное или неправильное, то почему?  Во время озвучивания ответов возникают споры, в которых рождается истина. Это очень оживляет урок и вовлекает в поиск всех учеников класса. Ведь перед каждым из них лежит тетрадь с ответами и каждый проверяет правильность своей работы и дополняет результаты поиска других детей.

4. Стимулирую детей быть активными. Формула «+1 балл» работает для всех, кто смело поднимает руку и желает высказаться. Всегда радуюсь, когда ребенок недоволен потому, что его мало спросили. Значит, было, что сказать! И было желание отвечать. Бывает, что звенит звонок, а руки все тянутся и ребятам очень хочется довести до одноклассников свое видение вопроса. Это  вдохновляет и сближает учеников между собой и с учителем – наставником.

5. Очень интересный вопрос выполнения практических работ. Компьютер позволяет их проводить виртуально, наблюдать, как это сделали другие дети или ученые, но, все желающие могут выполнять исследования с природными и домашними объектами, использовать бумажные носители (справочники, энциклопедии, научно-популярные издания), иногда использовать свой опыт, приобретенный во время путешествий с родителями. У меня частенько дети привозят материалы с мест своего отдыха и делают красочные выступления с презентациями своих фотографий. Например, почку растений можно изучить по картинкам и фотографиям из интернета, книги. А можно с помощью лупы на живом объекте или с помощь электронного пособия рассмотреть ее в электронный микроскоп. Дети выступают с разными вариантами исследования и это оказывается для них очень информативно. Вариативность позволяет выполнить практическую работу в любом случае, поскольку хотя бы один объект из перечисленных (электронный, натуральный, виртуальный) ученик из самой необеспеченной семьи может исследовать. А на уроке дети обмениваются результатами и каждому хочется ощутить значимость проделанной работы, ее оригинальность.

6. Работа с терминами требует отдельного внимания. Формировать биологический язык начинаем с пятого класса. Иначе дети перестают понимать материал. Биология наука особенная. Язык ее научен и нелегок. Обязательно ведем словарики, проводим терминологические диктанты в разных  вариантах: 1.На доске написаны термины. Я зачитываю объяснение термина, дети записывают термин. Или узнают термин и записывают цифру, под которой он записан. 2. Детям раздаются объяснения терминов под цифрами. Я зачитываю термин – ученики пишут цифру объяснения. 3. Дети записывают термины на листочке, затем сами пишут напротив них объяснение. 4. Тесты на соотнесение термина и его объяснения. 5.Игра          « Правильно ли объяснен термин?» Ученики должны найти ошибки или уточнить объяснение. Это важно, так как иногда дети используют похожие слова, формулируют объяснение не правильно, порой «с точностью до наоборот» так как не понимают смыла того, что говорят. То есть мы устраняем механическое заучивание. 6. Игра «Где мы встречали этот термин?» позволяет связать все темы, где данный термин употребляется. Это помогает в дальнейшем использовать слово по назначению и не путать его с похоже звучащим словом.

Кропотливая, но не утомительная работа с терминами позволяет сформировать четкость мышления, умение узнавать и различать похожие слова, создать ассоциативные связи в изучаемом материале. В тестовых заданиях, где можно быстро дать ответ цифрой, можно использовать до двадцати терминов. А для самостоятельного объяснения достаточно пяти – шести, так как это требует большего времени. Хочу отметить положительный момент УМК по программе И.Н. Пономаревой. И в тетради и в учебнике для пятого класса уделено достаточное внимание работе с терминами.

      Считаю, что главное было достигнуто при переходе на ФГОС. Дети не потеряли интереса к предмету, а расширили возможности развиваться. Они активны и учатся доказывать свою точку зрения. Постоянно находятся в поиске и готовы делиться находками. Кто-то не боится брать на себя ответственность и руководить. Кому-то легче быть ведомым. Все находят свою нишу.

 Необходимо стремиться сохранить ту эмоциональную ауру, тот восторг открытия мира, который рождается на уроке, под перекрестным воздействием множества биополей с совершенно разными жизненными энергиями. А затем пусть ребенок, используя многообразные информационные источники, самостоятельно ищет, чем удивить аудиторию, когда ребята все вместе соберутся на уроке и каждый сможет почувствовать себя первооткрывателем –его находки оценят не только учитель, но и сверстники.

Список литературы

  1. Ирина Пономарева, Валерия Кучменко, Ольга Корнилова, Александр Драгомилов, Тамара Сухова, Людмила Симонова. Биология. 5-11 классы. Программы// Вентана-Граф, Серия: Алгоритм успеха, 2014.
  2. Пономарева И.Н. Школьные учебники и требования ФГОС II поколения
    в обучении биологии. Вебинар : Новые функции учебника по биологи                                        Авторская линия учебников под редакцией проф. И.Н. Пономаревой // ИЦ "ВЕНТАНА-ГРАФ", 7.11.2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет работы школьного методического объединения учителей иностранных языков МБОУ СОШ №7 с уиоп г.о. Железнодорожный за 2012-2013 учебный год

В данном материале дается подробный анализ работы учителей иностранных языков МБОУ СОШ №7 с уиоп г.о. Железнодорожный в 2012-2013 учебном году. а именно: их работа по самообразованию, прохождению курс...

аналитический отчет работы школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики

ЦЕЛЬ работы ШМО учителей математики, информатики, физики:Создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, его эрудиции и компетентности в области математики, информатики, ф...

аналитический отчет работы школьного методического объединения учителей математики, информатики, физики

ЦЕЛЬ работы ШМО учителей математики, информатики, физики:Создание условий для совершенствования профессионального мастерства учителя, его эрудиции и компетентности в области математики, информатики, ф...

Отчет работы школьного методического объединения учителей иностранных языков МБОУ СОШ №7 с уиоп за 2013-2014 учебный год

Во главу угла работы ШМО учителей иностранных языков МБОУ СОШ №7 с уиоп в 2013-2014 учебном году было поставлено совершенствование методики преподавания английского языка в рамках требований ФГО...

Отчет о работе школьного методического объединения учителей физкультуры презентация "Спортивно-оздоровительная работа в школе"

Данная презентация подготовлена для педагогического совета школы, она позволяет наглядно ,в полном объеме показать все направления работы ШМО учителей физической культуры...

Отчет работы Школьного Методического Объединения 2017-2018 учебный год

Анализ работы Школьного Методического Объединения  2017-2018 учебный год...