Доклад по теме "Методы проблемного обучения на уроке и во внеурочной деятельности"
учебно-методический материал

Сизова Юлия Сергеевна

Здесь рассмотрим что такое проблемное обучение. Установим цели проблеммного обучения. Рассмотрим примеры методические приёмы создания проблемных ситуаций. И так же многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл доклад590.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления:

«Методы проблемного обучения на уроке и во внеурочной деятельности»

Плохой учитель преподносит истину.

хороший- учит её находить.

А.Дистерверг

 «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить» - утверждал немецкий педагог Фридрих Дистерверг.

Сейчас перед современной школой стоят сложные задачи, среди которых – всестороннее развитие личности в процессе обучения, в том числе и на основе активизации деятельности учащихся на уроках.

Урок, построенный по принципу «учитель дает знания, а школьник просто их берет, не прикладывая к этому особых усилий», в настоящее время не может отвечать всем современным требованиям. Обучающийся должен уметь самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы. Метод проблемного обучения как нельзя лучше подходит для решения таких задач.

Является ли  проблемное обучение абсолютно новым педагогическим явлением? Нет. Элементы проблемного обучения можно увидеть в эвристических беседах Сократа, в разработках уроков для Эмиля у Ж. Ж. Руссо. Особенно близко подходил к этой идеи К. Д. Ушинский. Он писал: «Лучшим способом перевода механических комбинаций в рассудочные мы считаем для всех возрастов, и в особенности для детского, метод, употреблявшийся Сократом и названный по его имени Сократовским. Сократ не навязывал своих мыслей слушателям, но, зная, какие противоречия ряда мыслей и фактов лежат друг подле друга в их слабо освещенных сознанием головах, вызывал вопросами эти противоречащие ряды в светлый круг сознания и, таким образом, заставлял их сталкивать, или разрушать друг друга, или примиряться в третьей их соединяющей и уясняющей мысли».

С точки зрения классической дидактики, проблемное обучение – это    такое обучение, при котором учитель, создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки 

Для себя я выбрала более понятное толкование вот такое:

Проблемное обучение – форма организации учебного процесса с помощью проблемных задач и проблемных ситуаций, которые придают обучению поисковый и исследовательский характер.

Рассмотрим какие цели проблемного обучения?

1. Развитие мышления и способностей у обучающихся, развитие творческих умений.

2. Усвоение школьниками знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные.

3. Воспитание активной творческой личности, умеющей видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.

Пример  сжатой технологической схемы проблемного урока:

Учитель

Создаёт проблемную ситуацию*;

Направляет школьников на её решение;

Организует поиск решения.

Обучающийся

Приобретает новые знания и способы работы с материалом;

Формирует свои взгляды к проблеме

Для проблемного обучения характерно выполнение следующих действий обучающихся:

- нахождение проблемы,

- формулирование,

- поиск решения;

- решение.

*Проблемная ситуация – это такая ситуация, при которой субъект хочет решить какие-то трудные для себя задачи, но ему не хватает данных и он должен сам их искать.

 Методических приемов создания проблемных ситуаций множество. Примеры:

  • учитель подводит школьников к противоречию и предлагает им самостоятельно найти способ его разрешения;
  • сталкивает противоречия практической деятельности;
  • излагает разные позиции на один и тот же вопрос;
  • предлагает классу рассмотреть явление с различных позиций;
  • побуждает школьников делать сравнения, обобщения, выводы из ситуаций, сопоставлять факты;
  • ставит конкретные вопросы на обобщение, обоснование, конкретизацию, логику рассуждения;
  • определяет проблемные теоретические и практические задания; ставит проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными, с неопределенностью в постановке вопроса, с противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками, с ограниченным временем решения

Выделяется различать три основных  вида (метода) проблемного обучения:

1. Проблемное изложение знаний. При таком изложении педагог не только сообщает ученикам те или иные положения, но, «рассуждая вслух», ставит проблему и показывает процесс отыскания решения. Такое объяснение учителя,  являясь более доказательным, учит детей мыслить, вести познавательный поиск.

2. Частично-поисковый. Привлечение детей к поиску на отдельных этапах изложения знаний. Учитель выдвигает перед учениками проблему, сам излагает учебный материал, но в ходе изложения ставит перед учениками вопросы, которые требуют от них включиться в процесс поиска и самостоятельно решать ту или иную познавательную задачу.

Суть частично-проблемного метода состоит в умении включить мыслительный аппарат ребенка в процесс познания. Это может быть простейшая догадка, сопоставление фактов, простой вывод. Это может быть трудная задача, связанная с обобщением, переносом каких-то положений, трансформацией знаний.

3. Исследовательский метод обучения. Ученики, осознав поставленную проблему, сами намечают план поиска, строят предположение,  обдумывают способ ее проверки, проводят наблюдения, опыты, фиксируют факты, доказывают, делают выводы. Такой метод возможен, когда ученики достигли такого уровня умственного развития,  что они в состоянии осуществлять самостоятельно все этапы поисковой деятельности – от начала до конца в их логической последовательности

Используя технологию проблемного обучения на уроках математики,
необходимо учитывать, что не любой вопрос является проблемным.
Проблемный вопрос – это вопрос, требующий анализа. Будет лучше, если он
возникнет пошагово, если школьники придут к нему сами. Проблемный
вопрос предполагает неоднозначность ответов, часто выступает в форме
противоречия, поэтому становится интересной задачей для ребят,
стремящихся доказать свою точку зрения. Чтобы
решение проблемного вопроса развернулось в дискуссию, он должен быть достаточно ѐмким, охватывать не единичный факт, а широкий круг материала.

Выбор типа урока зависит от подготовленности класса, его умения работать в группах, способности к исследовательской деятельности и, наконец, от готовности к открытому взаимодействию с учителем и друг с другом. В качестве примера приводятся фрагменты уроков  в старших классах с использованием  разнообразных видов групповой деятельности.

«Мозговой штурм»

Используется для генерации идей; распределяются роли внутри группы (координатора, секретаря); после выработки коллективного решения внутри группы делаются сообщения от разных групп

Способствует развитию нестандартного мышления, активизации познавательного интереса, развитию аналитических способностей, приобретению навыков коллективной работы

«Снежный ком»

Сначала проводится работа в парах. В парах учащиеся предлагают свои способы решения данного задания, из которых выбирается лучшее; далее две пары объединяются и работа продолжается в группе из четырех человек, где снова происходит обсуждение решений и выбирается лучшее из них; в конце работы все учащиеся попадают в одну группу - делают сообщения о своей работе

Развиваются память, внимание, способность сосредоточиться, умение слушать друг друга. Появляется навык критически оценивать свою и чужую речь с точки зрения правильности, соответствия нормам языка. Естественно, развивается речевая изобретательность, осваиваются сложные конструкции, неожиданные связи между словами

Подводя итоги, сравним этапы традиционного урока и урока с использованием технологии проблемного обучения.

Сравнительная характеристика проблемного и традиционного
обучения

Традиционное

Проблемное

1. Материал дается в готовом виде,
от обучающегося требуется его
осмыслить и запомнить.

1. Новую информацию школьники
получают в ходе решения
теоретических и практических
задач.

2. В устной подаче или через
учебник возникают проблемы,
преграды и трудности, вызванные
временным выключением
учащегося из
процесса.

2. В ходе решения проблемы
учащийся преодолевает все
трудности, его активность и
самостоятельность достигает здесь
высокого уровня.

3. Темп передачи информации
ориентирован на более сильных,
средних или слабых учащихся.

3. Темп передачи сведений зависит
от учащегося или группы учащихся.

4. Контроль школьных достижений
только частично связан с процессом
обучения; он не является его непосредственной частью.

4. Повышенная активность
учащихся способствует развитию
позитивных мотивов и уменьшает необходимость формальной
проверки результатов.

5. Отсутствует возможность
обеспечения всем учащимся
стопроцентных результатов;
наибольшую трудность
представляет применение информатизации в практике.

5. Результаты преподавания
относительно высокие и
устойчивые. Учащиеся легче

применяют полученные знания в
новых ситуациях и одновременно
развивают свои умения и
творческие способности.

Выводы.

Активные методы позволяют на уроке:

- формировать собственное мнение, высказывать его, уметь аргументировать;

- учиться слышать и слушать друг друга, уважать мнение собеседника;

- обогащать свой социальный опыт путем включения и переживания тех или иных ситуаций;

- продуктивно усваивать учебный материал, активно и творчески работать, проявлять свою индивидуальность.

 Главные условия успешности проблемного обучения:

1. Обеспечение достаточной мотивации, способной вызвать интерес к содержанию проблемы.

2. Обеспечение посильности работы с возникающими на каждом этапе проблемами (рациональное соотношение известного и неизвестного).

3. Значимость информации, получаемой при решении проблемы для обучаемого.

4. Необходимость доброжелательного диалогического общения педагога с учащимися, когда ко всем мыслям, гипотезам, высказанным учащимися,  относятся с вниманием и поощрением.

Технология проблемного обучения носит общепедагогический
характер, то есть реализуется на любом предметном содержании и любой
образовательной ступени, и потому может использоваться каждым
учителем.

 Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют
трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы,
составляют правила, доставляют удовольствие учителю, радость открытия
детям.

 Реализация принципа проблемности в педагогическом взаимодействии ведет и к изменению ролей и функций учителя и школьника. Учитель не воспитывает, не дает готовые знания, но актуализирует, - извлекает из сознания ученика, стимулирует глубоко спрятанную тенденцию к личностному росту, поощряет его исследовательскую  активность, создает условия для совершенствования учения, для самостоятельного обнаружения и постановки познавательных проблем и задач.

Таким образом, данная технология развивает не только ребёнка, но и учителя.

Вернёмся к эпиграфу,  который был вначале,   перефразируя мысль немецкого педагога, можно сказать:

«Плохой учитель преподносит истину, хороший не только учит, но и сам постоянно в поиске  её »


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование коммуникативной компетентности учащихся средствами школьных СМИ, при обучении на уроках и во внеурочной деятельности русскому языку и литературе"

Представленный опыт работы не содержит принципиальных педагогических открытий и изобретений. Он являет собой индивидуально осмысленные и практически осуществленные (осуществляемые) системы комму...

Использование технологии проектного и исследовательского обучения на уроках и во внеурочной деятельности (ФГОС основная школа)

Ведущее место среди методов, обнаруженных в арсенале мировой и отечественной педагогической практики, принадлежит сегодня   методу проектов. В основу метода проектов положена идея о...

«Проблемное обучение на уроках и во внеурочной деятельности»

Рассматриваются вопросы применения проблемного метода обучения на уроках  математики и во внеурочной деятельности...

Доклад "Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность"

Формирование экологического сознания учащихся через уроки биологии и внеурочную деятельность...

Использование элементов проблемного обучения для организации урочной и внеурочной деятельности обучающихся с ОВЗ

Материал предназначен  для педагогов, осуществляющих обучение по АООП УО (ИН)...