Разработка индивидуального логопедическогомаршрута для обучающихся с НОДА.
методическая разработка

Акимова Нина Константиновна

Разработка индивидуального логопедического маршрута для обучающихся с НОДА.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка индивидуального образовательного маршрута обучающегося с НОДА.

      Индивидуальный логопедический маршрут обучающихся с НОДА строится на основании основного заболевания ДЦП , его форм и связанных с ним речевых нарушений. Эти нарушения складываются из нарушений устной и письменной речи.

       Задача школьного учителя-логопеда - это предупреждение (в 1 классе), а начиная со 2 класса - коррекция нарушений письменной речи для успешного освоения общеобразовательных программ. Таким образом коррекция нарушений устной речи необходима в 1 классе, а начиная со 2 класса она необходима в том случае, если приводит к нарушению письменной речи, что бывает довольно часто у детей с ДЦП.

        Построение индивидуальной логопедической программы начинается с проведения обследования (2 недели) спонтанной речи обучающихся, индивидуального обследования устной речи, обследования письменной речи (написание диктантов), изучение медицинской документации.

1. Программа по коррекции нарушений устной речи включает работу по коррекции звукопроизношения и просодики, фонетико-фонематическое развитие, лексико-грамматическое и работу по развитию связной речи.

а) Звукопроизношение.

80% детей с ДЦП имеют диагноз "дизартрия", который выставляет врач-невролог. Это нарушение звукопроизношения и просодики в следствии недостаточной иннервации речевого аппарата. Нарушается двигательный механизм речи в виде изменения мышечного тонуса, ограничения объема движений, координации, синкенезии (содружественные движения, гиперкинезы ( насильственные движения, тремор, нарушение дыхания, голоса, интонации. Но учителю-логопеду важно определить форму дизартрии (их при ДЦП  5 + смешанная), так как при разных формах эти нарушения ведут себя по-разному.  По разному строится и проведение логопедического массажа, который необходим для нормализации тонуса мышц (расслабляющий или стимулирующий), и нахождение более комфортного положения тела ребенка при его проведении для ослабления спастичности или гиперкинезов.

Порядок постановки звуков у каждого ребенка с ДЦП разный, так как учитель-логопед ориентируется на сохранность двигательных механизмов речи (напрмер, есть ли верхний  подъем языка).

б) При коррекции фонетико-фонематической стороны речи учитель-логопед опирается на  сохранные звуки. Естественно, что у каждого ребенка они разные.

в)  Работа по развитию лексико-грамматической стороны речи, как и связной речи дифференцируется в зависимости от возраста ребенка, состояния его интеллекта, уровня речевого развития. Так, например, работа над связной речью у одних детей начинается уже на первом этапе логопедической коррекции, у других она может быть включена на второй год обучения. В этом заключается индивидуализация логопедического коррекционного маршрута по развитию устной связной речи у детей с ДЦП.

г) коррекция просодической стороны речи проходит поэтапно от восприятия до воспроизведения, от коррекции ритма, неречевого дыхания, голосовых модуляций до воспроизведения логического ударения и интонации в экспрессивной речи.    

      Таким образом, при построении индивидуального коррекционного логопедического маршрута при коррекции устной речи  логопед учитывает: возраст ребенка, форму ДЦП в сочетании с  сенсорными нарушениями, наличие дизартрии и её форму, состояние интеллекта и психо-эмоциональные нарушения,  уровень речевого развития, тяжесть нарушения, влияние на нарушение письменной речи.

2. Программа по коррекции нарушений письменной речи.

     Часто нарушение устной речи при дизартрии приводит к нарушению письменной речи. И тогда учитель-логопед занимается коррекцией как устной так и  письменной речи. Но бывают случаи, когда дизартрия есть, а нарушений письменной речи нет. Тогда ребенку нужен логопед медицинского учреждения, например реабилитационного центра. А школьный учитель-логопед ставит его на логопедический контроль с целью выявления нарушений письменной речи. Нарушение письменной речи в логопедии называется дисграфией. Дисграфия - это специфическое и стойкое нарушение письма, связанное с нарушением деятельности анализаторов и психических процессов письма. Такие ошибки многие учителя называют нелепыми, но однозначно они не связаны с усвоением правил орфографии.

Например это могут быть:

 замены гласных на письме в ударном положении.

туча - точа, лес - лис,

замены парных согласных

полка -болка, доска - досга, озеро - осеро, гладкий - кладкий

пропуски, недописывания,  вставки, перестановки на уровне слога, слова, предложения

диктант - дикат, дома - дма, тропа - прота, через - чере, декабрь - декабарь, деревья - деверья, наступила - на ступила,

аграмматизмы на письме

много деревов, дети бежит

замены графически сходных рукописных букв

в-д, т-щ, и-ш, п-т

В зависимости видов ошибок существует пять видов дисграфии.

          При первичном обследовании учитель-логопед констатирует наличие дисграфических ошибок. При  углубленном обследовании определяет вид дисграфиии и  составляет программу по коррекции данного вида дисграфии ( часто эти виды могут иметь смешанный характер).

Кроме дисграфии существует особая категория стойких специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания правил, что называется дизорфографией. То есть ребенок правила знает, но на письме применить их не может. Отсутствует языковое чутьё. Причиной тому является недоразвитие  высших психических функций (внимание, восприятие, память, мышление). В этом случае первым помощником ребенку будет учитель-дефектолог, психолог. И на подготовленную базу включается учитель-логопед.

       В случае же орфографических ошибок на письме при незнании правил учащемуся требуются дополнительные занятия с учителем русского языка. Главное отличие от дизорфографии будет нестойкость этих ошибок. В одних словах ребенок делает ошибки на одно и то же правило, в других пишет правильно. Языковое чутье присутствует. То есть выучит правило - ошибки уйдут.

        Одна из главных задач логопеда - правильно определить причины, лежащие в основе нарушения письма, поскольку от этого зависит методы и продолжительность коррекционной работы.

        Важно отметить, что коррекционная работа учителя-логопеда как и построение индивидуального коррекционного логопедического маршрута для каждого обучающегося с НОДА тесно связана с процессом обучения.

 Но учитель-логопед не дублер учителя и не репетитор, выполнение домашних заданий также не входит в обязанность учителя-логопеда. Логопедическая работа - это не дополнительная образовательная услуга. Это деятельность, которая параллельно с образовательным процессом способствует успешному освоению учащимися общеобразовательной программы совместно с учителем, учителем-дефектологом, психологом другими специалистами  и, конечно, с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект «Разработка индивидуальной образовательной программы для учащегося 8 класса с умственной отсталостью, обучающегося в условиях индивидуального обучения»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА Приоритетные цели и задачи, решение которых требует построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с ООП, определены Конвенцией модернизации российс...

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса

Разработка индивидуальных программ воспитания обучающихся 8 класса  с учётом результатов диагностики индивидуального развития личности. Классный руководитель: Глушенко Марина Алексеевна. ...

Индивидуальный коррекционно-логопедический маршрут обучающихся с НОДА

Презентация. Индивидуальный коррекционно-логопедический маршрут обучающихся с НОДА...

Рабочая адаптированная коррекционно-логопедическая программа для обучающихся с НОДА, НОДА и УО

В коррекционно-логопедическую программу для обучающихся с НОДА, НОДА и интеллектуальными нарушениями входят планируемые результаты и содержание коррекционно-логопедического курса...

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО

Особенности логопедической работы в коррекционной школе с обучающимися с НОДА, НОДА и УО...

Разработка индивидуальных образовательных программ обучающихся, 2016 год

Разработка индивидуальных образовательных программ обучающихся, публикация в сборнике работ участников инновационной научно-образовательной проладки МПГУ....

Доклад "«Диагностика уровня сформированности базовых учебных действий обучающихся по АООП основного общего образования для обучающихся с НОДА и умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Программа мониторинга представляет собой исследование, направленное на отслеживание индивидуальной динамики уровня сформированности БУД. Данные, полученные в ходе мониторинга используются для опе...