Опыт работы по созданию и ведению учебно-методического комплекса учебной дисциплины "Физика"
статья

Комарова Наталья Ивановна

В материале рассмотрена одна из трудовых функций педагога: «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП» в соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" и возможность ее реализации. При этом приведены основные трудовые действия, к выполнению которых должен быть готов педагог, основные умения и знания. Также предложен алгоритм разработки учебно-методического комплекса по учебной дисциплине общеобразовательного цикла.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ТОМСКИЙ МЕХАНИКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»

Опыт работы по созданию и ведению УМК учебной дисциплины

(выступление на педагогическом форуме ОГБПОУ «ТМТТ»)

Преподаватель Н.И. Комарова

г. Томск

2019 г.

В соответствии с профессиональным стандартом "Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования" одной из трудовых функций педагога является «Разработка программно-методического обеспечения учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ профессионального обучения, СПО и(или) ДПП».

При этом педагог должен быть готов к выполнению следующих трудовых действий:

  • Разработка и обновление рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и(или) ДПП.
  • Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) программ СПО, профессионального обучения и(или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения
  • Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО, профессионального обучения и(или) ДПП
  • Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) СПО, профессионального обучения и(или) ДПП.

Для этого он должен уметь:

  • Анализировать примерные программы, оценивать и выбирать учебники, учебные и учебно-методические пособия и иные материалы, разрабатывать и обновлять рабочие программы, планы занятий, оценочные средства и другие методические материалы по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) СПО.
  • Вести учебную, планирующую документацию на бумажных и электронных носителях.

Для этого необходимо знать:

  • Требования ФГОС СОО и ФГОС СПО, содержание примерных (типовых) программ, учебников, учебных пособий.
  • Роль преподаваемого учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в ОПОП СПО.
  • Требования к программно-методическому обеспечению учебных предметов, дисциплин (модулей) программ СПО.
  • Современные образовательные технологии профессионального образования (профессионального обучения).

Задача методического отдела разработать рекомендации по разработке УМК (макеты), в соответствии с которыми педагог обязан разработать соответствующие материалы.

После плановой проверки КУМО многие коллеги просили меня показать, каким образом я систематизировала материал. Отмечу, что успех работы в данном направлении зависит от ее постоянства и систематичности. Начинающему педагогу особенно важно тщательно продумывать каждый компонент УМК. Понятно, что все наработанное корректируется, но на начальном этапе необходимо постараться сделать документацию максимально качественно.

С чего начинать?

1) Детально изучить ФГОС СОО (СПО) и Примерную программу. Необходимо четко понимать каким должен быть конечный результат.

2) На основании ФГОС и Примерной программы разработать рабочую программу. При этом необходимо сразу продумать типовые задания для ВСР и КОС. Причем КОС должны включать в себя именно такую форму и типологию заданий, которая планируется на экзамене или дифференцированном зачете.

Сегодня я хочу представить комплект КОС по УД «Физика».

Современный ФГОС СОО устанавливает следующие требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы:

- личностные (готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности);

- метапредметные (освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способность их использовать в познавательной и социальной практике);

- предметные (освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета).

При этом Министерством Просвещения РФ уже разработана форма промежуточной аттестации – ЕГЭ. Проанализировав материалы ЕГЭ, я сделала вывод, что предложенные задания позволяют проверить достижение в основном предметных результатов. Для контроля личностных и метапредметных результатов необходимы задания с практикоориентированным содержанием. Так я откорректировала задания ВСР и в КОС включила методические рекомендации по выполнению проекта. Таким образом, получился объемный продукт на более чем 100 страниц. Надеюсь, что данная продукция будет полезной в моей работе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Компетентностный подход при формировании учебно-методического комплекса учебной дисциплины

Данная работа описывает компетентностный подход при формирования УМК дисциплины "Физика", преподавемой в учреждении профессионального образования. В работе описывается методика формирования предметных...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины: «Истории»

УМК учебной дисциплины «История» предназначена для реализации федеральных государственных требований к содержанию и уровню подготовки выпускников ССУЗ по специальностей:  35.02.07 (110809 )...

Опыт работы по созданию композиции и постановки народного танца

Композиция и постановка танца - это процесс работы над созданием хореографического произведения, представляющего собой гармоническое единство форм и содержания, отличающегося специфичностью выра...

«Опыт работы по созданию индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями»

«Опыт работы по созданию индивидуальной программы воспитания и обучения дошкольников с тяжелыми и множественными нарушениями» Теорией и практикой доказано, что раннее включение детей с интеллектуально...

Учебно-методический комплекс учебной дисциплины "Фортепиано, аккомпанемент и чтение с листа"

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине ОП.01.02 Фортепиано, аккомпанемент, чтение с листа по специальности 53.02.06 «Хоровое дирижирование» включает методические рекомендации и...