Доклад на тему:«Методы и приемы , способствующие проведению эффективного урока»
материал

Ефимова Надежда Михайловна
Урок – неотъемлемая часть всего учебного процесса. А насколько успешно и познавательно пройдет сам урок, напрямую зависит от учителя. Перед тем, как провести урок, учителю нужно четко распланировать и расписать каждое свое действие, сформировать цели и задачи, обдумать задания для выполнения в классе и дома. Для того, чтобы добиться хороших результатов,каждому педагогу нужно знать, как правильно организовать урок, какую выбрать форму проведения урока и метод обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx29.27 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «СОШ №1 г.Ртищево Саратовской области»

Доклад на тему:

 «Методы и приемы , способствующие проведению эффективного урока»

                                                                       Учитель математики

                                                                                       МОУ «СОШ №1 Гг.Ртищево»

                                                                                         Ефимова Надежда Михайловна


  «Урок – это зеркало общей и

 педагогической культуры учителя  ,

 мерило его интеллектуального богатства,

 показатель его кругозора, эрудиции»,

В.А.Сухомлинский. 

С введением ФГОС меняются ориентиры современной школы, основная задача которой сегодня - перевести учащегося в режим саморазвития. Помимо обучения новым дисциплинам учитель должен также воспитывать своих учеников, формировать в них личностные и нравственные качества.прежде всего на уроках.

 Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Урок – неотъемлемая часть всего учебного процесса.

     А насколько успешно и познавательно пройдет сам урок, напрямую зависит от учителя. Перед тем, как провести урок, учителю нужно четко распланировать и расписать каждое свое действие, сформировать цели и задачи, обдумать задания для выполнения в классе и дома.

  Для того, чтобы добиться хороших результатов,каждому  педагогу нужно знать, как правильно организовать урок, какую выбрать форму проведения урока и метод обучения.

Методы обучения – это упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей образования

Имеется несколько классификаций методов обучения. Традиционными , отраженная во всех учебниках дидактики, являются : методы словесные, наглядные, практические. В основе этой классификации лежит способ предъявления учебной информации обучаемым.

Если в основу классификации положить самостоятельность ученика в приобретении новых знаний, получим другой набор методов: репродуктивный, частично-поисковый, поисковый, исследовательский.

В современной школе используются как традиционные методы обучения, так и инновационные.

              Словесные методы и приемы обучения детей

Словесные методы, так как слово играет главную роль в процессе обучения.

Благодаря слову преподаватель вызывает в сознании учеников яркие воспоминания прошлого, картины будущего и настоящего. К словесным методам обучения относятся:

Устное изложение материала, которое предполагает одностороннее, то есть монологическое воздействие на учеников (лекция, рассказ, объяснение, инструктаж).

1.Объяснение. Под объяснением понимается толкование понятий, правил при использовании вычисления, наблюдения. Главную роль при этом выполняют логические суждения и различные доказательства. Оно допускает только лишь точные формулировки ранее полученных выводов, также объяснение тесно взаимосвязано с разъяснением и толкованием терминов, в данном случае огромное значение имеет проверка хода формирования определенных научных понятий у школьников.

2.Обсуждение изученного материала, требуемое взаимодействия ученика и учителя (семинар, дискуссия, беседа).

Беседа - диалогический метод обучения, который предполагает, что задавать вопросы и отвечать, высказывать свою точку зрения могут все участники беседы. Беседа применяется в тех случаях, когда у детей имеются некоторый опыт и знания о предметах и явлениях, которым она посвящена.

Задача педагога так построить беседу, чтобы опыт каждого ребенка стал достоянием всего коллектива (Е. А. Флерина) .

    Одним из основных словесных методов, который позволяет учащимся проявить творческую активность в процессе обучения математике, является метод эвристической беседы. Этот метод был разработан еще в трудах таких известных педагогов, как Лезан, С.И. Шохор-Троцкий, В.М. Брадис,  и др. Идея метода состоит в том, что учитель путем последовательно поставленных заданий «наводит» учащихся на самостоятельное обнаружение того или иного математического факта. Так, шаг за шагом, учащиеся самостоятельно преодолевают трудности в решении поставленной проблемы и приходят к ее решению. Роль учителя сводится к тому, чтобы организовать  и направить работу ученика.

    Мозговой штурм, как метод обучения был предложен в конце 1930-х гг. А. Осборном. Он предполагает стимуляцию творческих решений. В ходе «штурма» его участники выдвигают как можно большее количество решений поставленной задачи, на первом этапе даже не анализируя их. Затем на основе обсуждения всех предложенных идей выбирается одна – наиболее продуктивная. Метод эффективен тем, что участие в процессе могут принимать даже учащиеся с  минимальным уровнем знаний. Он, оказывая минимальное стрессовое воздействие, развивает в учащихся способность к оперативному мышлению.

3.Работа с книгой.

По сравнению с другими видами словесного обучения, данный вид занимает важное место, поскольку источником знаний является проверенное, печатное издание.

4.Еще один из эффективных методов при отработке понятийного материала - «Каждый учит каждого». Этот метод можно использовать при изучении нового материала и при обобщении основных понятий и идей. Учащиеся учат друг друга в парах сменного состава. Порядок проведения:

1. Учитель готовит карточки: определение понятий, описание концепций. Каждый ученик получает по карточке.

2. Внимательно прочитать текст, осмыслить предложенную информацию.

3.  Каждый ученик должен объяснить другому ту информацию, которая содержится в его карточке, убедиться, что собеседник понял и запомнил материал.

4.  Каждый ученик свободно передвигается по классу, происходит обмен знаниями. Задача ученика – обучить как можно больше людей и самому усвоить как можно больше информации.

   Наглядные методы и приемы обучения детей

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств.

К наглядным методам обучения относятся: демонстрация объектов и иллюстраций, наблюдение, показ, рассматривание таблиц, моделей. К словесным методам относятся: рассказывание, беседа, объяснение, пояснения, словесные дидактические игры. Средствами наглядности могут быть реальные предметы и явления окружающей действительности, игрушки, геометрические фигуры, карточки с изображением математических символов - цифр, знаков, действий.

Широко используется словесная наглядность - образное описание объекта, явления окружающего мира, художественные произведения, устное народное творчество и др. Используются пособия - аппликации (таблица со сменными деталями, которые закрепляются на вертикальной или наклонной плоскости, например с помощью магнитиков).К наглядности относятся и технические средства обучения(презентации, видеоуроки , материал из интернета)

        Практические методы.

Практические методы обучения необходимы для формирования у школьников практических умений и навыков. Основой практических методов является практика. Существует несколько видов практических методов:

По характеру они делятся на:

1. устные;

2. письменные;

3. графические;

4. учебно-трудовые.

Устные упражнения дают возможность развить логические способности школьника, его память, речь и внимание. Основными характеристиками устных упражнений являются динамичность и экономия времени.

С помощью письменных работ закрепляют изученный материал, вырабатыват умения и навыки.

Графические упражнения -- работы школьников, связанные с составлением схем, графиков, чертежей, рисунков, альбомов, технологических карт, стендов, плакатов, зарисовок и т. п.

Учебно - трудовые упражнения -- это практические работы учащихся, направленные на развитие производственно-трудовой деятельности. Благодаря таким упражнениям теоретические знания школьник учится применять на практике, в труде.

Все выше рассмотренные методы относятся к репродуктивным.

Репродуктивный метод - метод обучения, направленный на воспроизведение учеником способов деятельности по определенному учителем алгоритмом

Его используют для формирования умений и навыков школьников. Репродуктивный метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам предлагают в"готовом"виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся усваивают знания, понимают, запоминают и правильно воспроизводят их;

4) прочность усвоения знаний и умений обеспечивают через их многократное повторение

Плюсы репродуктивных методов- возможность передачи большого по объему учебной информации за минимально короткое время, без больших затрат усилий. Минус в том, что он не позволяет в достаточной степени развивать гибкость мышления, навыки поисковой деятельностиі.

 Переходным от исполнительского к творческой деятельности является метод проблемного изложения

 Метод проблемного изложения - метод обучения, предполагает постановку учителем перед учащимися проблемы и определения путей ее решения с сокрытием возможных познавательных противоречий

Его применяют преимущественно для развития навыков творческой учебно-познавательной деятельности, осмысленного и самостоятельного овладения знаниями. Метод проблемного изложения имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают;

2) учитель показывает путь исследования проблемы, решает ее от начала до конца;

3) учащиеся наблюдают за процессом размышлений учителя, учатся решать проблемные задачи

Проблемный изложение учебного материала можно осуществлять в процессе проблемного рассказа, проблемно-поисковой беседы, лекции, при использовании наглядных методов проблемно-поискового типа и проблемно о-поисковых упражнений. К нему прибегают в тех случаях, когда содержание учебного материала направлен на формирование понятий, законов или теорий, а не на сообщение фактической информации; когда содержание не является новым, а логически продолжает ранее изученное и ученики могут сделать самостоятельные шаги в поиске новых элементов знаний время использование проблемного метода требует больших затрат времени.

Наблюдается слабая эффективность этого метода при усвоении учащимися принципиально новых разделов или тем учебной программы, когда нет возможности применен ты принцип апперцепция (опоры на предыдущий опыт) и необходимое объяснение учителя.

Высшего уровня познавательной самостоятельности и активности требует от учащихся частично-поисковый метод обучения

. Частично-поисковый метод - метод обучения, при котором определенные элементы знаний сообщает педагог, а часть учащиеся получают самостоятельно, отвечая на поставленные вопросы или решая проблемные задания .

Этот метод имеет следующие характерные признаки:

1) знания ученикам в"готовом"виде не предлагают, их необходимо приобретать самостоятельно;

2) учитель организует поиск новых знаний с помощью различных средств;

3) учащиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждают, решают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают

Изложение учебного материала может осуществляться в процессе эвристической беседы, комментируемого упражнения с формулировкой выводов, творческой упражнения, лабораторной или практической работы и др.

. Исследовательский метод - метод обучения, который предусматривает творческое применение знаний, овладение методами научного познания, формирования навыка самостоятельного научного поиска

Характерные признаки этого метода следующие:

1) учитель вместе с учениками формулирует проблему;

2) новые знания не сообщают, учащиеся должны самостоятельно получить их в процессе исследования проблемы, сравнить различные варианты ответов, а также определить основные средства достижения результатов;

3) основной целью деятельности учителя е оперативное управление процессом решения проблемных задач;

4) обучение характеризуется высокой интенсивностью, повышенным интересом, а знание - глубиной, прочностью и действенностью

Овладение учебным материалом может осуществляться в процессе наблюдения, поиска выводов, при работе с книгой, письменного упражнения с доведением закономерности, практических и лабораторных работ

Выполнение исследовательского задания предусматривает следующие этапы:

1. Наблюдение и изучение фактов, выявления противоречий в предмете исследования (постановка проблемы)

2. Формулировка гипотезы по решению проблемы

3. Построение плана исследования

4. Реализация плана

5. Анализ и систематизация полученных результатов, формулирование выводов

Исследовательский метод активизирует познавательную деятельность учащихся, но требует много времени, специфических условий, высокой педагогической квалификации учителя

Методы обучения по типу познавательной деятельности учащихся обеспечивают развитие самостоятельности мышления школьниковЭффективность этих методов возрастает при условии сочетания с другими методами обучения.

Многочисленные экспериментальные исследования доказали, что при выборе метода важным является учёт содержания формируемых знаний. Так, при формировании пространственных и временных представлений ведущими методами являются дидактические игры и упражнения. При ознакомлении детей с формой и величиной наряду с различными игровыми методами и приёмами используются наглядные и практические.

Педагог в своей работе должен уметь сочетать методы для наилучшего понимания и запоминания детьми материала.

Используемая литература:

  1. https://4brain.ru/pedagogika/new-methods.php
  2. https://vyuchit.work/samorazvitie/sekretyi/formy-uroka-kakie-oni-byvayut.html
  3. https://revolution.allbest.ru/pedagogics/00503266_0.html
  4. http://uchebnikirus.com/pedagogika/osnovi_didaktiki_-_chayka_vm/klasifikatsiya_metodiv_navchannya_tipom_piznavalnoyi_diyalnosti_uchniv.htm

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы,способствующие проведению эффективного урока

Педагогический процесс эффективен, если учитель опирается не только на информацию об уровне качества образования, но и проводит анализ, на основе которого ищет способы повышения эффективности уч...

Доклад на тему: "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"

Доклад на тему:  "Методы коррекции агрессивного поведения учащихся на уроках швейного дела"...

доклад на тему "Метод проектов на уроках английского языка"

Материал содержит теорию и готовую методическую разработку урока с презентацией...

Доклад на тему: «Использование современных методов и приемов, способствующих повышению эффективности подготовки домашних заданий».

В докладе представлен опыт работы воспитателя школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья по организации самоподготовки учащихся; применение современных технологий....

Доклад на тему:"Методы, формы организации деятельности учащихся, средства на уроках в начальной школе"

Работаю по УМК «Школа России». В комплект входят учебники и учебные пособия нового поколения, отвечающие требованиям к современной учебной книге. При этом в нем бережно сохранены лучшие тр...

Доклад на тему: «Методы и приемы формирования регулятивных универсальных учебных действий обучающихся в процессе образовательной деятельности на уроках предметной области «Искусство»

Доклад Августовская конференция работников образования «Школа Минпросвещения России»: единое образовательное пространство, равные возможности»...