Методическая разработка Русский народный праздник «Великая масленица»
методическая разработка

Моисеенкова Галина Петровна

 

Методическая разработка Русский народный праздник «Великая масленица»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_narodnyy_prazdnik_maslenitsa.docx455.84 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества» г.Ярцево Смоленской области

Методическая разработка

Русский народный праздник

«Великая масленица»

Разработала:

Моисеенкова Галина Петровна

педагог дополнительного образования

г.Ярцево

2019 год

Методическая разработка направлена в помощь педагогам дополнительного образования, обучающимся, учителям внеурочной деятельности.

Место хранения методической разработки – методический кабинет.

История возникновения Масленицы уходит своими корнями глубоко в древность. Масленица — древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры, сохранившийся и после принятия христианства. Считают, что первоначально она была связана с днем весеннего солнцеворота, но с принятием христианства она стала предварять Великий пост и зависеть от его сроков.

      По своему обычаю, церковь «назначила» на место языческого праздника свой, специально сдвинув для этого границы великого поста. После этого Масленица воспринималась христианской церковью фактически как религиозный праздник и получила название Сырной, или Сыропустной недели, но это не изменило ее внутренней сути. Этнограф 19 века И. М. Снегирев считал, что Масленица в языческие времена сопровождала празднования в честь языческого бога Велеса, покровителя скотоводства и земледелия, приходившиеся на 24 февраля по новому стилю.

      Для славян этот праздник долгое время был встречей нового года! Ведь до XIV века год на Руси начинался с марта. А по давним поверьям считалось: как встретит человек год, таким он и будет. Потому и не скупились русичи в этот праздник на щедрое застолье и безудержное веселье. И называли Масленицу в народе «честной», «широкой», «обжорной», а то и «разорительницей». А само название «Масленица» возникло только в XVI веке. Оно возникло потому, что на этой неделе по православному обычаю мясо уже исключается из пищи, а молочные продукты еще можно употреблять – вот и пекут блины масленые.

       Масляница — это праздник не только славян, а и практически всей Европы. Традиция праздновать приход весны сохранилась в разных городах и странах, от Сибири до Испании. В странах Западной Европы Масленица плавно переходит в общенародный карнавал, где на время празднования смолкают ссоры и споры, везде царит безудержное веселье, смех и юмор.

Малая масленица

В некоторых местах, к встрече Масленицы готовились ещё с субботы предыдущей (Пёстрой) недели. В Калужской губернии, начиная печь заранее блины, хозяйка посылала ребятишек лет 8-10 «встречать Масленицу»: давала блин, с которым они скакали верхом на ухвате или кочерге по огороду и кричал: «Прощай, зима сопливая! Приходи, лето красное! Соху, борону — И пахать пойду!» С субботы начинали праздновать «малую Масленку» и кое-где во Владимирской губернии. Детвора бегала по деревне и собирала старые лапти, потом встречали возвращающихся с покупками из города или с базара и спрашивали: «Везёшь ли Масленицу?» Если отвечали: «Нет» — то били лаптями.

В Белоруссии и в некоторых местах России в субботу перед Масленицей отмечали Родительский день, первый в этом году. В этот день поминали умерших родителей. Для них специально пекли блины — и первый блин клали на божницу, слуховое окно или крышу, оставляли на могилах на кладбище, а также раздавали блины детворе, нищим и монашкам с просьбой помянуть такого-то.

Утром и вечером, садясь за стол, обязательно приглашали умерших в доме родственников разделить семейную трапезу, состоящую из говядины, варёной свинины, жареной баранины. «Со стола не сбирають»: остатки вечерней трапезы оставляют на столе до утра вместе с посудой и ложками, прикрыв всё это концами скатерти (д. Щепихино, Калужского района).

Мясное воскресенье

Последнее воскресенье перед масленицей носило название «мясного воскресенья». В воскресенье говорили: «Нынче 12 раз шти (щи) хлебают, 12 раз мясо едят». В вологодских деревнях ходили в гости к родственникам, соседям, друзьям и приглашали в гости на масленицу. В это воскресенье тесть звал зятя «доедать барана». «Заговляюсь на сыр да на масло», — говорили в вечер перед масляной.

Масленичная неделя

Вся неделя делится на два периода: Узкая Масленица и Широкая Масленица. Узкая Масленица — первые три дня: понедельник, вторник и среда, Широкая Масленица — это последние четыре дня: четверг, пятница, суббота и воскресенье. В первые три дня можно было заниматься хозяйственными работами, а с четверга все работы прекращались, и начиналась Широкая Масленица. В народе каждый день Масленицы имеет свое название.

Понедельник - встреча

Начало Узкой Масленицы. Утром свекор со свекровью отправляли невестку на день к отцу и матери, вечером сами приходили к сватам в гости. Обговаривались время и место гуляний, определялся состав гостей. К этому дню достраивались снежные горы, качели, балаганы. Начинали печь блины. Первый блин отдавался малоимущим на помин усопших. В понедельник из соломы, старой одежды и других подручных материалов сооружалось чучело Масленицы, которое насаживали на кол и возили в санях по улицам.

Вторник - заигрыш

В этот день происходили смотрины невест. Все масленичные обряды, по сути, сводились к сватовству, для того, чтобы после Великого поста, на Красную горку, сыграть свадьбу. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых. Для зазывания Масленицы произносили слова: «У нас горы снежные готовы и блины напечены — просим жаловать!».

Среда - лакомки

В этот день зять приходил к тёще на блины, которые она сама готовила. В этот день тёща демонстрировала расположение мужу своей дочери. Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.

Четверг - разгул

Другие названия: Разгуляй, Широкий разгул, Перелом, Широкий четверг, Разгульный четверток; полес. Влас, Власы, Власье, Волосий, Колодка, Коляда масленая, Колядуха масленая, Кривый четверг, Масленый четверг, Тлустый четверг.

С этого дня начиналась Широкая Масленица, хозяйственные работы прекращались, празднования разворачивались во всю ширь. Народ предавался всевозможным потехам, устраивались катания на лошадях, кулачные бои, различные соревнования, которые завершались шумными пирушками. Главное действие в четверг - штурм и дальнейший захват снежного городка. Смысл широкого четверга, как и всей Масленицы - выплеск накопившейся за зиму негативной энергии и разрешение различных конфликтов между людьми.

Масленичные гуляния повсеместно сопровождались разведением костров и ритуальными прыжками через огонь. Отличительной чертой гуляний были масленичные песни. «На Масленую огонь палят. Палят костры, и тут, и там. Бабы в широких юбках перепрыгивают через костры, и мужики прыгають. Мы вот вали (валежник) насобираем и поём:

Яко середу на масленую, на жидовские заговенья

Воробейко яичко украл, на высокую полечку поклал.

А слепые-то подглядывали, а глухие то подслухивали,

А безногие побегли догонять, а безрукие побегли отбирать.

Маслена, маслена белая нога, а хто не оженится, чирия губа.

Маслена, маслена белый сыр, а кто не оженится — сукин сын».

В Ярославле с четверга поют коляду. В этот день народ ходит по домам с бубнами, балалайками и другими народными инструментами, поздравляют хозяев с праздником и «просят дозволения пропеть коляду», в чём им обычно не отказывают.

Колядская песня:

Уж как шли ребята колядовщики,

Виноград, красно зелёная моя!

Колядовщики, все фабричники,

Мы искали двора господина своего,

Господинов двор на семи верстах,

На семи верстах, осьми столбах.

Посреди двора, посреди широка,

Стоят три терема,

Три терема златоверхие.

В первом терему красно солнушко,

Во втором терему часты звёздочки,

Сам хозяин в дому, господин в терему,

Хозяйка в дому, госпожа в высоком,

Млады девушки в дому, как орешки в меду,

Виноград, красно зелёная моя!

По окончании песни хозяева дарят колядовщикам деньги и угощают их вином. При прощании колядовщики поют хозяину благодарность:

Благодарствуй хозяин, на хлебе, на соли и жалованье.

Виноград, красно зелёная моя!

Накормил, напоил, со двора пустил,

Виноград, красно зелёная моя.

Пятница - тёщины вечёрки

В этот день с ответным визитом тёща приходила в гости к зятю. Блины в этот день пекла дочь - жена зятя. Тёща приходила в гости со своими родственниками и подругами. Зять должен был продемонстрировать своё расположение к тёще и её близким.

Суббота - золовкины посиделки

Молодые невестки приглашали в гости к себе золовок и других родственников мужа. Если золовка была не замужем, то невестка приглашала своих незамужних подруг, если сестры мужа уже были замужние, то невестка звала свою замужнюю родню. Невестка должна была подарить золовке какой-нибудь подарок.

Церковь в субботу совершает празднование Собора всех преподобных отцов.

Воскресенье - проводы

Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; полес. Весна, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое, Чирка, Чорна недиля (полтав.)

Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причиненные за год неприятности и обиды. Вечером в Прощёное воскресенье поминали усопших, ходили на кладбище прощаться с своими родственниками. В этот день ходили в баню. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.

В Костромской губернии в воскресенье организуется «обоз»: «верховая поездка из наряженных мужчин, с соломенными колпаками на головах». Вечером ряженые выезжают за город и сжигают там свои колпаки - «сжигают Масленицу». А в деревнях вечером, взяв по пучку соломы, складывают в одну кучу и зажигают - «сжигают соломенного мужика».

В храмах на вечернем богослужении совершается чин прощения (настоятель просит прощения у других клириков и прихожан). Затем и все верующие, кланяясь друг другу, просят прощения и в ответ на просьбу произносят «Бог простит». Начинают совершать великопостные службы. На следующей неделе иногда проводились «тужилки по Масленице».

По свидетельству С. В. Максимова: «...Чрезвычайно твёрдо держится обычай прощаться с покойниками... Обычай ходить на кладбище в последний день масленицы поддерживается главным образом бабами. В четвертом часу пополудни они кучками в 10 - 12 человек идут с блинами к покойникам и стараются ничего не говорить по дороге. На кладбище каждая отыскивает родную могилку, становится на колени и бьёт по три поклона, причём со слезами на глазах шепчет: «Прости меня (имя рек), забудь всё, что я тебе нагрубила и навредила». Помолившись, бабы кладут на могилку блины (а иногда ставят и водку) и отправляются домой также молча, как и пришли».

Проводы Масленицы

В последний день масленичной недели происходил ритуал проводов Масленицы, который в разных губерниях России заключался как в сожжении чучела Масленицы (Марены), так и в его символических похоронах. Сожжение чучела было традиционно для северных, центральных и поволжских губерний. Чучело Масленицы везли участники масленичного поезда (иногда в нём насчитывалось несколько сот лошадей). В костёр с горящим чучелом бросали традиционную поминальную пищу (блины, яйца, лепёшки). В Поволжье, в частности в Татарстане, также существует традиция бросания в костёр специальных масленичных кукол, с которыми уходили все невзгоды.

В южнорусских, среднерусских, западных и ряде поволжских губерний был распространён ритуал похорон Масленицы. В различных губерниях ритуал отличался.

В Онежском уезде Архангельской губернии в последний день праздника по селу таскали поставленную на старые дровни шлюпку в которой лежал заголенный сзади вымазанный суриком мужик. На реке Тавде распорядители проводов - Масленица и Воевода, совершали после объезда деревни пародию на очистительный от напасти обряд. Они раздевались догола и в присутствии всех собравшихся зрителей имитировали своими движениями мытье в бане. В других местностях «король» праздника иногда произносил положенные ему по чину торжественные речи на морозе в полностью обнаженном виде или, кривляясь, оголял при всех «срамные» части тела.

В других губерниях прощание с Масленицей выступало как пародия похоронной процессии. Её участники носили по деревне чучело в корыте, люльке или специальном ящике-гробе. В процессии участвовали «поп» (девушка в ситцевой ризе с бородой из пеньки или шерсти; роль мог исполнять и мужчина), «дьякон» с «дьячком», а также группа плакальщиц, замыкавшая шествие. В ряде случаев такое прощание с Масленицей приобретало черты масленичного поезда, где чучело помещали в сани, которые часто

везли не лошади, а мужчины, после её сжигали по поверьям, что это принесёт хороший урожай.

Практическая работа «Солнышко с лучами – бахромой»

Материалы (для пряжи указаны с избытком):

 1. Пряжа Adelia Ivia №002 кремовый - 3м.

 2. Пряжа Adelia Ivia №003 яр.желтый - 13.5м.

 3. Пряжа Adelia Ivia №010 св.красный - 3м.

 4. Пряжа Adelia Ivia №112 св.розовый - 3м.

 5. Наполнитель синтепух - размером примерно с половину кулака

 6. Глаза - 2шт.

Инструменты:

 1. Крючок №2.5 (2.5 мм)

 2. Крючок №4 (4 мм)

 3. Большая и длинная игла

 4. Ножницы.

 5. Клеевой пистолет и клеевой патрон или любой другой супер-клей в случае приклеиваемых глаз.

Описание работы

Употребляемые в тексте сокращения:

 в.п. - воздушная петля

 с.б.н. - столбик без накида

 п.с.б.н. - полустолбик без накида, соединительный полустолбик

 пов. - поворот работы с одной стороны на другую (с лицевой на изнаночную и наоборот)

Круг №1.

 Использовать крючок №4 и пряжу Adelia Ivia №003 яр.желтый.

0.) 4в.п. соединить в кольцо при помощи п.с.б.н.

 1.) Провязать в кольцо 8 с.б.н. (=8)

 Далее вязать по кругу.

 2.) 2с.б.н. в каждю петлю по кругу. (=16)

 3.) (1с.б.н., 2с.б.н. в следующую петлю) 8 раз. (=24)

 4.) (2с.б.н., 2с.б.н. в следующую петлю) 8 раз. (=32)

 5.) (3с.б.н., 2с.б.н. в следующую петлю) 8 раз. (=40)

 6.) (4с.б.н., 2с.б.н. в следующую петлю) 8 раз. (=48)

 7.) (5с.б.н., 2с.б.н. в следующую петлю) 8 раз. (=56)

 8.) 56с.б.н. (=56)

 Завершить: 1п.с.б.н. в следующую петлю.

 Закрепить и оборвать нить.

 - Вышить контур улыбающегося рта пряжей Adelia Ivia №010 св.красный.

 - Вышить внутренние части рта пряжей Adelia Ivia №112 св.розовый.

Румяные щёки (2 детали).

 Использовать крючок №2 и и пряжу Adelia Ivia №112 св.розовый.

0.) 2в.п.

 1.) Провязать во 2-ую петлю от крючка (от конца ряда) 8 с.б.н., как в кольцо. (=8)

 Далее вязать по кругу.

 2.) 2с.б.н. в каждю петлю по кругу. (=16)

 Закрепить и оборвать нить.

 - При помощи клеевого пистолета приклеить обе румяные щёчки на лицо солнышка,

 по обе стороны улыбащегося рта.

 - При помощи клеевого пистолета приклеить глаза.

Чёлка.

 Использовать крючок №2 Adelia Ivia №002 кремовый.

Нарезать 8 кусков пряжи Adelia Ivia №002 кремовый длиной 7см. каждая.

 Над лицом солнышка продеть крючок в ряд №6 и вывести из соседней петли в ряду №7.

 Сложить один кусок пряжи пополам и подцепить крючком за получившуюся петлю, после чего вывести небольшой фрагмент пряжи наружу, из ряда №6.

 Не вынимая крючок из петли, захватить им оставшийся по ту сторону фрагмент сложенного пополам отрезка пряжи и протянуть через петлю.

 Таким же образом поступить и с оставшимися 7-ю отрезками пряжи, образовав над лицом солнца чёлку.

Круг №2.

 Использовать крючок №4 и пряжу Adelia Ivia №003 яр.желтый.

0.)-8.) Вязать так же, как круг №1. (=56)

 9.) Приложить к кругу №1 и вязать через петли обоих кругов,

 как бы сшивая их таким образом друг с другом:

 46с.б.н., набить, 10с.б.н. (=56)

 10.) 56с.б.н. (=56)

 Завершить: 1п.с.б.н. в следующую петлю.

 Закрепить и оборвать нить.

Лучи.

 Использовать крючок №2 и пряжу:

 Adelia Ivia №003 яр.желтый, Adelia Ivia №010 св.красный, Adelia Ivia №002 кремовый.

Нарезать 56 кусков пряжи Adelia Ivia №003 яр.желтый длиной 7см. Так же, как и чёлку, сделать лучи, вставляя крючок между рядами 9 и 10 и выводя наружу со стороны лица солнца между рядами 9 и 8.

         При этом очень важно, чтобы нитики пряжи были выведены наружу - как бы от круга, - чтобы они выглядели, как лучи солнца.

Нарезать 28 кусков пряжи Adelia Ivia №010 св.красный длиной 7 см. Добавить их в каждой второй петле, слева от предыдуших нитей, чтобы оба лучика в одной петле находились ровно рядом друг с другом.

 Нарезать 28 кусков пряжи Adelia Ivia №002 кремовый длиной 7 см. Добавить их в первой и каждой третьей петле, слева от нитей пряжи Adelia Ivia №003 яр.желтый, чтобы оба лучика в одной петле находились

 ровно рядом друг с другом.

 Таким образом должно получиться чередование сочетаний основного цвета с двумя дополнительными.

Игрушка готова! При желании можно сверху добавить петлю, чтобы можно было использовать солнышко как брелок.

Источники:

  1. http://www.istorya.ru/articles/maslenica.php
  2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CC%E0%F1%EB%E5%ED%E8%F6%E0
  3. http://www.4hobby.ru/blog/?p=4 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Праздник русской народной песни"

В игровой форме  дети знакомятся с разными жанрами русских народных песен....

Методическая разработка "Русский народный танец"

В разработке представлены разные виды русских народных танцев и их историческое происхождение....

Методическая разработка сценария народного праздника "Кузьминки"

Готовый сценарий для проведения костюмированного народного праздника с учащимися....

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА

Русский народный праздник - МАСЛЕНИЦА...

Сценарий русского народного праздника С МАСЛЕНИЦЕЙ

ЦЕЛЬ: Познакомить детей с народными традициямиЗАДАЧИ: - воспитать у детей уважение к народным традициям                - познакомить с правилами проведения праз...

Сценарий русского народного праздника С МАСЛЕНИЦЕЙ

Цель сценария - Познакомить детей с народными традициямиЗадачи - воспитать у детей уважение к народным традициям            - познакомить с правилами проведения праздника...