Статья "Конфликты в системе "ученик - учитель"
статья

Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конфликты в системе «ученик – учитель».

      Моей задачей было рассмотрение межличностных взаимоотношений в системе «учитель – ученик». Процесс обучения и воспитания, как и всякое развитие, невозможен без противоречий и конфликтов. Конфликт - это процесс резкого обострения противоречия и борьбы двух и более сторон при решении проблемы, имеющей личностную значимость для каждого из его участников.

      Конфронтация с детьми, условия  жизни которых сегодня нельзя назвать благоприятными, является обычной составной частью реальности. За основу своей статьи я брала работу психолога М. Рыбаковой, в которой исследуются конфликтные ситуации между учителем и учеником. М. Рыбакова выявляет причины, типы конфликтов, позиции, которые занимают учитель и ученик. По мнению психолога М. Рыбаковой, между учителем и учеником выделяются следующие конфликты:

•    деятельности, возникающие по поводу успеваемости ученика, выполнения им внеучебных заданий;

•    поведения (поступков), возникающие по поводу нарушения учеником правил поведения в школе и вне ее;

•    отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащегося и учителя (1, с. 379-380).

Конфликты деятельности возникают между учителем и учеником и проявляются в отказе ученика выполнить учебное задание или плохом его выполнении. Это может происходить по различным причинам: лень, утомление, трудность в усвоении учебного материала, а иногда неудачное замечание учителя вместо конкретной помощи при затруднениях в работе. Подобные конфликты часто происходят с учениками, испытывающими трудности в учебе; когда учитель ведет предмет в классе непродолжительное время и отношения между ним и учеником ограничиваются учебной работой. Таких конфликтов меньше на уроках классных руководителей; в начальных классах, когда общение на уроке определяется характером сложившихся взаимоотношений с учениками в другой обстановке.

Конфликты поступков. Педагогическая ситуация может привести к конфликту в том случае, если учитель ошибся при анализе поступка ученика, не выяснил мотива, сделал необоснованный вывод. Ведь один и тот же поступок может вызываться различными мотивами. Учитель корректирует поведение учеников путем оценки их поступков при недостаточной информации об их подлинных причинах. Иногда он лишь догадывается о мотивах поступков, плохо знает отношения между детьми, поэтому вполне возможны ошибки при оценке поведения. Это вызывает вполне оправданное несогласие учеников.

Конфликты отношений часто возникают в результате неумелого разрешения педагогом проблемных ситуаций и имеют, как правило, длительный характер. Эти конфликты приобретают личностный смысл, порождают длительную неприязнь ученика к учителю, надолго нарушают их взаимодействие.

     Основные особенности протекания данной группы межличностных конфликтов выглядят следующим образом:

•     участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель-ученик), чем и определяется их поведение в конфликте;

•     разница в жизненном опыте участников порождает разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов;

•     различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и «глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда легко понять глубину переживаний ребенка, а ученику - справиться с эмоциями, подчинить их разуму;

•     присутствие других учеников делает их из свидетелей участниками, а конфликт приобретает воспитательный смысл и для них; об этом всегда следует помнить учителю;

•     профессиональная позиция учителя в конфликте обязывает его взять на себя инициативу в его разрешении и на первое место суметь поставить интересы ученика как формирующейся личности;

•     всякая ошибка учителя при разрешении конфликта порождает новые проблемы и конфликты, в которые включаются другие ученики;

Как удержаться от конфликта, если вас задели за живое? Работа содержит анализ опроса, проведенного среди учащихся школы. В нем принимали участие ученики 7, 8, 9 классов. Анкетирование было посвящено исследованию межличностных взаимоотношений.

Советы детей:

  • надо успокоиться
  • не обращать внимания
  • обдумать ситуацию
  • досчитать до 10
  • съесть шоколадку
  • выпить стакан воды
  • «прокричаться» где – нибудь в другом месте
  • «не нарываться»
  • держать себя под контролем

Советы психолога:

  • будьте принципиальны, но не боритесь ради принципа
  • помните, что прямолинейность хороша, но не всегда
  • критикуйте, но не критиканствуйте
  • чаще улыбайтесь
  • не будьте самонадеянны
  • будьте справедливы и терпимы к людям
  • не переоценивайте свои способности и возможности, не умаляйте способности и возможности других
  • не проявляйте инициативу там, где в ней не нуждаются
  • реализуйте себя в творчестве, а не в конфликтах
  • проявляйте выдержку, овладевайте умениями саморегуляции

      Конфликтные ситуации в системе «ученик – учитель», происходят между профессионалом и формирующейся личностью. Исследования М. Рыбаковой показывают, что в межличностном конфликте учителя и ученика велика доля отрицательных последствий (83%) по сравнению с положительным влиянием (50% от числа изученных ситуаций) (1, с. 382).

Наиболее часто встречающиеся конфликты в школе:

а) конфликты на уроках (озорство учащихся, с кем сидеть, попытка сорвать урок и т. д.)

Делается это следующим образом. Ученики не слушают объяснения учителей, высказываются не по теме урока, кричат, перебивают учителя и своих одноклассников.

В ответ на это, многие учителя выгоняют с урока, некоторые делают им замечания, ставят неудовлетворительные оценки.

б) «трудные» в классе (сбегание с уроков, прогуливание уроков и т. д.)

Ученики, не имеющие авторитетной позиции, не имеющие по поведению и обучению успешного положения, самореализуются и самоутверждаются с помощью словесного унижения, физических действий по отношению к более успешным ребятам или к тем, кто слабее их. Такое поведение может перейти в самоуверенность и грубость по отношению не только друг к другу, но и к педагогу – это одна из труднейших задач учителя. Если это происходит во время урока, учителям приходится брать эту ситуацию под контроль, применяя различные меры воздействия по отношению к «трудным» в классе.

в) школьная «война» (курение, алкоголь и т. д.)

К сожалению, война без победного конца, ведется не только с юношами – курильщиками, но и с девушками, о чем они сами сказали в анкетах. Исследования показали, чем хуже успеваемость школьников, тем более они склонны к курению и употреблению прочих отравляющих детский организм веществ.

      Важно, чтобы учитель умел правильно определить свою позицию в конфликте, так как если на его стороне выступает коллектив класса, то ему легче найти оптимальный выход из сложившейся ситуации. Если же класс начинает развлекаться вместе с нарушителем дисциплины или занимает двойственную позицию, это чревато негативными последствиями (например, конфликты могут приобрести постоянный характер).

     Что делать, если вы заходите в класс, где есть «раздражитель»? Как подготовиться?

Советы психолога:

  • не слушать его
  • не реагировать
  • не общаться с ним
  • избегать его
  • попробовать подружиться с ним
  • думать о приятном, отвлечься
  • попытаться выслушать и понять
  • применить чувство юмора
  • ответить ему в его стиле
  • не говорить сразу с взвинченным, возбужденным человеком
  • постараться посмотреть на проблему глазами оппонента, «встать на его место»
  • заставить себя молчать, когда вас задевают
  • в мелкой ссоре быть выше мелочных разборок

     Основные рекомендации учителям по управлению конфликтами могут быть следующими:

·          контролируя свои эмоции, быть объективным, дать возможность учащимся обосновать свои претензии, «выпустить пар»;

·          не приписывать ученику свое понимание его позиции, перейти на «я» - высказывания (не «ты меня обманываешь», а «я чувствую себя обманутым»);

·          не оскорблять ученика (есть слова, которые, прозвучав, наносят такой ущерб отношениям, что все последующие «компенсирующие» действия не могут их исправить);

·          стараться не выгонять ученика из класса;

·          по возможности не обращаться к администрации;

·          не отвечать на агрессию агрессией (это принизит и ваше достоинство), не затрагивать его личности, особенностей его семьи, давать оценку только его конкретным действиям;

·          дать себе и ребенку право на ошибку, не забывая, что «не ошибается только тот, кто ничего не делает»; независимо от результатов разрешения противоречия постараться не разрушить отношений с ребенком (высказать сожаление по поводу конфликта, выразить свое расположение к ученику); не бояться конфликтов с учащимися, а брать на себя инициативу их конструктивного разрешения (1, с. 382-383).

      Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия. Конфликт нужно устранять (разрешать).

Разрешение конфликта – это процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющего общую значимость для участников конфликта, и на основе этого возможность строить гармоничные  отношения.

Что должен сделать ученик, если произошел конфликт с учителем?

Мнение детей:

  • выслушать учителя
  • не спорить с учителем
  • промолчать
  • если учитель прав, то извиниться
  • в остальных случаях - не реагировать
  • искать компромисс
  • класс должен все обсудить и принять решение
  • если учитель виноват, объявить ему бойкот

Что должен сделать учитель, если произошел конфликт с учеником?     Мнение детей:

  • перевести разговор на другую тему
  • шутить
  • проанализировать свои действия
  • искать компромисс и способ примирения
  • встать на место ученика
  •  поговорить с учеником после урока
  •  извиниться
  • забыть обиду
  • не обращать внимания или уволиться

     По результатам анкетирования мнения большинства учащихся школы по поводу разрешения конфликта совпали с мнением психолога, а это значит, что не так все плохо, и дети готовы к сотрудничеству и компромиссу

Мнение психолога:

  • за развитие и способ разрешения конфликта отвечает педагог!
  • необходимо помнить, что дети усваивают стратегию и стиль поведения учителя, способ разрешения конфликта (т. е. необходимо не забывать о «воспитывающем» эффекте конфликтной ситуации)
  • стиль поведения – сотрудничество и компромисс

Всем известна истина, что любую проблему легче предотвратить, чем разрешить. Технология предупреждения конфликтов строится, прежде всего на доверии и взаимодействии с учащимися, построенном на сотрудничестве.

Однако все же больший упор следует делать именно на просвещение учащихся с учетом позиции гуманистического подхода и толерантного отношения к ближнему.

Предупреждение конфликтов включает в себя и постоянную работу всего педагогического коллектива: учитель - предметник – классный руководитель – соц. педагог – психолог и т. д. Первым звеном  этой цепи, а соответственно и помощником в сложившейся ситуации между учителем и учеником является классный руководитель.

Что должен сделать классный руководитель, если произошел конфликт?

  • должен поговорить с учителем и с классом
  • должен вмешаться и помочь найти компромисс
  • разобраться в ситуации
  • примирить стороны
  • поддержать и защитить учеников
  • выступить в роли судьи
  • если ничего не может сделать, то лучше не участвовать

Благодаря сотрудничеству классных руководителей и учителя - предметника удается избежать обращений за помощью к администрации школы и предотвратить возможные конфликты с учащимися

 

Литература

1.   Бородкин Ф.М., Коряк Н.М. Внимание! Конфликт - Новосибирск, 1989.

2.   Дмитриев А., Кудрявцев В., Кудрявцев Г. "Введение в общую теорию конфликтов", Москва, 1993.

3.    Ильина Т.А. тема обсуждения – педагогическая технология//Вестник высшей школы.-1973. - №11.

4.    Караковский В.А. Стать человеком: Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

5.    Кон И.С. Психология ранней юности: книга для учителя. – М., 1989. – 255с.

6.    Лучина Т., Солошенко И. Организация работы по формированию коммуникативной культуры подростков// Воспитание школььника. – 2006.№ 2. – С. 20-24.

7.    Меттус Е. Школьные конфликты: причины возникновения и приемы разрешения// Директор школы. – 2006. № 2. – С 34 -40.

8.    Муравьева И. Конфликты в нашей жизни// Воспитание школьников. -2005. -№3. – С. 34-37.

9.    Осипова А.А. Общая психокоррекция: Учеб. пособие ВУЗов. - М, 2001.- 512 с

10.    Осипова И. Нарушения межличностных отношении, как фактор формирования отклоняющегося поведения детей и подростков// Воспитание школьника. – 2006.№ 2. – С.40-46.

11.    Профилактика агрессивных и террористических проявлении у подростков: метод. пособие / под ред. И. Соковни. – М., 2005. – 158с.

12.    Рыбакова М.М. Конфликт и взаимодействие в педагогическом процессе. – М., 1991.

13.    Сластенин В.А., Каширин В.П. Психология и педагогика: Учеб. пособие для ВУЗов. – М., 2001. – 480с.

14.    Социальные технологии урегулирования конфликтов: Учебное пособие/ под ред. А.Б. Белинской. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ МОУСОШ №57 Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ СВЯТЕЦ НАТАЛЬИ Н

РЕЦЕНЗИЯ НА КУРСОВУЮ РАБОТУ ПО ТЕМЕ «ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ В ЛИЧНОСТНО-РАЗВИВАЮЩЕМ ОБРАЗОВАНИИ» СЛУШАТЕЛЯ ПДК УЧИТЕЛЕЙ МАТЕМАТИКИ Г. РОСТОВА-НА-ДОНУ УЧИТЕЛЯ МА...

"Я учитель... Я учитель? Я учитель!"

КВН по педагогике "Я учитель... Я учитель? Я учитель!"...

Результативность работы МО учителей математики и информатики Лицея №76 г. Новокузнецка (подготовка к внешней оценке качества образования). Авторы: Щиклина Т.Н. – рук. МО, Новолодская С.В. – учитель Букурова Е.И. – учитель Гончарова Н.Н. – зам.дир. по УВР

В презентации представлен опыт работы МО учителей математики и информатики по подготовке к внешней оценке качества образования: профессиональный уровень педагогов, работа над единой методической темой...

Эссе «Я – учитель!» на конкурс учитель года Кубани 2015 Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам

Эссе представленно на тему: "Уважение профессии учитель через любовь к делу и ученикам" содержит размышления педагога о значении и важности профессии учитель. Рассматриваются в эссе этапы становления ...

Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...