Модернизация технологий и содержания на уроках химии
материал

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Нефтекумска

Доклад на тему:

«Модернизация технологий и содержания на уроках химии»

 

Выполнила:

учитель химии

Маликова Салимат Алиевна

2016-2017 уч. год

В настоящее время к выпускникам средних школ предъявляются большие требования при поступлении в высшие учебные заведения.

В течение последних десятилетий наблюдается постепенное снижение интереса школьников к предметам естественного цикла.

Наверно, причинами потери этого интереса являются некоторые традиционные приемы и методы обучения, сложность химии, из-за чего большинство школьников не видят особого смысла заставлять себя учить формулировки и ломать голову над задачами, а кто-то ссылаются на то, что эти предметы не понадобятся им в будущем.

Освоение химии приходится в школе на 13 -16 лет, когда ребята пребывают в так называемом “кризисном” периоде. В этот период особенно развито чувство самосознания и собственного достоинства. У подростка вызывает скуку и раздражение авторитарный нажим, приказ.

Оценивание снижение интереса к химии показывает:
– явно недостаточную ориентацию на жизненно важные проблемы, и прежде всего на проблемы экологического образования; 
– недостаточную мотивированность;
– отсутствие подхода, учитывающего интересы и способности учащихся (в результате чего для одних школьников курс химии оказывается слишком сложным, а для других, напротив скучен и неинтересен).

На современном этапе развития осуществляется модернизация среднего образования, в рамках которой необходимо вести поиски новых подходов, средств и методов обучения. Необходимо, чтобы ученики умели не только писать химические формулы и уравнения реакций, но и понимать химическую картину мира, умели логически мыслить, чтобы каждый урок доставлял радость ученикам. Мы привыкли, что на уроке учитель рассказывает, а ученик слушает и усваивает. Слушать готовую информацию – один из самых неэффективных способов учения. Знания не могут быть перенесены из головы в голову механически (услышал – усвоил). В результате первого года работы в школе я пришла к выводу, что добиться хороших успехов в обучении можно только путем повышения интереса к своему предмету, что достигается при:

- участии ученика в ходе урока при деятельности с объектом изучения. Для химии таким объектом является вещество, проведение опытов. Опыты могут демонстрироваться учителем или при консультации учителя проводиться учениками. Также школьникам интересно работать с материальными моделями молекул, кристаллическими решетками;

- использовании информационно-коммуникационных технологий (компьютерных технологий).

Очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учащихся для целенаправленного развития их личности. Именно на уроках под руководством педагога школьники могут научиться использовать компьютерные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения учебных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.

Цель педагогической деятельности ориентирована на повышение качества образования через внедрение и интеграцию современных образовательных технологий, при этом информационным отводится ведущее место.

На этапе проведения уроков компьютер позволяет:

- экономить время;

- красочно оформлять материал;

- повышать эмоциональную, эстетическую, научную убедительность - преподавания;

- оптимизировать процесс усвоения знаний;

- в любой момент возвращаться к уже знакомому материалу.

Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, позволяет построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, мыслительной деятельности, и педагогических взаимодействий, построение процесса обучения с позиции целостности.

 Я считаю, что использование презентаций целесообразно на любом этапе изучения темы и на любом этапе урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле. При этом презентация выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива.

 При использовании презентаций в процессе объяснения новой темы достаточно линейной последовательности кадров, в которой могут быть показаны самые выигрышные моменты темы. На экране могут также появляться определения, схемы, которые ребята списывают в тетрадь (при наличии технических возможностей краткий конспект содержания презентации может быть распечатан для каждого учащегося), тогда как учитель, не тратя время на повторение, успевает рассказать больше. В своей практике я использую созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты - презентации, содержащие краткий текст, основные формулы, схемы, рисунки.

Компьютерные презентации - эффективный метод представления и изучения любого материала. При представлении материала в графиках, картинках, таблицах, тезисах, виртуальных моделях включаются механизмы не только звуковой, но и зрительной и ассоциативной памяти. Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы признаки реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации, диссоциации и т. д.). Например, на первых этапах изучения органической химии трудность представляет пространственное строение молекул. Рисунки в учебнике - плоские, двумерные. Пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами. Но я считаю, что главное достоинство компьютерного проектирования на уроке химии – его использование при рассмотрении взрыво- и пожароопасных процессов, реакций с участием токсичных веществ, радиоактивных препаратов, словом, всего, что представляет непосредственную опасность для здоровья обучаемого.

Так же во время уроков интересно использование видео-уроков (издательство INFOUROK) на 5-7 минут, при просмотра которого можно подготовить демонстрационный опыт или отметить на доске необходимую для записи в тетради информацию.

Конечно же каждый учитель с каждым годом работы в школе ищет для себя оптимальный вариант выгодного представления учебного материала для учеников, и для молодых специалистов важно идти в ногу со временем, постоянно изменяться, отвечать на требования современной программы образования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии интерактивного обучения на уроках химии

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс п...

ПРОЕКТ профессиональной деятельности учителя химии Дудник Светланы Евгеньевны "Развитие информационных и коммуникативных компетенций обучающихся через использование технологии аргументированного суждения на уроках химии"

Технология аргументированного суждения -  приём, направленный на рефлексию учащихся (создан профессором права Дэйвидом Маккойд-Мэйсоном из ЮАР) [1]. По-английски он пишется следующим образом: PRE...

Задачи с экологическим содержанием на уроках химии.

Автор материалов предлагает задачи по органической и неорганической химии, тест по экологии составленные с учетом краеведческой составляющей и экологического компонента и апробированных в практике сво...

Использование задач с экологическим содержанием на уроках химии

Охрана окружающей среды – одна из наиболее актуальных проблем современности. На уроках химии помимо теоретического материала следует использовать задачи экологического содержания. Такие задачи позвол...

Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"

Текст выступленич на пленарном совещании 25 августа 2017 года по теме "Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"...

Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...

Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи...