Доклад «Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»
статья

Мишина Ольга Викторовна

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи модернизации образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции математического образования»

Мир меняется.  Вместе с миром меняется и сфера образования: предлагаются иное содержание, иные подходы, иное право, иные отношения, иное поведение, иной педагогический менталитет. Основные задачи модернизации образования – повышение его доступности, качества и эффективности. Это предполагает значительное обновление содержания образования.

Роль математики как науки в современном мире приобретает глобальное значение. Однако в последнее время у молодого поколения во всем мире наблюдается ослабление интереса к точным наукам, в частности к математике.

Улучшить математическое образование в России призваны новые федеральные государственные образовательные стандарты. 24 декабря  2013 года была принята Концепция развития математического образования в Российской Федерации. Цель данной Концепции – «вывести российское математическое образование на лидирующее положение в мире. Математика в России должна стать передовой и привлекательной областью знания и деятельности, получение математических знаний – осознанным и внутренне мотивированным процессом».

Что же послужило к созданию новой Концепции. В первую очередь, это проблемы развития математического образования. Их  можно объединить в следующие основные группы: проблемы мотивационного характера,  проблемы содержательного характера, кадровые проблемы.

Одной из задач Концепции является популяризация математических знаний и математического образования. Возникает вопрос: что необходимо сделать, чтобы у ученика возник не формальный, а естественный интерес к математическому образованию? Этого можно добиться только одним способом: вводить новые формы обучения, которые будут мотивировать молодое поколение к изучению математических наук, изменять традиционные, «классические» способы изучения математики.

Одним из направлений реализации Концепции развития математического образования в РФ на уровне начальной школы является организация широкого спектра математической активности (занятий) обучающихся как на уроках, так и во внеурочной деятельности (прежде всего решение логических и арифметических задач, построение алгоритмов в визуальной и игровой среде). 

В основном общем и среднем общем образовании необходимо предусмотреть подготовку обучающихся в соответствии с их запросами к уровню подготовки в сфере математического образования.

Необходимо предоставить каждому учащемуся, независимо от места и условий проживания, возможность достижения соответствия любого уровня подготовки с учетом его индивидуальных потребностей и способностей. Возможность достижения необходимого уровня математического образования должна поддерживаться индивидуализацией обучения, использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Возможность достижения высокого уровня подготовки должна быть обеспечена развитием системы специализированных классов, системы дополнительного образования детей в области математики, системы математических соревнований (олимпиад, конкурсов и др.).

Необходимо стимулировать индивидуальный подход и индивидуальные формы работы не только с одаренными, но и с отстающими обучающимися.

Способность логически мыслить, умение анализировать, и критически осмысливать материал, способность самостоятельно добывать знания, понимание предмета математических дисциплин, понимание связи математики с действительностью с другими науками, толерантность, патриотизм, эстетическое и трудовое воспитание - это те качества личности обучающегося, на которые влияет математика.

Исходя из вышесказанного, трудно переоценить важность реализации Концепции математического образования.

В масштабах школы была поставлена задача: разработка Концепции школьного математического образования на всех ступенях образования. 2014/15 учебный год стал подготовительным этапом, когда разрабатывались программы  внеурочной деятельности и спецкурсы по математике на разных ступенях образования.

Приведу комплекс мер, организованных и проводимых с обучающимися в Мучкапской школе в рамках реализации Концепции математического образования:

- Организация участия обучающихся во Всероссийской олимпиаде школьников по математике. На  школьном и муниципальном этапах олимпиады  есть победители и призеры. К сожалению, на протяжении многих лет победителей и призеров на региональном уровне нет. Участники регионального этапа Олимпиады демонстрируют низкие результаты по предмету. Отсутствие эффективности участия в региональном этапе Олимпиады связано, прежде всего, с отсутствием изменений в подходах к подготовке педагогами участников к Олимпиаде, а также с отсутствием опережающей подготовки к олимпиадам на системном уровне. А ведь, прежде всего, участие в Олимпиаде, на каком уровне она бы не проходила, это соревнование и защита своей школы.  Это возможность проявить свои способности, померяться силами с другими участниками, дать оценку своим знаниям и возможностям.

 - ежегодное участие в общероссийской предметной олимпиаде «Олимпус» (дипломы победителей и призеров);

- в 2016-2017 уч.г. учащиеся 5-6 классов принимали участие  во Всероссийской   on-lain олимпиаде по математике «Плюс» (дипломы победителей и призеров). Учащиеся 5-7 классов охотно принимают участие в олимпиаде, а вот в старшем звене их количество намного меньше.

- организация подготовки проектных работ учащихся: участие в  областном конкурсе исследовательских работ обучающихся «Первые шаги в науку», областной научно - практической  конференция обучающихся «Путь в науку» (победители и призеры муниципального этапа)

- организация и проведение школьных мероприятий математической направленности (открытые уроки по математике, неделя математики и др.);

-  организация и проведение систематической работы с обучающимися, по решению нестандартных задач (с 5 класса).

-  информирование учащихся и привлечение к участию в онлайн проектах по подготовке к ГИА в форме ЕГЭ, ОГЭ. Большую помощь оказывают сайты для подготовки к ОГЭ и ЕГЭ, это сайт Гущина «Решу ЕГЭ» и сайт Ларина.

Остановлюсь отдельно на одном из аспектов реализации Концепции математического образования педагогами, а именно применение ИКТ в школьном математическом образовании, что  позволяет: повысить долю логических, и математических рассуждений в курсе математике, повысить самостоятельность и мотивацию обучающихся, увеличить область математических задач и задач математического моделирования, которые учащиеся смогут решать с применением компьютера.

Кроме традиционных форм применения ИКТ, наши педагоги используют тренажеры по математике для развития навыков устного счета.     Основы устного счета закладываются у детей на первой ступени обучения, но их развитие целесообразно поддерживать и в среднем звене. Учителя математики знают, что многие дети плохо устно считают, и это мешает изучению математики.

Выделю те моменты, которые, на мой взгляд, характеризуют состояние математического образования в нашей школе:

  • изучены содержание авторских программ и учебников, используемых для работы в 2016- 2017 учебном году, разработаны рабочие программы на основе примерных основных общеобразовательных программ для всех классов;
  • выстраивается система работы с математически одаренными учащимися через индивидуальные занятия, ведется предпрофильная и углубленная  подготовка с учащимися 7-11 классов. Разработаны программы элективных курсов  «Нестандартные способы решения уравнений и неравенств», «Комбинаторика и статистика», занятия внеурочной деятельностью в 5-6  классе «В мире математики», «Занимательная математика» в рамках ФГОС;  система подготовки к олимпиадам, ведется подготовка к сдаче государственной итоговой аттестации;
  • реализуется программа преемственности математического образования при переходе ученика из начальной школы в среднюю школу. Учителя математики и учителя начальных классов взаимодействуют друг с другом в плане обмена опытом;
  • систематическая подготовка обучающихся к сдаче ОГЭ и ЕГЭ с учетом ошибок, допущенных в ходе экзаменов, консультации для учащихся по подготовке к сдаче ОГЭ и ЕГЭ, проведение контрольных диагностических работ, а также оказание платных образовательных услуг по математике по программе «Готовимся к ЕГЭ».

       В условиях введения новых стандартов учитель становится ключевой фигурой, поскольку именно на него возложена миссия перехода от «знаниевой» направленности образования к деятельностной.

Система повышения квалификации учителей математики нашей школы включает в себя прохождение очных и дистанционных курсов повышения квалификации: пройдены курсы по теме «Особенности предметного содержания и методического обеспечения математики в условиях реализации Концепции математического образования в РФ».

В 2016-2017 уч. Году учителя школы принимали  участие в выездных семинарах учителей математики: «Принципы приемственности и развития ФГОС», проводимый в лицее № 14 им. Кузьмина г. Тамбов, «Формирование личностных, предметных и метапредметных результатах образования средствами современных УМК по математике», организованных издательским домом «Дрофа «Вентана Граф».

Ежегодно учителя математики участвуют:

-  в вебинарах регионального уровня по анализу и  разбору заданий ОГЭ И ЕГЭ, где специалистами РЦОИ делается акцент, именно, на задания, в которых учащиеся допускают больше всего ошибок, что позволяет учителю вовремя скорректировать работу по подготовке учащихся к сдаче ГИА.

 - в муниципальный конкурсе методических материалов по направлениям реализации ФГОС (победители и призеры).

-  в муниципальном конкурсе педагогического мастерства «Учитель года».

Содержание данных мероприятий ориентирует педагогов на развитие личности ребенка, учит их технологии формирования условий для самообразования личности, реализации этих условий. Новая Концепция требует от учителя высокого профессионализма, творческого подхода в работе и необходимости постоянного самообразования. Хочется верить, что её реализация выведет на качественно новый результат образования каждого обучающегося.

Все перечисленные меры по реализации Концепции математического образования позволяют решить одну из наиважнейших задач для всех ступеней обучения – формирование математического мировоззрения.

И, пользуясь случаем, уважаемые коллеги, от себя лично и от всего коллектива учителей Мучкапской  школы разрешите поздравить вас с началом нового учебного года! После длительного перерыва начинаются нелегкие будни, нас ждут звонки, уроки, перемены, нас ждут новые темы, контрольные работы, проверка тетрадей… Учить детей нелегко, а порой и очень сложно, но для учителя, в сердце которого живет любовь к детям и желание дать им новые знания, это самая приятная работа на свете! Желаю вам энтузиазма, стремления внедрять новые технологии и приемы, желания объяснять, наставлять и напутствовать. И пусть ваши ученики всегда отвечают вам благодарностью! Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обсуждаем проект Концепции математического образования в РФ

Презентация к выступлению по теме "Проблемы преподавания информатики и Концепция математического образования в РФ"....

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте концепции математического образования.

Об интеграции математики и естественно- научных дисциплин в контексте    концепции математического образования....

Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"

Текст выступленич на пленарном совещании 25 августа 2017 года по теме "Модернизация технологий и содержания образования с учетом Концепции преподавания русского языка и литературы"...

Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологий и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования Российской Федерации.

доклад на тему Особенности тьюторского сопровождения в условиях модернизации технологии и содержания обучения на современном этапе реформирования системы образования в РФ...