Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)
методическая разработка

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов «Мир звука и цвета» (интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ №1 ГОРОДСКОГО ОКРУГА СТРЕЖЕВОЙ»

Программа факультативного курса

для обучающихся 6-8 классов

«Мир звука и цвета»

(интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Автор:

Полчанова Екатерина

Владимировна,

учитель русского языка

 и литературы

I кв. категории

СТРЕЖЕВОЙ – 2016

Программа факультативного курса для обучающихся 6-8 классов

«Мир звука и цвета»

(интегрированный курс изобразительного искусства и музыки)

Пояснительная записка

        Все чаще мы сталкиваемся с тем, что обучающиеся средней школы слабо ориентируются в мире художественной культуры. Мы видим, что их эстетический вкус зачастую формируется бездуховной безвкусицей, предлагаемой современными средствами массовой информации.

        Именно в искусстве заключен богатейший потенциал духовно-нравственного воспитания, именно оно способно благотворно воздействовать на духовный мир детей. И это не случайно. Любое произведение искусства несет в себе не только эстетическое, но и нравственное начало.

        Приобщение ребенка к искусству можно достичь за счет интеграции различных видов искусства. Интегрированные уроки – уроки искусства – приобщают каждого ребенка к общечеловеческим духовным ценностям через личные эмоциональные переживания, способствуют эстетическому и нравственному воспитанию, помогают раскрыть духовную красоту музыки и живописи, именно на этих уроках дети понимают, что настоящее искусство – это неотъемлемая часть самой жизни.

        Учитывая все вышесказанное, мною разработана система интегрированных уроков искусства «музыка – живопись», на которых дети знакомятся с лучшими классическими произведениями музыки и живописи.

        Основная цель уроков искусства – становление человека, умеющего мыслить, сопоставлять, анализировать, а главное – любящего, умеющего сопереживать, понимающего и эмоционально воспринимающего музыку и живопись.

        Школьная практика показывает, что интегрированные уроки – уроки искусства – благотворно воздействуют на духовный мир детей, на их нравственное развитие, на формирование их высокого эстетического вкуса. Это происходит потому, что ориентированы они, прежде всего на эмоциональное восприятие музыки и живописи, а это восприятие всегда активно. Источником активности детей становится их художественно-эстетическая деятельность на уроке искусства, которая включает в себя прочувствованное и продуманное восприятие музыки и живописи, понимание смысла художественного произведения, анализ средств эстетического выражения, художественное исполнение произведения, воплощение увиденного и услышанного в собственном художественном творчестве, собственных открытиях. Эмоциональное восприятие произведения искусства способствует тому, что активизируется духовный мир детей, они учатся по-настоящему слушать музыку, видеть живопись, слушать и понимать друг друга, учатся уважительному отношению к искусству, к своей национальной культуре и терпимому отношению к иной культуре.

        Достоинствами интегрированного урока является большой содержательный объем учебного материала, который требует тщательного отбора произведений, звучащих на уроке; огромная информативность и взаимопроникновение живописи и музыки на всех этапах урока. Уроки искусства создают особую духовно-нравственную атмосферу, атмосферу творчества, творческой заинтересованности. Интегрированный урок, построенный на принципах диалогового общения, способствует личностному развитию обучающихся, вырабатывает в них стремление к самостоятельному мышлению. Общение на уроках живописи с музыкой, участие в разнообразных видах творческой деятельности дает возможность каждому обучающемуся осознать себя интересной, своеобразной и многогранной личностью.

        В соответствии с вышесказанным можно выделить основные цели и задачи учителя, планирующего интегрированный урок:

  1. Создание психологически комфортных условий для продуктивной учебно-коммуникативной деятельности обучающихся;
  2. Активизация самостоятельной познавательной деятельности обучающихся на всех этапах обучения;
  3. Приобщение учеников к поисковой и исследовательской деятельности;
  4. Организация анализа различных высказываний с целью выявления в них наиболее значимого с эстетической точки зрения.

Предложенная система работы по интеграции предметов гуманитарно-эстетического цикла (музыки и живописи) разработана в целях решения актуальных задач работы школы по гуманизации образовательного процесса, чтобы ликвидировать пробел в духовном воспитании школьников, развить эстетический вкус и способности к художественному творчеству.

        Ведущее базовое понятие, которое определяет эстетическую проблему и структуру построения данного курса, - живопись и музыка в их взаимосвязи.

        В программе реализован принцип интегрированного изучения гуманитарных дисциплин, построенный на диалоговом общении, которое способствует личностному развитию школьников и пробуждению у них интереса к духовным ценностям.

        Предполагаемые результаты:

у обучающихся будут развиваться интерес к музыке и живописи, знания как музыкальных, так и художественных произведений; умение детей вести диалог, высказывать свою мысль, при этом интегрировать культурные блоки музыки и живописи.

        Программа рассчитана на 17 учебных часа для обучающихся 6 – 8 классов (0,5 часа в год).

        Занятия проводятся в урочной форме. В обучении используются фронтальная и групповая формы работы с обучающимися.

        Предложенные в рамках факультативного курса занятия содержат разнообразные практические задания, тесты, темы для исследовательских работ, инсценировки, выполнение и защита проекта, презентации.

Содержание курса

№ п/п

Тема

Искусство живописи

Искусство музыки

1.

Введение. Живопись, скульптура, графика – древнейшие виды ИЗО.

Введение. Музыка как вид искусства.

2.

Музыка и живопись.

Музыка, звучащая с полотен художников.

Джорджоне «Сельский концерт».

И.Левитан «Вечерний звон».

А.Иванов «Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением».

3.

«Музыкальность» живописи.

Д.Уистлер «Ноктюрн в голубом и серебряном».

М.Чюрленис «Соната моря». 

4-5

Изобразительное искусство и музыка Древней Руси.

Творчество Феофана Грека и Андрея Рублева.

Искусство колокольных звонов.

Скоморохи – странствующие актеры и музыканты.

6.

Особенности русской культуры XVII века.

Многообразные школы иконописи.

Музыкальное творчество Н.Дилецкого и В.Титова.

7-8

Просвещение и русское искусство.

Классицизм в живописи (Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский).

Вершины храмовой хоровой музыки (М.Березовский, Д.Бортнянский).

9-10

Русская культура XIX века.

М.Глинка – родоначальник классической национальной оперы.

Творчество О.Кипренского, К.Брюллова.

«Могучая кучка» (М.Мусоргский, А.Бородин, Н.Римский-Корсаков).

11.

Культура на рубеже веков.

Творчество А.Бенуа.

Символизм А.Скрябина.

Поздний романтизм в музыке С.Рахманинова.

12.

Свадебный обряд в искусстве.

П.Федотов «Разборчивая невеста», «Сватовство майора».

Ф.Мендельсон «Свадебный марш».

Ф.Журавлев «Перед венцом».

Е.Честняков «Свадьба».

13.

Образ метели в музыке и живописи.

Г.Свиридов «Тройка».

В.Серов «Зимой».

С.Жуковский «Зимний вечер».

14.

Человек и народ в искусстве.

В.Суриков «Боярыня Морозова».

Опера М.Мусоргского «Борис Годунов».

15.

Тема материнства в мировом искусстве.

Рафаэль «Сикстинская мадонна».

Пикассо «Мать и дитя».

С.Герасимов «Мать партизана».

П.Чайковский «Мама» из цикла «Детский альбом».

Русская народная песня «Матушка, матушка, что во поле пыльно..?».

А.Пурилев романс «Матушка-голубушка».

16.

Родная природа в произведениях композиторов и художников.

Творчество И.Левитана, И.Шишкина, В.Поленова.

П.И.Чайковский «Времена года».

Вивальди «Времена года».

17.

Тема войны в искусстве.

В.Верещагин «Апофеоз войны».

К.Васильев «Нашествие» и др.

Д.В.Тухманов «День Победы».

«На безымянной высоте» (В.Баснер-М.Матусовский), «Мы за ценой не постоим» (Б.Окуджава), «Священная война» (А.Александров-В.Лебедев-Кумач).

Список рекомендуемой литературы для учителя и обучающихся:

  1. Абдуллин Э. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе: Пособие для учителя. – М., 1983.
  2. Алеев В. Сказка в музыке. Времена года (природа) в музыке: Пособие для учителя. – М., 1991.
  3. Апраксина О. Методика музыкального воспитания в школе. – М., 1983.
  4. Васнецов В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. – М., 1966.
  5. Ветлугина Н. Музыкальное развитие ребенка. – М., 1968.
  6. Гачев Г. Творчество, жизнь, искусство. – М., 1980.
  7. Дмитриева Л. Творческое развитие школьников на уроке музыки. – М., 1981.
  8. Дитмар К.В. Хочу узнать и нарисовать тебя, мир!: Книга для учителя. – М., 1993.
  9. Жегалова С.К. Русская народная живопись. – М., 1984.
  10. История русского искусства/Под ред. И.А. Бартенева. – М., 1987.
  11. История и религия. Универсальная энциклопедия школьника. – Минск, 1995.
  12. Круглов Ю.Г. Русские обрядовые песни. – М., 1982.
  13. Полунина В.Н. Искусство и дети: Из опыта работы учителя. – М., 1982.
  14. Шпикалова Т.А. Народное искусство на уроках декоративного рисования: Пособие для учителя. – М., 1979.
  15. Унковский А.А. Цвет в живописи: МГЗПИ, 1983.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья. "Интегрированный курс изобразительного искусства и истории Санкт - Петербурга с элементами музейной педагогики в начальной школе"

Данный интегрированный курс, дающий начальное образование по изобразительному искусству с учетом возрастных особенностей учащихся младших классов, имеет ясную структурную цельность и обес...

Интегрированный урок (изобразительное искусство и музыка)

Интегрированный урок музыки и ИЗО на тему "Полевые цветы"....

Конспект интегрированного урока изобразительного искусства и музыки в 5 классе по теме: «Декоративное рисование открытки «8 марта». Музыкальный подарок маме».

Урок изобразительного искусства и музыки в 5 классе специальной (коррекционной школы) VIII вида. Использована скоростная методика правополушарного рисования  бетти Эдвардс. Методика правополушарн...

Интегрированный урок изобразительного искусства и музыки в 3-м классе.

На уроке учащиеся знакомятся с историей возникновения сарафана, особенностями его покроя, основными элементами орнаментов; обсуждается, какой след оставил сарафан в русской душе (на примере анализа ху...