Статья "Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы"
статья


Предварительный просмотр:

2 слайд Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе, и воспитанию такого человека, для которого нормы, правила и требования общественной морали выступали бы как его собственные взгляды, убеждения, как глубоко осмысленные и привычные формы поведения, приобретённые в силу внутреннего влечения к добру. Именно поэтому учитель-словесник может здесь быть полезным, так как наш предмет, как никакой другой, нацелен на решение “вечных” вопросов. Именно на уроках литературы мы должны вновь и вновь обращаться к проблеме духовности и нравственности. В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России. В общественной атмосфере сегодняшнего дня, когда бескорыстие, милосердие, доброта, патриотизм стали дефицитом, духовно-нравственное возрождение человека – это проблема, от решения которой зависит будущее страны. Русская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для нашей национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову. В школьном изучении литературы  звучат голоса писателей, исторических эпох и литературных направлений. В художественных произведениях поднимаются вопросы этики, эстетики, политики.  Но самое главное – проблема души и духа отдельного человека и целого народа.

3 слайд Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы, темой которой является смысл человеческой жизни. Литература Древней Руси – это единое целое при всем многообразии жанров, тем, образов. Эта литература является сосредоточением русской духовности и патриотизма. На страницах этих произведений ведутся разговоры о важнейших философских, нравственных проблемах, о которых думают, говорят, размышляют герои всех столетий. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание истории и культуры, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека. Поэтому эти произведения открывают нам нечто глубокое, важное, затрагивая в нас сокровенные струны наших сердец.

4 слайд Одним из жанров этой первой письменной литературы стало житие, которое описывало жизнь людей, живших безгрешно, и после их смерти христианская церковь причислила их к лику святых. Произведения этого жанра дают нам образец праведной жизни, повествуя о людях, неуклонно следовавших заповедям Христа, шедших по пути, Им указанному. Жития убеждают нас в том, что праведно жить может каждый человек. Одним из таких произведений является “Житие Сергия Радонежского”, созданное Епифанием Премудрым в XV веке.

5 слайд Разговор о преподобном Сергии можно окончить работой по картине Михаила Васильевича  Нестерова “Видение отроку Варфоломею” (которая помогает нам понять, увидеть многие черты духовного облика Сергия: боголюбие, огромное терпение, трудолюбие, природная скромность, умение оставаться в тени) или совершить заочную экскурсию в Троице – Сергиеву Лавру. Полезно будет вспомнить имена учеников преподобного, основавших святые обители во всех концах земли Русской. Тема ученичества, духовного преемства, научения добрым опытом личной жизни, любовью будет основной на этих уроках. Необходимо подчеркнуть связь духовного подвига преподобного Сергия с возрождением Руси в наше время.

6 слайд В 8-м классе ребята знакомятся с княжескими житиями: святого благоверного князя Александра Невского (“Сказание о житии Александра Невского”), святых Петра и Февронии Муромских. Святой благоверный князь предстает перед нами прежде всего как защитник земли Русской и веры православной, личность князя Александра удивительно соединяет в себе черты славного полководца, мудрого правителя и благоверного христианина.

Разговор о Петре и Февронии мы обычно начинаем с выяснения того, за что прославлены Богом эти святые. Святые Петр и Феврония – пример идеальной христианской семьи. Их жизнь более 8 веков служит примером должного отношения к церковному браку и друг к другу. Именно на этом мы делаем акцент при изучении “Повести…”.

Учителю необходимо постоянно повторять мысль, что любой житийный герой – это прежде всего нравственный образец человека Древней Руси. Уместно будет провести параллели и с нашим временем: какие душевные качества ценились нашими предками, что было для них идеалом и что составляет предмет стремления современного человека. Кто он, современный герой?

Русскую классическую литературу можно с полным правом считать преемницей древнерусской, т.к. тема смысла человеческой жизни остается в ней одной из главных. Именно это обстоятельство позволяет говорить о религиозном характере русской литературы.

7 слайд По мнению Николая Бердяева, “в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью… ”.

Образы, идеи, даже стиль сочинения древнерусской литературы унаследовали А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, И.С.Тургенев, Ф.М. Достоевский и другие писатели.

8 слайд Огромное влияние на детей, пятиклассников, оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Дети испытывают эстетическое наслаждение, читая русские сказки, учатся почитанию старших, постигают основы праведной жизни. Христианский смысл русского фольклора находит свое продолжение в сказках литературных. Сказки учат читателей следовать заповедям, данным человеку Богом, жить в гармонии с собой и миром. При чтении дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам: «Не убий», «Почитай отца и мать», «Не лги», «Не завидуй», а к тем, кто нарушает заповеди, приходит возмездие. Героический эпос русского народа дает детям образец истинного патриотизма. Былинные богатыри являются воплощением нравственных свойств русского народа: бескорыстия, мужества, справедливости, чувства собственного достоинства, трудолюбия.

9 слайд Отдельно  хотелось  бы  сказать о том,  что   православный учитель, входя в класс,  обязательно найдёт минутку    сказать  ребятам о православных  праздниках, которые ныне в  семьях   отмечаются повсеместно. Ребята участвуют в  семейных приготовлениях к  Пасхе,  Рождеству, на Крещение многие   родители  берут своих  детей искупаться в  крещенской воде,  -   православные праздники  и  традиции  возвращаются в русские  семьи.  А если  ребята не слышат об  этих    праздниках в  семье,  то  пусть они  услышат об  этом на  уроках МХК  и  литературы.  А  книга И.С.Шмелёва «Лето Господне»  становится  настольной  книгой словесника, если  учитель    проводит   в  системе  работу по ознакомлению  ребят  с  православными праздниками  и  традициями  России. 

10 слайд Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков. Это и повесть А.С.Пушкина “Капитанская дочка”, где мы подробно останавливаемся на образе Маши Мироновой и ее  твердых нравственных устоях.

Для юношества особенно интересны уроки о чувствах героев. И здесь просто не обойтись без величия женских образов Пушкина. На уроках, отведенных лирике, учитель обращает внимание учащихся на то, что именно в стихах поэта заключен своеобразный эталон нравственного чувства. Любовь у Пушкина – светлое и радостное чувство. Любимая должна быть счастлива, даже если она выберет другого, если не отвечает взаимностью.

…Я вас любил так искренно, так нежно,
Как дай вам Бог любимой быть другим.

Обычно на этих уроках учитель впервые говорит с учащимися о любви. Это уже подростки 13-15 лет. В беседе важно подчеркнуть нравственные традиции народа, приоритет православных ценностей в отношениях юношей и девушек.

На уроке внеклассного чтения при изучении повести А.Пушкина “Метель”, учитель может повести серьезный и вдумчивый разговор о святости таинства брака. Семья, в которой воспитывалась Марья Гавриловна, отличалась патриархальностью (то есть, стабильностью бытия, нравственностью). Родители, прожившие в дружбе и согласии долгий век, пытались и дочери привить то же благоговейное отношение к семейным обязанностям. На короткое время, повинуясь романтическому порыву, она становится той “блудной дочерью”, которых так много знала наша литература. Спасла Машу метель, в образе которой нужно видеть символ: Промысел Божий удерживает человека от безнравственного поступка.

11 слайд Искреннее, теплое, идущее от сердца чувство любви к людям движет поступками героев Н.С.Лескова. “Народ не расположен жить без веры”, – уверенно заявлял Лесков. В его произведениях много сложных ситуаций, требующих нравственного выбора. Герой повести “Человек на часах”  за несколько минут должен сделать выбор между человеческим долгом по отношению к ближнему и долгом служебным, воинским. Солдат бросает свой пост, понимая, что его за это ждет, и спасает тонущего человека. Правильный ли это выбор? Почему же его за это наказывают? Что хотел подчеркнуть в поступке героя автор фамилией Постников? На каком посту стоит герой произведения? Анализируя повесть, учащиеся вспоминают “иерархию ценностей” православного человека. Разумеется, ни о какой интерпретации здесь и речи не может быть. Верен только один ответ. Ученики говорят о духовном значении слова “пост”. Человек по Лескову обязан всю жизнь стоять на посту, “на часах”. Только тогда он может быть человеком в истинном смысле слова. А что значит сегодня стоять на посту? О многом здесь можно поговорить.

Задача учителя на уроках – сформировать у учащихся потребность размышлять над подобными вопросами, донести до сознания детей мысль, что русская литература может стать помощницей в осмыслении многих вопросов духовного порядка. Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих и многих падений на его жизненном пути.

    12 слайд  А завершить свое выступление хочу поэтическими строками Николая Гумилева:  

 Есть Бог, есть мир,  они  живут вовек,
А  жизнь  людей -  мгновенна и убога.
Но всё в себя  вмещает   человек,
Который любит мир и  верит в Бога…


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №1» Роль православных традиций в духовно-нравственном воспитании школьников на уроках литературы Автор: Полчанова Е.В., учитель русского языка и литературы Стрежевой, 2015г

Слайд 2

В современных условиях на литературу как учебный предмет возлагается особая миссия – воспитание духовно-нравственной личности, обладающей высокой степенью сознания себя гражданином России.

Слайд 3

Большое значение для духовно-нравственного развития школьников имеют уроки древнерусской литературы. Произведения формируют любовь к Отечеству и своему народу через знание истории и культуры, показывают красоту земли русской, неисчерпаемые истоки мудрости человека.

Слайд 4

«Образ преподобного Сергия Радонежского» М.В. Нестерова

Слайд 5

М.В. Нестеров «Видение отроку Варфоломею»

Слайд 6

«Сказание о житии Александра Невского» и «Повесть о Петре и Февронии Муромских»

Слайд 7

По мнению Н. Бердяева, «в русской литературе, у великих русских писателей религиозные темы и религиозные мотивы были сильнее, чем в какой-либо литературе мира. Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью…»

Слайд 8

Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Они способствуют формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях.

Слайд 9

Православные праздники

Слайд 10

Программные произведения русской классической литературы дают богатый материал для духовно-нравственного воспитания подростков.

Слайд 11

Привить вкус к чтению лучших произведений классической литературы – это значит и уберечь ребенка от многих падений на его жизненном пути.

Слайд 12

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно - нравственное воспитание школьников на уроках литературы в 6 классе.

В данной статье я старалась обратить внимание на актуальность темы и возможности решения вопроса на уроках литературы в 6 классе....

Роль школьного музея в патриотическом воспитании школьников на уроках литературы

Выступление на международной научно-практической конференции "III Молинские чтения", посвященной 150-летию со дня рождения М.Е.Евсевьева....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

В данной статье представлен опыт работы по  формированию  у школьников системы моральных отношений: к людям, обществу на примере повести В. Г. Короленко "Дети подземелья"...

Доклад на тему «Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы»

Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове: нравственность.Иоган Гербарт...

Духовно – нравственное развитие и воспитание школьников на уроках литературы и русского языка как основа гармоничного развития личности учащегося

Изменение общественных отношений в нашей стране повлекло за собой сложные духовно-нравственные проблемы, которые выразились в обесценивании многих жизненных идеалов. И мне, как учителю, важно передать...

«Духовно – нравственное воспитание школьников на уроках литературы в информационно – образовательном пространстве в рамках перехода на федеральные образовательные стандарты нового поколения».

Российское образование на современном этапе претерпевает  значительные перемены.  Процесс обучения повсеместно  сопровождается  внедрением новейших педагогических  технологий....

Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках литературы.

Уроки литературы – это уроки человечности, а духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках литературы является насущной проблемой современности....