Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения
консультация

Радченко Татьяна Вячеславовна

Консультация для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_korrektsionno.docx22.55 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации для педагогов

Методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы при обучении конструированию детей с нарушением зрения

Конструирование означает приведение во взаимоположение предметов частей, элементов. Детское конструирование является практической игровой деятельностью с целью получения заранее задуманного продукта. 
В дошкольном учреждении дети конструируют из игрового строительного материала, из бумаги, из мягкого картона, природного материала. 
Как показывают тифлопедагогические исследования, продуктивная деятельность детей с нарушением зрения развивается своеобразно. В дошкольном возрасте, когда не все функции зрительной системы сформированы, нарушение зрения ведет, прежде всего, к снижению центрального зрения, как правило, бывает более выражено на одном глазу. Этот дефект затрудняет последующее формирование периферического и бинокулярного зрения, приводит к недоразвитию или нарушению глазных двигательных функций, глазомера, затрудняет фиксацию взора, вызывает затруднения в установлении связей и отношений между предметами. Нарушаются прослеживающие функции глаз. Все это вызывает нарушения пространственной ориентировки детей.

В этих условиях требуется специальный подход к обучению конструированию. Методика обучения конструированию детей дошкольного возраста с нарушением зрения не разработана, и ведущими тифлопедагогами: Л.И. Плаксиной, Л.В. Рудаковой, Л.И.Киселёвой разработаны методические рекомендации для коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию. 

Обучение детей с нарушением зрения должно начинаться с подготовительных занятий. 

Задачи подготовительного этапа: 
–  Выявить имеющиеся у детей знания, умения, навыки.
–  Подготовить к занятиям по конструированию на каждом возрастном этапе. 
Сформулировать задачи на занятиях для всех возрастных групп: 
–  Развивать мелкую моторику. Развивать зрительно-двигательную координацию. Развивать мышцы – глаз, фиксацию взора. 
–  Учить воспринимать сенсорные эталоны. 
–  Учить выделять объемные предметы в пространстве, учить соотносить форму объемных предметов и эталоны формы. 
–  Учить расчленять сложную форму на составные части. 
–  Учить соотносить расстояние, определять местоположение и взаимоотношения между объектами. 
–  Формировать анализирующее наблюдение, обучать способам анализа, сравнения, группировке, классификации. 

Педагогу при фронтальной работе наряду с программными требованиями следует учитывать рекомендации тифлопедагога по организации и проведению занятия. 

Индивидуальность подхода на занятиях: 
–  В выборе пособий. 
У детей с низкой остротой зрения, меньше 0,04 строительные детали должны быть крупными, более 10 сантиметров, а у детей  с остротой зрения больше 0,04 строительные детали могут быть меньше 10 сантиметров. У педагога строительные детали на первых этапах крупные, в середине года средних размеров, а в конце года могут быть такого же размера как у детей. В младшей и средней группах цвет деталей образца должен совпадать с цветом деталей постройки. 
–  В выборе посадки. 

Занятия желательно проводить с подгруппами детей. 
Нельзя детей усаживать полукругом, так как крайние дети видят под углом. Необходимо усаживать детей справа и слева около образца. Детей усаживать таким образом, чтобы они видели 
образец со стороны лучше видящего глаза. Педагог находится за постройкой.

Конструирование в первой младшей группе. 

Программа. 
–  Учить узнавать, соотносить по форме, цвету куб, кирпич, пластину. 
–  Способствовать умению создавать небольшие конструкции: заборчик, дорожки. 
–  Учить работать с бумагой. Мять, формировать линию сгиба. 
Виды строительных материалов:
–  Напольный крупный строитель. 
–  Настольный мелкий строитель. 
–  Бумага.
–  Двигатели-конструкторы: стержни с нанизывающимися колечками, желательно пластиковыми, не стучат, легкие. 
Приемы работы:
–  Знакомство с материалом. 

Обследование деталей проводится приемом "рука в руке". Необходимо помнить о том, что дети плохо различают начало и конец детали. Горизонтальную плоскость необходимо показывагь слева направо пальчиками. Затем следует обыграть обследование исходя из программных задач с целью закрепления понятия. Далее проводится обследование вертикальной плоскости (сверху вниз), пальчиками. 
Широкая плоскость обследуется ладошкой, узкая – пальчиками. 
Эта работа проводится в течение года, поэтапно, в зависимости от успешности усвоения материала.

– Напоминание.
Задаются короткие вопросы, как показать широкую плоскость, узкую и т.д. Оценка показа положительная.

– Подбор наглядности. 

Образец.

Части образца более 10 сантиметров. 
Предварительная работа.

–  Учить рассматривать предмет.
Учить рассматривать фронтальную иллюстрацию. У детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. 
Учить рассматривать образец. Учить анализировать конструирование идентичной постройки рядом с образцом. Учить анализу в целом, затем по крупным деталям, далее по мелким деталям и снова проводить анализ в целом. Оценка деятельности детей положительная. В конце года вводится отрицательная оценка в отношении самостоятельности ребенка. 

Конструирование во второй младшей группе.

Программа.
– Учить конструировать из четырех частей. 
– Учить строить дорогу и заборчик. 
– Одноэтажные дома.
– Ворота.
– Мебель: стол, стул, диван.
– Мост.
– Горки. 
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой: складывать двухстороннюю цветную бумагу, формировать линию сгиба, совмещать стороны. 
Первые два-три занятия проверочные. При необходимости один-полтора месяца работать по программе 1 младшей. 
Виды строительного материала: 
–  Напольный строитель. Добавляются детали: пирамиды, круги разных размеров. 
–  Мелкий конструктор в форме цветных кирпичиков и кубов 
(четыре основных цвета + оранжевый цвет). 
–  Пластиковый строитель с пупырышками, белым и голубым 
(для конца года). 
–  Природный материал в конце года. 
–  Бумага.
Приемы работы:
–  Показ: полный, поэтапный, с объяснением (совместная работа). 
–  Рассматривание (в конце года). Самостоятельная работа.

 

–  Прием напоминания.

–  Творческий прием: в форме совета подсказать творчество. 
Предварительная работа. 
– Учить рассматривать предмет.
– Учить рассматривать иллюстрацию (у детей с низкой остротой зрения должны быть индивидуальные иллюстрации. Рассматривание иллюстрации обязательно, так как дети, не имеющие бинокулярного зрения постройку видят в плоскости. Иллюстрацию можно выполнить при помощи аппликации). 
Напольное конструирование. 
Рядом с образцом педагог выполняет постройку, анализируя этапы. Затем дети выполняют постройку при помощи педагога. Можно выполнить общую постройку. При анализе педагог показывает положение деталей ладонью. Дети повторяют показ. В конце года в анализ включается оценка по цвету, по деталям. Обращается внимание на эстетичность выполнения.
Настольное конструирование.
При настольном конструировании показ можно провести в двух вариантах.
1-й вариант.
Педагог показывает образец на столе. Дети находятся справа и слева от образца, со стороны лучше видящего глаза.
2-ой вариант.
Показ на фронтальном фланелеграфе из деталей более  10 см. Фон контрастный.

Конструирование в средней группе. 

Программа.
Учить конструировать из  5-6 частей.
–  Заборы, дорожки, этажные дома, ворота (в начале года повторяются, но при этом используются другие детали.)
– Мебель: стол, стул, диван, кровать, стеллаж. Домики двух и трёх этажные. 
– Гаражи разной модификации, мосты, горки. 
– Транспорт наземный, водный, воздушный. 
– Коллективные постройки по подгруппам одновременно, но с разной тематикой. 
– Учить работать с природным материалом.
– Учить работать с бумагой. Сгибать двухцветную бумагу, совмещать стороны, углы, формировать линию сгиба. 
Виды строительных материалов:
– Куб, кирпич, пластина, призма, брусок, цилиндр. Возможно использование конусов, пирамиды, но без названия и обследования. 
– Пластилин.
– Бумага. 
– Природный материал. 
Приёмы работы: 
– Учить обследованию деталей. 
– Учить определять три размера деталей: большой, средний, маленький. 
– Учить определять устойчивость деталей. 
–  Учить планировать последовательность постройки. 
– Показ. Вначале года сохраняется поэтапный показ, со словесным объяснением. В середине года при показе объединяются два-три элемента. Во второй половине года полный показ с анализом, затем воспроизведение по запоминанию. В конце года самостоятельная постройка по напоминанию. 
– Анализ работы. Направлять детей на самостоятельное выделение основных частей, затем мелких деталей по величине, цвету, форме и пространственному расположению относительно друг-друга. 
– Подбор деталей. Учить детей самостоятельно подбирать необходимые детали по цвету, форме, величине. 
– Творческий. Учим детей самостоятельному отбору игрового материала. При этом обращается внимание детей на цвет, величину, форму и эстетичность. 
– Работа с бумагой. Учить сгибать двухцветную бумагу, соединяя углы или стороны. Место сгиба педагог отмечает видимой ребёнку линией. В дальнейшем место сгиба можно отмечать пунктиром. 
Дополнительно можно использовать клей, цветные карандаши и ножницы для оформления постройки. 
– В оценке деятельности детей учитывать способность ребёнка доводить работу до конца, умение подчинять свой интерес и желания поставленной общей работе. 


Конструирование в старшей группе.

Программа: 
– Учить называть точным словом и уметь использовать новые формы деталей. 
– Усложнение качества: уметь показать в постройке красоту симметрии по форме, цвету, пространственному расположению. 
– Учить передавать точность натурального предмета. 
– Во втором полугодии ввести сюжетные постройки: аэропорт, магазин, зоопарк. 
– Постройки в двух, трёх вариантах. 
Продолжать учить работать с бумагой: в соответствии с лексическими темами. 
 
Виды строительного материала:
Используются те материалы, что использовались при конструировании в средней группе. Дополнительно вводятся новые объёмные формы: цилиндр, конус, арки, половины кубов и шаров. 
Подготовительная работа:
Выясняются возможности детей к конструированию, их знания, умения, навыки. Детально обследуются натуральные предметы, представленные для постройки. Согласно возможностям детей формируются подгруппы для занятий.  
Приёмы работ:
 – Учить  сравнивать образец в объёмном и плоскостном изображении. 
– Учить выделять самостоятельно крупные и мелкие детали, определять их форму, величину, пространственные отношения. 
– Учить планировать этапы создания постройки и запоминать последовательность. 
– Учить видоизменять постройку путём замены деталей. 
– Учить создавать нужную деталь из частей. 
– Учить строить по словесному указанию на основе наблюдения изображения. 
– Продолжать учить работать с бумагой. Учить читать простейшие схемы изготовления поделок, познакомить с обозначениями, принятыми в Оригами. 
–  Творческий приём. 
– Оценка. 

Конструирование в подготовительной группе.

Программа:
Учить конструировать из  10-12 частей.
– Транспорт во взаимодействии с окружающими предметами.
– Мосты.  Здания.
– Работа с бумагой. Изготовление поделок в соответствии с лексическими темами. Этапы конструирования соотносить со схематичным изображением. 
Виды строительного материала:
– К материалам, что использовались в старшей группе, добавляются строители «ПСКОВ», «РУСЬ», «НОВГОРОД». 
Подготовительная работа:
– Знакомство с содержанием сюжета постройки через наблюдение реальных событий, экскурсии, чтение книг. 
– Наблюдение объектов и анализ деталей. 
– Сравнение похожих объектов и сравнение деталей этих объектов. 
Приёмы работы:
– Учить читать чертёж, определяя пространственное положение деталей, их величину. 
– Учить определять на глаз, какие детали по форме и величине подходят для данной постройки. Выбирать цвет деталей. 
–  Продолжать учить планировать весь ход строительства. 
– Учить сооружать постройки во взаимосвязи, выполняя сюжетную постройку. 
– Даются словесные указания при самостоятельной работе. 
– Ставятся задачи на развитие конструкторских способностей. 
– Можно использовать приём поэтапного показа при выполнении сложных построек.
– При работе с бумагой использовать приём поэтапного показа.

Количество занятий. 
1 младшая группа. 
в первом полугодии  – 1 раз в месяц. 
Во втором полугодии – 2 раза в месяц. 
2 младшая группа – 2 раза в месяц. 
Средняя группа – 2 раза в месяц.     
Старшая и подготовительная группы – 4 раза в месяц.

Литература: 
Плаксина. Л.И. Плаксина Методические рекомендации для коррекционной- 
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения, в процессе обучения конструированию.
Л.И. Киселёва. Методические рекомендации для коррекционной- 
педагогической работы с детьми, имеющими нарушения зрения.
3.В.Лиштван. Конструирование. Москва, 1981 г.
Т.С. Комарова. Методика обучения изобразительной 
деятельности и конструированию. Москва «Просвещение» 1985.
3.А. Богатеева. Чудесные поделки из бумаги. Москва 
«Просвещение» 1992.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для педагогов по обучению детей с нарушениями зрения в условиях инклюзивного образования.

Более миллиона детей в России имеют проблемы со зрением и различные заболевания глаз. При работе с детьми с нарушениями зрения, педагогам необходимо учитывать остроту зрения....

Методические приёмы формирования познавательных УУД при работе с картографическим материалом на уроках истории (рекомендации по организации работы с картами детей с нарушением зрения)

Для учащихся школы слепых знание карты важно особенно, так как историческая карта – это модель пространства, который так трудно познаётся незрячими. Информационное пространство карты познаётся п...

Методические рекомендации по организации занятий адаптивной физической культурой для детей с нарушением слуха

Среди глухих и слабослышащих детей чаще встречаются нарушение осанки, сколиоз, сутуловатость, плоскостопие. Наиболее заметны  нарушения моторики и комплекс вестибулярных расстройств.Целью занятий...

Методические рекомендации "Особенности коррекционной работы по развитию осязательной чувствительности у детей с нарушением зрения"

В материале представлена система работы по развитию осязания у дошкольников с нарушением зрения....

Методические рекомендации «Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения»

Цели применения дидактических игр и упражнений для развития зрительного восприятия:-развивать зрительную реакцию на предметы окружающего мира;-замечать их форму, цвет;-формировать действия с предметам...

Методические рекомендации «Организация коррекционно-развивающей работы по развитию речи детей с ограниченными возможностями здоровья»

В В методических рекомендациях описана основная цель и задачи педагога  по целенаправленному развитию и коррекцию словесной речи обучающихся с ОВЗ в единстве с развитием мышления и социальны...

«Методические рекомендации по изучению тувинских национальных узоров и орнамента по тифлографике для детей с нарушением зрения»

На современном этапе развития специального образования остаётся актуальной проблема недостаточного освещения некоторых тем, отсутствие методических разработок для незрячих и слабовидящих детей. ...