Стендовый доклад как продукт проектной деятельности
методическая разработка

Преснякова Лариса Валентиновна

Что такое "стендовый доклад", структура, содержание, оформление

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стендовый доклад как продукт проектной деятельности

 *Эпиграф:‘‘Может быть, за напечатанной историей скрывается другая, намного более обширная, которая изменяется подобно тому, как изменяется наш мир?’’                    Кайгулова  Зугра Зиевна,

                                                                                              учитель гимназии №66 г. Санкт-Петербурга

Любое публичное выступление сегодня невозможно без презентации. Являясь одним из текстов новой природы, компьютерная презентация выступает как основа устного предъявления материала или наглядным представлением продукта проектной деятельности. Альтернативой компьютерной презентации может стать, так называемый, стендовый доклад (или стендовая презентация, стендовый проект, сообщение, проектный стенд).

*Стендовый доклад имеет в своей целостности ряд критериев по различным аспектам:

- содержательный;

- логико-структурный;

- эргономический (= «удобный»);

- критерий включенности в общую среду школы.

*Для того чтобы продукт выглядел интересно, ярко и понятно, следует придерживаться определенных рекомендаций.

1. Структура и содержание стендового доклада:

Начнем со структуры и содержания стендового доклада:

* -  Заголовок – где указывается название доклада (короткое и информативное). Располагается в верхней части. Затем в верхнем левом углу следует ФИО автора или название организации, фамилии авторов и контактный адрес (для учащихся: автор, класс, руководитель). Рядом с заголовком можно поместить эмблему школы или эмблему проекта;

* -  Текст стендового доклада - краткий рассказ о проекте

* (начинается обычно с введения (где даются актуальность и конкретизация проблемы) у нас – требования ФГОС, о которых подробно рассказала Галина Петровна;

* доклад может содержать ключевую метафору, девиз; в данном случае, это высказывания известных людей: … на злобу дня;

* далее дается социально-психологическое обоснование условий работы: сегодня мы работаем с поколением, для которого характерно  

Клиповое мышление — это особенность человека воспринимать мир посредством короткого, яркого посыла, воплощенного в форме либо видеоклипа (отсюда и название), либо теленовости. Понятие клипового мышления появилось в конце 90-х гг. ХХ в.

 В докладе представлены пять основных причин появления клипового мышления по мнению российского философа и культуролога Константина Григорьевича Фрумкина (2010 г.)

  1. Развитие современных технологий, и, соответственно, увеличение информационного потока;
  2. Необходимость принимать больший объем информации;
  3. Многозадачность;
  4. Ускорение ритма жизни и попытки успеть за всем, чтобы быть в курсе событий;
  5. Рост демократии и диалогичности на разных уровнях социальной системы.

Следует отметить, что Клиповое мышление — это приобретенное качество, которое формируется на основе изменяющихся условий существования и ритма жизни, тесным образом связанных с процессом компьютеризации, развитием современной мультимедийности, качественным скачком в развитии программного обеспечения. Особенностями такого мышления являются:

- быстрота обработки данных,

- преобладание визуального восприятия,

- проблемы с восприятием длительной линейной последовательности и однородной информации.

* В докладе также необходимо указать цели проекта. Цель нашего семинара – познакомить с работой кафедры в новых условиях, с какими современными педагогическими технологиями мы знакомы, работаем и осваиваем. В центре выделены технологии, которым мы уделили сегодня основное внимание: проектная технология и технология интенсивного обучения. Наши ученики работают с разными видами проектов. Например:

- информационно-познавательный проект

- исследовательский проект

- творческий проект

- социальный проект

* Наша задача показать практическое применение данных технологий, поэтому здесь у нас представлены темы выступлений.

* Далее учащиеся указывают этапы решения проблемы, примерно, 5-7 предложений о сути проекта, здесь же необходимо показать графики, диаграммы; рисунки, фото, отражающие работу.

У нас в данном разделе представлены методы, (ТЕХНОЛОГИЯ ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ помогает по НОВому ВЗГЛЯнуть НА СИСТЕМУ ОБРАЗОВАНИЯ, что связано с НОВЫми МЕТОДами ПОЛУЧЕНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, ОБРАБОТКИ ЙНФОРМАЦИИ. И это тексты новой природы)

* «Текст новой природы – это мысль, зафиксированная на каком-либо носителе, для отображения которой используется связная последовательность разнородных символов, знаков вербальной и невербальной природы». Таковы, например, современные соцсети, электронные тексты с гиперссылками, тексты, содержащие аудиовизуальные фрагменты, инфографику, разного рода эмотиконы – то есть все то, что «не только буквы», – говорит Елена Ивановна Казакова, руководитель образовательной программы «Литературное творчество» в «Сириусе», доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой непрерывного филологического образования и образовательного менеджмента СПбГУ, один из организаторов VIII  международной научно-практической конференции «Педагогика текста», посвященной «текстам новой природы» в образовании.)

Следовательно, появилась необходимость в изменении структуры текста.

Можно выделить некоторые основные тенденции видоизменений:

  • отказ от линейности в построении и восприятии текста;
  • сжатие объемов текста с увеличением информационной нагрузки на его единицу;
  • ориентация на «мелкие текстовые структуры»;
  • дублирующий характер различных знаковых систем в отражении содержания;
  • рост интерактивности;
  • развитие форм обратной связи;
  • появление «новых форм авторства» и ряд других тенденций.

*Современная массовая культура предлагает большое разнообразие текстов новой природы: (комикс, кластер, эмотикон, коллаж, интеллект-карта, кроссенс, мультитекст, каллиграмма, скетчноутинг, инфографика, буктрейлер, презентация.)

Мы часто используем на уроке коллаж, *кластер, презентацию, сегодня мы представили вашему вниманию* каллиграмму, интеллект-карту, кроссенс. Особое внимание следует уделить эмотиконам.

 (Эмо́тикон  или эмотико́нка, эмоцико́нка — пиктограмма, изображающая эмоцию;

* образована от англ. слов (emoticon), emotion icon — «иконка с эмоцией»),

чаще всего составляется из типографских знаков. Особое распространение получил в Интернете и SMS, однако в последнее время используется повсеместно.

*Американский художник Харви Болл в декабре 1963 года первым создал графическое изображение улыбки в виде двух точек и дуги в жёлтом круге.

*В повседневной русской речи эмотиконы обычно называются «смайликами» независимо от выражения.

* Смайлики — динамично развивающаяся система. Объединяет все их предназначение — устанавливать и поддерживать контакт с собеседником, более точно и конкретно выражать своё эмоциональное состояние.

* Молодежь использует в своей речи и немного другое название: эмодзи или эмоджи, (от яп.слов

 э— картинка и 文字 модзи— знак) -  язык идеограмм и смайликов, появившийся в 1990гг.

Поколение Большого пальца или поколение Z, как социологи называют сегодняшних подростков, активно пользуется текстами «новой природы».

* За последние годы изданы десятки работ по данной теме, ставших бестселлерами. Например, одна из них: * «Визуальные заметки: иллюстрированное руководство по скетчноутингу» Майкла Роуди.  А что такое скетчноутинг?

* Образовано от английских слов Sketсh и note.

* В начале семинара мы посмотрели фильм Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования», * созданный в виде быстрых зарисовок с текстом или текст, разбавленный/ дополненный рисунками. Он создан по правилам скетчноутинга. М. Роуди уточняет: «Скетчи — это СПОСОБ МЫШЛЕНИЯ на бумаге с использованием ИЗОБРАЖЕНИЙ и СЛОВ».

* Можно встретить и другие названия данного вида текста: визуальные заметки в виде быстрых рисунков, конспект в картинках, «почеркушки», рисованные заметки. Да, опорные конспекты. («Технология опорных конспектов» или метод опорных сигналов, основанный на педагогике сотрудничества,  или «Технология интенсивного обучения» была создана педагогом и новатором, учителем математики В.Ф. Шаталовым. Была представлена в 1970 гг.)

И еще об одной книге из сборника «Математики тоже шутят». * В 1865 году вскоре после выхода из печати книга Льюиса Кэрролла *«Алиса в стране чудес» попала в руки королевы Англии. *Королева Виктория пришла в восторг от удивительных приключений Алисы и тут же потребовала принести ей другие книги такого замечательного писателя. Каково же было ее *разочарование, когда выяснилось, что прочие труды этого автора посвящены... математике.

Умение эмоционально, логично и понятно рассказывать другим о сути своего проекта или исследования,

* умение сжимать подробное описание до ёмких формулировок – необходимое условие текстов новой природы, основанных на наглядном представлении созданного обучающимися нового знания. «Короткие мысли тем хороши, что они заставляют серьезного читателя самого думать», - писал Л.Н. Толстой.

Почему молодежь обращается к текстам новой природы? В чем их преимущество? Они предоставляют учащимся ряд возможностей.

*Потенциальные возможности текстов новой природы:

- самостоятельное изучение материала,

- лучшее понимание,

- быстрое запоминание,

- наглядное объяснение,

- повторное перечитывание заметок, повторение темы.

Выступая на конференции по текстам новой природы учитель гимназии №66 г.Санкт-Петербурга Зугра Зиевна Кайгулова заметила: *«Может быть за напечатанной историей скрывается другая, намного более обширная, которая изменяется подобно тому, как изменяется наш мир?»                                                                                                            

* В конце доклада представлены результаты, перспективы, выводы. (Это и Требования ФГОС, цели и задачи системы образования, и результаты обучения, результаты нашей деятельности):

ТВОРЧЕСТВО АКТИВНОСТЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КОММУНИКАТИВНОСТЬ СОЦИАЛИЗАЦИЯ

УСПЕШНОСТЬ ЛИЧНОСТЬ

 «Ученик – это не сосуд, который надо наполнить, а факел, который надо зажечь», - Блез Паскаль.  

Современные технологии помогают нам облегчить жизнь, упростить многие задачи.

Необходимо уметь адаптироваться в современном мире и принимать условия «игры», не теряя при этом увлеченности и желания познавать и анализировать.

*Кандидат физико-математических наук, федеральный координатор проекта "Информатизация системы образования", Леонид Иосифович Ястребов предлагает алгоритм для развития собственного мышления: «Анализируй-Структурируй-Систематизируй-Синтезируй-Анализируй», который подразумевает:

- Анализировать, а именно, исследовать проблему;

- Структурировать, находить отдельные элементы видимого явления, процесса, ситуации;

- Систематизировать, отслеживать взаимосвязи полученных элементов;

- Синтезировать, пытаться увидеть единую картину во «взаимодействии» найденных элементов;

- Анализировать, оценивать полученный результат.

В каких требованиях мы встречаем данный алгоритм? - Требования ФГОС! УУД! Социализация и успешность личности!

В левом нижнем углу проекта указывается адрес организации.

* (полностью текст на стенде)

2. Оформление стендового проекта. При оформлении советуют учитывать следующие критерии:

1) Наглядность. При беглом просмотре стенда у зрителя должно возникнуть представление о тематике и характере выполненной работы.

2) Соотношение иллюстративного (фотографии, диаграммы, графики, блок-схемы и т.д.) и текстового материала устанавливается примерно 1:1, предлагают одни, другие советуют, что текста не должно быть много – максимум 30% от объема постера.

3) Оптимальность. Количество информации должно позволять полностью изучить стенд за 1-2 минуты.

4) Простота. Выберите одно-два положения, которые на Ваш взгляд являются самыми важными и сфокусируйтесь на них. Помните, что Вы будете стоять у стендового доклада для ответов на вопросы и, если необходимо, объясните детали.

5) Популярность. Информация должна быть представлена в доступной форме.

-     Фон постера должен гармонировать с текстом и рисунками, не перекрывать их и не отвлекать внимание зрителя, идеальный фон – белый;

-     Можно использовать разнообразные выделительные эффекты (цвет, фон, размер шрифта, обрамление, линии различной толщины), которые помогают лучше и быстрее ориентироваться в представленном материале. Однако слишком большое количество выделительных эффектов может привести к обратному результату, затруднив понимание вашего стенда;

-     Расположение материала – горизонтально-вертикальное, сверху вниз и слева направо; удобно разделить все стендовое пространство на несколько горизонтальных или вертикальных секций, чтобы разместить в них отдельные блоки доклада;

-    Можно предъявить Дополнительный материал, который слушатели смогут взять с собой (если в этом есть необходимость); если вы заранее заготовите точные копии формата А4 вашего стендового доклада, вы сможете раздать их всем заинтересовавшимся коллегам.

Регламент выступления: 5-7 мин, включая время для ответов на вопросы членов экспертной группы и всех желающих.

Данная форма доклада принята в современной международной практике как наиболее удачная, обеспечивающая лёгкость и концентрированность восприятия содержания на конференциях и других мероприятиях

*Закончить выступление хочу словами из известной книги.

Помните: «Если вы всегда спешите, вы можете пропустить чудо».

Не забывайте: «Лучший способ объяснить — это самому сделать!»

Желаем вам, чтобы вы «По достоинству оценили неоценимые достоинства».

                                                                                                    (Льюис Кэрролл «Алиса в стране чудес»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аналитический отчёт. Продукт проектной деятельности.

Учащиеся, поставив себя на место человека той или иной специальности, могут увидеть и оценить значение математических знаний в производительном труде....

Стендовый доклад на тему "Проектная деятельность на уроках английского языка как средство достижения метапредметных результатов"

Данная работа выполнена в форме стендового доклада и может быть использована на пед.советах , конференциях или пед.чтениях. Посвящена работа проблеме использования проектной деятельности на уроках ...

Использование продуктов проектной деятельности учащихся 1о-11 классов в работе учителя математики.

Вэтом докладе раскрыты возможности использованияпродуктов проектной деятельности учащихся 10 - 11 классов на уроках геометрии. В результатевыполненного проекта появился дешевый  продукт - стереом...

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности»

Стендовый доклад «Проектирование моделей внеурочной деятельности» на декаде системы ДОД "ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ: внедрение инноваций и обеспечение качества у...

Статья «Использование онлайн сервисов для создания мультимедийных презентаций как продуктов проектной деятельности при изучении истории и обществознания»

В информационном обществе одним из важнейших инструментов создания образовательных продуктов, позволяющих не только выразить идеи и знания, но и привлечь внимание учащихся являются презентации. Визуал...

Стендовый доклад как продукт проектной деятельности

Что такое "стендовый доклад", структура, содержание, оформление...

Продукт проектной деятельности

В этой презентации представлены различные продукты проектной деятельности....