Отчет руководителя МО русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год
материал

Пухова Елена Геннадьевна

         Смена парадигмы содержания образования разворачивается уже не в первый раз. И всегда это переосмысление требует создания особых организационных условий. Сегодня сложилась подобная ситуация, и мы неизбежно приходим к поиску путей обновления содержания образования, в том числе и филологического. Методическое объединение учителей русского языка и литературы  работает в рамках единой методической темы: «Использование инновационных методов обучения на уроках русского языка»

Цель: повышение качества образования через внедрение педагогических инноваций в практику учительского труда.

Задачи МО: 

  • Повышение качества образования путем реализации компетентностного подхода в обучении.
  •  Системно - деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС ООО.
  • Активизация работы с талантливыми учащимися
  • Применение проектных  и исследовательских методов при обучении предмету
  • Формирование информационных компетенций педагогических кадров;
  • Осуществление методической поддержки учителям путем проведения семинаров, педагогических советов, курсов повышения квалификации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otchet_mo.docx28.36 КБ
Office presentation icon analiz_raboty_mo_2018-2019.ppt2.16 МБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 26

за 2018– 2019 учебный год.

         Современная школа живет в условиях обновления содержания образования. Точность, научная обоснованность выбора его компонентов на несколько лет вперед определит судьбу подрастающего поколения.
         Смена парадигмы содержания образования разворачивается уже не в первый раз. И всегда это переосмысление требует создания особых организационных условий. Сегодня сложилась подобная ситуация, и мы неизбежно приходим к поиску путей обновления содержания образования, в том числе и филологического. Методическое объединение учителей русского языка и литературы  работает в рамках единой методической темы: «Использование инновационных методов обучения на уроках русского языка»

Цель: повышение качества образования через внедрение педагогических инноваций в практику учительского труда.

Задачи МО: 

  • Повышение качества образования путем реализации компетентностного подхода в обучении.
  •  Системно - деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС ООО.
  • Активизация работы с талантливыми учащимися
  • Применение проектных  и исследовательских методов при обучении предмету
  • Формирование информационных компетенций педагогических кадров;
  • Осуществление методической поддержки учителям путем проведения семинаров, педагогических советов, курсов повышения квалификации

        Методическое объединение учителей русского языка и литературы составляют 7 педагогов. Это опытные специалисты со стажем работы. (слайд 4)

        На заседаниях методического объединения рассматривали  вопросы, связанные с  изучением  и применением новых технологий, большое внимание уделяли вопросам сохранения здоровья учащихся, изучали тексты  и задания контрольных работ, экзаменационные и другие учебно-методические материалы. Проводился анализ контрольных работ, диагностических работ, намечались ориентиры  по устранению выявленных пробелов в знаниях учащихся. В рамках работы школьного методического объединения проводились открытые уроки, внеклассные мероприятия по предметам.  На заседаниях учителя делились с коллегами своими находками, уделяя особое внимание проблеме, над которой работали (теме самообразования), проводили самоанализ своей деятельности. (слайд 5)

         В 2018-2019 учебном году состоялось 5 плановых заседаний МО.

Первое заседание МО носило организационный характер. Был обсужден и утвержден план работы МО на год. Кроме того, обсуждались рабочие программы по предметам, все программы утверждены. Учителями выпускных классов дан анализ результатов итоговой аттестации по русскому языку в 9, 11 классах.

На втором заседании рассмотрели следующие вопросы:

1.Итоги входного контроля по русскому языку в 5-х классах.

2.Организация и проведение школьного этапа олимпиад 5-11 классы.

3.Выступление по методической теме.

4.Отчет преподавателей о проделанной работе по подготовке учащихся к итоговой аттестации в 9, 11 классах.

Третье заседание МО прошло в форме семинара на тему: «Развитие творческих и интеллектуальных способностей в процессе обучения и воспитания обучающихся на уроках русского языка и литературы».

Кроме того, провели анализ срезовых работ по русскому языку за первое полугодие, рассмотрели вопрос о ходе подготовки к итоговой аттестации.

На четвертом заседании изучили проект концепции профессионального стандарта педагогов, уделив особое внимание Части Б, где прописан профессиональный стандарт учителя русского языка. Кроме того, отдельным вопросом стояло прохождение программного материала.

На последнем заседании МО были рассмотрены следующие вопросы:

1.подведение итогов работы МО за 2018 — 2019 учебный год.

2. утверждение задач на новый 2019 — 2020 учебный год.

3. подведение итогов работы учителей по своим методическим темам.

4. анализ результатов контрольных работ.

5. подготовка выпускников к проведению ЕГЭ и ОГЭ.

Сравнительный анализ контрольных работ по четвертям по русскому языку

Кол-во

учащихся

успеваемость

качество

СОУ

I

573

77

40

43

II

652

79

40

43

III

516

82

45

47

IV

476

81

46

46

   

 Рекомендации учителям:

  • проводить на уроках орфоэпический, морфологический, синтаксический, словообразовательный  разборы;
  •  отрабатывать умения постановки знаков препинания в предложениях различной конструкции с помощью упражнений, тематических карточек;
  •  использовать на уроках русского языка диагностические карточки, интерактивные диктанты  для устранения пробелов в знаниях и умениях по  темам «Пунктуация», «Орфография», «Морфология»;
  • включать в тематические контрольные и самостоятельные  работы задания в тестовой форме, соблюдая временной режим.

Сравнительный анализ успеваемости по четвертям по русскому языку

Кол-во

учащихся

успеваемость

качество

СОУ

I

654

100

50

52

II

799

98

52

53

III

653

99

53

52

IV

799

99

55

54

год

799

100

60

56

Сравнительный анализ успеваемости по четвертям по литературе

Кол-во

учащихся

успеваемость

качество

СОУ

I

654

100

73

65

II

898

99

75

65

III

653

99

72

63

IV

897

99

78

66

год

897

100

82

68

Также были проанализированы результаты ВПР по русскому языку в 5 и 6 классах. (слайды 9,10)

Все это позволяет выделить основные направления  работы по  формированию у школьников предметных компетенций, основанных на умении анализировать языковые явления с целью обеспечения различных видов речевой деятельности, как-то:

  • оценки языковых фактов с точки зрения нормативности, правильности, точности;
  • использования основных приемов информационной переработки текста;
  • проведения лингвистического анализа текстов разных стилей;
  • умения создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

 Кроме того, следует уделять должное внимание освоению лексико-грамматических, орфографических и пунктуационных норм.

          Подготовка к ЕГЭ и ОГЭ занимают главное место в работе предметника. Сравнительный анализ результатов за 2015-2016, 2016-2017, 2017-2018 учебные годы показывает стабильные положительные результаты учащихся по предмету «Русский язык» (слайды 11-12 )

          В 2019 учебном году была введена устная часть ОГЭ в 9 классах. Экзамен оценивался по критериям, предложенным Министерством образования в форме зачет/ незачет. Все обучающиеся 9 классов МАОУ СОШ № 26 справились с данным видом аттестации.

           Анализ промежуточной аттестации по литературе в 10 классах показал следующие результаты:

Класс

Учитель

Количество учащихся

Всего писало

5

4

3

2

Успеваемость

Качество

Средний балл

СОУ

10А

Калашникова Л.А.

24

24

5

6

13

-

100

46

3,7

56

10Б

Дугарова В.В.

24

24

8

8

8

-

100

67

4

67

10М

Калашникова Л.А.

23

22

4

8

10

-

100

55

3,8

58

Итого

71

70

17

22

31

-

100

56

3,8

60

Рекомендации:

1. Учителю

-усилить работу со слабоуспевающими учащимися;

-обратить внимание на формирование самоконтроля у учащихся, опору на него при    написании творческих   и контрольных работ;

 -обратить внимание на индивидуальную работу с учениками, имеющими  как   пониженный, так и повышенный интерес к предмету;

-уделять большее внимание приемам организации обратной связи на уроке.

 2. По результатам  сочинения  учителю следует обратить внимание  на повторение вопросов, которые вызвали у учащихся затруднение при  написании  работ.

-  соответствие теме;

- аргументация и использование литературных источников;

- композиция;

- качество речи;

-фактическая точность в фоновом материале;

- грамотность ( знаки препинания в СПП и ССП, знаки препинания при обособленных  членах предложения, правописание Н и -НН- в  суффиксах различных частей речи, правописание НЕ и НИ, правописание  проверяемых безударных гласных).  

         Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы школы. Выступления основывались на практических результатах, позволяющих делать серьезные методические обобщения. Поставленные задачи решались через совершенствование методики проведения урока, индивидуальной работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекцию знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителей, а также ознакомление учителей с новой педагогической и методической литературой. Для повышения качества обучения в течение учебного года использовались различные формы учебных занятий: урок-лекция, деловые игры, урок-зачет, урок-конференция, урок-исследование, урок-презентация, урок-проект.

          Все учителя приняли участие в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников. Школьный этап проводился по единым олимпиадным заданиям, разработанным муниципальной комиссией Всероссийской Олимпиады школьников. В школьном этапе Олимпиады по русскому и литературе приняли участие 49  человек. (слайды13-15) Победитель данного этапа    Тищенко Елизавета, ученица 11м класса подтвердила свои знания на муниципальном  уровне (2 место, руководитель Калашникова Л.А.)

         В текущем учебном году повышение и совершенствование мастерства педагогов проходило через посещение городских МО, а также через взаимопосещение открытых уроков и заслушивание выступлений по темам самообразования, прохождение курсов повышения квалификации по предмету. (слайд 16)

          В течение учебного года учащиеся 5-11 классов принимали активное участие в творческих  конкурсах:

Районный конкурс по литературе «Живая классика»: Банаева Валерия, Тимошенко Юлия (рук-ль Калашникова Л.А.)

Региональная олимпиада «Пионеры Бурятии»: Курсаков Эдуард (лауреат, рук-ль Дугарова В.В.)

Городская научно-практическая конференция «Шаг в будущее»: Плянина М. (2 место, рук-ль Дугарова В.В.)

Открытая городская гуманитарная олимпиада КЛИО: Овчаренко Алина (3 место, рук-ль Калашникова Л.А.)

Республиканская олимпиада «Наследники Ломоносова»: Бальчугова Юлия (2 место), Боков Дмитрий (3 место, рук-ль Поликарпова Г.Н.)

Республиканский конкурс чтецов,  посвящённый Дню матери: Гран-при Бальчугова Юлия, Доржиева Елена(1 место, рук-ль Поликарпова Г.Н.)

Выводы и решения

  • Таким образом, методическая тема «Использование инновационных методов обучения на уроках русского языка» нашла своё оправдание в ходе учебного процесса. По всем направлениям деятельности были достигнуты немалые результаты, что проявилось   в итогах городских олимпиад и творческих конкурсов, во внеурочных мероприятиях, в активизации познавательной деятельности учащихся с 5 по 11 классы как по литературе, так и по русскому языку и, конечно,  в использовании новых информационных технологий в преподавании.
  • Учителя осваивают новые стандарты, подходы, требования к содержанию филологического образования, работают творчески и продуктивно

Есть проблемы, над которыми предстоит работать членам МО в следующем году:

  1. Взаимопосещение уроков
  2. Невысокая по-прежнему культура чтения художественной литературы учащимися
  3. Обобщение опыта работы педагогов
  4. Работа МО может быть названа успешной по вышеперечисленным результатам, хотя следует обратить внимание на разную степень занятости учителей в подготовке призеров олимпиад, конференций, конкурсов и праздников. Необходимо  целенаправленно проводить данную работу, а проблема контроля за ведением данной работы и явится одной из первоочередных задач в следующем учебном году.

Руководитель МО учителей русского языка и литературы

Лазарева Е.Г. Подпись:_________



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ работы методического объединения учителей русского языка и литературы МАОУ СОШ № 26 за 2018 – 2019 учебный год

Слайд 2

Методическая тема школы: «Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на ФГОС второго поколения» Методическая тема МО русского языка и литературы: «Использование инновационных методов обучения на уроках русского языка»

Слайд 3

ЦЕЛЬ: повышение качества образования через внедрение педагогических инноваций в практику учительского труда. Задачи МО: 1.Повышение качества образования путем реализации компетентностного подхода в обучении. 2. Системно - деятельностный подход в обучении как методологическая основа ФГОС ООО. 3. Активизация работы с талантливыми учащимися 4. Применение проектных и исследовательских методов при обучении предмету 5.Формирование информационных компетенций педагогических кадров; 6.Осуществление методической поддержки учителям путем проведения семинаров, педагогических советов, курсов повышения квалификации

Слайд 4

Кадровый состав учителей МО русского языка и литературы № Ф.И.О. стаж Образование Квалификационная категория Год последней аттестации 1 Помулева Галина Евдокимовна 40 Высшее Без категории 2. Поликарпова Галина Николаевна 40 Высшее Первая 2019 3. Калашникова Людмила Александровна 37 Высшее Высшая 2019 4 Коврижных Светлана Юрьевна 28 Высшее Первая 2018 5. Подшивалова Оксана Александровна 3 Высшее Без категории 6. Дугарова Валентина Валерьевна 18 Высшее Первая 2016 7 Лазарева Елена Геннадьевна 12 Высшее Первая 2015

Слайд 5

ФИО Методическая тема учителя 1 Поликапова Галина Николаевна Культура речи на уроках русского языка и литературы 2 Калашникова Людмила Александровна Формирование умений и навыков при работе с заданиями высокого и повышенного уровня сложности при подготовке к ЕГЭ 3 Помулева Галина Евдокимовна Развитие дидактических принципов, ориентированных на методику личностно развивающего урока 4 Коврижных Светлана Юрьевна Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы как средство самореализации 5 Лазарева Елена Геннадьевна Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы в рамках реализации ФГОС ООО 6 Дугарова Валентина Валерьевна Развитие аналитических и творческих способностей при работе с комплексным анализом текста 7 Подшивалова Оксана Александровна Формирование речевой компетенции учащихся на уроках русского языка и литературы Методическая тема учителя

Слайд 6

Мониторинг контрольных работ по предмету Русский язык 201 8 -201 9 г. Кол-во учащихся успеваемость качество СОУ I 573 77 40 43 II 652 79 40 43 III 516 82 45 47 IV 476 81 46 46

Слайд 7

Сравнительный анализ успеваемости по предмету Русский язык 201 8 -201 9 г. Кол-во учащихся успеваемость качество СОУ I 654 100 50 52 II 799 98 52 53 III 653 99 53 52 IV 799 99 55 54 год 799 100 60 56

Слайд 8

Сравнительный анализ успеваемости по предмету Литература 201 8 -201 9 г. Кол-во учащихся успеваемость качество СОУ I 654 100 73 65 II 898 99 75 65 III 653 99 72 63 IV 897 99 78 66 год 897 100 82 68

Слайд 9

Классы Кол-во уч-ся по списку Кол-во уч-ся написавших Получили оценки % обучен-ности % кач-ва Ср. балл «5» «4» «3» «2» 5 А 33 31 4 18 8 1 97 71 3,9 5 Б 34 33 1 11 15 6 82 37 3,3 5 В 31 28 3 11 8 6 79 50 3,4 5 Г 27 27 1 6 15 5 81 26 3,2 ИТОГО 125 119 9 46 46 18 85 47 3,4 Отчет ВПР по предмету Русский язык 5 классы 201 8 -201 9 г.

Слайд 10

Классы Кол-во уч-ся по списку Кол-во уч-ся написавших Получили оценки % обучен-ности % кач-ва Ср. балл «5» «4» «3» «2» 6 А 31 26 3 10 9 4 85 50 3,5 6 Б 31 29 4 11 8 6 79 52 3,5 6 В 31 30 9 11 8 2 93 66 3,9 6 Г 31 26 - 9 12 5 81 35 3,2 ИТОГО 124 111 16 41 37 17 85 52 3,6 Отчет ВПР по предмету Русский язык 6 классы 201 8- 201 9 г.

Слайд 11

Мониторинг успеваемости по ОГЭ в 9 классах Учебный год Количество учащихся 5 4 3 2 Успеваемость качество Средний балл 2015-2016 108 39 52 17 - 100 85 4,3 2016-2017 116 27 58 28 3 97 73 3,9 2017-2018 109 35 56 18 - 100 84 4,2

Слайд 12

Мониторинг успеваемости по ЕГЭ в 11 классах Учебный год Количество учащихся 5 4 3 2 Успеваемость качество Средний балл 2015-2016 65 28 28 9 - 100 87 4,3 2016-2017 62 24 29 9 - 100 86 4,3 2017-2018 62 28 26 7 1 98 88 4.4

Слайд 13

Результаты школьного этапа олимпиады по русскому языку № пп Фамилия Имя Класс буква ФИО учителя Место 1. Пантеев Зорикто 5Г Поликарпова Г.Н. I 2 Полевова Мария 5А Калашникова Л.А. II 3 Байыр Валерия 5А Калашникова Л.А. III 4 Бальчугова Юлия 6А Поликарпова Г.Н. I 5 Бальжиев Аюр 6Б Лазарева Е.Г II 6 Большунова Виктория 6В Дугарова В.В. III 7 Пелихова Диана 7Г Подшивалова О.А. I

Слайд 14

Результаты школьного этапа олимпиады по русскому языку № пп Фамилия Имя Класс буква ФИО учителя Место 8 Завьялова Кристина 7А Коврижных С.Ю. II 9 Сидоренко Анна 7Г Подшивалова О.А. III 10 Осодоева Яна 8Г Лазарева Е.Г. I 11 Овчинникова Виктория 8А Помулева Г.Е. II 12 Ошорова Сарана 8Г Лазарева Е.Г. III 13 Салбеева Намина 9А Помулева Г.Н. I 14 Вторушина Мария 9Б Помулева Г.Н. II

Слайд 15

Результаты школьного этапа олимпиады по русскому языку № пп Фамилия Имя Класс буква ФИО учителя Место 15 Веснина Александра 9А Помулева Г.Е. III 16 Тимлшенко Юлия 10М Калашникова Л.А. I 17 Веснина Дарья 10Б Дугарова В.В. II 18 Шуина Ксения 10М Калашникова Л.А. III 19 Тищенко Елизавета 11М Дугарова В.В. I 20 Плотникова Ирина 11А Дугарова В.В. II 21 Попова Алена 11Б Лазарева Е.Г. III

Слайд 16

Открытые уроки Учитель Класс Тема Присутствовали Дугарова В.В. Методическая неделя МО 6В «Наречие. Повторение» Члены МО Поликарпова Г.Н. Методическая неделя МО 5Г «Имена существительные собственные и нарицательные» Члены МО Лазарева Е.Г. Методическая неделя школы 8Г «Тема любви в рассказе А.И. Куприна «Куст сирени» Учителя МАОУ СОШ № 26 Помулева Г. Н. Методическая неделя МО 9Б «Тема любви в лирике С.Есенина» Члены МО Калашникова Л.А. Методическая неделя МО 10А, 10М Сочинение-рассуждение «Что есть истинная красота» Члены МО

Слайд 17

Рекомендации: В 2019 – 2020 учебном году учителям русского языка систематизировать работу по подготовке учащихся к экзаменам. Отслеживать работу по накоплению и обобщению передового опыта и сбору базы данных в электронном варианте и на цифровых носителях. В работе МО русского языка и литературы по повышению мастерства обратить внимание на следующие умения: технологию подготовки урока и его самоанализ, самоконтроль своей деятельности, применение новых технологий и его элементов. Спланировать цикл открытых уроков на МО русского языка и литературы с обязательным обсуждением проблемной темы, над которой работает учитель, и тщательно продумать организацию взаимопосещения уроков. Организовать рейтинговый опрос учащихся об уровне проведения мероприятий. Совершенствовать оснащение кабинетов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет ШМО учителей русского языка и литературы за 2014-2015 учебный год

В данном документе представлены результаты деятельности по предмету педагогов, входящих в состав ШМО учителей-словесников, за отчетный период...

План работы ШМО учителей русского языка и литературы на 2018-2019 уч.г.

План работы ШМО учителей русского языка на 2018-19 уч.г. составлен в соответствии с требованиями ФГОС....

План школьного МО учителей русского языка и литературы на 2018/2019 учебный год

План школьного МО учителей русского языка и литературы на 2018/2019 учебный год...

План работы РМО учителей русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год.

План работы РМО учителей русского языка и литературы на 2018-2019 учебный год....

Отчет о проведении декады русского языка и литературы в 2018-2019 учебном году

Отчет о проведении декады русского языка и литературыв 2018-2019 учебном году в МОУ Воздвиженской СШ  Декада филологии проходила с 08.04.2019 по 19.04.2019Тема: «Словом можно убить, словом ...

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный год. Учебник русского языка, авторы: Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, М.Т. Баранов.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по русскому языку для 5 класса 2018-2019 учебный годПрограмма расчитана для 5 классов на 170 часов. В ней прописаны все контрольные уроки, уроки развития реч...

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2018-2019 учебный год...