Формирование учебной мотивации как залог успешной учёбы
методическая разработка

Голубева Инна Валентиновна

Семинар-прктикум для учителей, воспитателей и педагогов школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_uchebnoy_motivatsii.doc107 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Овгортская школа-интернат среднего общего образования»

Учитель биологии и химии Голубева Инна Валентиновна

Методический семинар-практикум для учителей, педагогов и воспитателей

 Тема: Повышение учебной мотивации школьников как залог успешного обучения.

 Цели: повышение профессиональной компетентности педагогов, повышение мотивации к педагогической деятельности.

Задачи:

  • стимулировать стремление педагогов к систематизации, углублению знаний по общей психологии и педагогики,
  • актуализировать знания педагогов об особенностях мотивационной сферы учащихся разного школьного возраста,
  • познакомить с внешними мотиваторами учебной деятельности, с технологиями повышения учебной мотивации учащихся на уроках и занятиях внеурочной деятельности,
  • совершенствовать навыки рефлексии, профессиональной деформации,
  • сформировать памятку педагогам школы по итогам работы семинара.

Формы работы: информационное сообщение, индивидуальные упражнения, работа в группах по проекту.

Предполагаемый результат: повышение профессиональной компетентности педагогов, позитивное принятие семинара как жизненного опыта.

Структура семинара:

  1. Вступление.
  2. Индивидуальные упражнения «Самый немотивированный ученик», «Самоисполняющееся пророчество».
  3. Мотивационная сфера личности.
  4. Технологии повышения учебной мотивации (работа в группах).
  5. Внутренние и внешние мотиваторы учебной деятельности.
  6. Работа над проектом «Формирование мотивации учения».
  7. Заключительная часть. Рефлексия.

Ход семинара:

Приветствие: «Желаю большого успеха во всем и везде! Привет! (или Здравствуй!)»

Если нельзя, но очень хочется, то можно. Знакомая поговорка? Обычно её понимают в том смысле, что при сильном желании запреты нарушать допустимо. Звучит как-то незаконопослушно. Но «нельзя» означает не только «запрещено», но и «невозможно». Опять же мы знаем фразу «НЕВОЗМОЖНОЕ – ВОЗМОЖНО», именно она становится отличным эпиграфом к теме «Мотивация». В самом деле, мы ведь хорошо знаем, что стоит лишь по-настоящему захотеть, как становятся достижимыми самые фантастические цели. Мы не нуждаемся в подтверждении того, во что и так искренне верим. Проблема мотивации уже много лет остаётся одной из самых дискуссионных в психологической и педагогической науке. Вот и сегодня мы рассмотрим теоретические аспекты создания высокой мотивации, а также практические приемы повышения учебной мотивации детей.

В качестве внешнего мотиватора (по Е. П. Ильину) для повышения эффективности работы нашего семинара, предлагаю Вам упражнение «Самый мотивированный ученик».  

Инструкция:  

  1. Вспомните, пожалуйста, своего ученика, который кажется Вам наименее мотивированным к учёбе (не желает учиться). Опишите его с помощью 10 шкал, обведя кружочком соответствующий балл по каждой шкале от 10 до 0. Имя можно называть или не называть, как вам легче и объективнее выполнить упражнение.
  2. Теперь выполните те же действия относительно ученика, который кажется Вам наиболее мотивированным (выраженное желание учиться). Опишите его с помощью тех же 10 шкал (от 0 до 10).

Суммируйте все баллы отдельно каждого ученика.

Шкалы мотивации

Несимпатичный

10

0

10

Симпатичный

Злой

10

0

10

Добрый

Безответственный

10

0

10

Обязательный

Глупый

10

0

10

Умный

Равнодушный

10

0

10

Отзывчивый

Невнимательный

10

0

10

Собранный

Безвольный

10

0

10

Целеустремлённый

Невоспитанный

10

0

10

Воспитанный

Ничем не интересующийся

10

0

10

Увлечённый

Неудачливый

10

0

10

Успешный

Самый немотивированный ученик:                 (сумма баллов)

Самый мотивированный ученик:                 (сумма баллов)

Поднимите, пожалуйста, руки те педагоги, у которых мотивированный ученик набрал меньшее количество баллов, чем немотивированный? А у кого большее количество баллов? Подавляющее большинство педагогов поставили больше баллов мотивированным ученикам, чем немотивированным. Хотя, по сути, оценивались качества одни и те же.

На неуспешных в учёбе учениках мы в какой-то мере ставим крест. В данном случае мы имеем дело с «эффектом ореола» - включения положительных черт в представление о человеке, который высоко оценивается нами по важному для нас качеству (например, по уровню мотивации). В представлении же о человеке, который оценивается нами низко по важному для нас качеству, мы включаем отрицательные черты, хотя в жизни эти черты не связаны с интересующим нас качеством.

Предубеждение по отношению к человеку выражается не в осознаваемых нами поведенческих сигналах, провоцирующих человека вести себя в соответствии с нашими предубеждениями. Мы в этом только что убедились, ставя чуть выше баллы в шкалу хорошо мотивированному к учебе ученику.

В одном исследовании выбрали и протестировали детей с примерно равным уровнем интеллекта, а затем разделили их на две группы. Учителю, который взял первую группу, сказали, что у него очень сильные ученики. Учителю, который взял вторую группу, сказали, что его группа сформирована из отстающих учеников. При повторном тестировании уровня интеллекта, первая группа была успешнее второй в среднем на 20 пунктов. Вот он «эффект ореола»!

          Мы сами не замечаем того, как наше предубеждение непроизвольно передаётся нами в словах, интонациях, жестах. Человек воспринимает эти сигналы и, может быть, даже не осознавая этого, начинает вести себя так, как мы от него ожидаем. Это психологический закон, который был подтверждён экспериментально. Он получил название «самоисполняющееся пророчество». Можно (и нужно) использовать этот закон сознательно. Наши мысли материальны.

Упражнение «Самоисполняющееся пророчество»

Цель: получить опыт самоисполняющихся предсказаний.

Попробуем поработать с нашим предубеждением. Будем действовать по следующему алгоритму:

  • Напишите имя ученика, которого Вы оценили сейчас, как не желающего учиться;
  • Забудьте все предубеждения относительно него, будто Вы его совсем не знаете;
  • Составьте для себя желаемое представление о нём. Каким бы Вы хотели его видеть? Пусть Ваше воображение будет смелым и ярким. Творите новый образ этого человека в своём воображении.
  • Запишите, каким Вы видите новый образ. К чему он стремится? Что его мотивирует?

А теперь действуйте по отношению к нему так, как если бы он был таким, каким Вы хотите его видеть. Не ожидайте мгновенного результата. Наберитесь терпения, и результат последует. Примите это хотя бы в качестве эксперимента для себя, не забывая про это.

Вот наиболее распространенные стереотипы в отношении учителя к «плохому ученику»:

  • дает плохому ученику меньше времени на ответ, чем хорошему; 
  • услышав неправильный ответ, не повторяет вопрос, а сразу же вызывает другого или отвечает сам; 
  • чаще ругает «плохого» за неправильный ответ; 
  • реже хвалит за верный ответ; 
  • не замечает поднятой руки «плохого» ученика, вызывает другого; 
  • реже улыбается, не смотрит в глаза «плохому» ученику; 
  • общение учителя с «плохим» учеником менее эмоционально-личностно окрашено («Правильно, садись, Чернов», тогда как с «хорошим»: «Правильно, молодец, садись, Вероника!»). 

Каждому учителю известна такая ситуация: ребенок может учиться, но ленив, безынициативен, ко всему относится спустя рукава. О таком говорят: немотивирован… Действительно, отсутствие мотивации — основная причина учебной неуспешности. Но как повысить мотивацию ребят, как увлечь их познанием нового?

Уважаемые коллеги!  Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определённые.  Что побуждает его совершать эти действия, что направляет и регулирует его деятельность в процессе учения? Иными словами, что мотивирует и направляет деятельность ученика?  Учитель, педагог должен научиться управлять деятельностью учеников в процессе обучения, а для этого он должен уметь формировать у них нужную мотивацию. И если это не сделано, то, как говорил Сухомлинский Василий Александрович, «ВСЕ НАШИ ЗАМЫСЛЫ, ВСЕ ПОИСКИ И ПОСТРОЕНИЯ ПРЕВРАЩАЮТСЯ В ПРАХ, ЕСЛИ У УЧЕНИКА НЕТ ЖЕЛАНИЯ УЧИТЬСЯ. А ОНО ПРИХОДИТ ТОЛЬКО С УСПЕХОМ В УЧЕНИИ».

         Вспомним, что же такое "мотив" и "мотивация". Какой термин представляет более широкое понятие?

   Мотив (от латинского) – приводить в движение, толкать.  Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.

   Мотивация - побуждение к действию, психофизиологический процесс, управляющий поведением человека, задающий его направленность, организацию, активность и устойчивость.

        Различают мотивы внешние и внутренние.

Внутренние – мотивы саморазвития, результативные мотивы.

Внешние – общественные мотивы долга и ответственности, мотивы оценки и успеха, самоутверждения и благополучия.

Нас интересует учебная мотивация школьника.

Выделяют пять уровней учебной мотивации:

Первый уровень высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. (У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школьные требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные отметки.)

Второй уровень – хорошая школьная мотивация. (Учащиеся успешно справляются с учебной деятельностью.) Подобный уровень мотивации является средней нормой.

Третий уровень – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. (Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, чтобы общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, пенал, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает.)  

Четвертый уровень низкая школьная мотивация. (Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности.)  

Пятый уровень – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация.

 (Такие дети испытывают серьезные трудности в обучение: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем.  Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в ней для них невыносимо.  В отдельных случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно психические нарушения.

Мотивационная сфера учения школьников определяется следующими понятиями:

 Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Психологи отмечают, что смысл учения – это сложное личностное образование, которое включает два момента:

- осознание ребенком объективной значимости учения; Учиться надо!

         - понимание ребенком субъективной значимости учения. Для чего мне это надо.

  Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

  Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения.

  Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности школьника, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Деятельность, поддерживаемая эмоциями, протекает намного успешнее, чем деятельность, к которой человек принуждает себя холодными доводами рассудка.

         Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.

Создание оптимальной образовательной среды, мотивирующей учащегося на учебную деятельность и активизирующей труд учителя. Повышение учебной мотивации (учить детей так чтобы им захотелось учиться). Учитель должен уметь вызвать у учащихся это желание, а это значит, что он должен формировать у учащихся соответствующую мотивацию.

   Коллеги, дальнейшая наша работа будет проходить по группам: 1) воспитатели интерната, 2) учителя начальных классов, 3) учителя математики, информатики, физики, русского языка, родного языка, 4) учителя биологии, географии, истории, химии, иностранного языка, 5) служба психолого-педагогического сопровождения, учителя физической культуры, ОБЖ, 6) администрация школы.

Педагогам в группе предлагается обсудить и выявить причины спада учебной мотивации (на работу 5 минут). После окончания работы каждая группа прикрепляет подготовленный отчётный лист на доску и озвучивает свой вариант ответа.

Педагоги нашей школы, работая в группах, выявили следующие причины спада учебной мотивации и последующего снижения успеваемости:

-пропуски уроков по болезни;

-пропуски уроков в связи с выездом на мероприятия, соревнования;

-семейная ситуация;

-социальные проблемы (безработица, алкоголизм родителей, конфликты с родителями);

-смена учителя, школы, района, региона;

-повышенная утомляемость из-за перегрузок;

-использование телефонов, гаджетов не по назначению;

-конфликты с учителем, воспитателем;

-однообразные формы уроков;

-равнодушие родителей к знаниям и успехам своих детей;

-низкий контроль за посещаемостью уроков со стороны родителей;

-отсутствие или снижение контроля со стороны родителей (со стороны воспитателей интерната) за выполнением домашнего задания;

-не сложившиеся отношения с одноклассниками, ровесниками;

-отсутствие интереса к учёбе;

-пробелы в знаниях (из-за отсутствия учителя, по различным причинам);

-подростковый возраст;

-появление другой мотивации (друзья, группы по интересам);

-возможность получить информацию, не прилагая больших усилий (ГДЗ, сеть Интернет);

-большой объём информации блокирует когнитивные способности детей;

-низкий уровень готовности к школе (неразвитость психических процессов: память, внимание, речь).

 «Современные дети не хотят учиться». Эта фраза стала расхожей. Что же делать? Логика подсказывает два возможных пути выхода из ситуации. Путь первый – заставить детей хотеть (метод «кнута и пряника», социальное давление «надо», контроль), тогда и учителя могут их учить. Второй путь – научиться учить по-другому, так, чтобы дети научились хотеть учиться (изменение педагогических средств, используемых для создания и поддержания учебной мотивации). Как говорил Д.Карнеги: «На свете есть только один способ побудить людей что-то сделать. Он заключается в том, чтобы заставить человека захотеть это сделать».

Необходимо создавать внутреннюю мотивацию, формировать желание учиться. Где же истоки учебной мотивации? На какие «кнопочки» можно нажимать, к каким внутренним источникам активации ребёнка подключаться для того, чтобы побуждать его к учебному труду?

         Внутренних психологических источников учебной мотивации существует очень много, и если все их грамотно задействовать, проблем может стать значительно меньше:

  • Интерес к информации (познавательная потребность);
  • Интерес к способу действия;
  • Интерес к людям, организующим процесс или участвующим в нём;
  • Потребность в самовыражении и (или) самопрезентации;
  • Потребность в самосознании и (или) самовоспитании;
  • Актуализация творческой позиции;
  • Осознание значимости происходящего для себя и других;
  • Потребность в социальном признании;
  • Избегание наказания (физического или морального);
  • Получение материальных выгод и преимуществ.

                Для каждого возрастного периода эффективна определённая мотивация. При работе с детьми с интеллектуальными нарушениями необходимо учитывать состояние ребёнка, структуру дефекта, его «психологический возраст».

Мотивирующие факторы (внешние мотиваторы):

5 – 6,5 лет         – соревновательность с самим собой и другими как получение удовольствия от процесса; познавательные интересы, такие, как любопытство к сущности явлений; возможность получить одобрение взрослого и сверстников.

7 – 9 лет        – социальная позиция; соревнование с другими; одобрение учителем, как референтным взрослым.

9 – 12 лет         – азарт приключений; преодоление себя в «рискованных» задачах; одобрение сверстников, референтных взрослых; неповторимость, яркость индивидуальности.

12 – 14 лет         – возможность испытать себя на прочность; одобрение сверстников, референтных взрослых.

Старше 14 лет – учебно-познавательная мотивация, связанная с интересом к профессии.

Условия активизации учебных мотивов у учащихся.

1.Ориентация учителя на индивидуальные стандарты достижений учеников в отличие от усредненных форм. Достижения ученика сравниваются не с результатами других детей, а с его собственными неудачами и успехами. В итоге возрастает привлекательность успеха, повышается мотивация достижения.

2.Помощь в выстраивании ближних и дальних перспектив, где учебные успехи являются средством достижения жизненно важных целей.

3.Использование помогающих приемов в обучении (связь с уже известными понятиями, преподавание с учетом разных каналов восприятия, выделение сути и др.). Доступность изложения, помогающие приемы делают обучение более привлекательным.

4.Построение урока таким образом, чтобы основными переживаниями ученика были интерес и положительные эмоции (разнообразие видов деятельности, избегание монотонности, удивление, юмор, групповые переживания в командных соревнованиях, игры и др.)

5.Связь изучаемого предмета с жизнью. Понимание учеником того, где это знание пригодится в жизни, создает почву для желания узнавать.

6.Содействие осознанию причастности каждого к общему делу, понимание личного вклада.

7.Позитивные установки относительно проблемных учеников, программирование положительных изменений.

8.Мотивированная личность учителя. Выраженность интереса учителя к своей педагогической деятельности, удовлетворенность от нее являются важными мотивирующими факторами учебной деятельности ученика.

Далее работа в группах по проекту «Формирование мотивации учения».

В течение 5-6 минут вам предстоит предложить приемы, способы, методы повышения мотивации на основных этапах урока (внеурочного занятия, классного часа или воспитательного мероприятия). Далее по очереди группы представляют и защищают свои проекты.

Педагогический коллектив нашей школы составил такой «сборник» приемов по формированию учебной мотивации в течение урока (воспитательного мероприятия).

Мотивационная установка

Установки педагога и методы обучения

В начале урока/занятия

Видеофрагмент, музыкальный фрагмент

Притча, цитата известных людей

Фотография, изображение, иллюстрация

«Дыхательная гимнастика», упражнения

Парадокс, проблема

«Черный ящик», ребус, загадка, кроссворд, шифровка

Карточки-индикаторы эмоций, цветные смайлики

Гость на уроке, персонаж, герой произведений

Нетрадиционное оформление, обстановка в кабинете

Событие, связанное с изучаемой темой

Знаменательная дата, юбилей

Основная часть урока/занятия

Решение проблемной ситуации

Химический (физический) проблемный эксперимент

Нестандартная задача

Путешествие по географической карте

Метапредметные задания

Работа в парах, группах

Частая смена видов деятельности (4-6 раз)

Система поощрений в течение урока

Дифференцированный подход

Создание ситуации успеха для каждого ребёнка

Окончание урока/занятия

Лестница успеха

Цветные поля, смайлики

Закончи предложение…

Самооценка и взаимооценка

Мнение ребёнка об уроке (занятии)

Синквейн

Успех в учёбе – завтрашний успех в жизни. Уважаемые коллеги! Желаю вам успехов в работе по развитию мотивационной сферы учащихся. Пусть вам не изменяет ваша мотивация!

Уважаемые коллеги! Наша задача сегодня состояла не в том, чтобы дать готовые советы и рекомендации, а в том, чтобы акцентировать внимание на важности развития мотивационной сферы учащегося, умелого применения педагогами различных технологий развития адекватной мотивации учебной деятельности (познавательной мотивации), повышения мотивации учебной деятельности учащихся.

То, что педагоги способны мотивировать, владеют «инструментами» повышения учебной мотивации, свидетельствует об их собственной мотивации, стремлении к повышению профессиональной компетентности, к совершенствованию, о готовности вовремя сделать шаг в нужном направлении.

В заключении педагогам предлагается прочитать «цепочкой» текст памятки.

Памятка

  • Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности
  • Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть
  • Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым
  • Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя
  • Если ребёнок растёт в ситуации принятия, он учится принимать других
  • Если ребёнок растёт в честности, он учится быть справедливым
  • Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя
  • Если ребёнок живёт в понимании, и дружелюбии, он учится находить любовь в этом мире.

Литература:

  1. Глассер У. «Школа без неудачников». М.: «Прогресс», 1991 г.
  2. Ильин Е.П. «Мотивация и мотивы». М.: «Питер», 2000 г.
  3. Сухомлинский В.А. «О воспитании». М.: «Политическая литература», 1982 г.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание по теме "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"

Методические материалы для проведения родительского собрания по теме "Выполнение домашнего задания - залог успешной учёбы"...

«Мотивация как компонент учебной деятельности. Методы формирования учебной мотивации на уроках физики»

В данной работе рассматривается такой важный компонент учебной деятельности как мотивация. Рассматриваются общие способы повышение мотивации учащихся, в том числе на уроках физики....

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка

Данная работа раскрывает содержание одного из приёмов организации учебного процесса по законам искусства....

Современный учебно-опытный участок – залог успешного обучения и воспитания

Опыт  по организации работы учебно-опытного участка учреждения дополнительного образования...

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах" 2020

Выступление на педсовете "Формирование учебной мотивации успешного обучения ребенка посредством участия в предметных олимпиадах"...

Формирование учебной мотивации как залог успешного обучения ребенка.

Образ современного успешного человека невозможен без определенных знаний и опыта, полученных в детстве. Именно в школьные годы закладывается способность к организации учебной деятельности (или любой д...