Система работы со слабоуспевающими учениками
учебно-методическое пособие

Миронова Оксана Сергеевна

Статья "Система работы со слабоуспевающими учениками"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_sistema_raboty.docx22.62 КБ

Предварительный просмотр:

Работа со слабоуспевающими учащимися на уроках математики

Учащиеся любят то, что понимают,

в чем добиваются успеха, что умеют делать.

Математика является основой всех точных наук, поэтому, ученик, разбирающийся в математике, в основном, не испытывает проблем в других точных науках. Моя задача на уроке – максимально понятно объяснить учащимся  математические понятия и отработать с ними необходимые умения и навыки.

Детей с проблемам и школьной успеваемости можно условно разделить на несколько групп.

1 группа – Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, несформированность  познавательных  умений и навыков и т.д.) сочетается с положительным отношением к учению.

2 группа – Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

3 группа – Низкое качество мыслительной деятельности  сочетается с отрицательным отношением к учению.

Основная проблема нашей школы – «не потерять», «не упустить» учащихся с низкими учебными возможностями.

Отставание ученика в усвоении конкретного учебного предмета можно обнаружить по следующим признакам:

1. Низкий уровень умственного развития.

2. Несформированность учебных навыков.

3. Дефицит внимания с гиперактивностью.

4. Отсутствие познавательного интереса.

5. Несформированность произвольной сферы.

6. Конфликтные отношения

7. Низкий познавательный интерес

8. Низкий уровень развития словесно-логического мышления

9. Низкая работоспособность

Из этого можно сделать следующие выводы:

  • Чтобы предотвратить неуспеваемость, надо своевременно выявлять образовавшиеся пробелы в знаниях, умениях и навыках учащихся и организовать своевременную ликвидацию этих пробелов.
  • Нужно установить правильность и разумность способов учебной работы, учащихся с последующей их коррекцией.
  • Формирование у учащихся внутренней мотивацим учебной деятельности, стойкого познавательного интереса к учению.
  • Для закрепления необходимо более длительное время и больший объем решаемых задач.
  • Учитель для себя и для ученика должен сформулировать минимум знаний и навыков, который должен усвоить ученик.

Итак, я пришла к выводу, что моя система работы обязательно должна включать в себя:

  • Разнообразные виды деятельности.
  • Использование здоровьесберегающих технологий.
  • Соблюдение принципа необходимости и достаточности.
  • Индивидуальный подход к каждому учащемуся.
  • Дифференцированные задания.
  • Деформированные задания.

Дифференцированный подход

Для предотвращения неуспеваемости рекомендуется использовать дифференцированный подход. Он может быть осуществлен на любом из этапов урока:

Дифференцированный подход к обучению позволяет использовать соответствующие дидактические материалы:

  • таблицы, плакаты и схемы для самоконтроля;
  • карточки – задания, определяющие условие предлагаемого задания,
  • карточки с текстами получаемой информации, сопровождаемые необходимыми разъяснениями, чертежами;
  • карточки, в которых показаны образцы того, как следует вести решения;
  • карточки-инструкции, в которых даются указания к выполнению заданий.

Рекомендации по рациональному применению дифференциального подхода:

  1. Трёхвариантные задания по степени трудности – облегчённый, средний и повышенный.
  2. Общее для всей группы задание с предложением системы дополнительных заданий все возрастающей степени трудности.
  3. Индивидуальные дифференцированные задания.
  4. Групповые дифференцированные задания с учётом различной подготовки учащихся.
  5. Равноценные двухвариантные задания по рядам с предложением к каждому варианту системы дополнительных заданий все возрастающей сложности.
  6. Общие практические задания с указанием минимального количества задач и примеров для обязательного выполнения.
  7. Индивидуальные групповые задания различной степени трудности по уже решенным задачам и примерам.
  8. Индивидуально-групповые задания, предлагаемые в виде запрограммированных карточек.

     

Обучение в сотрудничестве

Главная идея обучения в сотрудничестве – учиться вместе, а не просто выполнять вместе. 

Слабые учащиеся по сравнению с сильными не умеют учиться и задания в малых группах  им непонятны и часто непосильны. Впрочем, когда они сидят в общей группе и не смеют пошевелиться под взглядом строгого учителя, результаты в действительности не лучше – учения не происходит. Если класс состоит из учащихся с разными возможностями и способностями, то там нужно учиться работать и учителю и учащимся. Учителю важно уметь организовывать работу в малых группах и не обязательно для этого бесконечно готовить карточки. Можно работать и по учебнику, только облегчать или усложнять задания. Сильные учащиеся всегда лучше адаптированы, и они могут почти весь урок работать самостоятельно. Слабым учащимся нужно больше внимания и учитель проводит с этой малой группой намного больше времени.

Метод обучения в команде – как вариант обучения в сотрудничестве. По этому методу класс разбивается на 3–4 команды разного уровня. Выбирается капитан, который ведет подсчет баллов, заработанных каждым учеником и всей команды в целом. “Награды” команды получают одну на всех в виде оценки в соответствии с набранным количеством баллов. “Индивидуальная” ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого его члена. Это стимулирует всю команду следить за успехами друг друга и приходить на помощь своему товарищу. Равные возможности для достижения успеха обеспечиваются тем, что каждая команда получает задания разного уровня. Это дает сильным, средним и отстающим ученикам равные возможности в получении очков для своей команды. Позволяет отстающим ученикам чувствовать себя полноправными членами команды и стимулирует желание учиться. Даже индивидуальная самостоятельная работа для слабых учеников становится как бы частицей самостоятельной коллективной работы. Они используют знания, полученные и обработанные всей группой.

  В конце урока – подведение итогов и «демонстрация себя» несколькими учащимися. Результат такого урока – умение учиться.

Очень часто более подготовленные и знающие ученики (ученики-консультанты) готовы помогать слабоуспевающим товарищам. Поэтому надо организовать работу так, чтобы в нужный момент консультант мог прийти на помощь одноклассникам. Этому способствует групповая форма работы. Класс разбивается на несколько групп по 4 человека. Дети в группы организованы с разным уровнем развития: средний–низкий, высокий–средний. В группе назначается консультант, который помогает учителю в организации работы, оценивает работу каждого ученика в группе. Все группы получают задания. Задания выполняют все в группе, при этом идет обсуждение, опрос друг друга, решение задачи различными способами с последующим обсуждением и т.д. Каждый участвует в работе, вносит свой посильный вклад; сильный объясняет слабому, каждый поднимается на ступеньку выше. Затем группа должна защитить перед классом свое решение. Выслушав все группы или часть групп, учащиеся приходят к общему выводу.

Роль учителя сводится в направлении работы, возможной частичной помощи, её коррекции.

Всё это создаёт благоприятные условия для:

– понимания ученика и уважения к ученику;
– помощи со стороны учащихся и при необходимости учителя;
– для получения удовлетворительной оценки за свой труд.

При этом при групповой работе труд ученика оценивается двумя видами оценки: самооценка, оценка группы. Ученик сам себе выставляет оценку за работу на каком-то этапе урока, критерий самооценки предлагает учитель. Оценка группы выставляется после обсуждения членами группы вклада каждого ученика при изучении какого-нибудь вопроса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа со слабоуспевающими учениками

Материал содержит методические рекомендации при работе со слабоуспевающими детьми на уроках физики. Кданным методическим рекомендациям прилагается призентация....

Работа со слабоуспевающими учениками.

Понять каждого ученика, разобраться в проблемах, иногда исправить свои ошибки. Помочь каждому ученику из категории слабоуспевающего ученика перейти в другую....

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником

План индивидуальной работы со слабоуспевающим учеником...

Работа со слабоуспевающими учениками на уроках русского языка и литературы

Рекомендации учителям-предметникам при работе со слабоуспевающими учащимися...

Работа со слабоуспевающими учениками. (из опыта работы).

Ничто так не радует и не вдохновляет учителя, как хороший конечный результат его работы. Несомненно, путь к нему долог и труден. Но необходим. Поэтому предметом особой гордости для словесника являются...