Статья "Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации"
статья

Бараева Ольга Владимировна

Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология театральной педагогики как средство развития творчества и социализации.

           Что же такое театральная педагогика? Театральная педагогика — это практическое направление современной психологии и педагогики искусства, реализующее в образовании принципы событийности, проживания, личностного творческого действия и импровизации, связывающее интеллектуальное, чувственное и эмоциональное восприятие. 

           Существует и другое определение театральной педагогики. Театральная педагогика — это взгляд на школу сквозь призму театрального искусства. И её ценность в том, что она выходит за рамки урока. Один из принципов театральной педагогики: что вы делаете на уроке, должно быть актуально для учеников, должно задевать их лично. Если ребёнок будет относиться к любому предмету как к разговору о жизни, а не как к части школьной программы, то он будет и вне школы сам читать книги, смотреть фильмы, ходить в театр.

          Театральная педагогика предлагает создание открытой творческой среды для живого общения. Диалог в этой художественно-творческой среде может быть на любую тему (от науки до религии), но целью его всегда будет формирование целостной картины мира, одновременное развитие эмоциональных и интеллектуальных способностей ученика.

     Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без исключения коммуникативности, адаптации к учебному процессу, помогают в развитии самовосприятия, самооценки, иными словами, формируют личностные УУД. Именно театральная педагогика позволит сделать урок действенным, эффективным, а общение учителя и ученика живым, ибо мы учим детей общаться. Что же касается иностранного языка, то дети активно усваивают язык и в процессе усвоения развивают способность вступить в контакт, выразить себя как личность, представить себя, демонстрируя способность слышать другого.

         Технология театральной педагогики активно применяется не только учителями литературы, иностранного языка и предметов гуманитарного цикла, но также учителями математики и физической культуры нашей школы. Самые распространенные и часто используемые приемы технологии театральной педагогики:

  • инсценировка;
  • выразительное чтение,
  • ролевая игра;

            Что касается ролевой игры, то она обладает большими обучающими возможностями. Ролевая игра имеет образовательное значение. Она способствует расширению ассоциативной базы при усвоении языкового материала, так как учебная ситуация строится по типу театральных пьес, что предполагает описание обстановки, характера действующих лиц и отношений между ними. Ролевая игра обладает большими возможностями мотивационно-побудительного плана и способствует расширению сферы общения.

          Одной из важных проблем для современного общества является социализация подрастающего поколения. Сегодня уже никто не сомневается- нынешним детям предстоит жить в мире существенно отличном от того, в котором жили их родители и воспитатели. Поэтому так актуален вопрос об изменении содержания и стиля социализации подрастающего поколения. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребёнка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Всё это может дать театрализованная деятельность.

          Театральное творчество несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участник совместного театрального творчества вносит свой вклад, понимая при этом, что и от его усилий зависит общий успех. Во-вторых, разнообразие постановочных задач  дает возможность каждому участнику максимально реализовать свои возможности и способности. В-третьих, театральное творчество богато ситуациями совместного переживания, которые способствуют эмоциональному сплочению коллектива.

           Взаимодействие и общение между членами коллектива приводят к умению ориентироваться на товарища, более точно его воспринимать. Теоретические знания помогают преодолеть житейский уровень восприятия социальной действительности и развивают способность к рефлексии. В результате происходит расширение и умножение социальных связей с внешним миром, что и является главным условием социализации.

          Безусловно, общество нуждается в личности нового типа, конкурентоспособного, нравственно зрелого человека, человека, который может творчески мыслить и работать в условиях поликультурного мира.

В связи с этим, можно говорить о формировании профессионально-трудовой социализации. Она представляет собой овладение профессиональными нормами и ролями. То есть происходит рассмотрение таких социальных ролей, как, например, преподаватель, программист, экскурсовод, телеведущий, продавец  или бизнесмен.

           Поэтому на уроках иностранного языка мы активно используем ролевые игры. Изучая тему “Спорт”, предлагаем ученикам организовать пресс – конференцию с известными спортсменами по темам “Профессиональный спорт вреден для здоровья”, "Преимущества занятия спортом". При изучении темы “Животные” проводим ролевую иргу по темам “Экзотические животные в семье: за и против”, "Как помочь бездомным животным?". При изучении страноведческих тем предлагаем учащимся побыть в роли экскурсовода и провести экскурсию по городам России, Великобритании, Германии. Ролевую игру в “репортера”, проводим практически с первых уроков. Как только мы научились спрашивать о том, как кого зовут, откуда кто и сколько кому лет, “репортер” становится популярной игрой наших учеников.

            В то же время на более позднем этапе обучения можно затрагивать такие темы как «Неполная семья» или «Жизнь и взросление без родителей», «Подростковые проблемы», «Проблемы отцов и детей». Тогда ученики могут рассматривать семейные отношения с разных сторон, ставить себя на место других и осознавать грандиозное влияние семьи на их собственную жизнь и жизнь социума.

         Итак, хочется еще раз подчеркнуть, что использование элементов театральной педагогики позволяет целостно развивать личность с одновременным включением интеллекта, чувства и действия, помогает сделать процесс обучения привлекательным и радостным. Кроме того, использование различных приемов данной технологии при изучении разных предметов способствует освоению коммуникативной культуры, дети развивают способность к обоюдному пониманию и уважению, приобретают социальную компетенцию. Все это помогает не только процессу обучения, но и дальнейшей жизни ребенка.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Консультация для воспитателей ДОУ "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников

      Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, ...

Театральная педагогика как средство социальной адаптации ребенка

Занятия театром несет в себе большой коллективообразующий заряд. Во-первых, театральная постановка «продукт» совместной деятельности, который требует концентрации сил каждого учащегося. Каждый участни...

"Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"

Доклад на тему "Театральная педагогика как средство развития коммуникативной культуры школьников"...

Мастер-класс «Театральная педагогика – эффективное средство обучения английскому языку»

Автор знакомит с приемами театральной педагогики на уроках английского языка...