Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности старших дошкольников
статья по музыке на тему

Десятова Наталья Владимировна

        Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teatr_deyatelnost_odarennost.doc52.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Десятова Наталья Владимировна, музыкальный руководитель Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад № 27 «Сказка» муниципального образования город Саяногорск

Театральная деятельность как средство развития творческой одаренности

старших дошкольников

Каждый ребенок от рождения наделен огромным потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии.

Детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест среди самых интересных и загадочных явлений природы. Главная задача работы с детьми с признаками одаренности – поддержать умную, способную, неординарную личность, имеющую свой взгляд на мир.

На протяжении многих лет как музыкальный руководитель веду работу с одаренными детьми. Проблема организации работы с музыкально-одаренными детьми для меня стала актуальной и значимой. Очень важно не только вовремя заметить музыкально-одаренного ребенка, но и создать условия и всемерно способствовать развитию его способностей не только через индивидуальную работу с ним, но и через работу с семьей. Проведя диагностику музыкальных способностей детей, рекомендую обратить внимание родителей на природный дар их ребенка для возможного углубления работы в данном направлении в специализированном музыкальном учреждении.

Для выявления музыкально-одаренных детей в своей педагогической практике использую технологию педагогического наблюдения, отслеживаю динамику развития ребенка, так как талант имеет свойство долгое время вести "скрытый образ жизни".

          Очень важно, чтобы одаренный ребенок был сразу же замечен, оценен, востребован. Практика музыкального воспитания в детском саду показывает, что дети, имеющие задатки музыкальности не просто готовы к дополнительной работе, но скорей нуждаются в этом. Они испытывают потребность в реализации своего творческого потенциала – с радостью участвуют в подготовке сольных номеров, усваивают дополнительный материал. Индивидуальные занятия воспринимаются ими как награда, а не как дополнительная нагрузка.

            Поэтому для детей с высоким уровнем развития музыкальности совместно с воспитателем и хореографом организовала музыкально – театральную студию «Сказка». Инициатива в создании студии была поддержана родителями воспитанников, которые проявили живой интерес к этому виду искусства.

           Цель – формирование эстетической культуры старшего дошкольника посредством театрализованной деятельности.

Основные задачи:

1. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников ДОУ, организации выступлений старших групп перед младшими и пр.).

  1. Развить сферу чувств дошкольников.
  2. Активизировать мыслительные процессы, познавательный интерес.
  3. Способствовать овладению детьми навыками общения и коллективного творчества.
  4. Совершенствовать артистические навыки детей в плане переживания и воплощения образа, учить моделировать навыки социального поведения в заданных условиях.
  5. Развить у дошкольников музыкальные способности (эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма).
  6. Сформировать основы певческой и общей музыкальной культуры (эстетические эмоции, интересы, оценки, вокально-хоровые умения и навыки).
  7. Способствовать всестороннему духовному и физическому развитию детей.
  8. Создать непринужденную обстановку, в которой ребенок чувствует себя комфортно, раскрепощено.

        Театральная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое выражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит, и что его заинтересовало. Это дает ему огромное эмоциональное наслаждение.

Театральная деятельность дает детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижения сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от разнообразия деятельности, успешного выполнения задания.

Работа музыкально-театральной студии направлена на развитие у детей, творческих способностей, исполнительского мастерства, вокальных данных.

Музыкальный материал, предлагаю детям не сложный, разнообразный.

Убеждена, что выбранное направление перспективно, что творческая одаренность детей проявляется и эффективно развивается в условиях театрализованной деятельности. В своей работе с одаренными детьми использую широкий выбор видов театрализованной деятельности: это постановка спектакля, отработка этюдов, художественных эскизов декораций и костюмов, музыкальное оформление спектакля, изготовление реквизита.

           Итогом всей работы с детьми в студии является создание спектакля – очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогает им преодолевать застенчивость и зажатость. Важнейшим в детском саду творческом театре является процесс репетиций, процесс творческого переживания и воплощения. Поскольку именно в процессе работы над образом происходит развитие личности ребёнка.

При постановке какого-либо спектакля постоянно работаю с детьми над всеми видами музыкальной деятельности: это и пение, и слушание музыки, и музыкально-ритмические движения.

Создать атмосферу радости, способствующую творческому развитию ребенка, одновременно и легко и трудно. Как показывает опыт, дети любят, когда их родители принимают активное участие в подготовке спектакля: изготовление костюмов, масок, изготовление реквизита. Совместное творчество при подготовке к любой сказке, будь то создание костюма, разучивание дома стихотворения или роли формирует у детей такие качества как: инициативность и желание создавать что-то свое, настраивает на выступление.

Одно из главных условий достижения успеха в постановке спектакля – это увлеченность и профессионализм педагогов, и их готовность к творческому взаимодействию со своими воспитанниками. Работа над театральными постановками позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства.

На примере сказки «Волк и семеро козлят на новый лад» представлю разработанный мной проект системы работы по созданию детского музыкального спектакля:

  1. Совместно с воспитателем и хореографом выбираем сказку. Начиная подготовку к постановке спектакля, воспитатель читает эту сказку в группе, предлагает прослушать аудиозапись со сказкой, посмотреть ее на диске.
  2. Я, как музыкальный руководитель, знакомлю с музыкальным оформлением спектакля, работаю над развитием слухового внимания.
  3. Работу над персонажами начинаем, опираясь на воображение детей, на их личный опыт и память. Ребенку предлагается показать, как он представляет себе данный персонаж. Хорошо представив и поняв своего героя, озвучивает его. Работу над персонажем провидит как музыкальный руководитель, так и воспитатель и хореограф.
  1. В процессе подготовки к спектаклю, хореограф работает над развитием пластики и красоты движений, над ориентировкой в пространстве.
  2. Совместными усилиями музыкального руководителя и воспитателя развиваем речь, память, воспитываем черты характера: трудолюбие, отзывчивость, развитие умения свободного высказывания о сказке.
  3. Работа над певческими способностями ребенка:

    умением по-разному передавать эмоциональное состояние героев,

    имитировать голоса персонажей через вокальное исполнение, развитие  

    творческих способностей.

7. Репетиция фрагментов драматизации по сказке.

8. Генеральная репетиция.

9. Показ сказки.

           Совместное творчество детей, педагогов и родителей проявляется в организации и проведении театральных постановок спектаклей таких как: «Три поросенка и веселая салатная компания», «Гуси-лебеди», «Волк и семеро козлят на новый лад», «Сказка про непослушного огурчика», «Федорино горе», «Белкин домик» и многих других.

Давайте же будем внимательны к проявлению талантливости в любых ее проявлениях, даже в самых незначительных, тогда музыкально-одаренный ребенок будет радовать мир и всех нас. Как сказал в свое время К.Д. Ушинский: "Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна, прежде всего, узнать его во всех отношениях".

      Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. – М., 2003.

2. Васильева М.А. Программа воспитания и обучения в детском саду. – М., 2005.

3. Емельянов В.В. Развивающие голосовые игры: фонопедический метод развития      

    голоса. – М., 1998.

4. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. – М., 2003.

5. Петрова Т.И. Театрализованные игры в детском саду. – М., 2000.

6. Чурилова Э.Г. Театрализованная деятельность дошкольников и младших

    школьников – М., 2001.

7. Чурилова Э.Г. Арт-фантазия. – М.,1998.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театральные игры как средство развития творческих способностей у детей дошкольного возраста.

Психологами доказано, что дошкольники очень впечатлительны, быстро поддаются эмоциональному воздействию, активно включаются в действие, отвечают на вопросы персонажей, охотно выполняют их поруче...

Консультация для воспитателей ДОУ "Театральная деятельность как средство развития речи дошкольников"

Значение театрализованной деятельности невозможно переоценить. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываютс...

Руководство сюжетно-ролевой игрой как средство развития коммуникативного поведения старших дошкольников с нарушениями зрения и речи

В статье представлен опыт работы по развитию коммуникативного поведения у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения и речи средствами сюжетно-ролевой игры...

Мастер - класс "Театральные технологии как способ развития творчески одаренной личности".

Занятия в школе, конечно, важны для каждого из нас, но, чтобы стать по-настоящему хорошим человеком, недостаточно просто знать наизусть все правила и формулы. Нужно быть ярким, нескучным, общительным…...

Программа самообразования (на 2016-2019г.г.) «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»

laquo;Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей у детей старшего школьного возраста»...