«Проектирование педагогической деятельности нового типа, или В чем польза уроков каллиграфии»
статья

Бойчук Елена Борисовна

Программа развития «Проектно-исследовательская деятельность как условие самореализации учащихся».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Проектирование педагогической деятельности нового типа, или

В чем польза уроков каллиграфии»

  ( приемы методической  работы по подготовке руководителей исследовательской деятельности)

Бойчук Елена Борисовна,

заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №7 г. Охи

Добрый день!

Тема сегодняшнего методического дня актуальна для нашего образовательного учреждения. Программа развития, которую реализует  педагогический коллектив 7 школы так и называется: «Проектно-исследовательская деятельность как условие самореализации учащихся».

Какие ассоциации у вас вызывает слово «исследование»? (поиск, опыт, новизна, открытие, труд и т.д.)

У нас в школе две группы педагогов, занимающихся исследовательской деятельностью. Первая группа – педагоги, занимающиеся непосредственно педагогическим исследованием – это наши инновационщики. Их у нас 13 человек.

Вторая группа – руководители проектно-исследовательской деятельности  учащихся. Их 9 человек.

Это самые красивые педагоги нашей школы! У них глаза горят как-то по-особенному, они улыбаются чаще! Потому что сумели раздвинуть горизонты своего познания, наполнить собственную жизнь смыслом, событиями, творческим вдохновением, успехом!

Как вы думаете, любой ли педагог может стать руководителем исследовательской работы школьников?

Поднимите руку те, кто считает, что руководителем исследовательской деятельности школьников может стать любой педагог… А теперь те, кто так не считает…

Руководителем исследовательской деятельности может стать  тот, кто, во-первых, хочет и, во-вторых, может. Мы очень хотим, чтобы таких педагогов  в нашей школе стало гораздо больше. Значит, их нужно научить.

На это нацелен разработанный нами проект «Формирование методической компетентности педагога в организации проектно-исследовательской деятельности». В основу этого проекта положены тренинги по подготовке руководителей исследовательских работ школьников Александра  Владимировича  Леонтовича.

Основная цель тренингов – освоение в режиме групповой работы основных смысловых позиций, задач, методики организации исследовательской деятельности учащихся; выработка у педагогов собственной позиции и целеполагания при педагогическом проектировании работы со школьниками.

             Сегодня я покажу некоторые приемы работы.

Приглашаю педагогов для участия в мастер-классе.

Начнем с самого начала. Как выбрать тему исследования? С первого взгляда может показаться, что выбрать интересную тему для школьного исследования легко. На самом деле  это трудный и ответственный этап, во многом определяющий успех самого исследования.

Задание № 1: Возьмите конверт с задание № 1.  Дайте научную формулировку предложенным темам:

- Тише едешь, дальше будешь

- Дурная голова ногам покою не дает

Пока группы работают, предлагаю вам обратную работу – я зачитываю научную формулировку темы, а вы мне ее житейский аналог.

Цыплят по осени считают

Влияние сезонно-погодных условий на процесс бухгалтерского учета пернатых

Дуракам закон не писан

Антитезисные свойства умственно неполноценных субъектов в контексте выполнения государственных нормативных актов

Уговор дороже денег

Разновидность юридического акта, превалирующего над валютными средствами

А теперь слово группам. Прочитайте предложенную тему, а затем то, что у вас получилось.

Задание № 2.Возьмите  конверт с заданием № 2  и, пройдя весь алгоритм действий, сформулируйте тему исследовательской работы.

             Предлагается следующий ход работы по планированию исследовательской темы:

  1. Выбор области исследования – глобальной проблематики (например: экологическое состояние Охинского района).
  2. Определение цели работы. Цель может быть исследовательской, а может быть проектной. Руководитель должен определиться, какого характера будет планируемая работа – исследовательской  или проектной.
  3. Сужение темы. Привязка к объекту. Установление соответствия избранной области и тематики планируемого исследования.
  4. Выбор  предмета  исследования  в   соответствии    с   доступными методиками и их возможностями.
  5. Формулировка гипотез. Лучше, если будет несколько вариантов, из которых потом выбирается один.

Умение  выдвигать   гипотезы   являются   базовым   умением  исследователя

строить предположения. Гипотеза – это предположительное, вероятностное знание, еще не доказанное и не подтвержденное опытом. Гипотеза – это предвидение событий. Чем большее число событий может предвидеть гипотеза, тем большей ценностью она обладает.

Для детских исследований, направленных на развитие творческих способностей ребенка, важно умение вырабатывать гипотезы по принципу «чем больше, тем лучше». Умение выдвигать гипотезу можно специально тренировать.

Вот простое упражнение: нужно выдвинуть гипотезу -  как птицы узнают дорогу на юг? Ваши предположения?

Ответ на поставленную проблему достигается посредством умственной деятельности, протекающей в форме догадок или гипотез. В этом процессе обязательно требуется оригинальность и гибкость мышления, продуктивность, а также такие личностные качества, как решительность и смелость. Поэтому всем, кто участвовал в выдвижении гипотез - спасибо и аплодисменты.

  1. Определение метода исследования.

Получается очень громоздкое название, в котором, тем не менее, содержится полная информация о планируемом исследовании.

Руководителю исследовательской работы  важно (вместе  с ребенком) пройти полный цикл формулировки темы, поскольку этот процесс раскрывает ход дальнейшей работы, а затем, сократив его, оставить только те звенья, которые отражают главную специфику проводимого исследования.

Переходя к написанию основного текста научно-исследовательской работы,  невозможно избежать заимствования фраз, идей у других авторов. Чтобы научить ребят грамотно перефразировать текст, можно провести упражнение «Перефразирование».

Задание № 3:Возьмите конверт с заданием № 3. Прочитайте задание и приступайте. Желаю успеха!

Мы в своем педагогическом коллективе провели 2 семинара-тренинга. Первый «Личностная мотивация руководителя исследовательской деятельности учащихся» был направлен на выявление позиции педагога в отношении применения им исследовательской деятельности и характера мотивации на эту работу. Педагогам предлагалось дописать предложенные фразы в соответствии со своими представлениями. По итогам оказалось, что 25 педагогов (89%) интересуются организацией исследовательской деятельности, 3 педагога (11%) - не интересуются. Основной мотив -   развитие личности детей. Далее в ходе обсуждения был сделан вывод: исследовательская деятельность должна стать распространенной образовательной технологией в массовой школе. А я еще хочу добавить слова А.И.Кочеткова, который говорил, что учитель, воспитатель, не являющийся исследователем, для современной школы не пригоден.

Второй семинар «Типология творческих работ учащихся» нацелен на осознание принципиальных отличий в целеполагании и методике выполнения творческих работ учащихся различных типов – исследовательских, проектных, описательных, реферативных, экспериментальных. Педагоги работали в группах, и задача ставилась следующим образом: определить основные звенья проекта творческой работы, которые учащиеся могли бы выполнить под вашим руководством.

Тема была дана общая «Корнями дерево сильно». В ходе работы возникли

следующие виды творческой работы:

  • Проект «Генеалогическое древо моей семьи».
  • Исследование «История моей фамилии».
  • Реферат «Истоки любви к Родине».
  • Эксперимент «Роль корня в словообразовании». Экспериментально было доказано, что существуют слова без корня.
  • Описание символа России – березы.

Мы исходим из предположения, что если учителям оказывать необходимую научно-методическую помощь, связанную с повышением их теоретического уровня и профессионального мастерства, то уровень  сформированности проектно-исследовательской деятельности  повысится.

Результаты работы  могут найти свое применение в организации научно-исследовательской работы с педагогами, в системе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, в инновационной деятельности образовательного учреждения.

Итоги работы групп. Напомню, им было предложено стихотворение, которое они должны были перефразировать.

Как сложно взрослеть! В этом рыночном мире

Дорогу немногие верно найдут.

Но мы экономику в НОУ учили

И верим – успехи повсюду нас ждут.

Про цены и прибыль мы в НОУ узнали,

Про банки, проценты, кредиты, бюджет.

Мы в НОУ учились, общались, играли,

Когда было нужно – просили совет.

             Рефлексия:

- Как вы  ощущали себя в роли ученика?

             - Где бы вы смогли применить предложенные приемы работы?

В заключение приведу историю из жизни успешного человека, основателя компании «Apple» Стива Джобса. В молодости он записался на уроки каллиграфии, из которых узнал, что бывают разные отступы между буквами, разный размер шрифта, разное начертание букв. «Ничто из этого не казалось полезным для моей жизни», - говорил Стив. Но 10 лет спустя, когда в компании «Apple» разрабатывали Макинтош, полученные знания неожиданно пригодились. Мак стал первым компьютером с красивой типографикой. Если бы Стив Джобс не записался на курс каллиграфии, у Мака никогда бы не было разнообразных шрифтов. «Конечно, нельзя было соединить все точки воедино тогда, когда я был в колледже, но через 10 лет все стало ясно».

Действительно, невозможно соединить точки, смотря вперед, это можно сделать, только оглядываясь в прошлое. Я уверена, и ваши ученики, когда-нибудь, оглянувшись назад, поймут,  что знания и умения, которые они получили, занимаясь проектно- исследовательской деятельностью под вашим руководством, пригодились им в жизни.

Спасибо за внимание и участие!

18                                               Вестник ИМО №1 (19) 2013 г.                                                                                                       Вестник ИМО №1 (19) 2013 г.3


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование исследовательской компетентности у учащихся школы Бойчук Елена Борисовна, учитель биологии МБОУ СОШ № 7 г.Охи

Слайд 3

«Везде исследуйте всечасно, Что есть велико и прекрасно, Чего еще не видел свет…» М.В.Ломоносов

Слайд 4

Креативная Социально-активная Оперативно и рационально перерабатывать информацию Находить нестандартные способы решения проблем ЛИЧНОСТЬ УМЕНИЯ ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Слайд 5

Ребенок рождается исследователем!

Слайд 6

Ключевая идея: Активная позиция ученика в педагогическом процессе

Слайд 7

Возрастные особенности 2. Познавательный интерес 3. Мотивация УЧЕНИК Модель педагогической деятельности по формированию исследовательской компетентности учащихся УЧИТЕЛЬ Повышение квалификации 2. Теоретическая база 3. Практический опыт Курсовая подготовка 2. Инновационная деятельность 3. Проектная деятельность сотрудничество Цель: создание образовательной среды для формирования исследовательских компетенций учащихся школы

Слайд 8

Урочная деятельность Урок-исследование Урок-лаборатория Урок-презентация Урок-экспертиза Учебно-исследовательская задача 2. Компетентностно- ориентированные задания 3. Учебная ситуация 4. Практическая значимость

Слайд 9

Внеурочная деятельность Исследовательская экспедиция (летняя многопрофильная школа для одаренных уч-ся «Ариадна») 2. Научное общество учащихся 3. Элективные курсы ( 4. Конкурсы и научно-практические конференции 5. Опытническая работа (цифровая лаборатория) 6. Информационно-образовательная среда (Интернет-ресурс – ГлобалЛаб; платформа Moodle )

Слайд 10

Технологический аспект Личностно-ориентированный подход ( Л.С. Выготский, А.Н.Леонтьев, И.С.Якиманская и др ) Системно-деятельностный подход ( Б.Д.Эльконин, В.В.Давыдов, Л.Г.Петерсон и др) Компетентностный подход (А.В.Хуторской, И.А.Зимняя и др) Парацентрическая технология (Н.Н.Суртаева) Технология развития критического мышления Технология проблемного диалога (Е.Л.Мельникова)

Слайд 11

Содержательный аспект Освоение логики решения проблем Расширение представлений о сущности исследовательских процедур Овладение научными методиками познания окружающей действительности Эффективное использование полученных знаний в качестве теоретической основы для решения практических задач Включение в творческую деятельность Расширение социального опыта Формирование опыта самостоятельного поиска

Слайд 12

Прогнозируемый результат Сформированные исследовательские компетенции : умение видеть проблему, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать; умения и навыки наблюдения, проведения экспериментов, умения делать выводы и умозаключения, умения и навыки структурирования материала, работы с текстом, умение доказывать и защищать свои идеи.

Слайд 13

Педагогические сложности: Сложности Методические приемы Выбор темы исследования наводящие вопросы; ситуации, способствующие определению проблем; «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением. Проблемы с самоорганизацией Составить план-график на весь период исследования (год) Запланировать несколько промежуточных мероприятий (защита темы, защита первой главы, предзащита и т.д.) Регулярные консультации

Слайд 14

Педагогические сложности: Сложности Методические приемы Выводы по работе Общие итоги работы: Какой теме, проблеме было посвящено исследование? Каковы были цели, задачи? Выполнены ли они? Какое новое знание было получено? Презентация результатов Предзащита перед одноклассниками. Одноклассники – эксперты. Задача педагога: создать деловую психологически комфортную обстановку

Слайд 15

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Выбор области исследования – глобальной проблематики Экологическое состояние Охинского района

Слайд 16

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Определение цели работы Определить уровень загрязнения озера Изменчивое, установить причину загрязнений Привлечение общественного внимания к проблемам загрязнения окружающей среды

Слайд 17

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Сужение темы. Привязка к объекту. Установление соответствия избранной области и тематики планируемого исследования. Экологическое состояние Охинского района на примере загрязнения озера Изменчивое

Слайд 18

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Выбор предмета исследования в соответствии с доступными методиками и их возможностями. Экологическое состояние Охинского района на примере загрязнения озера Изменчивое нефтепродуктами

Слайд 19

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Формулировка гипотез Экологическое состояние Охинского района на примере загрязнения озера Изменчивое нефтепродуктами, отразившееся на состоянии растительного и животного мира

Слайд 20

Ход работы по планированию темы исследовательской работы Определение метода исследования Экологическое состояние Охинского района на примере загрязнения озера Изменчивое нефтепродуктами, отразившееся на состоянии растительного и животного мира, определяемое методом биоиндикации.

Слайд 21

Рекомендации для педагога: Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности организации деятельности учителя и учащихся на уроке нового типа

ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ – ФОРМИРОВАНИЕ НОВОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ,  ПРИЗВАННОЙ СТАТЬ ОСНОВНЫМ ИНСТРУМЕНТОМ СОЦИО-КУЛЬТУРНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА....

Проектирование систем деятельности педагога по обеспечению достижения новых образовательных ресурсов при формировании коммуникативных универсальных действий на уроках развития речи в 8 классе

Сегодня важно не столько вооружить ученика большим объемом предметных знаний, сколько сформировать у него универсальные способы действий. Именно об этом идёт речь в Стандартах второго поколения ФГОС. ...

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования

Проектирование образовательной среды учреждения: новые подходы к педагогической деятельности, направленной на реализацию идей личностно-ориентированного образования. Доклад директора, 2013 год...

Проектирование педагогической деятельности

2.1. Проектирование педагогической деятельностиСамостоятельная работа «Проектирование педагогической деятельности»Составление проекта педагогической деятельностиЦель работы: выпо...

Техническое проектирование и конструирование как типы деятельности

Презентация курса "Индивидуальный итоговый проект. 10 класс"...