Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
статья

Сочнева Наталья Владимировна

Докдад, раскрывающий суть современных образовательных технологий.

Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образовательные технологии, которые дают возможность максимально эффективно использовать учебное время. Эти технологии ориентированы на индивидуализацию процесса образования и его вариативность. 

Спектр педагогических технологий, применяемых в современных школах, достаточно широк. Они позволяют учителю закрепить знания и умения,  отработать их применение в различных областях общественной и индивидуальной деятельности каждого ученика. Современные образовательные технологии позволяют развивать аналитическое мышление и способствуют умению школьников самостоятельно планировать свой учебный процесс. Использование современных  методик вырабатывает привычку четко следовать требованиям дисциплины в организации занятий.
С введением современных образовательных технологий педагоги могут продуктивно использовать учебные часы, добиваясь при этом высоких знаний среди школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

 ЭМР Саратовской области.

Повышение уровня развития учащихся в процессе внедрения современных образовательных технологий и новых методик по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

Сочнева Наталья Владимировна

преподаватель-организатор ОБЖ

первой квалификационной категории

2019 г.

Введение.

Современная школа меняется. При этом есть изменения, появившиеся независимо от педагогики, более того - вопреки ей. Воздействие социокультурного окружения, воздействие СМИ и Интернета настолько сильно и вездесуще, что целенаправленная педагогическая деятельность отступает, становится менее существенной.

Как следствие, школа сдает позиции перед массовым безразличием к учебе не только детей, но и их родителей. Вследствие  этого  к нам ежегодно поступают подростки с низким уровнем базовой подготовки, познавательной активности, навыками учебной деятельности, отрицательной мотивацией к изучению  многих дисциплин, в том числе и ОБЖ.

Кроме этого ни для кого не секрет и то, что сама система образования в России переживает сложный период, который связан с изменением целей образования. В учебных планах сокращается количество часов для изучения такой  дисциплины, как ОБЖ, в то самое время, когда вводятся новые предметы. Все это требует применение новых методик преподавания, поиска современных средств и форм обучения.

Необходимость новых технологий в образовании.

Для того чтобы реализовать творческую и познавательную активность ученика, в учебном процессе необходимо применять современные образовательные технологии, которые дают возможность максимально эффективно использовать учебное время. Эти технологии ориентированы на индивидуализацию процесса образования и его вариативность. 
Спектр педагогических технологий, применяемых в современных школах, достаточно широк. Они позволяют учителю закрепить знания и умения,  отработать их применение в различных областях общественной и индивидуальной деятельности каждого ученика. Современные образовательные технологии позволяют развивать аналитическое мышление и способствуют умению школьников самостоятельно планировать свой учебный процесс. Использование современных  методик вырабатывает привычку четко следовать требованиям дисциплины в организации занятий.
С введением современных образовательных технологий педагоги могут продуктивно использовать учебные часы, добиваясь при этом высоких знаний среди школьников.

Виды современных образовательных технологий

Технология уровневой дифференциации

Каждый ученик - уникальное явление.

Задача  учителя -помочь каждому ученику реализовать свой потенциал, достичь своих учебных целей и развить личностные смыслы обучения.

Цель: создание оптимальных условий для выявления интересов и способностей каждого ученика. 

Такая методика вызывает у более способных учеников желание глубже продвигаться в образовании, а остальные ученики испытывают учебный успех, что повышает мотивацию обучения.

Урок становится насыщенным, занимательным, и в то же время понятным для учеников разного уровня.

Результатом применения данной технологии является  отработка образовательных стандартов, предупреждение неуспеваемости и  повышение качества обучения по  предмету.

Проектно-исследовательская технология

Современное общество предъявляет серьезные требования к качеству образования молодого поколения: владение различными способами деятельности (познавательной, творческой, проектной), умение ориентироваться в огромном информационном потоке, обладание способностью к самостоятельному конструированию своих знаний, умение критически мыслить, владение навыками коллективного труда

Все эти способности трудно развивать, используя только обычную фронтальную форму проведения уроков, поэтому очень часто на уроках я использую метод создания  проектов, которые в дальнейшем могут использоваться как учебные материалы и пополнить школьную медиатеку.
Проектные методы обучения развивают творческий потенциал школьников, заставляют их более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.
Исследовательские методы обучения дают возможность ученикам самостоятельно изучать интересующие их проблемы и предлагать способы из решения.


Цель: развитие исследовательских умений и системного мышления обучающихся
Результат: развитие у обучающихся умений в создании социальных проектов 

В ходе реализации проектной деятельности учащиеся смогут совершенствовать свои знания, умения и навыки при:

-возникновении опасности в природных условиях;

-организации деятельности в экстремальных условиях, составлении плана действий и поэтапного его выполнения;

-заблаговременном изучении необходимой информации, в том числе при использовании инновационных технологий и Интернет-ресурса, по решению проблем, связанных с экологической безопасностью человека, возникающей в экстремальных ситуациях,  угрожающих здоровью и жизни подростка.

Другими словами проектно-исследовательская технология является наиболее благоприятным способом создать условия деятельности, максимально приближенные к реальным для формирования качеств человека, позволяющих ему быть востребованным и успешным в современном обществе, а именно: компетентности решения проблем, коммуникативной и информационной  культуры.

Обучение в сотрудничестве 

Цель: организация активности обучающихся, отработка навыков группового анализа проблем и принятия решений

Результат: разработка новых подходов к объяснению темы, моделирование содержания учебной деятельности, организация активности обучающихся,  развитие взаимоответственности.

 

Технология коммуникативного обучения

Цель: обучение пониманию и продуктивному взаимодействию между людьми Результат: целостное осмысление и обобщение полученной информации, развитие языковых коммуникативных навыков, чувства взаимоуважения партнеров.

Технология модульного обучения

Цель: приспособление к индивидуальным потребностям личности, уровню его базовой подготовки

Результат: индивидуальный темп обучения, развитие самостоятельности обучающихся

 Мотив использования модульной технологии:

гарантированность достижения результатов обучения;

возможность работать обучающихся в группах, в парах;

возможность работать в индивидуальном темпе;

знание конечных результатов  обучения;

контроль в процессе освоения учебного материала.

 Привлекательность технологии модульного обучения объясняется ее ориентированностью на развитие учебной и познавательной деятельности  обучающихся, уровня самозанятости на уроке, индивидуальный подход к обучению.

Кейс-метод  технология анализа конкретной ситуации 

Цель: обучение анализу предложенной практической ситуации и нахождению путей ее решения 

Результат: ориентир на формулировку проблемы и поиск вариантов ее решения,  в результате чего сформируется сознательное отношение к способам деятельности, схемам, организации мышления и деятельности (что и обеспечивает активность человека в любой жизненной ситуации). Я начала применять ситуационное обучение, так как данная технология предполагают, что учащиеся приобретают и пополняют знания за счет анализа ошибок и нарушений других людей, попадавших в различного рода экстремальные ситуации.  Конечная цель ситуационного обучения — приучить человека к системе аналитического поведения в окружающей среде: предвидение опасных ситуаций, оценка и прогнозирование их развития, принятие целесообразных решений и действия с целью предупреждения возникновения экстремальной ситуации или смягчения тяжести ее последствий.                        

 Технология игровой деятельности

Игровая деятельность рассматривается как наиболее доступный эффективный метод обучения школьника его собственной активной позиции, связанный с инициативой, фантазией, творчеством.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели - творческо-поисковой деятельности. Игровая деятельность способствует развитию у школьников мышления, памяти, внимания, творческого воображения, способности к анализу и синтезу, восприятию пространственных отношений, развитию конструктивных умений и творчества, воспитанию у учащихся наблюдательности, обоснованности суждений, привычки к самопроверке, учить детей подчинять свои действия поставленной задаче, доводить начатую работу до конца.

 

Лекционно – семинарская форма обучения

 Я использую данную форму для того, чтобы приблизить условия учебного труда старшеклассников к ВУЗовским условиям обучения; формировать творческую личность, способную рационально организовывать свой труд; подготовить учащихся 10-11 классов не только к полноценному включению в трудовую жизнь, но и к продолжению образования в средних специальных или высших учебных заведениях. Лекционно – семинарская форма обучения  - развивает умственные способности учащихся, активизирует их мышление и познавательные способности, прививает интерес к дисциплине, формирует умения и навыки рационального учебного труда и творческого подхода к изучению дисциплины.

  Вывод:

Современные образовательные   технологии дали  положительный результат в   моей педагогической  деятельности. Применяемые мною элементы  данных технологий позволили повысить эффективность учебного процесса, уровень информированности и подготовки учащихся, индивидуализировать обучение. Позволили вовлечь учащихся в учебный процесс, повысилась результативность обучения, а также, в максимальной степени учесть личностно – ориентированные потребности и особенности учащихся.  Использование  новых методик  дало мне, как учителю  продуктивно использовать учебное время и добиться высоких результатов. Подтверждение всему  выше сказанному – участие в олимпиадах, конкурсах разных уровней и их результативность.                                                                                                                                                                                                                           

Использование современных образовательных технологий - один из критериев успешности учителя и повышения уровня развития учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Об особенностях преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в 2018-2019 учебном году

Приложение к письму Министерства образования и науки Челябинской области от 28 июня 2018 г. № 1213/6651...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-А класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» 9-Б,В,Д класс 2020 - 2021 учебный год

Комплексная учебная программа по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для 9-х классов -  разработана на основе федерального компонента Государственного стандарта по основам безопасности ж...

"Современные методики преподавания учебного предмета "Основы безопасности жизнедеятельности" в условиях реализации ФГОС ООО"

Современные тенденции развития системы образования требуют строить модель деятельности преподавателя в многовариантном образовательном пространстве. От этого напрямую зависит эффективность реализации ...

Рабочая программа (АООП ООО для учащихся с ЗПР) по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» для 8 классов срок реализации программы: 2022-2023 учебный год

Рабочая программа по ОБЖ для 8 класса составлена в соответствии с комплексной программой для общеобразовательного учреждения  «Основы безопасности жизнедеятельности », А.Т. Смирнов,...