Доклад «Психологические и методические аспекты работы учителя в условиях инклюзии»
статья

Ковалева Татьяна Александровна

Целевая аудитория: учителя, работающие в инклюзивном классе. В докладе раскрывается сущность инклюзивного образования, приемы работы с родителями, коррекционно-развивающие технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx39.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологические и методические аспекты работы учителя в условиях инклюзии»

«Мы исключили эту часть людей из общества,

 и надо вернуть их назад, в общество, потому

 что они могут нас чему-то научить»

                          Жан Ванье «Из глубины»

Каждый ребенок - особенный, это бесспорно. И все же есть дети, о которых говорят «особенные» не для того, чтобы подчеркнуть уникальность способностей, а для того, чтобы обозначить отличающие их особые потребности. Назрела острая необходимость в понимании их проблем, уважении и признании их прав на образование, желание и готовность включить их в детское сообщество, а не спрятать за стенами специального учреждения или оставить дома, сидящим у окна и наблюдающим за сверстниками.

Число детей с ограниченными возможностями здоровья, неуклонно растет. По данным ООН, в мире насчитывается примерно 450 миллионов человек с нарушениями психического и физического развития. Это составляет 1/10 часть жителей нашей планеты (из них около 200 миллионов детей с ограниченными возможностями).

В настоящее время около 4,5% детей дошкольного и школьного возраста, проживающих Российской Федерации, относятся к категории детей с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждаются в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. (слайд)

 В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом «Об образовании» эти дети имеют равные со всеми права на образование.

  В Федеральном законе № 273-ФЗ «Об Образовании» Ст. 2 п. 16 говорится, что обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

статья 55 «…Дети с ОВЗ принимаются на обучение по адаптированным общеобразовательным программам только с согласия родителей (законных представителей) и на основании рекомендаций психолого-медико - педагогической комиссии»» (слайд)

 Сегодня, за относительно небольшой отрезок времени в России произошел переход от закрытой «медицинской» модели обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) к более открытым моделям, среди которых в последнее время наибольшее распространение получило инклюзивное образование. (слайд)

   Инклюзивное образование (фр. inclusif - включающий в себя, лат. include - заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Новый термин «инклюзивное обучение/воспитание/образование» (inclusion) был предложен ЮНЕСКО для того, чтобы подчеркнуть необходимость специальных усилий, которые должны быть сделаны окружением (администрацией учреждений, архитекторами, педагогами, детьми) для того, чтобы человек с нарушениями БЫЛ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО включен в систему образования и имел равные возможности с другими. (слайд) 

  Инклюзивное образование - это процесс обучения и воспитания, при котором все дети, в независимости от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Они посещают общеобразовательные школы по месту жительства вместе со своими сверстниками без инвалидности, при этом учитываются их особые образовательные потребности. Кроме того, им оказывается специальная поддержка. В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей — обеспечивается равное отношение ко всем людям, но создаются особые условия для детей с особыми образовательными потребностями.

           Модель инклюзивного образования строится на основании следующего социального подхода — нужно изменять не людей с ограниченными возможностями, а общество и его отношение к инвалидам. (слайд)

Приказом Министерства образования  и науки от 19.12.2014г. № 1598 был утвержден ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ»  разработанный в соответствии:

С Законом об образовани  на основе:

  • Конституции РФ;
  • Законодательства РФ с учетом Конвенции ООН  о правах ребенка, о правах инвалидов, региональных, национальных и Этнокультурных потребностей народов РФ. (слайд)

Целью разработки ФГОС для детей с ОВЗ является гарантия для каждого  ребенка с ОВЗ реализации права на образование, соответствующего его потребностям и возможностям, вне зависимости от:

- степени тяжести нарушения психического развития,

- способности к освоению цензового уровня образования,

      - вида учебного заведения,

       - региона проживания. (слайд)

    Специфика проекта СФГОС включает неоднородную группу детей с нарушениями развития,

 ст.79 ФЗ «Об образовании»:

  • для глухих, слабослышащих, позднооглохших,
  • слепых, слабовидящих,
  • с тяжелыми нарушениями речи,
  • с нарушениями опорно-двигательного аппарата,
  • с задержкой психического развития, с умственной отсталостью,
  • с расстройствами аутистического спектра,
  • со сложными дефектами и других обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. (слайд)

     Вопрос оснащения школ и подготовки кадров поднимался президентом РФ В. В. Путиным в его послании Федеральному собранию. «Решающее значение для будущего российской школы приобретает профессиональный рост учителя, - заявил глава государства. – Учитель должен быть готов использовать в обучении современные технологии, уметь работать с детьми с ограниченными возможностями здоровья и сопровождать процесс их обучения».

   Начиная работу с детьми с ОВЗ, педагоги, психологи, социальные педагоги встают перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников.

В каждом образовательном учреждении могут быть свои тонкости при выборе форм и методов, но при этом существуют общие принципы и закономерности, которых следует придерживаться:

  • −принцип соблюдения интересов ребёнка определяет позицию специалиста, который призван решать проблему ребёнка с максимальной пользой и в его интересах;
  • −внедрение принципа непрерывности гарантирует ребёнку и его родителям (законным представителям) непрерывность помощи до полного решения проблемы или определения подхода к её решению;
  • −соблюдение принципа системности, обеспечивающего единство диагностики, коррекции и развития, т.е. системный подход к анализу особенностей развития и коррекции нарушений детей с ОВЗ, а также всесторонний многоуровневый подход специалистов различного

профиля, взаимодействие и согласованность их действий в решении проблем ребёнка; участие в данном процессе всех участников образовательного процесса;

  • −соблюдение принципа гуманизации, что означает признание

уникальности и неповторимости личности каждого ребёнка; признание неограниченных возможностей развития личного потенциала каждого ребёнка; уважение к личности ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса;

  • −принцип рекомендательного характера оказания помощи

обеспечивает соблюдение гарантированных законодательством прав родителей (законных представителей) детей с ОВЗ выбирать формы получения детьми образования;

  • −принцип вариативности, который предполагает создание вариативных условий для получения образования детьми, имеющими различные недостатки в физическом и (или) психическом развитии(слайд) 

                         В чём же сущность инклюзивного образования.

  • Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
  • Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
  • Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
  • Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
  • Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
  • Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.

      Инклюзивное образование основывается на признании удовлетворения разнообразных детских нужд и способностей, включая различия в способах и темпах обучения.  И часто педагоги, столкнувшись с необходимостью принять ребенка с ОВЗ в свой класс, группу, испытывают ряд затруднений по организации такой работы.

    Перед каждым специалистом возникает множество проблем:

- Как включить ребенка с ОВЗ в общеобразовательный процесс?

- Как организовать инклюзивное занятие/урок?

- Как составить рабочую/коррекционно-развивающую программу, одновременно удовлетворяющую потребности и детей нормы развития и детей с ОВЗ?

- Какие приемы, методы наиболее эффективны при реализации инклюзивного обучения?

 И наконец, главный вопрос вопросов: Как реализовать индивидуальный подход, работая со всеми детьми и одновременно с каждым ребенком?

    В условиях развития инклюзивного образования, появления новых требований к профессиональным способностям, деятельность учителя существенно усложняется. Профессиональная деятельность связана с особенностями психологической готовности педагога к изменениям обучения.

     Психологической неудовлетворённостью деятельности учителя становится неопределенность результата обучения. Тогда у учителя появляется чувство неуверенности в своих усилиях. Возникает вопрос у педагогов, чему мы научим этих школьников. И сможем ли прийти к устойчивым результатам.

      Мысли учителя не ориентированы на индивидуальность ребёнка, его возможности и ресурсы. Влияет установка на достижения успешности в обучении. Так как педагог не знает, будет при обучении детей с ОВЗ успешность занятий. В результате этого появляется нежелание педагога работать в инклюзивном классе, сопротивление самой идее инклюзии в образовании, неверие в её результат и возможность.

          По результатам исследования Института проблем инклюзивного образования г. Москвы  педагоги в большей степени готовы к принятию детей с двигательными нарушениями, чем детей с интеллектуальными нарушениями. Дети с нарушениями интеллекта – это наиболее проблемная группа. Для этих детей необходимо использование индивидуальной адаптивной программы обучения. Удовлетворение этих детей связано с получением ими специально организованного по особым методикам трудового обучения, социальнокультурной адаптацией в обществе.

         Прошло почти уже 80 лет с того момента, как Л.С.Выготский сформулировал идею зоны ближайшего развития, показав, что для понимания и обеспечения развития важнее знать не то, что ребенок может самостоятельно, а то, что он не может сам, но может в сотрудничестве со взрослым. При этом он подчеркивал, что зона ближайшего развития у каждого ребенка своя, следовательно, и педагогическая поддержка должна быть разной. В настоящее время организация педагогического процесса при инклюзивном образовании предполагает наличие двух или нескольких программ обучения,

       От  педагога в новых условиях требуется высокий уровень мобильности в сфере познания, обучения и воспитания детей с ОВЗ, способность адаптироваться к быстро меняющейся дифференцированной и специализированной системе обучения, способность к творческой активности, к воспроизводству и трансляции имеющегося опыта. Учителю такого класса важно понимать и принимать всех детей, учитывать их индивидуальные особенности. В каждом ребенке нужно, прежде всего, видеть личность, которую можно воспитать и развить в ней положительные качества.

      Основная цель уроков инклюзивного обучения — создание таких условий, чтобы дети могли контактировать друг с другом, чтобы все ученики класса были вовлечены в коллективную деятельность, чтобы каждый школьник по мере своих способностей был    включен в общий учебно-воспитательный процесс.

     Наличие у детей особых образовательных потребностей предполагает решение развивающих, профилактических и коррекционных задач. А это в свою очередь обуславливает необходимость дополнительного обучения педагогов общеобразовательных школ методам и приемам специальной педагогики. Разработка и реализация индивидуальных программ развития интегрированных в массовую школу детей вызывают серьезные трудности у учителей и требуют кропотливой работы с их стороны. Интегрированные уроки также требуют глубокого методического осмысления и обобщения имеющегося опыта.

        Непонимание психологических особенностей детей, имеющих те или иные нарушения развития, приводит к тому, что учителя, в погоне за повышением успеваемости в классе, назначают им дополнительные занятия, которые только усиливают переутомление и как следствие закрепляют единожды возникшие ошибки. В результате, дети с нормой развития не хотят учиться вместе с детьми, имеющими ограниченные возможности развития, а дети с отклонениями в психофизическом развитии не хотят и боятся. Итак, многое зависит от Учителя и от организации системы работы по программно-методическому обеспечению инклюзивного образования. (слайд)

         Не меньше проблем и рабочими программами педагогов.

      Учителям и специалистам необходимо разработать рабочую программу и календарно-тематическое планирование таким образом, чтобы на одном уроке дети разных уровней развития изучали одну и ту же тему, но информация, получаемая учеником, была адекватна его личной образовательной программе. Это возможно сделать, зная алгоритм составления интегрированного календарно-тематического планирования (см. Раздатку) (слайд)

       В классе инклюзивного обучения необходимо создавать условия, для осуществления принципа индивидуального и дифференцированного подхода в обучении учащихся с разными образовательными возможностями. Во время учебного занятия по любой дисциплине важно обучать всех, но при этом принимать во внимание способности каждого ученика в отдельности, включая его по мере возможности во фронтальную работу на уроке.

           Не менее важно, чтобы обучение было связано с реальной жизнью. Следует моделировать и воспроизводить ситуации, трудные для ученика, но возможные в обыденной жизни; их анализ и проигрывание через игровые ситуации могут стать основой для позитивных сдвигов в развитии личности школьника. Коррекционная работа в условиях интегрированного обучения включает в себя коррекцию не только знаний, психических функций, но и взаимоотношений. Это возможно только в том случае, если деятельность учеников осуществляется в тесном сотрудничестве со взрослым и под его руководством.

         Принцип сознательности и активности учащихся в процессе обучения реализуется благодаря использованию различных приемов обучения, помогающих вызвать у школьников переживания и сочувствие. Переживания стимулируют развитие интеллекта. Эмоциональные побуждения более действенны, чем интеллектуальные, так как они есть у детей с любыми отклонениями в умственном развитии. Ученики должны понимать тот учебный материал, который им предлагается усвоить, научиться его использовать в самостоятельной практической деятельности, что невозможно без положительного эмоционального отношения ребенка к обучению. (слайд)

       Особую сложность представляет для учителя планирование и проведение уроков в классе, где инклюзивно обучаются дети с ОВЗ. Ход урока зависит от того, насколько соприкасаются темы в программах обучения детей с разными образовательными потребностями, как усвоили ученики предыдущий материал, какой этап обучения берется за основу (изложение нового материала, повторение пройденного, контроль за знаниями, умениями и навыками). Если у всех учеников в классе общая тема, то изучение материала идет фронтально, и учащиеся получают знания того уровня, который определен их программой. Закрепление и отработка полученных знаний, умений и навыков проводятся на разном дидактическом материале, подобранном для каждого учащегося индивидуально (карточки, упражнения из учебника или учебного пособия, тексты на доске, алгоритмы).

     Если на уроке изучается разный программный материал и совместная работа невозможна, то в этом случае он может быть выстроен по структуре уроков малокомплектных школ: учитель сначала объясняет новый материал по типовым государственным программам, а учащиеся с ОВЗ в это время выполняют самостоятельную работу, направленную на закрепление ранее изученного. Затем для закрепления нового материала учитель дает классу самостоятельную работу, а в это время занимается с группой учащихся с особенностями в развитии (проводит анализ выполненного задания, оказывает индивидуальную помощь, дает дополнительное объяснение и уточняет задания, объясняет новый материал). Такое чередование деятельности учителя общеобразовательного класса продолжается в течение всего урока. При необходимости он может использовать для объяснения непонятных или трудноусваиваемых моментов содержания программного материала инструкционные карточки, в которых изложен алгоритм действий школьника, различные задания и упражнения. Такой прием обучения применяется в том случае, когда учитель не может уделять много времени учащимся с ОВЗ и вынужден весь урок контролировать остальной класс из-за сложности темы по типовой общеобразовательной программе для детей с нормальным психофизическим и интеллектуальным развитием.

                         Специфика работы с родителями.

Развитие проблемного ребенка и форма имеющегося у него нарушения диктуют специфику работы с родителями. Семья не всегда понимает своеобразие личности ребенка, неадекватно оценивает его возможности, завышая или занижая их. У некоторых родителей отмечается негативное отношение к рекомендациям по воспитанию ребенка, неверие в успех работы с ним. У одних родителей нет желания, у других — возможности заниматься с ребенком. Есть родители, которые хотят заниматься с ребенком, имеют условия для этого, но не знают конкретно, что могут и должны делать.
   Родители детей, которые развиваются типичным образом, иногда высказывают опасение, что присутствие в классе детей, которые требуют особой поддержки, может задерживать развитие их собственного ребенка. Однако же, опыт показывает обратное. Успеваемость детей, которые развиваются типичным образом, не падает, а часто их оценки оказываются даже выше в условиях инклюзивного образования, чем в обычном классе массовой школы.

В отношении поведения, социального развития и успехов в учебе, особенно в разговорной речи, достижения детей, обучающихся в школе, придерживающейся инклюзивной формы образования, значительно выше. А отношение сверстников к нетипичным детям напрямую зависит от наличия твердой позиции взрослых и климата в классе в целом. Наблюдения американских специалистов показывают, что те, кто, до школы посещал детские сады вместе с детьми с ограниченными возможностями, относились к ним спокойнее и с большим пониманием, чем даже учителя, впервые начавшие работать с ними.

Коррекционно - развивающие технологии.

    На сегодняшний день в нашем образовательном учреждении одной из основных проблем является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Чтобы заинтересовать учащихся, сделать обучение осознанным, необходимо использовать в своей работе нестандартные подходы, новые инновационные технологии, создавать индивидуальные программы развития. (слайд)

    Какие же современные  коррекционно - развивающие технологии направлены на развитие и коррекцию психических и физических недостатков детей с ОВЗ, и способствующих усвоению знаний, умений и навыков, необходимых для повышения их жизненной компетентности, и использовать их в своей деятельности.

1.Технология проблемного обучения. 

 Она направлена на развитие всесторонне гармонической личности ребенка и подготовку хорошей образовательной базы.  Во время беседы  перед детьми ставится проблемная задача, а затем ряд последовательных взаимосвязанных вопросов, ответы на которые ведут к решению задачи.

Обучающиеся пытаются решить поставленную перед ними проблемную задачу самостоятельно. Если есть сложности, учитель оказывает детям коррекционную помощь, давая план действий, подсказывая отдельные шаги при затруднениях, создавая ситуацию успеха на уроке.

Иногда уроки могут быть целиком посвящены решению какой-либо одной проблемной задачи.

2. Проектная деятельность

На уроках трудового обучения удобно использовать проектную деятельность, которая позволяет формировать базовые компетентности детей с ОВЗ (здоровьесбережения, гражданственности, информационно-познавательная, социального взаимодействия человека и социальной сферы, сотрудничества и общения, трудовая). Применение этой технологии даёт возможность учащимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
3.Здоровьесберегающие технологии.

Использование здоровьесберегающих технологий обучения в общеобразовательной школе позволяет без каких-либо особых материальных затрат не только сохранить уровень здоровья детей с ОВЗ, но и повысить эффективность учебного процесса. 

4. Технология уровневой дифференциации.

 Цель данной технологии состоит в том, чтобы все школьники овладели базовым уровнем знаний и умений и имели возможности для своего дальнейшего развития. 

Главная задача – предоставить учащимся возможность самим определить объем учебного материала (не ниже требований стандарта) по предмету.

Считаю, что целесообразно применять уровневую дифференциацию при изучении сложных тем или разделов, Чаще всего проверочные разноуровневые работы проводятся на контроль - обобщающих уроках. Определяющей целью является то, что ученик должен усвоить в конце раздела и составляются задания (разноуровневые). 

Можно также применять и при изучении новой темы. Объяснять материал нужно от сложного к простому, в конце можно определить уровень усвоения материала на уроке. Использование технологии :

  • Повышает рефлексивность (зачем; что делаю; надо осознать) и мотивацию учения.
  • Повышает уровень удовлетворения или удовлетворенности результатами обучения учителем и учениками.

5.Информационные компьютерные технологии

Внедрение современных компьютерных технологий в школьную практику позволяет сделать работу учителя при проведении индивидуальных коррекционных занятий более продуктивной и эффективной.

 При подборе игры или задания для коррекционных занятий учитывается тип нервной системы, интересы и склонности ребенка. 

 Согласно принципу систематичности и последовательности обучения, постепенно увеличивается уровень сложности игры или задания, которые определяется строго индивидуально для каждого ребёнка. (слайд)

Особое внимание хочется обратить на современные коррекционные технологии, они чаще используются специалистами сопровождения, но играют большую роль в развитии детей с ОВЗ.

- Фитотерапия (Лечение с помощью лекарственных растений).  Эффективное лечебное и профилактическое средство)

-  Цветотерапия (Лечение цветом)

    Ученые доказали, что, изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме)

  - Музыкотерапия  ( Это лекарство, которое слушают).

  Самый большой эффект от музыки – это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний)

  - Куклотерапия  -       Это раздел частной психотерапии (арттерапии), использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия на куклу, как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого. Благодаря куклотерапии создается особая "терапевтическая" среда, стимулирующая развитие личности ребенка, а также укрепляется союз с педагогом.

  -  Сказкотерапия.  Дети – профессиональные режиссеры. Это психотерапия и психокоррекция, образность и метафоричность языка, психологическая защищенность.

Песочная терапия — один из удивительных методов терапии. Это один из способов общения с самим собой и с окружающим миром; уникальный способ снятия внутреннего напряжения.
      Используя разнообразные коррекционно-развивающие технологии, педагоги смогут помочь детям преодолеть трудности в освоении основной образовательной программы.

               И в заключении своего выступления я хочу вспомнить притчу:

« Жил мудрец на свете,  который знал всё.  Но один человек захотел доказать обратное. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?”

А сам думает: “Скажет живая – я сожму руку, чтобы её умертвить, скажет мёртвая – выпущу”.

Мудрец, подумав, ответил:

- как вы  считаете, что ответил мудрец?

“Всё в твоих руках”.  Я желаю вам, чтобы в ваших руках ребенок чувствовал себя

  любимым, красивым, нужным, а главное – успешным




       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.

Валеологический аспект работы учителя географии, формирование благоприятного морально-психологического климата на уроках.Сегодня, как никогда, остро стоит проблема здоровья школьников. Решать ее пытаю...

Некоторые аспекты работы учителя физики в условиях класс-комплекта малокомплектной школы

методические рекомендации и материалы для проведения уроков физики в условиях класс-комплекта. В приложении дается раздаточный материал к урокам....

Методические аспекты работы в рисовании драпировки со складками.

Правила искусного драпирования фигур одинакова как для живописи,рисунка,так и для ваяния,они сводятся к требованию,чтобы драпировка,прикрывая тело,не скрадывала совершенство его форм,но позволяла зрит...

доклад на тему «Методические аспекты подготовки выпускников школы к итоговой аттестации в форме ЕГЭ»

Единый государственный экзамен проводится с целью создания системы объективной оценки подготовленности выпускников общеобразовательных учреждений, поступающих в вузы. Масштабы участия выпускнико...

«Профессионально-этические аспекты работы учителя-логопеда»

Во многих странах мира существуют Этические кодексы психологов, регулирующих их профессиональную деятельность. В нашей стране также  пытались  сформулировать основные этические и профессиона...