Доклад на МО по теме "Подготовка учащихся к жизни в условиях становления и развития рыночных отношений"
тест

Научно-техническое развитие общества, становление и развитие рыночной экономики и рыночных отношений коренным образом изменили условия и характер производственных процессов и операций. Повышение технической оснащенности производства обусловливает необходимость постоянного повышения уровня общего и специального образования рабочих и специалистов, требует постоянного усовершенствования процесса обучения, пересмотра и дополнения существующих методов, средств и формы передачи знания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_zhizni_lokl_po_vospit_rab.docx21.35 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»

«Подготовка  учащихся к жизни  в условиях становления и развития рыночных отношений»

                                                   Выполнила:

Учитель    И.В.Кожина.

П. Тутончаны

2015-2016 учебный год

Подготовка  учащихся к жизни  в условиях становления и развития рыночных отношений

Научно-техническое развитие общества, становление и развитие рыночной экономики и рыночных отношений коренным образом изменили условия и характер производственных процессов и операций. Повышение технической оснащенности производства обусловливает необходимость постоянного повышения уровня общего и специального образования рабочих и специалистов, требует постоянного усовершенствования процесса обучения, пересмотра и дополнения существующих методов, средств и формы передачи знания.

 В  педагогической науке проблеме подготовки рабочих кадров уделялось и уделяется значительное внимание, раскрываются проблемы повышения физической подготовки, формирования физических качеств учащейся молодежи, затрагиваются проблемы влияния прикладной физической подготовки на воспитание специальных качеств, а именно силовая выносливость учащихся.

Практика показывает, что в процессе подготовки прикладные физические упражнения как основные элементы развития физической подготовленности используются крайне недостаточно и малоэффективно. Об этом, в частности, свидетельствует анализ программ физического воспитания учащихся, анализ методической литературы, опрос преподавателей физического воспитания в учебных учреждениях.

Низкий уровень физической подготовленности не позволяет человеку полностью использовать заложенные в него природой потенциальные возможности. Человек, слабый в физическом развитии, естественно, имеет меньшую производительность, быстро устает, часто болеет, из-за чего ограничиваются возможности его духовного развития, снижается производимый страной объем национального продукта. Эта проблема особо обостряется в рыночных условиях хозяйствования, т.к. работнику предъявляются высокие профессиональные требования, одним из наиболее важных составляющих, которыми является физическая подготовленность. В рыночных условиях, где верховодит закон спроса-предложения, наиболее развитые физически и духовно работники будут иметь преимущества. Эта аксиома и должна быть заложена в основу педагогико-воспитательной деятельности учащихся, для чего и необходима в период перехода к рынку разработка методов повышения физической подготовки учащихся.

Разработаны  психофизические критерии физической пригодности под-ростков к различным профессиям: физиологические основы применения средств прикладной физической подготовки для специальной подготовленности, структура физической подготовленности, структура физических качеств для представителей некоторых профессий.

На данном этапе нет целостного представления о путях и методах использования прикладной физической подготовки как средства повышения специальной подготовленности учащихся. Не определены функции этого процесса, содержание, формы и методы, условия его эффективности с учетом национальных особенностей воспитуемых, что является наиболее важным фактором в условиях роста национального самосознания. Выявлено противоречие между необходимостью повышения физической подготовки средствами прикладной физической культуры в условиях становления и развития рыночных отношений и недостаточной разработанностью данной проблемы на дидактическом и методическом уровнях.

Отсюда вытекает проблема исследования: педагогические условия повышения физической подготовленности учащихся  средствами прикладной физической культуры с учетом становления и развития рыночных отношений.

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить дидактические условия повышения физической подготовки учащихся  с учетом требования рыночной экономики.

Объект исследования - процесс прикладной физической подготовки учащихся  в условиях становления и развития рыночных отношений.

Предмет исследования - дидактические условия процесса физической подготовки учащихся  в условиях становления и развития рыночных отношений средствами прикладной физической культуры.

Анализ психолого-педагогической литературы, материалы наблюдений, теоретические обобщения педагогического опыта позволили выдвинуть гипотезу исследования.

Эффективность и высокие показатели повышения физической подготовленности учащихся при использовании прикладных физических упражнений в условиях становления и развития рыночных отношений достигаются при следующих дидактических условиях:

- ориентации упражнений прикладной физической подготовки на основное содержание трудовых действий при специальной подготовке учащихся;

- необходимости включения в физическую подготовку трех основных этапов:

1)диагностику уровня специальной физической подготовленности учащихся, выработку у них соответствующих физических качеств, перенос навыка на трудовую деятельность;

2) ориентацию самосовершенствования личности на профессиональное самосовершенствование;

3) адекватность средств  прикладной физической подготовки к возникающим у учащихся трудностям и противоречиям.

В соответствии с поставленной целью, выдвинутой гипотезой и прогнозируемым результатом определены  следующие задачи исследования:

1. Выявить особенности, содержание, формы и методы процесса физической подготовки в условиях становления и развития рыночных отношений.

2. Раскрыть значение и сущность самовоспитания как одного из основных факторов формирования физической подготовленности учащихся  в условиях становления и развития рыночных отношений.

3. Определить и обосновать дидактические условия повышения физической подготовленности учащихся  средствами физической культуры.

4. Разработать технологию применения средств прикладной физической подготовки учащихся  в условиях становления и развития рыночных отношений.

5. Экспериментально проверить и теоретически обосновать эффективность дидактических условий применения средств прикладной физической культуры в процессе физической подготовки учащихся  в условиях становления и развития рыночных отношений.

Методологической основой и теоретической базой исследования являются личностно-деятельные подходы;  диалектическая теория познания, раскрывающая возможности и закономерности процесса познания; гуманистическая концепция о сотрудничестве и взаимодействии всех субъектов воспитания; философская концепция о ведущей роли деятельности как источника развития и формирования личности; психологическая концепция о социальной обусловленности и индивидуальном выражении интеллектуальности, эмоционального и волевого развития;  теория учебной деятельности.

Такой подход к проблеме подготовки трудовой деятельности средствами прикладной физической культуры в условиях рыночных отношений предопределил и поиск методов исследования наиболее адекватных явлений: эмпирические и теоретические.

Эмпирические методы основаны непосредственно на опыте, связаны с наблюдением, тестированием, интервьюированием, с изучением результатов деятельности, документации. Частные методы эмпирического исследования дополнялись общими методами этого уровня: обобщение педагогического опыта, опытная работа, эксперимент. В исследовании выявлен ряд эмпирических зависимостей, фиксирующий общее, повторяющееся в доступных чувственному восприятию явлениях.

Теоретические методы (аналогия, системный подход) позволили выявить специфические для учебной деятельности противоречия, обосновать структуру прикладной физической культуры, способствующей повышению физической подготовки учащихся  при помощи прикладной физической культуры.

Методы исследования включали и исторический подход, который позволил выявить преемственность дидактических, психологических идей и определить некоторые тенденции в физической подготовке учащихся средствами прикладной физической культуры в условиях становления и развития рыночных отношений.

Основные выводы, вытекающие из произведенных исследований, подтверждают эффективность целенаправленного использования разработанных и рекомендованных  специальных физических упражнений в процессе формирования профессионально важных качеств у учащихся в урочное и внеурочное время.

Статический анализ показателей отражает эффективность разработанных технологий, дает возможность наглядно убедиться в правильности выдвинутой гипотезы и позволяет сделать следующие выводы:

1. Прикладная физическая подготовка — это эффективное средство формирования профессионально важных качеств у учащихся во внеурочное и учебное время.

2. Действенность прикладной физической подготовки как средства формирования профессионально важных качеств учащихся с учетом становления и развития рыночных отношений в обществе обусловлено:

 а) физическими особенностями учащихся, которые состоят в том, что их функциональные возможности, с точки зрения обучения и воспитания, очень велики;

б) возможно использование механизма переноса физических качеств и навыков на профессиональную деятельность.

 в) единство структуры физических упражнений и трудовых действий.

3. Важную роль в формировании профессионально важных качеств средствами прикладной физической подготовки играет самовоспитание учащихся, включающее:

 а) самоконтроль;

б) самонаблюдение;

в) самоанализ;

4. Процесс формирования профессионально важных качеств учащихся средствами прикладной физической подготовки в условиях становления и развития рыночных отношений есть сложный процесс, включающий ряд этапов:

 а) диагностический (диагностика наличного уровня развития специальной физической подготовки);

б) формирующий (деятельность по формированию профессионально важных качеств учащихся средствами прикладной физической подготовки с учетом экономических преобразований в обществе);

в) коррекционный (коррекция содержания, форм и методов прикладной физической подготовки);

5. Условиями повышения эффективности использования прикладной физической подготовки как средства воспитания профессионально важных качеств учащихся в процессе учебной деятельности являются:

 а) единство внеучебной и учебной деятельности физической и профессиональной подготовки учащихся ;

б) соответствие специальных физических упражнений принципиальной структуре трудовых действий рабочих;

 в) соблюдение принципа индивидуализации и дифференциации применения средств прикладной физической подготовки в соответствии с особенностями физического развития учащихся;

г) учет новых экономических требований, предъявляемых обществом.

Как известно, общая физическая подготовка создает определенные предпосылки для успешной профессиональной деятельности, опосредованно проявляясь в ней, главным образом, через такие факторы, как состояние здоровья, общая выносливость, сосредоточенность, воля и некоторые другие качества.

Именно этим целям служила и должна служить профессионально-прикладная физическая подготовка учащихся, являющаяся составной частью всесторонней физической подготовки будущих специалистов к длительному и плодотворному труду в народном хозяйстве и на производстве.

Включение профессионально-прикладной физической подготовки в программу физического воспитания учащихся, все увеличивающаяся и расширяющаяся работа специалистов физического воспитания подчеркивают важность и необходимость направленного использования средств физической культуры и спорта в специальной подготовке учащейся молодежи

Дальнейшее научно-методическое обоснование и совершенствование профессионально-прикладной физической подготовки учащихся и использование ППФП в повышении квалификации будущих рабочих в условиях становления и развития рыночных отношений — общая и постоянная задача преподавателей всех учебных заведений физического воспитания.

Эта задача тесно связана и с современным развитием народного хозяйства, с проблемой повышения эффективности использования трудовых ресурсов и рабочей силы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока "Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений"

Данная методическая разработка предназначена для изучения темы «Основы менеджмента. Управление предприятием в условиях рыночных отношений» и является частью учебно-методического комплекта по профессии...

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков как одно из условий становления и развития новой школы».

Социальный проект«Формирование основ толерантного сознания и поведения детей и подростков  как одно из условий становления  и развития новой школы».Посвящен формированию основ толерантного с...

ПРОФЕССИОНАЛИЗМ УЧИТЕЛЕЙ И КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ – НЕОБХОДИМОЕ УСЛОВИЕ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ШКОЛЫ

Доклад  кандидата педагогических наук,учителя биологии МОУ ООШ № 5 им. К.А. АверьяноваКорягина Д.А....

доклад для педсовета "Воспитание и социально педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого гражданина в учащихся, посещающих кружок «Азбука выживания»»

В своей внеурочной работе «Азбука выживания» руководствуюсь принципом «Выживание – это прежде всего деятельность разума». Необходимость подготовки в области  выживан...

Становление и развитие партнёрских отношений между образовательной организацией и семьёй, воспитывающей ребёнка с ОВЗ

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий обучения и воспитани...

"Становление и развитие партнерских отношений образовательной организации и семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ"

Для любого ребенка главное место в жизни занимает семья, являясь главным фактором развития и становления личности ребенка. Именно в семье дети начинают усваивать нормы и законы человеческого общества,...

Рыночные отношения в экономике. Рыночное равновесие. Обществознание 11 класс

- цель учебной деятельности: Систематизировать знания учащихся о спросе на товары и услуги и их предложении, читая графики делать выводы о влиянии факторных доходов на рыночное равновесие.- планируемы...