Доклад на МО по теме"Формы и методы работы по устранению пробелов"
тест

            Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – неотъемлемая часть в деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы – залог высоких результатов обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2013.docx23.96 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Тутончанская средняя общеобразовательная школа»

                                               

        На тему:

     

 

Выполнила: учитель

 математики Кожина И.В.

2012- 2013 учеб.  Год

            Работа по выявлению и устранению пробелов в знаниях учащихся – неотъемлемая часть в деятельности каждого учителя. Своевременность и тщательность этой работы – залог высоких результатов обучения.

           Учитель-практик знает, сколько кропотлив и важен этот труд. Если не уделять данному вопросу серьезного внимания, то очень скоро даже способные ученики погрязнут в ошибках. Необходимо  проводить мероприятия  по выявлению и устранению пробелов в знаниях систематически и планомерно.

           Трудно вычленить данный вид педагогической деятельности из целостного процесса – процесса обучения, в котором все взаимосвязано.

           Систематическая работа по выявлению и устранению недостатков  и пробелов в знаниях учащихся – одно из основных условий повышения качества обучения. Учитель должен использовать общепринятые формы  и изобретать, внедрять свои средства контроля, умелое  владение которыми предупреждает отставание, обеспечивает активную работу каждого учащегося.

Цели работы:

  • Формирование прочных знаний;
  • Обучение приемам самоконтроля;
  • Формирование потребности в самоконтроле;
  • Воспитание ответственности  за выполненную работу;
  • Развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся.

Задачи, решаемые в ходе работы.

Контролирующая.                                                                                                                     Выявление состояния знаний и умений учащихся, уровня их умственного развития, изучение степени усвоения приемов  познавательной деятельности, навыков рационального  учебного труда. Сравнение планируемого результата с действительным. Установление эффективности используемых  методов, форм и средств обучения.

Обучающая.                                                                                                                Совершенствование знаний и умений , их обобщение и систематизация. Школьники учатся выделять главное, основное в изучаемом материале. Проверяемые знания и умения  становятся более ясными и точными.

Диагностическая.                                                                                                                      Получение  информации об ошибках и пробелах  в знаниях и умениях и порождающих их причинах. Результаты диагностических  проверок помогают выбрать более интенсивную методику обучения , а так же уточнить направление дальнейшего совершенствования методов и средств обучения.

Прогностическая.                                                                                                                            Получение опережающей информации: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения следующей порции учебного материала. Результаты прогноза используют для создания модели дальнейшего поведения учащегося, допускающего сегодня ошибки данного типа или имеющего определенные пробелы в системе приемов познавательной деятельности.

Развивающая.                                                                                                                  Стимулирование познавательной активности учащихся.развитие их речи, памяти, внимания, воображения, воли, мышления.

Ориентирующая.                                                                                                                      Получение информации о степени получения цели обучения отдельным учеником и классом в целом. Ориентирование  учащихся в их затруднениях и достижениях. Вскрывая пробелы, ошибки и недочеты, указывать направления  приложения сил по совершенствованию знаний и умений.

Воспитывающая.                                                                                                                     Воспитание у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, честности, настойчивости, привычки к регулярному труду. Потребности в самоконтроле.

Организацию работы по выявлению и устранению пробелов в знаниях подразделяют на этапы:

  • Выявление ошибок;
  • Фиксирование ошибок;
  • Анализ допущенных ошибок;
  • Планирование работы по устранению пробелов;
  • Устранение пробелов ЗУН (знаний, умений, навыков);
  • Меры профилактики.

1 этап. Выявление ошибок.

Осуществляется в ходе проверки письменных работ, устных ответов, само- и взаимоконтроля.

Письменные работы проводятся регулярно. Строго следить за самостоятельностью выполнения. Наиболее  эффективными  (для выявления ошибок)  формами письменных работ считаются:

  • В начале и в конце учебного года – тестирование с последующим составлением матрицы данных ( в которой четко видны ошибки каждого в отдельности  и класса в целом);
  • В течении учебного года – традиционные контрольные и и предшествующие им самостоятельные работы, письменный опрос теоретического материала;
  • Для усвоения контроля «узкой» темы: математические диктанты («закончи фразу», «Заполни пропуски», «Сформулируй вопрос», «Вычисли устно и запиши ответ»), «Цепочки» (для проверки усвоения знаний с числами и многочленами), минитесты («Согласен с утверждением – ставь «+», иначе – « - »»). Знания такого типа позволяют быстро и, главное своевременно обнаружить пробелы в знаниях по изучаемой теме, что полезно и учителю, и ученику.
  • Устная проверка ЗУН  (знаний, умений, навыков) направлена  на выявление типичных ошибок  конкретной темы и  общеучебных  умений и навыков. Она эффективна, если направлена на выявление  осмысленности восприятия знаний и осознанности их использования, если стимулирует самостоятельность и творческую активность учащихся. Качество вопросов определяется характером умственных действий, которые выполняют учащиеся при ответе на вопрос. Поэтому среди проверочных заданий выделяют вопросы, активизирующие память (на воспроизведение изученного), мышление (на сравнение, доказательство, обобщение), речь. Большое значение имеют проблемные вопросы, которые заставляют применять полученные знания в практической деятельности. Качество устной проверки зависит от подбора  вопросов и последовательности их постановки. Каждый вопрос должен быть логически завершенным. Предельно сжатым и точным. Выделяют два условия качественного выявления знаний:

- ученику никто не мешает (ответ комментируется потом);

- прерывать ученика можно только в том случае, если он не отвечает на вопрос, а уклоняется в сторону.

               Приемы устной проверки  используют на различных этапах урока.

               Привитие учащимся умений и навыков самоконтроля  не только позволяет им находить собственные ошибки, но и благотворно с воспитательной , психолого-педагогической точки зрения.  Формы: «Найти и объяснить ошибку» (свою, допущенную одноклассником, запланированную учителю),  «проверь ответ и пойми ошибку», «Оцени свой ответ».

  • Взаимоконтроль качества и эффективности учебной деятельности школьников  помогает учителю осуществлять проверку знаний  учащихся и содействует выработке таких качеств личности, как честность и справедливость, коллективизм.  «Задай вопрос», «Найди дыру в решении ( как в математическом бое) и задай вопрос» (чтобы помочь отвечающему самому найти ошибку), «Дай рецензию ответа», «Объясни решение товарищу», взаимопроверка домашних и проверочных работ, правил, формул, теорем, определений и т.пр.    положительно еще и то, что проверку можно проводить и во внеурочное время. Взаимопроверка знаний активизирует деятельность учащихся, повышает интерес к знаниям и нравится им. В ходе взаимного контроля раскрываются индивидуальные особенности учащихся. Повышает интерес к знаниям. Ребятам нравится сам процесс, укрепляются их взаимоотношения с товарищами.

                     На этом этапе анализируется правильность  восприятия и понимания  учебного материала, вскрываются слабые стороны в знаниях, обнаруживаются недочеты, пробелы, ошибки в работах и ответах учащихся. Это позволяет учителю вовремя наметить меры по их преодолению и устранению.

II этап. Фиксирование ошибок.

            Фиксирование ошибок происходит параллельно их выявлению, но далеко не каждый ученик способен усвоить материал и  выработать прочные умения  даже после классической цепочки: учитель показал – ученик сам порешал – учитель указал на ошибки – ученик выполнил работу над ошибками.  Приступая к изучению новой темы, ученик часто забывает многое из предыдущего материала. Только путем многократного, продолжительного, периодического повторения каждым учеником своих «проблемных» тем, возвращения к «слабому» звену в цепочке знаний можно добиться результатов  в обучении математике.  Необходимо вести строгий учет ошибок  в виде списка, регулярно работать с ним: вносить изменения, держать ошибку на контроле до той поры, пока не  будет твердой уверенности в качестве усвоения. Это занятие не их легких, оно требует терпения и времени. Но  цель оправдывает средства. И тот, кто пройдет этот путь, будет вознагражден учебными достижениями своих учеников.

III этап.  Анализ допущенных  ошибок.

        Анализ допущенных ошибок выполняется после каждого вида работы устно или письменно, учителем или учеником – в зависимости от рода деятельности. Проводится количественный и качественный анализ. Тщательно проведенный анализ позволяет глубоко изучить пробелы и достижения отдельных учеников, выделить типичные ошибки и основные затруднения учащихся. Изучить причины их появления и наметить пути их устранения.

IV этап.  Планирование работы по устранению пробелов в знаниях.

      Эта работа строится на основании анализа, результаты которого доводятся до учеников.

  • Учитель намечает, когда, кого, с какой целью спросить и какие для этого использовать средства.
  • Работа над ошибками проводится после каждой письменной работы, повторный зачет - после неудовлетворительной отметки.
  • Осуществляется строгий контроль за тем, чтобы каждый ученик выполнил все контрольные и зачетные работы (даже если пропустил).

V этап.  Устранение пробелов в знаниях.

  • Анализ работы в классе.
  • Выяснение мнения класса по поводу полученных результатов.
  • Работа над ошибками, индивидуальная и фронтальная, с обязательной последующей письменной проверкой (до получения положительной отметки).
  • Задания на повторение  во время фронтального опроса  и индивидуально (до получения положительной отметки).

VI  этап.  Меры профилактики.

  • Тесты письменных заданий должны быть удобными для восприятия: грамотно формулированными, хорошо читаемыми.
  • Активная устная отработка основных ЗУН. Регулярный разбор типичных ошибок.
  • При объяснении нового материала предугадать ошибку и подобрать систему заданий на отработку правильного усвоения понятия. Акцентировать  внимание на каждом элементе формулы, выполнение разнотипных заданий  позволит свести ошибочность к минимуму.
  • Подбор заданий, вызывающих интерес. Формирующих устойчивое внимание.
  • Прочному усвоению (а значит. Отсутствию ошибок) способствуют правила,  удобные для запоминания. Четкие алгоритмы, следуя которым заведомо придешь к намеченной цели.
  • Систематическое приучение к самоконтролю позволяет добиться

 заметных результатов при этом растет общая математическая культура школьников, их работы и ответы становятся более грамотными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы из опыта работы по теме "Формы и методы работы с детьми девиантного поведения"

в материалах представлен аналитический материал по обобщению опыта работы социального педагога...

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОПЫТА работы по методической теме: "Формы и методы работы по созданию на уроках русского языка развивающей языковой среды".

По данной теме работаю два года, вижу необходимость анализа своей работы для дальнейшей коррекции в плане методических приёмов и применения технологий. Представляю  опыт работы, результаты деятел...

Доклад по теме: «Формы и методы работы с одаренными детьми на уроках математики»

Организация работы с учащимися, имеющими повышенный уровень мотивации, включение учащихся в исследовательскую  деятельность.Воспитание ученика как личности компетентной, успешной и востребованной...

Доклад на тему: "Формы и методы работы на уроках математики для обучающихся с ОВЗ"

Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать о...