Доклад на тему: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»
материал

Усов Николай Иванович

Доклад

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Родомановская средняя  школа»

Гагаринского района Смоленской оласти

Доклад

на тему: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся»

Выполнил: Усов Николай Иванович

учитель истории

д. Родоманово

 2018 г.

Мотивация ученика –основное условие успешного обучения.

Каждый родитель хочет, чтобы его ребёнок хорошо учился, с интересом и желанием занимался в школе.

«Все наши замыслы, все поиски построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться»     В.А. Сухомлинский

НЕ ХОЧУ УЧИТЬСЯ !!!

Как преодолеть равнодушное отношение к познанию, ко всему новому: Что делать, чтобы победить реакцию: «Не хочу!..», Можно ли управлять развитием мотивационной сферы школьника?

Мотив

(от латинского) – приводить в движение, толкать.

  • Это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности человека.
  • Мотивация -побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность.

Для того, чтобы возбудить интерес, не надо указывать цель, а затем пытаться мотивационно оправдать действие в направлении данной цели. Нужно, наоборот, создать мотив, а затем открыть возможность нахождения цели. Интересный учебный предмет – это и есть учебный предмет, ставший «сферой целей» учащегося в связи с тем или иным побуждающим его мотивом.

  • К внутренним мотивам относятся
  • собственное развитие в процессе учения; 
  • действие с другими и для других;
  • собственное развитие в процессе учения;
  • познание нового неизвестного;

К внешним  мотивам относятся:

  • учёба как вынужденное поведение; процесс учёбы как привычное функционирование; учёба ради лидерства
  • учёба как вынужденное поведение;
  • процесс учёбы как привычное функционирование;
  • учёба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания; материальное вознаграждение; избежание неудач.
  • стремление оказаться в центре внимания;
  • материальное вознаграждение;
  • избежание неудач.

Причины снижения мотивации

  • Сложные отношения подросткасо взрослыми и сверстниками;
  • Неудовлетворенность низкой самостоятельной познавательной деятельностью

ПРИЧИНЫ:

1 .Использование  преимущественно традиционных методов сообщающегося обучения;

2. Преобладание традиционной структуры урока (опрос, объяснение нового материала, закрепление, задание на дом);

3. Форма изложения нового материала является его изложение в «готовом виде»;

4. Изучение нового материала приходится на вторую половину урока и происходит поэтому при сниженной работоспособности уч-ся

5. Как основной вид контроля – система случайных вызовов к доске;

6. Требования, предъявляемые к ученикам не всегда понятны, стабильны, соответствуют уровню их обученности, возрастным и психологическим особенностям учащихся.

Наша задача – организовать урок так, чтобы каждая его минута так или иначе вовлекала в работу каждого ученика, чтобы минуты не пропадали даром ни для кого.

Учебный материал должен распределяться по нескольким блокам:

  • материал любого занимательного рода, позволяющего увлечь новой темой;
  • очень чётко выделенный базовый минимум темы – «самое главное»;
  • задания и сведения, позволяющие связать новую тему с ранее изученным;
  • проблемы, задания, вопросы, способные послужить толчком для творческих поисков и решений (памятка по этапам).

Три постулата новой технологии урока

1.Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика;

2. Урок есть часть жизни ребенка;

3. Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства.

П РАВИЛЬНО ПОСТРОЕННЫЙ УРОК, ВЕДЁТ К УСПЕХУ.

А УСПЕХ - ОДНА ИЗ ДЕЙСТВЕННЫХ ФОРМ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ.

Причина эффективной школьной мотивации на самом деле ОДНА!!!

ЭТО ИСКРЕННИЙ ИНТЕРЕС

  • Он же Любопытство.
  • Он же Удовольствие.
  • Он же Внутренняя мотивация (самая честная, верная, настоящая!)

Есть и другие, но менее эффективные

Идентифицированная мотивация:

занимаюсь, потому что оценка по математике важна для моего поступления в вуз. Или: потому что умение хорошо считать пригодится мне в будущем.

Внешняя мотивация: занимаюсь, потому что я хочу, чтобы учитель математики был мной доволен. Или: потому что мой отец – главный бухгалтер и от меня ждут, что я тоже добьюсь успехов в математике.

Что снижает мотивацию ребенка?

  • Недостаток любви затрудняет развитие ребенка.
  • Влияние плохого психологического климата в школе
  • Родительский страх мешает детям стать самостоятельными
  • Чрезмерные нагрузки отнимают энергию
  • Завышенные требования не дают детям полноценно учиться
  • Кто считает себя глупым, таким и будет
  • Когда нет интереса к предмету, нет и желания учиться
  • Переизбыток медийной информации вредит ребенку
  • Опасности для мозга в период полового созревания ребенка

Как повысить внутреннюю мотивацию школьника?

Важен эмоциональный климат в семье, совместный досуг.

Авторитетное воспитание (правильная комбинация любви и контроля: границы, поддержка, свободное пространство для самостоятельности).

Нельзя лишать любви или наказывать за плохие оценки. Учатся не ради оценок. Анализировать ошибки.

Личный пример и реакция соучастия. Установка: ошибки- нормальное явление.

Мотивированные дети – это самостоятельные дети.

  • Четкий распорядок дня - вносить коррективы в распорядок договариваясь.
  • Не подсказывать ответ учебной задачи. Лишь наводить на верный путь решения, склонять к размышлениям.
  • Установка: «Я знаю, ты можешь всё делать самостоятельно»
  • Высокие требования, но соответствующие возможностям. Избегать недооценок. Переоценок.

Вера в собственные способности

Установки педагога, методы и формы обучения

  • создание ситуации успеха;
  • использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности;
  • эмоциональная речь учителя;
  • использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий;
  • применение поощрения и порицания;
  • вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач;
  • учет возрастных особенностей школьников;
  • выбор действия в соответствии с возможностями ученика;
  • использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий;
  • нестандартные формы проведения уроков;
  • создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала.

Условия развития мотива

1. Программа обучения с усложняющимся уровнем задач

2. Серия тестов, позволяющих фиксировать результат, достигнутый на каждом уровне изучения темы, ученик получает достоверную информацию о своих успехах

3. Сложность задач соответствует возможностям ученика или чуть превышает их, поэтому успех достигается с усилиями, но иногда возможна и неудача

4.Ученик сам выбирает задания или соглашается с предложенным вариантом , сам принимает решение о переходе к следующему этапу обучения, сам планирует свой путь к цели и способы ее достижения

Способы мотивации учения

  • Создание проблемной ситуации
  • Привлечение учащихся к оценочной деятельности
  • Необычная форма обучения
  • Привлекательная цель
  • Рассмотрение привычных, обычных, знакомых предметов и явлений под необычным углом зрения
  • Приём «Лови ошибку»
  • Приём «Нарисуй, как понял»
  • Постоянный анализ жизненных ситуаций, обращение к личному опыту ученика

Школа становится очагом духовной жизни, если учителя дают интересные и по содержанию и по форме уроки...


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....

Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»

Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы  работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."

Проблема:Что побуждает школьников  учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...

Доклад на тему: "Формы и методы работы на уроках математики для обучающихся с ОВЗ"

Сорок пять минут урока — это спрессованный, насыщенный мыслями и чувствами отрезок совместного труда и того, кто учит, и тех, кого учат самостоятельно шагать по пути знаний, искать, запоминать о...