Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."
методическая разработка по теме

Аксенова Алена Владимировна

Проблема:

  • Что побуждает школьников  учиться?
  • Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?
  • Как сберечь интерес + желание

И мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, придумывать проблемы, парадоксы чтобы у учащихся появлялся интерес.

Какую цель поставим перед собой для нашей сегодняшней работы????????????

Цель: рассмотреть формирование мотивации на уроках; выработать приемы деятельности учителя способствующие формированию учебной мотивации

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер класс

"ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ

ПО ПОВЫШЕНИЮ

МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."

Вы мечтаете о финансовом благополучии? Представьте, что я могу помочь вам.

Что ВЫ предпочтете 1 миллион рублей сейчас или 1 копейку сегодня, завтра 2 копейки, послезавтра 4 копейки, потом 8копеек и так в течении месяца?

Как вы считаете, зачем я вам рассказала эту шутку? (хотела удивить, привлечь внимание). Вот так я начинаю урок в 9 классе по теме: «Сумма n первых членов геометрической прогрессии»». И дети, точно так же как и вы, удивляются необычному началу урока.  Этот приём помогает мне пробудить у учащихся мотивацию к изучению новой темы. Ведь ещё Алексей  Николаевич Леонтьев, основатель теории деятельности, писал: «Деятельности без мотива не бывает». Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без интереса к учению освоения знаний не будет.

Мне, как и многим моим коллегам-педагогам, не дают покоя вопросы:

Проблема:

  • Что побуждает школьников  учиться?
  • Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?
  • Как сберечь интерес + желание

И мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, придумывать проблемы, парадоксы чтобы у учащихся появлялся интерес.

Какую цель поставим перед собой для нашей сегодняшней работы????????????

Цель: рассмотреть формирование мотивации на уроках; выработать приемы деятельности учителя способствующие формированию учебной мотивации

Перед вами несколько определений взаимосвязаны ли они между собой если да то как, если нет то почему? Выслушать высказывания коллег

Индивидуально затем можно обсудить в парах

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении.

Смысл учения – внутреннее отношение    школьника к учению.  

Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность.  

Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей

Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.  

 Все эти понятия определяют мотивационную сферу учащегося

Физминутка

На примере ломаная фиг

Ло́маная (ломаная линия) — геометрическая фигура, состоящая из отрезков, последовательно соединенных своими концами. Ломаная имеет самопересечение, если два её отрезка имеют общую точку помимо общей вершины:Если первая и последняя точки ломаной совпадают, то такая ломаная называется замкнутой. В этом случае дополнительно требуют чтобы отрезки  и  также не лежали на одной прямой.

Задание для групп разработать структурную схему «Мотивационная сфера учащегося»

Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование того компонента мотивационной сферы учения, над которым работает ваша группа. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои.

2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист.

3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Достаточно по одному

Установки педагога,
методы и формы обучения

- Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели    предстоящей деятельности и постановке учебных задач

- Учет возрастных особенностей школьников

- Выбор действия в соответствии с возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

- Нестандартные формы проведения уроков

- Создание ситуации успеха

- Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;

- Использование групповых и коллективных  форм организации учебной деятельности

- Эмоциональная речь учителя

- Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

- Применение поощрения и порицания

- Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

- Выбор действий в соответствии с  возможностями ученика

- Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

Группа1Схема «Формирование мотивации учения»

Компоненты

мотивационной сферы

Установки педагога

 и методы обучения

Мотив учения

Смысл учения

       1. Совместная с детьми работа по  осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

       2. Учет возрастных особенностей школьников

       3.  Создание ситуации успеха

       4. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

       5. Формирование адекватной самооценки учащихся

       6. Выбор действий в соответствии

       с возможностями ученика

Группа2

Компоненты

мотивационной сферы

Установки педагога

 и методы обучения

       Постановка целей

      1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач

       2. Выбор средств, адекватных цели

       3. Выбор действия в соответствии

       с возможностями ученика

       4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

       5. Создание ситуации успеха

Группа 3

Компоненты

мотивационной сферы

Установки педагога

 и методы обучения

Эмоции, интерес

       1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке

       2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности

       3. Эмоциональная речь учителя

       4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий

       5. Применение поощрения и порицания

       7. Нестандартные форма проведения уроков

      8. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

Проверить соответствие

Привести пример своей ситуации в каждой группе озвучить и прокомментировать остальные группы дают свою оценку работе группы

Проанализировав все вышесказанное можно сделать следующие выводы, что для повышения мотивации обучающихся к изучению необходимо:  

  • Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач
  • Учет возрастных особенностей школьников
  • Выбор действия в соответствии с возможностями ученика
  • Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий
  • Нестандартные формы проведения уроков
  • Создание ситуации успеха
  • Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке;
  • Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности
  • Эмоциональная речь учителя
  • Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий
  • Применение поощрения и порицания
  • Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)
  • Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

26.01.2012

постройте график: «Моё настроение на занятии».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

"ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ." МАСТЕР- КЛАСС

Слайд 2

Древняя мудрость гласит : Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя.

Слайд 3

ПРОБЛЕМА: 1.Что побуждает школьников учиться? 2. Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше? 3.Как сберечь интерес + желание?

Слайд 4

ЦЕЛЬ: Познакомиться с приемами деятельности учителя, способствующими формированию учебной мотивации.

Слайд 5

Мотив учения – побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересованность в его совершении. Смысл учения – внутреннее отношение школьника к учению. Постановка целей – это направленность ученика на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Эмоции – реакция ребёнка на воздействие внутренних и внешних раздражителей Интересы – познавательно-эмоциональное отношение школьника к учению.

Слайд 6

МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ – ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ Смысл учения Внутреннее отношение ученика к учению Мотив учения Побудительная причина к действию Постановка целей Направленность ученика на выполнение действий Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей Эмоции Интересы Познавательно-эмоциональное отношение школьника учению М О Т И В А Ц И О Н Н А Я С Ф Е Р А У Ч Е Н И Я

Слайд 7

Задания для групп 1. Из предложенного списка выбрать только те действия и установки, которые будут работать на формирование того компонента сферы учения, над которым работает ваша группа. Если Вы считаете, что каких-то установок и действий недостаточно в предложенном ниже списке, то можете добавить свои. 2. Выбранные Вами утверждения написать на отчетный лист. 3. Подготовить защиту своего проекта (с примерами из практики).

Слайд 8

Установки педагога, методы и формы обучения Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач Учет возрастных особенностей школьников Выбор действия в соответствии с возможностями ученика Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий Нестандартные формы проведения уроков - Создание ситуации успеха - Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке; - Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности - Эмоциональная речь учителя - Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий - Применение поощрения и порицания - Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним)

Слайд 9

Группа 1 Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Мотив учения Смысл учения

Слайд 10

Группа 2 Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Постановка целей

Слайд 11

Группа 3 Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Эмоции Интерес

Слайд 12

Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Мотив учения Смысл учения 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 2. Учет возрастных особенностей школьников 3. Создание ситуации успеха 4. Вера учителя в возможности ученика (сравнение его самого сегодняшнего с ним вчерашним) 5. Формирование адекватной самооценки учащихся 6. Выбор действий в соответствии с возможностями ученика

Слайд 13

Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Постановка целей 1. Совместная с детьми работа по осмыслению и принятию цели предстоящей деятельности и постановке учебных задач 2. Выбор средств, адекватных цели 3. Выбор действия в соответствии с возможностями ученика 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 5. Создание ситуации успеха

Слайд 14

Схема «Формирование мотивации учения» Компоненты мотивационной сферы Установки педагога и методы обучения Эмоции, интерес 1. Создание атмосферы взаимопонимания и сотрудничества на уроке 2. Использование групповых и коллективных форм организации учебной деятельности 3. Эмоциональная речь учителя 4. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 5. Применение поощрения и порицания 6. Использование проблемных ситуаций, споров, дискуссий 7. Нестандартные форма проведения уроков 8. Использование познавательных и дидактических игр, игровых технологий

Слайд 15

Рефлексия Я узнала, что… Полезным для меня было то, что… Я убедилась, что… Меня не смогли убедить в том, что…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Формы и методы работы на уроке и во внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся/

В ходе своей педагогической деятельности мною было замечено, что современные дети имеют крайне малую мотивацию к обучению и сниженный интерес, особенно к предмету изучения, который ими изначально счит...

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью...