Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся
статья

ВикторияАуесовна

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Мотивация гораздо больше  определяет поведение и действие ученика, чем способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_kitovoy_v.a._4.doc82 КБ
Файл doklad.pptx1.62 МБ

Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 поселка Смидович»

                 

Тема работы: «Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Содокладчик: Китова В.А,

учитель русского языка и литературы

 МБОУ СОШ№3 п. Смидович

Смидович, 2023

В настоящее время у учащихся мотивация к обучению не только слабо выражена, но и продолжает падать с каждым годом. Причин много. Снижение мотивации объясняется перегруженностью программ, оторванностью изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

Важнейшая задача учителя состоит в том, чтобы обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним.

Изменяется общество, изменяется подрастающее поколение, их взгляд на мир. Мы уже не встретим учеников, которые всем классом будут молча и безропотно выполнять все задания и требования учителя.

Поэтому в своей педагогической деятельности при подготовке современного урока большую роль необходимо уделять мотивации обучения. Я считаю, что мотивация гораздо больше  определяет поведение и действие ученика, чем способности.

Мотивация учащихся может складываться из следующих частей:

  • симпатия или любовь к учителю;
  • интересное ведение учителем уроков;
  • наглядность;
  • технические средства обучения.

Это внешняя мотивация обучения у ребят.
Мотивацией к обучению может также быть:

  • интерес к предмету у ученика;
  • желание хорошо овладеть предметом, чтобы потом успешно сдать ГИА и ЕГЭ;
  • желание заслужить одобрение друзей, одноклассников;
  • стремление учиться лучше, чтобы выполнить обещание перед родителями.

Но мотивы обучения могут быть и отрицательными:

  • желание быть лучшим из-за завышенного самолюбия;
  • страх перед строгим учителем;
  • нежелание быть объектом осмеяния класса из-за своего незнания.

Нередко мотивы учащихся могут быть  прозаическими: получить желаемые подарки от родителей, похвалу родителей и учителей, желание стать отличником, выделиться среди товарищей и т.п.

Методы мотивации

Методы стимулирования долга

Методы формирования и развития и ответственности познавательной деятельности

Приёмы

1. Разъяснение общественной и личной значимости обучения

 1. Эмоциональное стимулирование

 2. Показ практической и личной значимости изучаемого материала

2. Поощрение и наказание (должно постоянно усиливаться)

 3. Использование  нестандартных заданий

 3. Предъявление посильных учебных требований

 4. Оказание помощи

Любой урок, независимо от его типа, включает три обязательных этапа:

- мотивационно-целевой (обеспечение появления у детей познавательного мотива, вовлечение учащихся в самостоятельное целеполагание, определение учебных задач);

- процессуальный (организация продуктивной познавательной деятельности учащихся, использование технологий развивающего, проблемного обучения, технологии деятельного метода, активных форм и методов обучения, совершенствование форм  учебного сотрудничества, реализация дифференцированного подхода в обучении);

- рефлексивно-оценочный (организация самостоятельной оценочной и коррекционной деятельности учащихся)

Мотивация – это самая сложная проблема, с которой приходится работать всем учителям. Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.

В технологической карте урока, реализующего ФГОС, при открытии нового знания говорится о том, для чего необходима мотивация.

  1. Стимулирует интерес учащихся к уроку.
  2. Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление:

-предъявляет ученикам одновременно два противоречивых факта, мнения;

-задает вопрос, который выявляет разные мнения учеников класса, сталкивая их;

-задает вопрос, который обнажает житейское, но ошибочное представление учеников, а потом предъявляет противоречащий ему научный факт (сообщением, экспериментом, наглядно);

- дает задание, невыполнимое при имеющемся уровне знаний и умений;

- представляет дидактический материал.

Главное – осознание возникшего интеллектуального затруднения, противоречия, дефицита знаний.

Общий итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы урока.

Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, изменения в ней происходят быстро. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, уровень учебных мотивов снижается. Основу мотивации составляет потребность в чем-либо. Мотивация – это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей. Управлять развитием детей в процессе обучения - это значит приводить их к постановке и достижению личных целей, связанных с овладением содержания образования.

Формы, методы и приемы, которые я использую на уроках русского языка и литературы.

Проблемное обучение  это — способ повысить интерес к предмету.

8 класс. Русский язык. Тема урока. Тема: «Назывные предложения»

В данном тексте предлагаю выделить грамматические основы и определить вид односоставных предложений.

 С утра в саду поют скворцы. Весна. Совсем тепло. Иду, и на душе моей светло.

(Учащиеся находят основы предложений, определяют вид односоставных предложений, которые они уже изучили. При работе с назывными предложениями у них возникают вопросы. Появляется потребность узнать новый вид односоставных  предложений. Вслед за темой звучит цель).

9 класс. Литература. Тема. «Поэзия ВОВ». (нетрадиционное начало урока)

Урок начинается с отрывка из песни « Священная война» на стихи Лебедева Кумача.

- Знакома ли вам эта песня? В связи с чем?

-Как вы думаете, когда она была создана? (уже на третий день ВОВ Эта песня была впервые исполнена на Белорусском вокзале, с которого уходили на фронт военные эшелоны ).

- Представьте себе на том вокзале. Что вы почувствовали, услышав эту песню?

- О чем пойдет сегодня речь на уроке? Нужно ли говорить сегодня об этих событиях? Почему? Что вам известно о ВОВ?

Метод проектов.

Проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка и литературы выполняют разные проекты: создание словарей, сообщения по истории слов, фразеологизмов. 

8 класс. Родная литература. Тема: «Золотое кольцо России»

К уроку было предложено подготовить одно из заданий:

- Виртуальная экскурсия по Золотому кольцу (по одному из городов, входящих в состав Золотого кольца России»;

- выполнить проект по теме «Золотое кольцо России. История возникновения».

6 класс. Русский язык. Тема: «Фразеологизмы».

Учащимся предлагается выполнить проект, изучив историю возникновения любого фразеологизма. Ребята с интересом работают по данной теме, представляя информацию не только в виде рассказа, но и иллюстрируя фразеологизмы.

Повышение интереса к уроку можно достичь, используя приемы:

  1. «Удивляй!»

Класс 5.  Русский язык. Тема: «Корень слова».

Пятиклассники  уже знают, что корень – главная значимая часть слова, без корня слов не бывает.

— А верите ли вы, что в русском языке существует слово, не имеющее корня?

Удивление активизирует мыслительную деятельность ребенка. Прием «Удивляй» лучше использовать в начале урока, это позволяет сохранить внимание к теме на протяжении всего урока.

Предлагаю слова для морфемного разбора: вынуть, взять, объять.

Данный прием дает возможность учащимся  проявить себя, стремиться получать новую информацию, развивать потребность в познавательной деятельности.

Домашним заданием может стать:

- подобрать слова, в которых нет корня;

- выполнить проект по теме: «Почему не все слова в русском языке могут иметь корень слова?»

Эти факты мотивируют учеников к дальнейшему самостоятельному поиску информации. Таким образом, именно ученик, а не учитель становится источником вопросов.

2.Фантастическая добавка или пресс-конференция (один из вариантов можно использовать при выполнении задания)

5 класс. Литература. Изучение рассказа-были Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

 (Представьте себе, что вы можете встретиться с Жилиным и Костылиным. Какие вопросы бы вы им задали? Что о войне или плене они могли бы вам рассказать?)

3. Повторяем с контролем (ученики разрабатывают списки контрольных вопросов по теме или разделу)

4. Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.

5.Мозговой штурм

11 класс. Литература. (Предложите идею оригинального памятника одному из героев романа М. Булгакова «Мастера и Маргариты». Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).

6. Освобождение от зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно ознакомила с информацией о критериях оценивания результатов изучения темы и оговорила, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. Пробовала первый раз в этом году в 7х классах при изучении раздела «Причастие».

В 7Б эта форма контроля была использована успешно. У учащихся этого класса сформирована учебная мотивация выше, чем у учащихся 7А класса. Поэтому кроме Башева В., Лебедева В., Саяпиной В., Скажутина В., остальные  были освобождены от зачета по данному разделу.

У учащихся 7А прослеживается спад в учебной мотивации. В связи с этим пропадет и мотивация для достижения новых высот. Ребята не ставят перед собой новые цели и прилагают усилия для их достижения. А это, в свою очередь, приводит низкому уровню знаний.

Таким образом, данную форму контроля можно использовать только для учащихся с высокой учебной мотивацией и успеваемостью. Для учащихся с низкой успеваемостью данная форма контроля не будет являться мотивирующим средством.               
7. Частично-поисковый метод

6 класс. Русский язык. Тема «Местоимения».

Например, учащимся предлагается поисковая задача.

В чем своеобразие употребления местоимения свой в следующих выражениях: в своем роде, на своем месте, не своим голосом, поставить на своё место, мастер своего дела, идти своей дорогой?

Для того чтобы ответить на вопрос, школьники вспоминают сведения о значении, грамматических признаках и роли местоимения свой в речи, затем выявляют своеобразие приведенных примеров с точки зрения употребления в них этого местоимения.

В процессе решения поисковой задачи учащийся создает текст-рассуждение, что способствует не только выработке навыков анализа, исследования языковых явлений, но и развитию связной речи.

5 класс. Литература. Тема: ««Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Народная мораль, нравственность – красота внешняя и внутренняя, победа добра над злом». 

Программа содержит тезис: "Близость сказки Пушкина к народным сказкам"... Необходимо сказать ученикам 5 класса, что истоком послужила народная сказка, записанная поэтом со слов Арины Родионовны? Интересно и важно посмотреть, что и как придумывает Пушкин, попробовать догадаться, зачем он это делает? Так возникает исследовательская задача.

Формировать и развивать мотивацию – не означает заложить готовые мотивы и цели в голову учащихся  ( это могло бы привести к манипулированию другим человеком) , а поставить его в такие условия  и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели  складывались и развивались с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних стремлений самого ученика.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться конструировать, исследовать, открывать, познавать мир в подлинном смысле этого слова.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы и методы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся

Слайд 2

Важнейшая задача учителя – обучить детей способам овладения разными видами деятельности, не дать угаснуть интересу к ним

Слайд 3

Мотивация складывается: 1. симпатия или любовь к учителю; 2. интересное ведение учителем уроков; 3. наглядный материал; 4. средства обучения.

Слайд 4

В технологической карте урока, реализующего ФГОС , при открытии нового знания говорится о том, для чего необходима мотивация . Учитель: - Стимулирует интерес учащихся к уроку. - Создает для учеников проблемную ситуацию – противоречия, порождающего удивление

Слайд 5

Итог этапа мотивации – формулирование учащимися предполагаемой темы

Слайд 6

Проблемное обучение – способ повысить интерес к предмету.

Слайд 7

Метод проектов . Проект – возможность делать что-то интересное в группе, самостоятельно

Слайд 8

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация Power Point: "Формы и методы работы на занятиях по повышению мотивационной сферы обучающихся"

Потребность – «Хочу»Мотив - «Зачем мне это надо?»Цель – «Что для этого надо сделать?»Мотивированной должна быть любая деятельность учеников, а не только восприятие нового материала....

Педагогический совет. «Формы и методы работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»

Представлена презентация проведения педагогического совета «Формы и методы  работы на занятии по повышению мотивационной сферы обучающихся»...

Выступление на педсовете по теме: «Формы работы на уроке по повышению мотивационной сферы учащихся».

Формирование активной личности невозможно без активности в овладении знаниями. Учитель постоянно спрашивает себя: что можно сделать, чтобы ученики хотели учиться? Как спланировать виды деятельности на...

Формы и методы работы на уроке и внеурочной деятельности по повышению мотивационной сферы учащихся

Одной из главной проблем современной школы является формирование мотивации учения в школьном возрасте. На начальной ступени обучения особую важность имеет вопрос о мотивации школьников, так как основы...

Мастер класс "ФОРМЫ РАБОТЫ НА УРОКЕ ПО ПОВЫШЕНИЮ МОТИВАЦИОННОЙ СРЕДЫ УЧАЩИХСЯ."

Проблема:Что побуждает школьников  учиться?Что надо сделать, чтобы школьники учились лучше?Как сберечь интерес + желаниеИ мы учителя общеобразовательных школ должны уметь создавать ситуации, прид...