Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках физики и информатики
материал

Власова Вера Анатольевна

Необходимость применения здоровьесберегающих технологий и методик на уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konferentsiya.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ «ТАРБАГАТАЙСКИЙ РАЙОН»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«ВЕРХНЕЖИРИМСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

Августовская конференция работников образования

Методическое объединение физики и информатики

Тема:

Сохранение и укрепление здоровья школьников на уроках физики и информатики

Подготовила: Власова В.А., учитель физики МБОУ «Верхнежиримская СОШ»

2018 год

«Забота о человеческом здоровье, тем более здоровье ребенка - это, прежде всего, забота о гармонической полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества».
В.А.Сухомлинский

Эффективность воспитания и обучения детей и подростков зависит от здоровья. Здоровье – важный фактор работоспособности и гармонического развития детского организма. Конечно, многое зависит от исходного состояния здоровья ученика на старте школьного обучения, но не менее важна и правильная организация учебной деятельности.

«Среди причин, которые привели здоровье детей к плачевному состоянию, названы плохая наследственность, вредное влияние окружающей среды и условий жизни, как в семье, так и в образовательных учреждениях: недостаточное освещение рабочих мест, перегруженность основными и дополнительными занятиями, неблагополучие психологического климата школьных коллективов» (из материалов коллегии Министерства образования).

Все выше перечисленные факторы и многие другие приводят к тому, что на сегодняшний день только одного из десяти школьников можно признать здоровым. Следовательно, нам педагогам бесспорна необходимость здоровьесберегающих технологий и методик на своих уроках, направленных на воспитание элементарной культуры отношения к своему здоровью, формированию потребности умения и решимости творить свое здоровье.

Выделяют 4 группы здоровьесберегающих компонентов, которые важно использовать при планировании и организации уроков и внеклассных занятий:

 физиологические,

педагогические,

психологические компоненты и компоненты ортобиотики (ЗОЖ).

1. Физиологический компонент здоровьесберегающих технологий

  • физиологически грамотно построенное занятие - обязательными структурными элементами уроков становятся: приветствие, опрос самочувствия, релаксация, оздоровительные упражнения, рефлексия, прощание. Примером релаксации на уроках физики, наряду с обязательными физкультминутками (21-23 минута урока), гимнастикой для глаз, может быть эмоциональная разрядка, которая заключается в использовании шутливых историй, притч, шарад, загадок, анаграмм.
  • оптимальный объём учебной информации и способы её предъявления
  • дозирование объёма домашнего задания
  • обстановка и гигиенические условия в кабинете (температура, свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, исключение неприятных звуковых раздражителей)
  • количество видов учебной деятельности (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач. Норма – 4-7 видов учебной деятельности за урок)
  • средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности (ориентировочная норма – 7-10 минут)
  • количество видов преподавания (словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа. На здоровьесберегающем уроке должно быть представлено не менее 3-х видов преподавания)
  • чередование видов преподавания (норма – не позже, чем через 10-15 минут)
  • позы учащихся, чередование поз (коррекция позы должна проводиться мягко, доброжелательно, даже если одно и то же приходится повторять по нескольку раз за урок)
  • плотность урока, т.е. количество времени, затраченного детьми на учебную деятельность (норма - не менее 60% и не более 75-80% занятия)
  • место и длительность применения ТСО (в соответствии с гигиеническими нормами)
  • темп и особенности окончания урока (позитивное воздействие оказывают спокойное завершение урока, когда обучающиеся имеют возможность задать учителю вопросы и он может прокомментировать задание на дом, попрощаться с детьми)

2. Педагогический компонент здоровьесберегающих технологий Чтобы результативно реализовать здоровьесберегающую технологию в педагогической деятельности, я применяю некоторые образовательные технологии по их здоровьесберегающей направленности.

  • здоровьесберегающие технологии реализуются, прежде всего, на основе личностно-ориентированного подхода, то есть, как и предполагает ФГОС, в центр образовательной системы ставится личность ребёнка, которой обеспечиваются комфортные условия её развития и реализации природных возможностей.
  • для сохранения здоровьесбережения наиболее целесообразно использовать

- педагогику сотрудничества

- технологии уровневой дифференциации обучения

- групповую форму работы (для каждой группы разрабатываются задания разной сложности, различающиеся по объему и приемам выполнения)

- информационно – коммуникационные технологии, так как разнообразие форм работы учащихся на уроке в сочетании с демонстрацией видеоряда и мультимедиа-материалов создает у учащихся эмоциональный подъем, повышенный интерес к предмету за счет новизны его подачи, снижает утомляемость учащихся

  • одним из основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий является творческий характер образовательного процесса. Возможность для реализации творческих задач достигается за счет использования на уроках и во внеурочной работе активных методов и форм обучения, эффективны нестандартные уроки (уроки-состязания, , уроки-путешествии т.п.).

Так, в этом учебном году в 7 классе были проведены следующие уроки:

-Обобщающий урок-игра по теме «Движение и взаимодействие тел».

- Обобщающий урок – соревнование «Путешествие за Золотым правилом механики» по темам «Работа и мощность. Энергия»

-

- Урок- игра «Мореплаватели и воздухоплаватели» по теме «Давление твердых тел, жидкостей и газов»

3. Психологический компонент здоровьесберегающих технологий

  • спокойная, доброжелательная, психологически комфортная обстановка урока, эффективна с точки зрения психологического комфорта на учебном занятии диалоговая форма обучения (как и требует ФГОС)
  • ситуация успеха, при которой каждый ученик, хотя бы на минуту, может порадоваться своим пусть и незначительным успехам. Умение радоваться – яркий показатель состояния здоровья.

4. Компонент ортобиотики (ЗОЖ) Одним из важных направлений в работе каждого педагога должно стать формирование у школьников мотивации на здоровье, осознание социальных норм ЗОЖ. С этой целью целесообразно включать в уроки специальные приёмы, направленные на сохранение и укрепление здоровья учащихся, компоненты ортобиотики. Ортобиотика — сравнительно новая наука о самосбережении здоровья, разумном образе жизни. Ортобиоз – рациональный образ жизни, системообразующее условие долголетней работоспособности человека. Какие компоненты ортобиоза можно использовать в работе учителя физики?

  • Согласно ФГОС, одним из направлений современной методики преподавания физики является текстоцентрический подход, то есть обучение на основе текста. Поэтому на уроках физики я использую для анализа, в качестве разминок, тексты, пропагандирующие здоровый образ жизни, а именно: о рациональном питании, о полезных продуктах и витаминах; о спорте, закаливании, туризме, о пользе двигательной активности; об эмоциональном состоянии – об улыбке, настроении, смехе.
  • На уроках практикую мини-диспуты по анализу пословиц и поговорок на тему «Здоровье».
  • С целью популяризации ЗОЖ и общего развития учащихся при изучении биографий ученых использую рубрику «Знаете ли вы?», для которой учащиеся подбирают материалы об отношении ученых к здоровью, об их увлечениях спортом
  • проектная и исследовательская деятельность учащихся по здоровьесбережению.

При подготовке к урокам с использованием здоровьесберегающих технологий необходимо учитывать следующие критерии:

  • обстановку и гигиенические условия в классе;
  • количество видов учебной деятельности, их средняя продолжительность и частота чередования;
  • количество видов преподавания и их чередование;
  • наличие методов, способствующих активизации;
  • место и длительность применения ТСО;
  • поза учащегося, чередование позы;
  • наличие оздоровительных моментов на уроке;
  • наличие мотивации деятельности учащихся на уроке;
  • психологический климат на уроке;
  • наличие эмоциональных разрядок на уроке.

Важным аспектом урока с позиции здоровьесбережения необходимо использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, которые позволяют им превратиться в субъекты деятельности:

  • метод свободного выбора (свободную беседу, выбор способа действия, свободу творчества);
  • активные методы (ученик в роли: учителя, исследователя, деловую игру, дискуссию);
  • методы, направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения, самооценки, взаимооценки).

Проведение мысленного эксперимента способствуют развитию воображения и мышления учащихся, что помогает не только развивать творческие способности учащихся, но и преодолевать усталость, уныние, неудовлетворенность, ведь ученик способен сосредоточиться лишь на том, что ему интересно. Например, предлагаю ученикам пофантазировать о том, как добыть огонь с помощью льда. Ребята начинают активно мыслить, у них появляется уверенность в своих силах (так как поощряются даже неверные версии), снимается негативное отношение к учебной работе. Уменьшается тревожность. В конце всех рассуждений и предложений зачитываю ребятам отрывок из "Путешествия капитана Гаттераса" Жюля Верна, где эту же проблему решил доктор. На вопрос "Как потушить пожар?" ребята, как правило, отвечают, что необходимо пламя залить водой. Выясняем, почему вода гасит огонь, в каких случаях этот способ применим, а в каких опасен. В ходе обсуждений вырабатываем правила поведения при различных пожарах. Такие знания позволят ребятам сохранить свое здоровье и окружающих.

На уроках включайте в процесс обучения не только рациональную, но и эмоциональную сферу. В нейрофизиологической и нейропсихологической литературе широкое распространение получила теория функциональной ассиметрии мозга, которая трактуется так, что правое полушарие - это все художественное, интуитивное, а левое - рационально-логическое. Необходимо учитывать, что правое полушарие воспринимает всю новую информацию, передает ее в левое полушарие, оставляя себе копию в виде образов. Приведу пример, на уроке в 8 классе по теме "Тепловое действие электрического тока" раздаю ребятам копию патента, выданного в1874 году в России на изобретение прибора. На столах учащихся находятся различные электрические приборы: электрическая лампа, фотоэлемент, вакуумный диод. Им необходимо выяснить, что это за прибор и кем он изобретен. Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу, что это за прибор (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить, почему они так думают. И здесь включается логическое мышление. Эта цикличность приводит к левополушарной гармонизации. Оба полушария в работе. Приведу другой пример, на уроке в 11 классе по теме «Дисперсия света» рассказываю ребятам библейскую легенду: «Бог Яхве после всемирного потопа повесил на небе знак означающий, что он больше не станет так жестоко карать людей…С давних времен у людей существует поверье, что в том месте, где этот божественный знак одним концом уходит в землю можно найти горшок с золотом…». Это удивительное по своей красоте «мимолетное виденье» буквально тает на ваших глазах, оставляя чувства светлой грусти. Об этом хорошо писал Ф.И. Тютчев: «как неожиданно и ярко…» Возникает проблемная ситуация. Учащиеся выдвигают гипотезу (интуиция). В этот момент работает правое полушарие. Затем предлагаю ученикам объяснить это явление (радугу). И здесь включается логическое мышление. Эта технология является здоровьесберегающей, потому что она развивает оба полушария.

Обязательной составной частью каждого урока являются физкультминутки, включающие гимнастику для глаз (в том числе электронные физкультминутки для глаз с музыкальным сопровождением), кистей пальцев рук, дыхательную гимнастику. Физкультминутки препятствуют нарастанию утомления, снимают статические нагрузки.

 Среди первых мест в основных направлениях реформы общеобразовательной школы занимает  укрепление и сохранение здоровья школьника.  Именно школа и учителя, используя здоровьесберегающие технологии, должны взять на себя заботу о здоровье учеников, т.к.

  • взрослые всегда несут ответственность за  детей, находящихся под их опекой, а в школе ученики проводят значительную часть времени;
  • большая часть всех воздействий на здоровье  учащихся осуществляется именно педагогами в стенах образовательных учреждений;
  • медицина, в большей части, занимается лечением болезней. Задача  школы профилактическая, т.е. сохранение и укрепление здоровья школьников.

  Поэтому учитель – одно из главных лиц, заботящихся о здоровье учащихся. Школа должна воспитать развитую и здоровую личность, способную адаптироваться в жизни.

  Здоровьесберегающие образовательные технологии (ЗОТ) – совокупность всех используемых в образовательном процессе приемов, методов, технологий, не только оберегающих здоровье учащихся и педагогов от неблагоприятного воздействия факторов образовательной среды, но и способствующих воспитанию у учащихся культуры здоровья.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Медведева В.Н. ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние здоровьесберегающих технологий на сохранение и укрепление здоровья школьников Современное традиционное состояние си

Медведева В.Н.ГБОУ СО «Богдановичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат», г. Богданович Влияние  здоровьесберегающих   технологий  на сохранение...

Сохранение и укрепление здоровья школьников

  Количество детей, посещающих спортивные кружки  Распределение детей по группам здоровья   Профилактические мероприятия  Учебные предметы и факультативы, реализу...

Реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников

Представлены все направления работы педагогического коллектива и реализация программы по сохранению и укреплению здоровья школьников с ОВЗ...

Роль музыкального искусства в сохранении и укреплении здоровья школьников.

Музыка играет огромную роль в здоровьесберегающем учебно-воспитательном процессе....

Обобщение педагогического опыта Занятия спортивным туризмом, как одно из условий сохранения и укрепления здоровья школьников

Обобщение педагогического опыта работы учителя по физической культуре, где раскрыта актуальность, преспективность, ведущая педагогическая идея пименения спортивного туризма в урочной и внеурочной рабо...

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме "Сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни"

Муниципальный этап Педагогического марафона классных руководителей «Учительство Подмосковья-воспитанию будущего поколения России"Описание опыта работы классного руководителя 6  класса...