Положение о портфолио обучающихся Каменского лицея
статья (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Вяткина Марина Ильинична

Портфолио учащихся лицея - одна из форм оценивания образовательных достижений учащихся. В положении подробно описана структура и содержание портфолио ученика.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл polozhenie_portfolio_uchenika.docx49.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                                                                Директор МАОУ

Протокол №____                                                                                             «Каменский лицей

от «__»____20__г.                                                                                             им. Кожевина В.Е.»

                                                                                                                           _____О.В. Сорокина

                                                                                                                           «___»_______20__г.

                                                                                                                           Приказ №_________

Положение

о портфолио обучающегося МАОУ «Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

  1. Общие положения
  1.  Настоящее Положение разработано в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Конвенцией о правах ребенка, Законом РФ «Об образовании», Уставом МАОУ «Кменский лицей имени Кожевина В.Е.»;
  2. Настоящее положение определяет порядок системной оценки личностных, метапредметных и предметных результатов деятельности учащихся по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио;
  3. «Портфель личных достижений» (далее - портфолио) – это индивидуальная папка ученика, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, спортивной, коммуникативной за учебный год и за весь период обучения в лицее;
  4. Портфолио ученика – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных образовательных и творческих достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки, которая наряду с результатами экзаменов является составляющей рейтинга учащихся;
  5. Портфолио ученика:
  • является современным педагогическим инструментом сопровождения развития и оценки достижений учащихся, ориентированным на обновление и совершенствование качества образования;
  • реализует одно из основных положений Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования – формирование универсальных учебных действий;
  • предполагает активное вовлечение учащихся в оценочную деятельность на основе проблемного анализа, рефлексии и оптимистического прогнозирования;
  1. Особенности портфолио на трех ступенях обучения:
  1. Первая ступень обучения – начальная школа (1-4 классы) – важной задачей портфолио ученика начального общего образования является привитие учащимся первичных навыков самооценки, привлечение внимания родителей к успехам своих детей и вовлечение их в сотрудничество с учителем и самими учащимися. Портфолио служит для сбора информации о динамике продвижения обучающегося в учебной деятельности и позволяет реально оценить готовность ребенка к обучению в среднем звене;
  2. Вторая ступень обучения (5-9 классы) – портфолио основного общего образования служит для сбора информации, об образовательных достижениях обучающегося в различных видах деятельности (учебно-познавательной, трудовой, творческой, общественной и т.д.); для повышения образовательной и общественной активности школьников, уровня осознания ими своих целей, потребностей, возможностей, личностных качеств; для определения дальнейшего профиля обучения;
  3. Третья ступень обучения (10-11 классы) – портфолио среднего общего образования служит инструментом профилизации обучения и создания индивидуальной образовательной траектории обучающегося, отражает результаты индивидуальной образовательной активности, степени развитости, воспитанности и социализированности его личности;
  1. Портфолио оформляется по желанию ученика и его родителей.

  1. Цели и задачи портфолио
  1. Основные цели внедрения технологии портфолио – отслеживание, учет и оценивание индивидуальных достижений учащихся, повышение образовательной активности школьников, создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого ученика;
  2. Основными задачами применения портфолио являются:
  • повышение качества образования в школе;
  • поддержание, стимулирование и поощрение высокой учебной мотивации обучающегося, его активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • систематическое вовлечение учащегося в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, научную, творческую, спортивную;
  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащихся, формирование адекватной самооценки;
  • формирование у учащегося умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность;
  • создание ситуации успеха для каждого ученика;
  • формирование умения отслеживать и гордиться своими успехами в конкурентной среде;
  • содействие дальнейшей успешной социализации обучающегося.

  1. Требования и нормы, регулирующие построение и действие портфолио
  1. Участниками работы над портфолио являются учащиеся, их родители, классный руководитель, учителя-предметники, психологическая служба, педагоги дополнительного образования и администрация школы;
  2. Администрация школы разрабатывает и утверждает нормативно-правовую базу, обеспечивающую ведение портфолио; разрабатывает механизм использования портфолио при переходе с 1-й ступени обучения на 2-ю, при наборе в профильные классы и т.д.; организует работу и осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в образовательном процессе лицея и несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио; создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания и осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы лицея;
  3. Классный руководитель разъясняет назначение и технологию ведения портфолио, обеспечивает необходимыми бланками, формами, рекомендациями, является консультантом и помощником; оформляет итоговые документы (карту представления ученика при переходе в 5-й класс, образовательный рейтинг при поступлении в профильный класс, итоговое резюме выпускника школы) на основании сертифицированных материалов, представленных в портфолио, и несет ответственность за достоверность информации, представленном в итоговом документе; ранжирует с учеником представленные документы; осуществляет посредническую деятельность между учащимися, учителями-предметниками и педагогами дополнительного образования; осуществляет контроль пополнения учащимися портфолио;
  4. Учителя-предметники и педагоги дополнительного образования проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные проекты; предоставляют учащимся места деятельности для накопления материалов; организуют проведение олимпиад, конкурсов, конференций по предмету или образовательной области; разрабатывают и внедряют систему поощрений за урочную и внеурочную деятельность по предмету;
  5. Родители помогают в оформлении портфолио и осуществляют контроль за пополнением портфолио;
  6. Учащиеся собирают документы, оформляют портфолио в соответствии с принятой в лицее структурой; все записи ведут аккуратно, самостоятельно и систематически; имеют право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность.
  7. Образовательный рейтинг ученика, поступающего в профильный класс, определяется по схеме, утвержденной педагогическим советом лицея;

  1. Структура и содержание Портфолио ученика

Портфолио ученика лицея включает в себя:

Титульный лист;

Мой портрет;

  1. Титульный лист (обложка) (Приложение 1) обязательно сопровождается фотографией и содержит основную информацию о владельце:
  • Ф.И.О. ученика;
  • дату рождения;
  • полное название ОУ и класс обучения;

  1. Раздел «Мой портрет» содержит сведения об учащемся, который может представить его любым способом. Данный раздел включает в себя:
  • личные данные учащегося;
  • автобиографию обучающегося;
  • личные фотографии;
  • результаты психологической диагностики обучающегося;
  • информацию, помогающую обучающемуся проанализировать свой характер, способности, узнать способы саморазвития, самосовершенствования, самопознания;
  • описание целей, поставленных учащимся на учебный год, анализ их достижений;
  • ежегодный самоанализ личностных достижений;

Провести самоанализ учащемуся помогут: Анкеты «Немного о себе», «Моя родословная»; Тесты «Кто Я? Какой Я?», «К чему Я стремлюсь в жизни», «Самооценка» (Приложение 2).

  1. Раздел «Портфолио документов» или «Мои достижения» включает в себя комплект сертифицированных (документированных) индивидуальных образовательных достижений обучающегося. В этом разделе помещаются:
  • все имеющиеся у школьника сертифицированные документы, подтверждающие индивидуальные достижения обучающихся в различных видах деятельности;
  • табели успеваемости;
  • грамоты, дипломы за участие в предметных олимпиадах различного уровня, конкурсах, соревнований, конференциях и т.п.;
  • сертификаты и дипломы учреждений дополнительного образования;
  • сертификаты о прохождении учащимися курсов по выбору учащихся, элективных курсов, о результатах тестирования;
  • благодарственные письма;

Подобная модель предполагает возможность как качественной, так и количественной оценки материалов «портфолио», делает его действенным механизмом определения образовательного рейтинга ученика.

  1. Раздел «Портфолио работ» представляет собой собрание различных творческих, проектных, исследовательских работ ученика, а также описание основных форм и направлений его учебной и творческой активности: участие в школьных и внешкольных мероприятиях, научных конференциях, конкурсах, конференциях, учебных лагерях, прохождение элективных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений и др. Этот раздел может включать в себя:
  • таблица «Ведомость участие в школьных и внешкольных мероприятиях» (Приложение 3);
  • доклады и рефераты обучающегося;
  • проектные работы обучающегося;
  • исследовательские работы обучающегося;
  • сведения о посещении обучающимся факультативных занятий;
  • описание экспериментов и лабораторных работ, выполненных учащимся;
  • описание моделей, макетов, наглядных пособий, изготовленных учащимся, приборов, их фотографии;
  • статьи обучающегося из журналов и газет, издаваемых в школе и вне ее;
  • сочинения обучающегося;
  • работы по искусству;
  • сведения о посещении обучающимся театров, концертов, выставок, экскурсий;
  • сведения о занятиях обучающегося в учреждениях дополнительного образования, на различных учебных курсах;
  • и т.д.

Данный вариант портфолио предполагает качественную оценку, например, по параметрам полноты, разнообразия и убедительности материалов, качества представленных работ и др., а также дает широкое представление о динамике учебной и творческой активности ученика, направленности его интересов, характере предпрофильной подготовки;

  1. Раздел «Портфолио отзывов» содержит характеристики отношения обучающегося к различным видам деятельности, представленные учителями, педагогами дополнительного образования, одноклассниками, им самим. Портфолио отзывов может включать в себя:
  • заключение о качестве выполненной работы;
  • рецензии работ и отзывы;
  • характеристики классного руководителя, учителей-предметников, педагогов дополнительного образования;
  • резюме с оценкой собственных достижений;
  • рекомендательные письма;
  • эссе обучающегося, посвященное выбору дальнейшего обучения;
  • и т.д.

Эта форма портфолио возможность включить механизмы самооценки ученика, что повышает степень осознанности процессов, связанных с обучением и выбором профильного направления.

  1. Раздел «Копилка» содержит памятки, инструкции, полезную информацию и т.д. (Приложение).

  1. Оформление портфолио
  1. Портфолио оформляется в соответствии с принятой в лицее структурой, указанной в пункте 4 настоящего Положения самим учеником в папке-накопители с файлами на бумажных носителях и/или в электронном виде.

Работа учащихся с портфолио сопровождается помощью взрослых: классного руководителя, родителей, педагогов, в ходе совместной работы которых устанавливается отношения партнерства, сотрудничества. Это позволяет обучающимся постепенно  развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

  1. Учащийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • записи  вести аккуратно и самостоятельно;
  • предоставлять достоверную информацию;
  • каждый отдельный материал, включенный в портфолио, должен датироваться и визироваться в течение года;
  • в конце года ученик самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы действий с учетом имеющихся результатов.

  1. Подведение итогов работы
  1. Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится классным руководителем. Система оценивания достижений учащихся по материалам портфолио представлена в таблице в Приложение 4. Оценка по каждому виду деятельности суммируется, вносится в итоговый документ «Сводную итоговую ведомость», утверждается директором и заверяется печатью школы.

Приложение 1

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Каменский лицей имени Кожевина В.Е.»

Фамилия ________________________________________________________________

Имя ____________________________________________________________________

Отчество ________________________________________________________________

Дата рождения ___________________________________________________________

Класс ___________________________________________________________________

Адрес эл. почты, адрес сайта _______________________________________________

Классный руководитель ___________________________________________________

Документы и материалы

представлены за период

с ________ по ________

Каменск

Приложение 2

Анкета «Немного о себе»

Инструкция: Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

  1. Фамилия ______________________________________________________________________
  2. Имя, отчество __________________________________________________________________
  3. Почему тебе при рождении дали именно это имя? Что оно означает? ___________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Ты сейчас в ____ классе. С какого класса обучаешься в этой школе? ____________________

_______________________________________________________________________________

  1. Внеклассная деятельность (дополнительное образование: кружки, секции и т.д.) _________

_______________________________________________________________________________

  1. Что тебе нравиться делать в свободное время? ______________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Какие фильмы, телепередачи, сериалы предпочитаешь смотреть? ______________________

______________________________________________________________________________

  1. Какая музыка и какой исполнитель тебе больше всего нравиться? ______________________

_______________________________________________________________________________

  1. Что ты любишь читать в свободное время, на какую тему? ____________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Твои увлечения (хобби)? _________________________________________________________
  2. Какие учебные предметы тебе нравятся? ___________________________________________
  3. Какие учебные предметы тебе не нравятся? _________________________________________
  4. Какая область знаний более всего привлекает?

- естественнонаучная:  математика,  физика,  химия,  биология,  география;

- общественно-научная:  история,  философия,  обществознание,  экономика;

- гуманитарная:  литература,  русский язык;  иностранные языки;

  1. Кем бы ты хотел быть? Почему? __________________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Какие еще профессии тебя привлекают? ___________________________________________

______________________________________________________________________________

  1. Уровень образования, которое ты хотел бы получить:

 высшее (вуз);

 среднее или начальное профессиональное (техникумы, училища).

Спасибо!

План написания автобиографии

Автобиография начинается со слов «Я, ФИО». Далее информация о себе излагается в свободной форме, используются распространенные предложения.

  • Ф.И.О.;
  • Дата. Место рождения;
  • Класс обучения;
  • Информация о родителях, семье;
  • Дошкольное детство: увлечения, любимые игрушки, детские мечты, желания;
  • Школьная жизнь: первое впечатление о школе; самое яркое событие, связанное со школой; кем я хотел быть в 7-9 лет и почему; лучшее событие в моей жизни (описать событие, впечатления); моя первая награда; полезные выводы; человек, оказавший на меня большое влияние; переломный момент в моей жизни; взаимоотношения с друзьями, ровесниками и другими людьми;
  • Профильное обучение: интересы, любимые занятия; над чем мне необходимо работать: личные качества, знания и  умения; любимые школьные предметы или темы; предметы, которые мне нужны для овладения профессией; мои профильные предметы; мои успехи по этим предметам.

Дата                                                                                   Подпись

Анкета «Моя родословная»

Инструкция: Уважаемый ученик! Просим тебя ответить на вопросы предлагаемой анкеты.

  1. Напиши о своих родителях (или о других очень близких тебе людях):

Мама

Папа

Фамилия

Имя

Отчество

Дата рождения

Профессия

Какие они?

  1. Кто еще живет в вашей семье? ____________________________________________________

_______________________________________________________________________________

  1. Что, по твоему мнению, нужно делать, чтобы сохранить семью крепкой и дружной? ______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Есть ли у вас любимые семейные праздники? Каковы общие увлечения? ________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. А сейчас ответь на вопрос: «Что такое счастье семьи?»________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Спасибо!

Тест «Кто Я? Какой Я?»

Инструкция: Попробуй заполнить каждую строчку, ответив на вопросы «Кто я?» или «Какой я?». Получится ли это у тебя?

Кто Я?

Какой (какая) Я?

Тест «Самооценка»

Инструкция: Ниже ты видишь 7 столбцов с перечислением качеств человека.

Представь, что основание каждого столбца соответствует низшему уровню развития этого качества, а верхняя, 10-я черта – наивысшему.

Знаком (-) отметь, как ты оцениваешь развитие у себя этого качества в данный момент времени. После этого крестиком (х) отметь, при каком уровне развития этих качеств ты был бы удовлетворен собой или почувствовал бы гордость за себя.

Здоровье

Ум, интеллект

Внешность

Умение общаться

Авторитет у сверстников

Успехи в учебе

Умение делать что-либо своими руками

Спасибо!

Тест «К чему я стремлюсь в жизни?»

Инструкция: Перед тобой список жизненных ценностей. Они все значимы для человека, но для разных людей – в разной степени. Кому-то кажется самым важным иметь хорошее здоровье и друзей, кому-то – быть уверенным в себе, иметь интересную работу, деньги и т.д. Прочитай внимательно список и подумай, какая из жизненных ценностей имеет для тебя первостепенное значение. Поставь цифру «1». Далее поставь цифры «2», «3», … до «21» в порядке убывания важности для тебя указанных ценностей.

Посмотри, что у тебя получилось.

Жизненные ценности

Шкала

Хорошее образование

Хорошая работа и карьера

Счастливая семья

Слава

Деньги, богатство

Дружба, наличие хороших и верных друзей

Достижение в искусстве, музыке, спорте

Уважение и восхищение окружающих

Наука как познание нового

Хорошее здоровье

Уверенность в себе и самоуважение

Хорошая пища

Красивая одежда, ювелирные украшения

Власть и положение

Хороший дом, квартира

Сохранение жизни и природы на Земле

Счастье близких людей

Благополучие государства

Активная деятельность людей

Любовь

Свобода как независимость в поступках и действиях

Спасибо!

Приложение 3

Ведомость участие в школьных и внешкольных мероприятиях

  1. Олимпиады, конкурсы:

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

  1. Научно-практические конференции:

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

  1. Спортивные достижения:

Название

Уровень

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

  1. Художественные достижения:

Название

Предмет

Уровень

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

  1. Творческие работы, рефераты, проекты:

Название

Область знаний

Количество страниц

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

  1. Практики: трудовая, социальная, педагогическая:

Название

Содержание

Учреждение

Результат

Дата

Подпись

1

2

3

4

5

Приложение 4

Система оценки достижений учащихся по материалам портфолио

Показатели

Измерители

Результат - балл

1

Учебная деятельность

1-8 класс – средний балл годовых оценок

до 5

9 класс – результаты экзаменов и средний балл аттестата

до 5

10 класс – средний балл годовых оценок

до 5

11 класс – результаты ЕГЭ и средний балл аттестата

до 5

2

Интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны и т.д.

Школьная:

- победитель;

- призер;

- участник;

3

2

1

Муниципальная:

- победитель;

- призер;

- участник;

5

4

3

Региональная:

- победитель;

- призер;

- участник;

7

6

5

Всероссийская:

- победитель;

- призер;

- участник;

9

8

7

Международная:

- победитель;

- призер;

- участник;

10

9

8

3

Спортивные достижения

Школьные соревнования, спартакиады:

- победитель;

- призер;

- участник;

3

2

1

Муниципальные соревнования, спартакиады:

- победитель;

- призер;

- участник;

5

4

3

Региональные соревнования, спартакиады:

- победитель;

- призер;

- участник;

7

6

5

Всероссийские соревнования, спартакиады:

- победитель;

- призер;

- участник;

9

8

7

Международные соревнования, спартакиады:

- победитель;

- призер;

- участник;

10

9

8

4

Художественно-творческие достижения

Школьные мероприятия:

- победитель;

- призер;

- участник;

3

2

1

Муниципальные мероприятия:

- победитель;

- призер;

- участник;

5

4

3

Региональные мероприятия:

- победитель;

- призер;

- участник;

7

6

5

Всероссийские мероприятия:

- победитель;

- призер;

- участник;

9

8

7

Международные мероприятия:

- победитель;

- призер;

- участник;

10

9

8

5

Дополнительное образование

Участие в кружках, секциях

2

6

Школьные практики

- участие;

- участвовал и стал призером;

- организация и проведение мероприятия;

1

2

3

Сводная итоговая ведомость

__________________________________________________________________________________

(Фамилия, имя, отчество)

__________________________________________________________________________________

(полное наименование образовательного учреждения)

Класс __________

Показатели

Балл

1

Учебная деятельность

2

Интеллектуальные олимпиады, конкурсы, марафоны и т.д.

3

Спортивные достижения

4

Художественно-творческие достижения

5

Дополнительное образование

6

Школьные практики

ИТОГО:

Настоящий итоговый документ составлен на основании оригиналов официальных документов, представленных в портфолио.

Грамоты, дипломы, резюме и другие материалы представлены в приложении к итоговому документу.

_______________

(дата)

Классный руководитель                   ______________    /Ф.И.О./

 

Директор лицея                                 ______________    /Сорокина О.В./

М.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося Покачевского профессионального училища

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений обучающихся.Портфолио позволяет решать задачи организации, планирования, осуществления и оценивания различных направл...

ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРТФОЛИО (индивидуальной накопительной оценке) ОБУЧАЮЩИХСЯ МБОУ «Буторлинская оош»

Портфолио - очень важный сегодня документ для каждого человека. В нашем учреждении, начиная с дошкольных групп, учаться оформлять портфолио, в дошкольных группах - родители, в школе  дети продолж...

ПОЛОЖЕНИЕ о портфолио обучающегося основной школы (5-8 классы) в условиях введения ФГОС ООО в Муниципальном автономном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 7»

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Положение о портфолио обучающегося основной школы

Настоящее Положение о портфолио обучающегося основной школы в условиях введения ФГОС ООО МАОУ СОШ № 7 разработано в рамках реализации ФГОС ООО, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обуче...

Положение о проведение "Единого Дня Здоровья" среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

Положение о проведении "Единого Дня Здоровья" среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова...

Положение чемпионата по гандболу среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова

Положении чемпионата по гандболу среди обучающихся Домодедовского лицея №3 им.Героя Советского Союза Ю.П.Максимова...

Положение о портфолио обучающегося

Портфолио  - индивидуальная накопительная оценка обучающегося, которая вводится  с целью  фиксирования индивидуальных достижений  обучающихся....