Коррекционно-развивающая работа с обучающимися на уроках трудового обучения
материал

Тишина Вера Петровна

Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение адаптированными основными общеобразовательными  программами для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-это систематическая и целенаправленная коррекционная работа в школе. Задача  - педагогов  школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество

Скачать:


Предварительный просмотр:

Коррекционно-развивающая  работа с обучающимися

на уроках трудового обучения.

Тишина В.П., учителя ГКОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья», на МО учителей  обучения.

      Одним из главных условий, без которых невозможно успешное овладение адаптированными основными общеобразовательными  программами для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)-это систематическая и целенаправленная коррекционная работа в школе. Задача  - педагогов  школы состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей, в процессе которой у каждого обучающегося появился механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество. 

   Психологическим фоном коррекционной работы является установление эмоционально окрашенных контактов между детьми в классе, между педагогами и детьми, создание положительного эмоционального климата, взаимоотношений в классе и в школе.

   Сегодня каждый педагог ищет наиболее эффективные пути усовершенствования учебного процесса, способы повышения мотивации к учебе учащихся и качества обучения.

Задачами этой работы являются:

  • развитие коммуникативной компетенции;
  •  формирование нравственно-культурных ценностей;
  • активизация эмоционально-мыслительных процессов.

         Ведущую роль в познавательной деятельности обучающихся играют мыслительные процессы запоминания, внимания, также важную роль играют наличие или отсутствие у ребенка речевых дефектов; уровень его работоспособности. Несмотря на то, что каждому из этих процессов отведено свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно восприятие и запоминание нового материала. Без восприятия и памяти станут неосуществимы операции мышления. При организации учебного процесса необходимо учитывать закономерности динамики умственной работоспособности ребенка, так как она зависит от функционального состояния и внешних условий организма.

    На каждом уроке создаю ситуации успеха и похвалы, способствующие повышению учебной мотивации и самооценки обучающихся, обеспечивается щадящий режим и дифференцированный подход.  Уроки строятся с учётом индивидуальных особенностей детей.  При анализе допущенных ошибок обучающимися,  с начало  их анализируем,  щадя их самолюбие  и внушая веру в свои силы.

 «Ты можешь» - напоминаю  ученику.

 «Он может» - должен понимать коллектив ребят.

«Я могу» - наконец, делает вывод сам ученик, и эта вера в возможность победы придает ему новые силы.

    Коррекционную работу  строю  не как простую тренировку умений и навыков, не как отдельные упражнения по совершенствованию психологической деятельности, а как целостную осмысленную деятельность ребенка, органически вписывающаяся в систему его повседневных жизненных отношений.

На  уроках использую разнообразные коррекционные упр., задания, а также разнообразные формы и приемы, направленные на:

  • двигательную активность (эффективный способ предупреждения и своевременного снятия утомления);
  • оздоровительные минутки (один из компонентов здоровьесберегающих технологий для улучшения психоэмоционального состояния).
  • дыхательные,  глазодвигательные, коммуникативные упр., а также упр. для развития мелкой моторики.

        Одним из показателей успешности коррекционно-развивающей работы  служит уровень самостоятельности обучающихся при выполнении новых учебных и трудовых заданий. Из психологических исследований известно, что самостоятельность обучающихся зависит от уровня сформированности у них обобщенных учебных и трудовых умений. Поэтому осуществление принципа коррекции в обучении заключается в формировании у них этих умений, т.е. умений самостоятельно ориентироваться в требованиях к выполнению заданий, анализировать условия и планировать свою деятельность, привлекая для этого имеющиеся знания и опыт, делать выводы о качестве выполненной работы.

Подобная педагогическая позиция является психологически оправданной. Так как коррекция познавательных процессов урока тесно перекликается с усвоением программного материала. Почти на каждом уроке к уже имеющимся знаниям и представлениям добавляются новые слова, активизируются эмоционально-волевые процессы.

    Моя задача – сделать процесс обучения занимательным, создать у детей бодрое рабочее настроение, облегчить преодоление трудностей в усвоении учебного материала, включать обучающихся в разнообразную творческую деятельность – изобразительную, игровую,  трудовую и т.д. Провожу различные коррекционные упражнения направленные на развитие внимания, мышления, воображения, речи, моторики, такие как: «Найди слова», «Четвертый лишний», «Незаконченные фигуры», разучивание стихотворений, пересказ,  «Дополни слово», «Составить из предлагаемого набора букв как можно больше слов» и т.д.

    Занятия по трудовому обучению направлены на изучение обучающимися теоретического материала, приемов работы и отработку практических навыков по изготовлению простейших изделий.

Основной формой обучения является учебно-практическая деятельность учащихся. В процессе обучения используются словесные, наглядные и практические методы обучения. Повышенную значимость имеют игровые методы обучения и используются на уроках в различных его частях для введения, объяснения, закрепления, упражнения и контроля. Широко применяется метод презентаций, как способ эффективно и своевременно преподать учебную информацию. А также метод проектов, как способ организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата. При организации творческой или проектной деятельности учащихся очень важно акцентировать их внимание на потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в качестве творческой идеи. Все проводимые коррекционно – развивающие занятия, направлены на развитие познавательной активности психических процессов, формирование обобщенных представлений, развитию аналитических способностей, умению работать по инструкции, соответственно развивать самоконтроль и контроль выполняемой работы в классе.

  Создаваемая благоприятная атмосфера на уроке положительно влияет на учебную мотивацию, которая ведет к успешному обучению

   Коррекционное обучение выступает как условие преодоления или сглаживания некоторых трудностей, возникающих вследствие биологического нарушения, но, что особенно ценно, оно лежит в основе формирования личности обучающихся, имеющего то или иное отклонение в развитии.

Литература

  1. Новикова Е.В. Как подготовить руку ребенка к письму: Комплекс упражнений для тренинга мышц рук у детей.
  2. Программа подготовительного и 1 — 4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида. / Ред. В.В.Воронкова.
  3. Уфимцева Л.П. Некоторые подходы к преодолению сенсомоторных затруднений при обучении письму и чтению учащихся вспомогательной школы // Дефектология,  2005. № 6.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РОЛЬ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогают подросткам не только овладеть определенными ...

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве и на уроках трудового обучения

Конспект урока в 9 классе коррекционной школы: «Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения».Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение....

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения

Презентация к уроку: Трудовая дисциплина в трудовом законодательстве РФ и на уроках трудового обучения.Организация учебного процесса.  Метапредметное обучение.Конспект урока в 9 классе коррекцион...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Технологическая карта урока трудового обучения по ФГОС НОО обучающихся с умственной отсталостью (5 класс, тема урока "Пришивание пуговиц с четырьмя сквозными отверстиями")

Технологическая карта составлена методически грамотно, что способствует продуктивной работе учителя и обучающихся....

Презентация «Тестовый метод контроля знаний обучающихся на уроках трудового обучения»

Тест – это система заданий специфической формы, определенного содержания, возрастающей трудности, позволяющая качественно оценить структуру и измерить уровень знаний, умений и навыков обучающихс...