Выступление на заседании ОМО
статья

Зарянская Ольга Сергеевна

Главной целью обучения географии сегодня  является повышение качества. Какие традиционные или современные методы использовать для достижения результата каждый педагого выбирает сам.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление Зарянской О.С.,

руководителя ОМО учителей географии ГГО

Выступление Зарянской О.С., руководителя ОМО учителей географии ГГО,  на заседании ОМО

Тема: Повышение качества образования географии обучающихся через развитие творческих способностей и познавательной активности

Повышение качества образования является одной из актуальных проблем. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмысления цели и результата образования. Современное образование должно быть направленно на развитие личности человека, раскрытие его возможностей, талантов, становление самосознания, самореализации, формирование его компетенций.

Образование, ориентированное на личность обучаемого, не может не быть  социально ориентированным. На нынешнем этапе выпускник школы должен стать социально и профессионально активной личностью, обладающей высокой компетентностью, мобильностью и профессионализмом. Формирование этих качеств возможно при широком внедрении в образовательный процесс личностно-ориентированного обучения.

Личностно-ориентированное обучение - это такое обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, самоценность.

При этом знания начинают играть вторичную роль, выполняя функцию средства в развитии личности. В качестве основного результата выступает развитие, прежде всего, мыслительных, коммуникативных и творческих способностей личности. Личностно-ориентированное обучение не столько задает вектор развития, сколько создает для этого все необходимые условия. Тем самым существенно меняется функция обучения. Его задача не планировать общую единую и обязательную для всех линию психического развития, а помогать каждому ученику с учетом имеющегося у него опыта познания совершенствовать свои индивидуальные способности, развиваться как личность.

      Стремление к творчеству – результат воспитания и, поэтому, может служить средством педагогического воздействия на формирование познавательных интересов, активности у школьников в учебной деятельности. Отражение человеком мира, есть активный, творческий процесс. Это означает, что воспринимаемые предметы, объекты и явления, пережитые чувства не только отражаются в сознании человека, но и перестраиваются в новые комбинации. Воображение тесно взаимосвязано с процессом восприятия. Оно включается в восприятие, влияет на создание новых образов, делая их более продуктивными.

     Процесс обучения должен быть так организован, чтобы у учащихся пробуждался мотивационный интерес к знаниям, шло не только формально-штамповочное овладение умениями и навыками, а был стимул для инициативности, самостоятельности в учебной деятельности. Учащиеся могли бы демонстрировать, развивать и совершенствовать познавательные способности. Изучение учебного материала необходимо заполнить творческой, индивидуальной доминантой ученика. А по мере перехода школьника на более высокую и качественную ступень обучения,- творческие способности и познавательная активность побудили бы к проявлению новизны в исследовательской, научной и практической деятельности учащихся.

     География – это один из тех предметов, где процесс развития творческих способностей и познавательной активности приобретает наиболее яркие смысловые оттенки. Самый сильный акцент для становления творческого потенциала учащихся и развития познавательной активности необходимо формировать на начальной стадии изучения предмета (5-6-е классы), т.к. восприятие учебного материала идет через “оживление” слов, понятий, определений данной темы урока, включается создание образов воспринимаемых предметов урока, происходит обогащение и усовершенствование новых образов, делая учебный процесс более продуктивным от темы к теме.

Высокий уровень мотивации при обучении детей, является источником активности и успешности в обучении, поэтому его достижение является одной из важнейших проблем современного образования. Учебно-познавательные мотивы формируются в процессе учебной деятельности, поэтому важно как эта деятельность ведется. Успех обучения во многом определяется соблюдением всех этапов процесса усвоения новых для школьников видов познавательной деятельности, и первый из этих этапов — мотивационный. Известно, что если ученик не знает, для чего необходимо усвоить тот или иной учебный материал, не хочет учиться, то научить его невозможно. Следовательно, прежде чем организовать учебную деятельность школьников, учитель должен позаботиться о мотивах их деятельности.

Мотивация — это установка на деятельность, которая обеспечивает эту деятельность с психологической точки зрения. При этом особое внимание обращается на такие психологические факторы как способность воспринимать учебную информацию, слушать, осмысливать, запоминать и т. д. Ученик должен осознавать, для чего ему необходимы предлагаемые к усвоению знания. Поэтому в обучении надо идти от мотивов — к целевым задачам, а от них — к содержанию.

В личностно-ориентированном обучении,  знание обретает личностный смысл. Обучаемому сначала нужно понять, зачем ему это знание, как оно связано с его индивидуальными мотивами, принять знание через постановку учебной задачи и только на этой основе освоить его как часть сознания.

В качестве единицы деятельности выступает не отрезок усвоенного учебного материала, а шаг в развитии обучаемого. Научить детей разумно учиться, сформировать у них для этого нужные привычки и в особенности привычку постоянно учиться в широком смысле слова, размышлять над увиденным и услышанным, правильно оценивать это увиденное и услышанное – это более важно, чем усвоение тех или иных знаний.

Знания, если они понадобятся человеку с такими привычками, всегда можно найти в книгах, справочниках. интернет и т.д. В системе личностно-ориентированного образования обучаемый – «человек духовный»; внутренне ориентированная личность.

Ученик в учебном процессе выступает с позиции исследователя, способного к рефлексивному рассмотрению собственных действий.

Реализация идей личностно-ориентированного обучения в школьной географии означает создание каждым учеником личностно-значимого образа мира, основанного на его собственном, субъективном опыте.
Школьная география занимает активную позицию в педагогике развития. Ее уникальное положение в современной системе образования, где она играет роль «мостика» между естественными и общественными науками, предоставляет ей огромные возможности. Географические знания - основа любой профессии. Благодаря своему мировоззренческому и интегративному характеру школьная география продолжает формировать комплексное и системное представление о Земле, позволяющее отнести ее к числу классических школьных предметов, на которые ложится ответственность за формирование у школьников умений и навыков ориентации и социально-ответственного поведения в окружающем мире.

Цель учителя – вывести личность каждого ученика в режим развития в процессе собственной деятельности. В связи с этим он должен обладать желанием и умением учиться. Желание учится, не проявляется само собой, его надо целенаправленно формировать.

Первый этап урока – ориентировочно-мотивационный – очень важный. Он включает в себя мотивацию учащихся на предстоящую деятельность, процедуру проблематизации, совместной с детьми постановку учебной задачи. На уроках я создаю условия для осмысления учебной деятельности. Для этого помогаю осознать цель предстоящей деятельности, осмыслить и принять мотивы познавательной деятельности, связанные с самим процессом познания и его результатом. Цель выполняет функцию направления деятельности и она должна быть четко сформулирована. Четкая цель структурирует всю систему действий, из которых состоит деятельность. Поэтому на уроках я отрабатываю приемы коллективного целеполагания.

Цель учебной деятельности представляется мне как стремление изменить степень обученности, воспитанности и развития учащихся.
Стимулирует принятие цели предстоящей деятельности правильно организованные учителем до начала изучения новой темы проблемные ситуации, которые вызывают у детей внутреннюю необходимость разобраться в неизвестном. В основе процедуры проблематизации лежит постижение учеником собственного незнания, а далее формирование психологической позиции для устранения этого незнания. Это означает, что методическое обеспечение процесса должно способствовать возникновению ощущения конфликта между знанием и незнание. Ученик начинает решать учебную задачу.

Например. Урок по теме «Движение воздуха. Ветер»; 6 класс.
Урок начинаем с простого действия. Обмахиваемся тетрадью. Отмечаем, что становится свежее, прохладнее. Задаю вопрос учащимся: ПОЧЕМУ? Предлагаю обсудить. В ходе обсуждения поставленной проблемы школьники приходят к выводу: теплый воздух (как более легкий) устремляется вверх.
Далее я обращаюсь к учащимся: «Так о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке». Они дают ответ: «О движении воздуха».

Способов мотивации познавательной деятельности много. Задаются мотивационные установки, как правило, в начале урока. Прежде чем действовать, школьники должны быть внутренне подготовлены к восприятию информации, к учебной деятельности как физически, так и психологически.

Важное средство мотивации учебной деятельности — мотивированная личность учителя, его методическое мастерство, человеческие качества, увлеченность своим предметом, доброе отношение и понимание интересов своих учеников. Мотивированный ученик – это «продукт» деятельности мотивированного учителя. Поведение учителя на уроке, его речь, настроение, действия (вошел в класс и сразу начал рисовать на доске, читает стихи, обращает внимание на важное событие, дает сразу команду открыть атлас, учебник и т. д.) оказывают сильное влияние на учащихся. Ответственное отношение учителя к своему труду, любовь к путешествиям, занятия краеведением и туризмом, умение вовлечь школьников в активный учебный труд и многие другие качества его личности активно влияют на мотивы изучения географии школьниками.

География обладает большими возможностями для привлечения внимания школьников к необычным фактам, процессам, феноменам природы. Она широко использует аналогии, ассоциации, все то, что возбуждает активное мышление, вызывает чувство нового, интерес к неизведанному, радость удовлетворения любознательности, пробуждает эмоциональную сферу личности школьника и, как итог, возбуждает любовь к знаниям. Именно эта любовь к знаниям лежит в основе мотивационной сферы учения. Такие вопросы, как образование нашей планеты, ее геологическая история, природные явления, происходящие в оболочках Земли (землетрясения, извержения вулканов, тайфуны, цунами, северное сияние, миражи и т. д.) вызывают большой интерес у школьников, который лежит в основе мотивов учения.

Мотивация в начале урока может быть очень разнообразной. Урок можно начать со стихотворения, загадки, пословицы, видеофрагмента, набора интересных иллюстраций и т.д.


Можно столкнуть жизненные представления с научными фактами с помощью фактических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибку. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их на решение проблемы.

Тема «Зоны тундры», 8 кл.
Задание:
- Не глядя на карту, подумать, где должна находиться граница тундры, нанести простым карандашом на контурную карту.
- Сравнить с тематической картой. Провести границу точно. Возникает проблемная ситуация.
- Следует проблемный вопрос: «Почему зона тундры на территории России постепенно расширяется к югу до 60° с.ш., в то время как в европейской части на этой широте находится зоны смешанных и широколиственных лесов?»

Наиболее эффективным способом создания «естественной среды», т.е. условий, максимально приближенных к реальным, является метод проектов. При работе над проектом появляется исключительная возможность формирования у школьников определенного набора способов деятельности, необходимого для разрешения разного рода проблем. Сочетание методов, применение наиболее активных из них, рассчитанных на организацию самостоятельной познавательной деятельности школьников (частично-поисковый, исследовательский), побуждают школьников к активной учебной деятельности. Но в процессе обучения, мотивацией могут быть те же формы организации, что и раньше: уроки-игры, уроки-конференции, путешествия, уроки типа КВН, инсценировки, уроки-дискуссии, уроки-конкурсы, экскурсии на природу и на производство, уроки на местности, в библиотеке вызывают большой интерес у школьников, активизируют их деятельность. Мотивацией может служить даже необычное название урока, как бы его девиз, который позволяет создать особый психологический климат, выйти за рамки отдельных тем учебника и решить познавательную задачу. 

Например, темы уроков в 6 и 7 классах: «Океан, твой час настал!», «Планета в твоих руках», «Ветер, по всей Земле гуляет ветер!», «Капелька-путешественница», «Знакомьтесь, Австралия!», и др.

Важным элементом учебной деятельности учащихся является рефлексивная деятельность. Поэтому следующим моментом урока является обсуждение вопроса: «Что мы будем контролировать?». Намечаем такие формы проведения рефлексии:

  • самоконтроль по учебнику;
  • взаимоконтроль во время диалога в паре;
  • контроль со стороны класса во время коллективного диалога;
  • контроль со стороны учителя;
  • поэтапный контроль;
  • итоговый контроль учителем.

Определив задачи урока и спланировав деятельность по их выполнению, мы приступаем к реализации плана. Функция моя, как учителя, после вовлечения учащихся в познавательную деятельность на всех этапах их собственной работы осуществляется как организационно-сопровождающая. Работаем точно по намеченному плану, последовательно переходя от одного вопроса к другому.

Организуя включение каждого ученика в процесс принятия цели урока, планирования, реализации плана, осмысления действий плана, которые необходимо каждому проконтролировать и оценить. Создавая благоприятный эмоциональный фон, стараюсь втянуть в обсуждение как можно больше учеников, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят.

Вопросы I уровня
1. Что такое кооперирование и специализация?
2. Назовите центры размещения цветной металлургии в России.
3. Перечислите глобальные проблемы человечества.

II. Второй блок вопросов – творческо-поискового уровня начинаю со слов «Почему … ?», «Сравните …», «С чем связано применение … ?», «Каковы причины возникновения … ?», «Что общего между … ?», «В чем вы видите различия … ?» и т.д.

III. Вопросы на проблемном уровне предназначены для учащихся, проявляющих способности, склонности к предмету. Это вопросы для тех, кто будет углубленно изучать предмет.
«Каковы первопричины возникновения одной из злободневных проблем человечества – продовольственной».

В процессе работы с учебником у школьников формируются умения осуществлять различные мыслительные операции, делать мировоззренческие выводы, устанавливать связь теории с практикой. Сформированность умения работать с учебником позволяет более экономно использовать учебное время, как на уроке, так и при подготовке домашнего задания. Во время работы с учебником основное внимание уделяю формированию умения ориентироваться в учебнике, работать с его текстом, иллюстрациями, схемами, таблицами, самостоятельно оформлять результаты работы.

Самую важную, большую по объему, значительную по смысловой нагрузке часть в учебнике составляет текст. Овладение умением работать с текстом, проявляется в способности учащихся быстро прочитать и понять его, пересказать, найти главные мысли, установить части текста и их озаглавить, составить план прочитанного, подобрать материал для ответа на вопрос, заполнить или составить таблицы и схемы, использовать приобретенные знания для решения познавательных задач.

В работе с учебником нацеливаю учащихся на установление причинно-следственных связей.

Пример
7 класс. Тема: «Климат Африки».
Даю детям задание: установите причинно-следственные связи
Следствие → Причина
Африка – самый жаркий материк?
Прочитать параграф текста, анализировать карту, выписать причины данного следствия.
Благодатный материал для формирования знаний о причинно-следственных связях при изучении темы «Климат».
6 класс. При изучении зависимости между высотой Солнца и нагреванием земной поверхности составляем логическую цепочку (после рассмотрения рисунка в учебнике)
Высота солнца → Нагревание земной → Нагревание
поверхности воздуха над ней

Или 8 класс. Тема: «Зона степей».
Мало осадков Мелкие животные
Климат жаркий → Травянистая → Черноземные почвы
и сухой растительность.
Пример
Представьте себе, что надо самостоятельно изучить параграф учебника. Опиши, как ты это будешь делать. Составь план, заполни таблицу и др. Эта работа позволяет увидеть умеют ли учащиеся выделять главное, разделить материал на части, установить связи между ними.
Уделяю на уроках большое внимание умению сравнивать, находить черты сходства и различия.
Пример
8 класс. Сравнить две безлесые зоны (зона тундры и зона степей) и объясните причины их безлесья. Работа проводится в парах, группах.

В настоящее время использование компьютерных технологий позволяет представлять схемы, графики, диаграммы на слайдах электронной презентации. Это позволяет перерабатывать, осмыслять и оценивать большие потоки современной информации, и развивает умения пользоваться и управлять ей для различных практических целей.
Большое внимание на каждом уроке географии отвожу работе с географической картой. Карта – второй язык географии. Карту как средство наглядности использую в нескольких основных формах. Во-первых, как иллюстрация знаний об объектах и явлениях. Во-вторых, как источник знаний об изображаемом объекте или явлении. В-третьих, как источник новых знаний об объекте или явлении, выведенных на основе умозаключений, но непосредственно не изображенных. Основная цель – умение свободно пользоваться информацией карт.
В 9-10 классах предлагаю творческие задания по картам.

Пример
1. Используя информацию экономической карты, составьте список импортируемой в Западную Европу продукции и продукции идущей на экспорт. Сравните их состав, выделите наиболее характерные статьи экспорта и импорта. Какие регионы мира поставляют сырье?
2. По карте «Мирового машиностроения» составьте в тетради систематизирующую таблицу «Группировка стран мира по уровню развития машиностроения». Выделите четыре группы стран. Подумайте, какую информацию можно извлечь из этой таблицы.
3. Составьте план проведения двухнедельных каникул в Зарубежной Европе. Определите территории, которые вы бы хотели посетить и время пребывания. Нанесите на карту маршрут.
4. Пользуясь данными о длине морских трасс на политической карте мира, посчитайте, на сколько сокращается расстояние между Лондоном и Токио при использовании Суэцкого канала?
Фрагмент урока. Тема: «Химико-лесной комплекс».
Учитель: «Откройте карту химической промышленности. Подумайте, можем ли мы глядя на карту подчеркнуть значимость химической промышленности в экономике страны?»
Ученики дают утвердительный ответ
- Почему?
Учащиеся объясняют: «Она размещается по всей территории страны».
- В чем конкретно ее значимость? …
Обсуждение в парах, коллективный диалог. Делают вывод. Спрашиваю нескольких учеников.
- Создает новые материалы, которых нет в природе.
- У химической промышленности почти неограниченная сырьевая база.
- Химические технологии очень разнообразны.

На уроках, где требуется несколько карт, карты сканирую и представляю на слайдах, это позволяет использовать на уроке большое количество карт, экономить время. Применение слайдов способствует формированию у детей информационной грамотности, образных представлений, а на их основе понятий.

Проверку географической номенклатуры осуществляю при помощи контурных карт. Наряду с заданиями типа «Нанесите следующую номенклатуру…» предлагаю учащимся выписать на отдельном листе названия географических объектов, обозначенных соответствующими номерами на контурной карте.

В начальном курсе географии встречается много географических понятий, терминов, слов, которые необходимо запомнить. Поэтому на уроках работаю со словами, понятиями. В каждом понятии определяем главное родовое слово, а затем слова его определяющие.

Например, «климат» - означает «наклон». Именно с углом наклона солнечных лучей по отношению к Земле связали древние греки различные погоды на разных широтах.

Не придется зазубривать информацию, она сама естественным образом разместится внутри, если в начале внутри нее самой побывает пытливая мысль человека. Великий Леонардо да Винчи оставил изречение: «пойми разумное обоснование, и тебе не понадобится опыта». Важно чтобы учащийся проник в суть слова.

Таким образом, у школьника развивается образное мышление. Чем лучше развито образное мышление, тем лучше его память.

Умение классифицировать относиться к общепринятым интеллектуальным умениям. Для формирования умения классифицировать богатыми возможностями обладает курс 6-7 классов. Работу провожу со всеми учащимися. Качество усвоения определятся как возрастными, так и индивидуальными особенностями учащихся. Одни усваивают сразу, другим требуется время.

Пример 1. Пользуясь картой Африки, сгруппируйте страны этого континента на основании их географического положения.
Пример 2. Составьте классификационную схему, используя следующие понятия: литосфера, оболочки Земли, гидросфера, биосфера, атмосфера, земная кора, стратосфера, верхний слой мантии, тропосфера, верхний слой атмосферы.

Тема: «Климат Африки». Промежуточный контроль.
Цель: проверить умение применять теоретические знания и умения работать с картой атласа.
Задание: Почему на берегу Атлантического океана образовалась пустыня Намиб (сопоставьте физическую и климатическую карты). Запишите причины в тетрадь.

В конце урока итоговый контроль. Формы его различны: в виде таблицы, географический диктант, контроль по образцу.

Каждый урок завершаю рефлексией. Учащимся предлагаю ответить на вопросы.

Уделяю большое внимание домашнему заданию. При отборе заданий на дом ориентируюсь на средний уровень подготовленности учеников. Используя дифференцированный подход, даю дополнительные смысловые нагрузки, предлагаю задания, требующие творческого поиска правильных способов решения; для слабоуспевающих школьников предусматриваю меры помощи. Дифференцированные домашние задания способствуют развитию хорошо успевающих и одаренных детей, углублению их знаний и развитию интересов. Слабым школьникам такие работы позволяют испытать чувство успеха, дают возможность проявить себя, свои сильные стороны, а значит, являются эффективным средством для улучшения здоровья , как физического состояния, так и душевного благополучия.

Пример. 6 класс. Тема: «План местности».
По рисунку местности составьте чертеж, используя топографические знаки:
- на «3» - использованы не менее 8 топографических знаков.
- на «4» - использованы все топографические знаки.
- на «5» - использованы все топографические знаки и их цифровые характеристики.

А также стараюсь придать творческий характер. Задания могут быть такого типа:
- Составьте кроссворд по теме.
- Нарисовать зону тундры, отразить характерные признаки этой зоны.
- Написать мини-сочинение.
- Написать письмо другу.
- Составить электронную презентацию: «Народные промыслы Центральной России», «Долина гейзеров», «Чудо природы - Байкал» и др.
Такие творческие задания не только развивают мыслительную деятельность, творческую активность учащихся, но и познавательный интерес, который выходит за рамки школьной программы.

Положительная мотивация, эмоциональная и физическая релаксация способствует сохранению здоровья.

Неотъемлемой составляющей учебно-воспитательного процесса считаю внеклассную работу по географии. Если информация, полученная на уроке, заинтересовала учащихся, то у школьников возникает желание изучать географию и после звонка. КВН, географический диктант, викторины, интеллект-шоу - внеклассные мероприятия помогают обогатить знания детей, проявить их инициативу и самостоятельность, способствует развитию индивидуальных качеств, раскрытию талантов, формирует умение применять знания, приобретенные на уроках географии, принимать взвешенное решение. Участие школьников в подготовке и проведении внеклассных мероприятий, открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний: книгой, картой, Интернетом, документами и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании педагоггического совета по теме :"Одаренность. работа с одаренными детьми в свете инициативы "Наша новая школа"

Текст доклада на заседании педагогического совета по теме "Одаренность. Работа с одаренными детьми в свете идей инициативы "Наша новая школа"...

Выступление на заседании педагогического совета "Здоровье детей-здоровье нации"

Проблема укрепления и сохранения здоровья является основной в системе безопасности любого государства, в том числе и  России.     Забота о здоровье нации – одно из...

Выступление на заседании ШМО "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка и литературы"

Применение здоровьесберегающих технологий на уроках русского языка и литературы(из опыта работы)...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседаниях МО: "Информационные технологии на уроках иностранного языка"

выступление по теме "Информационные технологии на уроках иностранного языка"...