Использование технологии критического мышления на уроках биологии и географии в условиях малокомплектной школы
статья

Анисимова Наталья Николаевна

-

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologiya_kriticheskogo_myshleniya_25.03_rmo.doc188 КБ
Файл rmo_25.05.pptx2.72 МБ

Предварительный просмотр:

 «Использование технологии критического мышления на уроках биологии и географии в условиях малокомплектной школы»

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить,

то и в жизни он будет только подражать, копировать»

(Л.Н. Толстой)

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой стороны, доступным и интересным.

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в  процесс развития личности ребенка. 

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, выделять главное и второстепенное, анализировать различные стороны явлений).

Актуальностью  данной  технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

При традиционной системе обучения целью выступало формирование у детей азов грамотности, когда учитель показывает и объясняет, а ученик – запоминает и повторяет; а общение на уроке, как правило, было фронтальное. ТРКМ меняет деятельность ученика, привыкшего к получению готовых знаний,  подчинению, послушанию, монотонной работе не уроке, а значит, меняет и его смысловые установки. При использовании ТРКМ  учащиеся являются субъектами при определении целей учебной работы, критериев оценки ее результатов; у детей есть возможность исправления, редактирования работ. Такие уроки дают учащимся возможность проявить себя, показать свое видение предложенных тем и проблем, дают большую свободу творческого поиска.

Базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий): стадии вызова, стадии  осмысления и стадии рефлексии

Вызов. На этой стадии происходит выявление первоначальных представлений учащихся о теме обсуждения, активизации познавательной деятельности учеников, актуализацию собственного опыта. Это побуждает их вспомнить, что они уже знают по этой теме, привести имеющиеся знания в определенную систему, а также поделиться своими знаниями. Кроме этого, происходит настрой учащихся на тему урока, развивается интерес к ней, что является своеобразным мотивационным моментом. Важно, чтобы в конце вызова произошла систематизация всей информации, которая появилась в результате свободных высказываний учащихся.

Используемые приемы: мозговой штурм, кластер (пучок, созвездие), терминологические карты познания, перепутанные логические цепочки, «фишбоун», «толстые  и тонкие вопросы», «ассоциация»,  «собери текст»,  «верите ли вы, что…», «синквейн», «инсерт», написание эссе, сочинения – рассуждения, научно – исследовательские работы.

В процессе реализации фазы вызова

1.      Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.

2.      Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.

3.      Можно сочетать индивидуальную и групповую работы.  Обмен мнениями может способствовать и выработке новых идей, которые часто являются неожиданными и продуктивными. Обмен мнениями может способствовать и появлению интересных вопросов, поиск ответов на которые будет побуждать к изучению нового материала. Кроме того, часто некоторые учащиеся боятся излагать свое мнение преподавателю или сразу в большой аудитории. Работа в небольших группах позволяет таким учащимся чувствовать себя более комфортно.

Роль преподавателя

  • стимулировать учащихся к вспоминанию того, что они уже знают по изучаемой теме,
  • способствовать бесконфликтному обмену мнениями в группах, фиксации и систематизации информации, полученной от школьников.
  • не критиковать их ответы, даже если они неточны или неправильны

важно: Нам, преподавателям, очень сложно выступать в роли терпеливых слушателей своих учеников. Мы привыкли их поправлять, критиковать, морализировать по поводу их действий. Избежание этого и является основной трудностью для работы в режиме педагогической технологии развития критического мышления. 

Осмысление. Эта стадия начинается вместе с подачей новой информации. Этот этап можно по-другому назвать смысловой стадией. На этой стадии происходит соприкосновение учащихся с новыми знаниями, понятиями, идеями. Эта фаза занимает наибольшее время. Новая информация может быть представлена  в виде текста, лекции учителя, видеофильма,  кластера (схемы взаимосвязанный объектов),. Здесь происходит соотнесение новой информации с той, которой ранее располагали учащиеся, т.е. новых знаний с уже имеющимися. Быстрый темп изложения нового материала в режиме слушания и письма практически исключает возможность его осмысления.

Во время этой фазы урока учащиеся работают самостоятельно. Задачей учителя является поддержание активности учащихся, которая была достигнута на стадии вызова.

Используемые приемы: изучение текста или его отдельных частей, просмотр видеофильма, прослушивание лекции учителя, прослушивание аудиозаписи. Это может быть рассказ, лекция, индивидуальное, парное или групповое чтение или просмотр видеоматериала.

В любом случае это будет индивидуальное принятие и отслеживание информации. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача состоит в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.

На фазе осмысления содержания

Учащиеся: 

1.      Осуществляют контакт с новой информацией.

2.      Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.

3.      Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.

4.      Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.

5.      Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.

6.      Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

 Преподаватель:

1.      Может быть непосредственным источником новой информации. В этом случае его задача состоит в ее ясном и привлекательном изложении.

2.      Если школьники работают с текстом, учитель отслеживает степень активности работы, внимательности при чтении.

3.      Для организации работы с текстом учитель предлагает различные приемы для вдумчивого чтения и размышления о прочитанном.

Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что необходимо выделить достаточное время для реализации смысловой стадии. Если учащиеся работают с текстом, было бы целесообразно выделить время для второго прочтения. Это достаточно важно, так как для того, чтобы прояснить некоторые вопросы, необходимо увидеть текстовую информацию в различном контексте [3].

Рефлексия.

Целью этой стадии является закрепление полученных знаний, усвоение новой информации, формирование собственного нового знания, включение в систему знаний новых понятий, а также постановка новых вопросов и поиск ответов на них, что может послужить основой для стадии вызова к следующему уроку.

Используемые приемы:

составление схемы, таблицы, обсуждение, дискуссия, краткое сочинение, карты познания,  разработка мини-проекта,  взаимоопрос и контроль, рисунок и др.

Роберт Бустром в книге «Развитие творческого и критического мышления» отмечает: «Рефлексия – особый вид мышления... Рефлексивное мышление значит фокусирование вашего внимания. Оно означает тщательное взвешивание, оценку и выбор». В процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание. Кстати, учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это своими собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. В этом случае и происходит формирование новых знаний, становление опыта и развитие личности.

Эта технология учит современного школьника:

  • критически мыслить,
  • проявлять активность в познании окружающего мира.
  • владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения,
  • аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника.
  • эффективно использовать самые разнообразные информационные ресурсы.
  • определять причины возникновения проблем, разрешать конфликты, вести переговоры, взвешивать альтернативные суждения, принимать решения на основе анализа информации.

Технология дает ученику:

- повышение эффективности восприятия информации;
- повышение интереса,  как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения;
- умение критически мыслить;
- умение ответственно относиться к собственному образованию;
- умение работать в сотрудничестве с другими;
- повышение качества образования учеников;
- желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.

Технология дает учителю:

- умение создать в классе атмосферу открытости и ответственного сотрудничества;
- возможность использовать модель обучения и систему эффективных методик, которые способствуют развитию критического мышления и самостоятельности в процессе обучения;
- стать практиками, которые умеют грамотно анализировать свою деятельность;
- стать источником ценной профессиональной информации для других учителей.

Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности.

Создание психологического климата в группе является одной из наиболее важных и наиболее сложных задач педагога с детьми. Это атмосфера раскрепощенности,  взаимного уважения, дружелюбия, деликатности, создает комфорт и условия для работы, раскрывает возможности личности. Неблагоприятный климат препятствует личностному развитию, ввергая человека в состояние незащищенности, нервозности, боязни и отчаяния.

В атмосфере добра и творчества меняются и сами дети. Ученики учатся свободно высказывать свое мнение, выступать публично, задавать вопросы. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему. Такие уроки носят творческий характер.


Приложение.

Некоторые приемы технологии

развития критического мышления.

1 стадия - Вызов.

Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведётся индивидуально, в парах или группах. Учитель использует приемы для вызова уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу. Идет активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы Ученик вспоминает, что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до её изучения. На этой фазе работы с информацией школьник определяет для себя смысл: “Что это значит для меня?”, “Зачем это мне нужно? Ученик задаёт вопросы, на которые хотел бы получить ответ

Прием “Ассоциация”

Учащимся предлагается прочитать тему урока и ответить на вопрос:

- О чем может пойти речь на уроке?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: “СПИД”?, «Пчела» и др.

Учащиеся перечисляют все возникшие ассоциации, которые учитель также записывает на листе бумаги или доске

Например.

Из урока биологии:

На доске записана тема урока: «Клетка».Каждый ученик записывает в свой лист ассоциации, связанные со словом «Клетка», а далее эти фразы по цепочке зачитываются вслух и фиксируются на экране. (учитель на доске записывает фразы учащихся «Клетка - это..»). Заслушиваются все фразы.

Из урока географии: На доске записана тема урока «Горы». Каждый ученик называет слово. Выстаивается тем самым ассоциативная цепочка.

«Горы — снег — холодно — зима — санки — каникулы»

Прием  “Знаю, хочу узнать, что узнал” (Таблица З-Х-У)

Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с материалом урока учащиеся самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом или же в процессе обсуждения прочитанного, учащиеся заполняют графу «Узнали».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

Например.

Из урока биологии: Тема «Папоротники» (5 класс)

П А П О Р О Т Н И К И

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Прием  “Верю – не верю”

Например.

Из урока географии: Тема «Движение Земли» (5 класс)

Какие утверждения верны?

  1. Земля вращается вокруг Солнца.
  2. Солнце – центр Солнечной системы.
  3. Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга.
  4. Земля имеет форму геоида
  5. Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы.
  6. Вселенная – часть Галактики.
  7. Орбита – путь Земли вокруг Солнца.
  8. Солнце – раскаленная звезда.

Прием Мозговой штурм.

1. Мозговой штурм..

Это хороший метод включения в работу всех членов группы, который позволяет выслушать мнение каждого, быстро генерировать множество идей. Каждый в группе имеет возможность высказать свое мнение, что конечно повышает самооценку. В группе действуют правила работы «Не оценивай! Не критикуй! Не выноси информацию из группы! Здесь и сегодня!» Задается тема, формируется вопрос, дается время для обсуждения и каждый высказывает свое мнение по кругу. Учитель должен «погрузить» учащихся в проблему. В ходе работы учитель записывает все всё, что предлагают ученики. Каждая идея, каждый факт важны и должны быть зафиксированы. Записывать идеи надо без нумерации – по мере их поступления, в краткой форме, без исправлений и комментариев или интерпретаций. Мозговой штурм может быть индивидуальным, парным или групповым.

Выполняются основные правила проведения мозгового штурма:

- не повторяться

- чем больше список идей, тем лучше

- идеи не оценивать и не критиковать

- разрабатывая проблему, расширяй и углубляй ее.

 - слово предоставляется каждому (поощрение застенчивых, "придержание" наиболее активных и авторитетных);

- полная свобода мнений, поощрение "безумных" идей, аналогий.

Например.

Из урока биологии:

Предложите варианты, почему исчезли динозавры на Земле?

Что произойдет, если на Земле исчезнут все растения?

Предложите все возможные способы борьбы с бактериями.

Почему люди не разу не видели цветущий папоротник?

Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Например: урок биологии 7 класс «Многообразие земноводных»

Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. (В нем находятся ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы.)

2 СТАДИЯ-ОСМЫСЛЕНИЯ.

На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекция, материал параграфа). Работа ведётся индивидуально - в парах - в группах.

Прием инсерт (Пометки на полях)

Во время чтения текста необходимо делать на полях пометки, а после прочтения текста, заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

Данный прием требует от ученика не привычного пассивного чтения, а активного и внимательного. Он обязывает не просто читать, а вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание в процессе чтения текста или восприятия любой иной информации. На практике ученики просто пропускают то, что не поняли. И в данном случае маркировочный знак «вопрос» обязывает их быть внимательным и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.

Таким образом, в процессе чтения текста учащиеся делают четыре типа пометок на полях, в соответствии со своими знаниями и пониманием. Время на работу отводится в зависимости от объема текста.

Например.

Из урока биологии:

А теперь давайте поработаем с текстом (Приложение 1). Читая текст, делайте на полях следующие пометки:

“+” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому что вы знаете;

“-” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому что вы знали или думали что это знаете;

“V” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является новым;

“?” - поставьте на полях, если то, что вы читаете, является непонятным или вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

Основы рационального питания. ( Приложение 1)

Рациональное питание заключается в полноценном питании здоровых людей с учетом их возраста, характера труда, пола. Рациональное питание помогает сохранить здоровье, поддерживает высокую умственную и физическую работоспособность, повышает сопротивляемость вредным факторам окружающей среды.

Рациональное питание включает в себя такие понятия, как пищевой рацион, режим питания и условия приема пищи.

Пищевой рацион, т. е. пища, должен покрывать энергетические затраты организма, иметь определенные составные части в определенном соотношении, хорошо усваиваться, иметь приятный внешний вид, вкус, запах и определенную температуру, быть разнообразным, вызывать чувство насыщения и быть абсолютно безупречным и безвредным.

Энергетические затраты организма в большой степени зависят от физической и умственной нагрузки (таб. 2) .Нормы питания зависят от группы интенсивности труда. Таких групп всего 5, и каждая характеризуется определенными энергетическими затратами.

Составные части пищи, особенно белки, жиры и углеводы, должны находится в определенном соотношении. Наиболее рациональным является соотношение 1:1:5, т. е. дневные нормы потребления белков и жиров практически одинаковы, а потребление углеводов в 5 раз выше. Режим питания - это время и число приемов пищи. Между приемами пищи соблюдаются определенные интервалы времени. Прием пищи в определенное время, как вы знаете, приводит к выработке условного рефлекса пищеварительных желез. Наиболее рациональным является четырех-и трехразовый режим питания. Если общую калорийность пищи принять за 100%, то при трехразовом питании на долю завтрака должно приходиться 30%, обеда - 50%, ужина - 20% общей калорийности.

При четырехразовом питании дополнительно подается второй завтрак или полдник. Тогда общая калорийность завтрака делится на две части или снижается калорийность обеда и ужина. Желательно на каждый прием пищи наметить определенные блюда. Например, на завтрак хорошо подать молочные каши или горячие мясные блюда, бутерброд, яйцо, кофе или какао. На обед обязательно включение холодной закуски, первого и второго блюд, киселя, компота, сока.

К обеду должны быть поданы два овощных блюда и одно из круп или макаронных изделий. Ужин должен быть легким. Подают блюда из рыбы, творога, кисломолочные напитки. Одно и то же блюдо не должно подаваться более 2 раз в неделю.

Очень важны условия приема пищи. Они способствуют хорошему аппетиту, лучшему пищеварению й усвоению пищи. Вот почему так важны обстановка, в которой принимается пища, сервировка стола, психологическая атмосфера.

Прием «Бортовые журналы» – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы:

1. Что я знаю по данной теме?

2. Что я узнал нового из текста по данной теме?

Левая колонка бортового журнала заполняется на стадии вызова. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют правую.

Например.

Из урока географии: география 6 класс тема «Подземные воды», на основе рисунков и схем учебника заполнили первую графу таблицы, а в конце урока заполнили вторую графу.

Прием «Фишбоун» 

Схема «Фишбоун» в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На примере урока биологии 7 класс «Класс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания».

Приложение 1

Особенности строения и передвижения рыб в связи с водной средой обитания.

     Прекрасная приспособленность костных рыб к различным условиям водной среды, выработанная в процессе эволюции, позволила им заселить различные водоемы.

     Вода оказывает заметное сопротивление движущимся в ней телам. Тело большинства рыб имеет обтекаемую форму – это помогает им быстро двигаться в воде. Голова плавно переходит в туловище, а туловище – в хвост. На заостренном переднем конце головы помещается рот. На верхней части головы видны ноздри – орган обоняния. По ее бокам расположены два глаза.

     Снаружи кожа рыб покрыта чешуей. Чешуи своим концами налегают друг на друга, располагаясь черепицеобразно, рядами. Образующийся покров предохраняет рыб от механических повреждений. Снаружи чешуя покрыта слоем слизи, которая выделяется кожными железами. Слизь уменьшает трение тела рыбы о воду и служит защитой от бактерий и плесени.

     При плавании большую роль играют плавники. Парные плавники – грудные и брюшные – обеспечивают горизонтальное положение рыб, осуществляют повороты, способствуют движению вверх и вниз. Хвостовой, спинной, анальный – непарные плавники. Хвостовой плавник осуществляет поступательное движение, служит рулем при изменении направления.

     У рыб спинка темная, а брюшко светлое. Темная окраска спины делает их мало заметными на фоне дна при рассматривании сверху, блестящая серебристая окраска боков и брюшка делает рыбу незаметной на фоне светлого неба при рассмотрении снизу. Окраска делает рыбу малозаметной на фоне места обитания.

      Органы дыхания рыб – жабры. Они расположены с обеих сторон в головной части тела и покрыты жаберными крышками. Рыба дышит кислородом, растворенным в воде, постоянно заглатывая воду.  Жабры осуществляют газообмен между водой и кровеносной системой организма.

       По бокам тела рыбы от головы к хвосту проходит узкая темная полоса. Это боковая линия. Здесь расположено скопление нервных клеток, которые воспринимают направление и силу тока воды. Благодаря боковой линии даже ослепленная рыба не натыкается на препятствия и способна ловить движущуюся добычу.

E:\Флешка ммм\25 марта\pril2.JPG

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.

На стадии осмысления содержания прием служит для активной фиксации вопросов по ходу чтения, слушания; при рефлексии – для демонстрации понимания пройденного.

Таблица «тонких» и «толстых» вопросов выглядит так: в левой части - простые «тонкие» вопросы, в правой части – вопросы, требующие более сложного развёрнутого ответа.

Целесообразно на уроке использовать таблицу.

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

  • кто...
  • что...
  • когда...
  • может...
  • будет...
  • мог ли...
  • как звали...
  • было ли...
  • согласны ли вы...
  • верно...
  • дайте объяснение, почему...
  • почему вы думаете...
  • почему вы считаете...
  • в чем разница...
  • предположите, что будет, если...
  • что, если...

Работа по вопросам ведется в несколько этапов.

1 этап – учащиеся учатся по таблице задавать вопросы, записывая в таблице продолжение каждого вопроса. Сначала ребята сами придумывают "тонкие" вопросы, потом "толстые".

2 этап – учащиеся учатся записывать уже вопросы по тексту: сначала –"тонкие", а потом "толстые".

3 этап – при работе с текстом дети к каждой части записывают в каждую колонку таблицы по одному вопросу, которые после чтения задают своим товарищам. Для того чтобы дети успевали записывать вопросы, необходимо при чтении учителю останавливаться.

Например:

География 7 класс. «Франция»

«Тонкие» вопросы

«Толстые» вопросы

Покажите на карте местоположение Франции.

Назовите столицу.

Тип климата Франции?

Что привлекает туристов на территории государства?

Какими преимуществами и недостатками обладает жизнь в этой стране?

Прием «Концептуальная таблица» 

Например, тема «Деление» (6 класс)

Митоз

Линия сравнения

Мейоз

Бесполое

Тип деления

Половое

1-2 часа

Продолжительность

-

1 этап

Количество этапов

2 этапа

4 фазы:

1. Профаза.

2. Метафаза.

3. Анафаза.

4. Телофаза

Количество фаз

4 фазы в каждом этапе

2 дочерние клетки

Результат деления

4 клетки

Идентичное материнскому

Количество хромосом в дочерних клетках

Вдвое меньше чем в материнской

Прием «Создай паспорт» 

Создай паспорт

Сердца

Полезного ископаемого

- какой системе органов относится;

-месторасположение;

-масса;

-форма;

-количество слоев в стенках;

-количество камер;

-название  камер;

-какие клапаны и где располагаются;

-как осуществляется регуляция деятельности;

-этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д.

1. Название.

2. Состав.

3. Свойства: цвет, блеск;

твёрдость, сыпучесть, хрупкость, вязкость;
тяжелее или легче воды;
горючесть.

4. Место добычи.

5. Использование в народном хозяйстве.

3 СТАДИЯ - РЕФЛЕКСИЯ

На этой стадии решаются следующие задачи:

- корректировка и систематизация знаний.

- Помочь учащимся самостоятельно обобщить изучаемый материал;

- Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

- учащиеся закрепляют новые знания и активно пересматривают свои представления. Именно на стадии учащиеся делают новые знания своими.

На этой стадии учащиеся должны выразить новые идеи и информацию собственными словами. Ученики лучше всего помнят то, что они выразили собственными словами. Такое понимание носит долгосрочный характер. Когда человек активно переформирует понимание с использование собственного словаря, то создает личный осмысленный текст. Важно, что на этой стадии идет живой обмен идеями между учащимися, что дает им возможность расширить свой выразительный словарь, а также познакомиться с различными представлениями.

Приём «Синквейн»

Синквейн – это стихотворение, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях. В переводе с французского слово «синквейн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам.

Правила написания синквейна :

1.Первая строчка – название темы в одном слове (существительное)

2.Вторая строчка – описание темы в двух словах (прилагательные или причастия)

3.Третья строчка – описание действия в трёх словах(глаголы или деепричастия)

4.Четвёртая строчка – это фраза их четырёх слов, показывающая отношение к теме

5.Синоним из одного слова, который повторяет суть темы

Например:

Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза.

Глаза 

Красивые, лучезарные 

Воспринимают, преломляют, различают

Зрение - бесценное богатство человека 

Очи.

Приём «Эссе»

Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Например: Урок географии 6 класс «Реки Земли»

Приём «Письмо в будущее» или РАФТ

Р(оль) А(удитория) Ф(орма) Т(ема). (описание, повествование или рассуждение от имени выбранного персонажа)

позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы.

Например: Урок биологии 8 класс «Заболевания органов дыхания и их предупреждение». 

Заканчивая урок по теме «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», предлагаю учащимся прочитать письмо Федора Углова «Письмо курящей девушке», а после проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск заболеваний органов дыхания у себя и будущих потомков.

Приём «Незаконченное предложение»

Позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.

  • Сегодня я узнал …
  • Мне было интересно…
  • Мне было трудно…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу …
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Органичное включение работы по технологии развития критического мышления в систему школьного образования даёт возможность личностного роста, ведь такая работа обращена, прежде всего,  к ребёнку, к его индивидуальности.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Использование технологии критического мышления на уроках биологии и географии в условиях малокомплектной школе. Презентацию подготовила: у читель биологии, географии и химии МКОУ «Михайловская ООШ» Анисимова Наталья Николаевна 2019 год

Слайд 2

« Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он будет только подражать, копировать » (Л.Н. Толстой )

Слайд 3

У учителей возникла проблема – превратить традиционное обучение, направленное на накопление знаний, умений, навыков, в процесс развития личности ребенка.

Слайд 4

Цель технологии развития критического мышления состоит в развитии мыслительных навыков, которые необходимы детям в дальнейшей жизни. Актуальностью данной технология является то, что она позволяет проводить уроки в оптимальном режиме, у детей повышается уровень работоспособности, усвоение знаний на уроке происходит в процессе постоянного поиска.

Слайд 5

(пробуждение имеющихся знаний, интереса к получению новой информации) Вызов Технологические Этапы (стадии) Рефлексия (осмысление, рождение нового знания) (получение новой информации ) Осмысление 1 2 3

Слайд 6

Приемы используемые на стадии вызова «Верное или неверное утверждение» (в форме игры «крестики –нолики») «Верите ли вы, что …?» Проблемные вопросы; «Толстые и тонкие» вопросы; Рассказ-предположение по ключевым словам; Перепутанные логические цепочки; Корзина идей Покопаемся в памяти Ассоциация Инструкции Мозговой штурм Игра-упражнение «Веер» Прием «Поясните цитату» Прием «Вы согласны с этим высказыванием?» Прием «Как бы вы прокомментировали….» Прием «З-Х-У» («знаю-хочу узнать - узнал») Прием «Что это…» (своеобразный «черный ящик»)

Слайд 7

Приемы, используемые на стадии осмысления Приёмы, работающие с таблицами таблица ЗХУ таблица-синтез сводная таблица концептуальная таблица таблица "Что? Где? Когда? Почему ?» Приёмы, работающие с текстами Чтение с остановками Прием инсерт (пометки на полях) Прием «Бортовой журнал» (заполнение таблицы, состоящей из двух столбцов: известная информация, новая информация) Прием «Сюжетная таблица» Прием «Сводная таблица» Прием «Тонкие и толстые вопросы». Ромашка вопросов (ромашка Блума ) Прием « Зиг-заг » Прием «Мое мнение» Прием «Мозговой штурм» Прием « Фишбоун » Прием «Понятийное колесо» Прием «Что? Где? Когда?» (заполнение таблицы из трех столбцов: что?, где?, когда?) Прием «Мудрые совы »

Слайд 8

Приемы, используемые на стадии рефлексии Резюме (Я понял(а), что…). Шесть шляп мышления; Возврат к ключевым словам; Письмо по кругу; Различные виды дискуссий; Написание творческих работ; Исследование по отдельным вопросам Эссе Рафт Диаманта Синквейн Хокку ( хайку ) Бортовой журнал Двухчастный дневник Трёхчастный дневник Рефлексивный экран вопросов Сформулируйте 3 вопроса по сегодняшней теме Можете ли вы добавить что-то новое к своим прежним мнениям (прием «Мое мнение») Что нового вы узнали на уроке

Слайд 9

Грамотно организованный урок - это не только технология, но и позитивный психологический климат. Современные технологии обучения помогают построить урок так, что у ребенка уходит чувство страха, стимулируется успех, оптимизм и вера в свои силы и способности. В атмосфере добра и творчества меняются и сами дети. Ученики учатся свободно высказывать свое мнение, выступать публично, задавать вопросы. Это показатель включенности ученика в обсуждаемую проблему. Такие уроки носят творческий характер .

Слайд 10

Приемы критического мышления на уроках биологии и географии в условиях малокомплектной школы (личный опыт)

Слайд 11

Стадия вызова Прием «Ассоциация» 1) Озвучивание темы; 2) Ответы на вопросы: - О чём может пойти речь на уроке? - Какая ассоциация у вас возникает когда вы слышите слово: «Клетка»?; 3) Все ассоциации учитель записывает на доске или листе ватмана.

Слайд 12

Стадия вызова Прием «Знаю, хочу узнать, что узнал» (таблица З-Х-У) П А П О Р О Т Н И К И Знаю Хочу узнать Узнал Урок биологии 5 класс тема «Папоротники»

Слайд 13

Стадия вызова Прием «Верю – не верю» Тема «Движение Земли» (5 класс) Какие утверждения верны? Земля вращается вокруг Солнца. Солнце – центр Солнечной системы. Оболочки Земли существуют обособленно друг от друга. Земля имеет форму геоида Юпитер – самая маленькая планета Солнечной системы. Вселенная – часть Галактики. Орбита – путь Земли вокруг Солнца. Солнце – раскаленная звезда .

Слайд 14

Стадия вызова Прием «Мозговой штурм» Создание банка идей, возможных решений проблемы. Принимаются любые предложения. Критика и комментирование не допускаются. Коллективное обсуждение. Найти рациональное в любом из предложений, попытаться совместить их в целое. Выбор наиболее перспективных решений, учитывая имеющиеся ресурсы (этот этап может быть отсрочен ).

Слайд 15

Стадия вызова Прием «Что это …» (своеобразный «черный ящик») Урок биологии 7 класс «Многообразие земноводных» Внимание! Черный ящик. В нем находятся 2 предмета, которые изобрел человек, наблюдая за особенностями строения земноводных, и предмет, обладающий свойством, подсмотренным у представителей земноводных. Угадайте, что в черном ящике. ( В нем находятся ласты, вакуумные присоски, ткань с камуфляжной окраской, подобная окраске одного из видов жабы. )

Слайд 16

Стадия осмысления Прием «ИНСЕРТ» ( чтение с пометками ) + (информация, которая уже известна ученикам) V (является для учеников новым и интересным) - (противоречит их представлению) ? (ученики хотят получить по этой информации более подробные сведения)

Слайд 17

Стадия осмысления Прием «Бортовой журнал» Бортовые журналы – обобщающее название различных приемов обучающего письма (способ визуализации материала), согласно которым, учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли. В простейшем варианте учащиеся записывают в бортовой журнал ответы на следующие вопросы: Что мне известно по данной теме? Что нового я узнал из текста? Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы бортового журнала, связывая изучаемую тему со своим видением мира, со своим личным опытом.

Слайд 18

Стадия осмысления Прием « Фишбоун » Схема « Фишбоун » в переводе означает «рыбья кость». В «голове» этого скелета обозначена проблема, которая рассматривается в тексте. На примере строения и работы сердца . Тема «Надкласс рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб в связи с водной средой обитания»

Слайд 19

Стадия осмысления Прием «Таблица толстых и тонких вопросов» Тонкие вопросы Толстые вопросы кто... что... когда... мог ли... как звали... согласны ли вы... верно... дайте объяснение, почему... почему вы думаете... почему вы считаете... в чем разница... предположите, что будет, если... что, если... «Тонкие» вопросы «Толстые» вопросы Покажите на карте местоположение Франции. Назовите столицугосударства . Тип климата Франции? Что привлекает туристов на территории государства? Какими преимуществами и недостатками обладает жизнь в этой стране?

Слайд 20

Стадия осмысления Прием «Концептуальная таблица» Тема «Деление клетки» 6 класс Биология Митоз Линия сравнения Мейоз Бесполое Тип деления Половое 1-2 часа Продолжительность - 1 этап Количество этапов 2 этапа 4 фазы: 1. Профаза. 2. Метафаза. 3. Анафаза. 4. Телофаза Количество фаз 4 фазы в каждом этапе 2 дочерние клетки Результат деления 4 клетки Идентичное материнскому Количество хромосом в дочерних клетках Вдвое меньше чем в материнской

Слайд 21

Стадия осмысления Прием «Создай паспорт» Создай паспорт Сердца Полезного ископаемого - какой системе органов относится; -месторасположение; -масса; -форма; -количество слоев в стенках; -количество камер; -название камер; -какие клапаны и где располагаются; -как осуществляется регуляция деятельности; -этапы сердечного цикла, их длительность и последовательность; т.д. 1 . Название. 2. Состав. 3. Свойства: цвет, блеск; твёрдость, сыпучесть, хрупкость, вязкость; тяжелее или легче воды; горючесть. 4. Место добычи. 5. Использование в народном хозяйстве.

Слайд 22

Стадия рефлексии Прием « Синквейн » Тема: Зрительный анализатор. Строение глаза. Глаза Красивые, лучезарные Воспринимают, преломляют, различают Зрение - бесценное богатство человека Очи

Слайд 23

Стадия рефлексии Прием «Эссе» Смысл этого приема можно выразить следующими словами: «Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю». Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут.

Слайд 24

Стадия рефлексии Прием «РАФТ» позволяет учащимся проанализировать весь учебный материал, который был предложен в ходе изучения темы и сделать соответствующие выводы. Заканчивая урок по теме «Заболевания органов дыхания и их предупреждение», предлагаю учащимся прочитать письмо Федора Углова «Письмо курящей девушке», а после проанализировав прошедший урок, написать письмо своему будущему ребенку о том, что он должен знать, что делать, как себя вести, чтобы снизить риск заболеваний органов дыхания у себя и будущих потомков. Можно менять «персонажи», т.е. менять автора и адресата, а также стиль изложения и суть, т.е. идею.

Слайд 25

Стадия рефлексии Прием «Незаконченное предложение» Позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение . Сегодня я узнал … Мне было интересно… Мне было трудно… Я понял, что… Теперь я могу … Меня удивило… Мне захотелось …

Слайд 26

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретённым; не объём информации, а умение получать её и моделировать; не потребительство , а созидание и сотрудничество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".

Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

Обобщение опыта. Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приёмов технологии критического мышления на уроках биологии....

" Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения.

Использование технологии критического мышления на уроках иностранного языка для формирования коммуникативной компетенции в условиях реализации ФГОС нового поколения....

Использование технологии критического мышления на уроках биологии.

Использование приемов и методов современных образовательных технологий для повышения качества знаний на уроках биологии...

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  ...