Использование технологии критического мышления на уроках географии
методическая разработка

Каякина Надежда Николаевна

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  в необычной и эмоционально окрашенной форме  своим ученикам. Современный педагог должен шагать в ногу со временем. Урок для ученика интересен только тогда, когда он современный, актуальный, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование технологии критического мышления на уроках географии.

Важнейшая задача образования – научить человека мыслить.

 Томас Эдисон

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  в необычной и эмоционально окрашенной форме  своим ученикам. Современный педагог должен шагать в ногу со временем. Урок для ученика интересен только тогда, когда он современный, актуальный, когда у него возникает эмоциональное удовлетворение.  Урок должен иметь непосредственное отношение к интересам сегодняшнего человека, а так же он должен закладывать основу для будущего каждого ребенка. Если он не видит смысла в учебной работе,  не осознает цель, не понимает и не принимает задачи, поставленные учителем, то он учится по принуждению. Использование современных образовательных технологий позволяет увеличить мотивацию учения. Они делают ученика не пассивным наблюдателем урока, а активным его участником. Помимо этого, современный урок – это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных  действий. Использование современных технологий создают комфортные условия обучения, при которых все ученики активно взаимодействуют между собой.

Одной из лучшех технологий отвечающих современным требованиям является технология критического мышления.  Что такое критическое мышление?  По этому поводу существует большое разнообразие мнений и оценок, хотя этот термин известен давно из работ Ж. Пиаже, Дж. Брунер, Л.О. Выготского в педагогике России его стали использовать не так давно.  Д Вуд и Дж. Браун определяют его как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать .

Технология развития критического мышления появилась  в 90-е годы ХХ века. Ее предложили американские ученые К. Мередит, Ч. Темпл, Дж. Стил   как особую методику, отвечающую  на вопрос: как научить ребенка мыслить ?  В России  она тое появилась в середине 90-х годов и сразу же получила признание , так как стало ясно, что многие технологии нетрадиционной школы эффективны только тогда, когда у учащихся развито критическое мышление.

Целью  этой педагогической  технологии является  развитие мыслительных навыков ребенка, которые будут  необходимы  и в учёбе, и в обычной жизни. Основная идея - создание такой атмосферы обучения, при которой учащиеся  являются активными участниками  на протяжении всего урока, сознательно размышляют , отслеживают, подтверждают, выдвигают гипотезы,  опровергают или расширяют знания.

Технология развития критического мышления представляет собой систему, которая формирует  навыки работы с информацией; совокупность различных  приёмов, направленных на то, чтобы заинтересовать ученика (пробудить в нём исследовательскую, творческую активность), затем предоставить ему условия для осмысления материала и, наконец, помочь ему обобщить приобретённые знания.

Структура урока с использованием технологии критического мышления имеет свои особенности и состоит из трех стадий: вызов, осмысление, рефлексия.

технологические стадии урока

1 стадия

2 стадия

3 стадия

вызов

осмысление

рефлексия

актуализация имеющихся знаний, выявление затруднений и пробелов в знаниях

осуществление контакта с новой информацией;

размышление, суммирование  и систематизация новой информации, ее оценки  появление новых знаний

пробуждение интереса к получению новой информации

попытки сопоставить новую информацию с уже имеющимися знаниями и опытом; поиск ответом на поставленные вопросы, выявление затруднений и противоречий

постановка учеником целей

корректировка поставленных целей

постановка учеником  новых целей

Приемы, используемые на различных этапах урока.

 Прием «Составление кластеров».

Кла́стер (англ. cluster — скопление, кисть, рой) — объединение нескольких однородных элементов, которое может рассматриваться как самостоятельная единица, обладающая определенными свойствами. При чтении текста ребята учатся составлять кластеры, то есть смысловые единицы текста и графически их оформлять в определённом порядке, они могут применяться на любом этапе урока . Данная система охватывает очень большую информацию , они могут быть как очень простыми так и достаточно сложными. При применении этого приёмы формируются познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные, так как ученик научится самостоятельно оценивать правильность выполненных действий и вносить необходимые коррективы, осуществлять  сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций, объяснять явления, процессы, связи т.д. Данный прием может использоваться на всех стадиях урока. В зависимости от целей урока возможны и различные формы работы с кластерами. Учитель дает информацию в виде кластера или в ходе работы с информацией ученик сам составляет кластер. Использование кластеров возможно при изучении самых разнообразных тем.

Прием « Толстые и тонкие вопросы»

 Один из любимых приемов, как учителя так и детей. Учитель дает задания учащихся прочитать текст и придумать тонкие и толстые вопросы

Тонкие вопросы

Толстые вопросы

Объясни, Почему В чём различие, Докажи те,

Кто, что  когда, может будет , могли, как звали и т. Д

 Тонкие вопросы подразумевают однозначные ответы  толстые , требующие, подробного, развёрнутого ответа

При применении этого приёма формируются познавательные ставить к тексту вопросы разной направленности;
- отвечать на вопросы, строить ответы, в том числе и развёрнутые;
- объяснять  значение незнакомых слов и понятий  (работа со словарем, терминологическим аппаратом учебника, Интернет – ресурсами, что обеспечивает формирование умения вести поиск нового знания из источника);
- работать с информацией – извлекать и толковать подтекстовую («междустрочную» или «скрытую») информацию,  перерабатывать её (выделять причины и следствия) и т. д.

Приём Ориентиры предвосхищения.

  Прочитайте ориентиры и отметьте + или -  до чтения и после чтения  Если ваш ответ изменился объясните почему это произошло.

Задание .  Прочитайте утверждение и  в графе до  отметьте знаком  «+»  если согласны с данным утверждением и   «- « , если не согласны.

  Ученик учиться отбирать необходимую информацию, делать предположения, подтверждать гипотезы

утверждения

до чтения

после чтения

Атмосфера – воздушная оболочка Земли

Она образовалась из раскалённых газов, вырывавшихся из жерл многочисленных вулканов

Она состоит из смеси газов, мельчайших капелек воды и кристалликов льда

Атмосфера имеет строение. В ней выделяют несколько слоев

Атмосфера имеет огромное значение для Земли

Прием «Верные и «неверные» утверждения.

Прием "Верно — Не верно" в рамках технологии удобнее  всего применять на стадии вызова и рефлексии. На этапе вызова  важно не только активизировать учащихся, подготовить, помочь им освежить в памяти все, что им известно по данной теме и те знания, умения и навыки, что пригодятся сегодня на уроке. Нужно и заинтересовать их, мотивировать.

В то же время, с помощью вопросов и предположений ограничивается круг вопросов, которые будут обсуждаться на уроке. Учащиеся уже в начале занятия могут наглядно увидеть, что им предстоит узнать, что из этого они уже знали или предполагали, а что является неожиданным, что противоречит их знаниям.

Учитель записывает на доске ряд вопросов и просит учащихся попробовать на них ответить, аргументируя своё предположение. После этого учащимся предлагается прочитать текст и  найти подтверждение своим ответам.

Ученик учиться выдвигать гипотезы о связях и закономерностях , событиях, подтверждать гипотезы на основе прочитанного текста.

вопросы

верно

неверно

Целью экспедиции  Х. Колумба стала открытие западным путём морского пути в Индию.

.Колумб начал своё первое путешествие 3 августа 1492 года.

Х Колумб пересёк Индийский океан

.Колумб первым достиг берега   Багамских островов и открыл Америку.

Колумб четыре раза плавал к берегам Америки из Португалии

Экспедиции Х Колумба в Америку обернулись радостью для местных жителей.

Х. Колумб  первым высказал предположение, что он открыл новую часть света.

Прием «Фишбоун»

В основе Фишбоуна — схематическая диаграмма в форме рыбьего скелета. В мире данная диаграмма широко известна под именем Ишикавы (Исикавы) — японского профессора, который и изобрел метод структурного анализа причинно-следственных связей. Схема Фишбоун представляет собой графическое изображение, позволяющее наглядно продемонстрировать определенные в процессе анализа причины конкретных событий, явлений, проблем и соответствующие выводы или результаты обсуждения.

C:\Users\Мойкомп\Desktop\s72771529.jpg

Использование этого приема возможно при изучении различных тем, на этапе осмысления

Использование этого приема в теме «Экологические проблемы в биосфере» 6 класс.

На доске или в рабочем листе учащегося необходимо нарисовать рыбную кость, а затем заполнить ее.  Голова – это общая тема экологические проблемы. Верхние кости- причина экологических проблем, нижние кости – следствия этих проблем, хвост – следствие всех экологических проблем.

Прием «Ромашка вопросов или Ромашка Блума»

Ромашка состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определённый тип вопросов. Ценность данного приема в том, что он учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, формирует навык работы с текстом. Ромашку Блума можно использовать на любых учебных предметах и на всех ступенях: как в начальном, так и в старшем звене.

Предложенная Блумом теория, или "таксономия", разделяет образовательные цели на три блока: когнитивную, психомоторную и аффективную. Проще говоря, эти цели можно обозначить блоками "Знаю", "Творю" и "Умею" Таким образом, ребенку предлагают не готовое знание, а проблему. А он, используя свой опыт и познания, должен найти пути разрешения этой проблемы.

Этот приём основан на работе с текстом. Так как с текстом учащимся приходится работать на различных уроках – приём является универсальным и может быть использован учителем любого предмета.

"Ромашка" состоит из шести лепестков, каждый из которых содержит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков – шесть вопросов:

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?".Целью этих вопросов является предоставление ученику возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся. Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "

 4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?". Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "

 6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.

Вопросы формулируют сами учащиеся. Это вариант требует определенной подготовки от детей, так как придумать вопросы репродуктивного характера легко, а вот вопросы-задания требуют определенного навыка

C:\Users\Мойкомп\Desktop\img19 (1).jpg

Примеры вопросов, разработанные по теме «Землетрясения  Земли» в курсе географии 5 класса.

Воспроизведение

Простые

Назови, что такое землетрясение?

Понимание

Уточняющие

Объясни, правильно ли я понял, что землетрясения бывают потому что  

Применение

Практические

В каких сферах хозяйства необходимо учитывать знания о землетрясениях?

Анализ

Интерпретационные

Почему землетрясения в нашей стране бывают  на Кавказе?

Синтез

Творческие вопросы

Придумай, могут ли быть землетрясения на территории тверской области?

Оценка

Оценочные

Оцени, где сила землетрясения будет больше?

Ещё один приём данной технологии, который часто используется, это маркировка текста по мере его чтения  - «Инсерт».

Во время чтения текста необходимо попросить учащихся делать на полях пометки («v», «+», «-», «?»), а после прочтения текста заполнить таблицу, где значки станут заголовками граф таблицы. В таблицу кратко заносятся сведения из текста.

В технологии развития критического мышления большое значение отводится визуальным формам организации материала. Учащиеся с помощью предложенных приёмов делают попытки предварительной систематизации материала, высказывают свои идеи, визуализируя их. Многие приёмы «работают» на смысловой стадии, а некоторые могут стать ведущей стратегией урока.

Приём «Выглядит, как… Звучит, как…» направлен на «присвоение» понятий, терминов. На стадии вызова учащимся предлагается записать в соответствующие графы зрительные и слуховые ассоциации, которые у них возникают при данном слове, или в связи с данным понятием.

В данной статье я остановилась только на некоторых приемах технологии критического мышления, в своей педагогической практики я использую и  некоторые другие приемы. Данную технологию использую уже на протяжении многих лет и считаю ее очень эффективной, так как она имеет ряд преимуществ перед другими технологиями.

Преимущества технологии:

  1. Повышается ответственность за качество собственного образования.
  2. Развиваются навыки работы с текстами любого типа и с большим объёмом информации; учащиеся овладевают умением интегрировать информацию.
  3. Формируется умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыт, идей и представлений, строить умозаключения и логические цепи доказательств (развивается системное логическое мышление).
  4. Развиваются творческие и аналитические способности, умения эффективно работать с другими людьми; формируется умение выражать свои мысли ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим.
  5. Технология наиболее эффективна при изучении материала, по которому может быть составлен интересный, познавательный текст.
  6. Обостряется наблюдательность и внимательность
  7. Повышение качества  образования у  учащихся

Ограничение использования технологии:

  1. Невысокий темп чтения у учащихся
  2. Невысокий уровень сформированности у учеников умений самостоятельно работать

 

Литература

  1. Бибекова О.А. Ласикова Л.А. Приходько Н.В. Современные образовательные технологии в обучении географии: опыи работы, разработанные уроки – Волгоград: учитель, 2015. – 127 с
  2. Заир – бек, С.И.,  Муштавинская, И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2004 – 175с.
  3. Образовательные технологии в реализации ФГОС: технология развития критического мышления. https://infourok.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование технологии критического мышления на уроках экономики и географии".

Новые стандарты образования требуют от учителя применения новых технологий обучения. Одной из них является технология критического мышления...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Использование технологии критического мышления в изучении географии

Использование технологии критического мышления через чтение и письмо на уроках географии. Представлены различные приемы технологии на разных этапах урока: стадии вызова, стадии осмысления, стадии рефл...

Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"

Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способ...