Методический семинар "Использование технологии критического мышления на уроках географии"
методическая разработка (11 класс)

Макеева Светлана Владимировна

Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способствует выходу из «критической ситуации». 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar_makeeva_s.v.docx289.19 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1"Использование технологии критического мышления на уроках географии»

Макеева С.В., учитель географии МБОУ «Горковская СОШ»

Добрый день, уважаемые коллеги!

Реальность сегодняшнего дня ставит перед обществом массу задач. Однако критическая оценка населением и отдельными людьми происходящих событий не приводит к адекватному выбору решения задач и не способствует выходу из «критической ситуации». СЛАЙД 2

Давайте рассмотрим данные Всероссийского центра изучения общественного мнения.

В постановке целей деятельности, их корректировке в разные периоды жизни педагогика выполняет социальный заказ общества и государства. Рассмотрим его отражение в основных документах, определяющих путь развития образования.

Так, среди основных целей, сформулированных Национальной доктриной образования Российской Федерации, выделим следующие: «разностороннее и своевременное развитие детей и молодежи, их творческих способностей, формирование навыков самообразования, самореализация личности; формирование у детей и молодежи целостного миропонимания и современного научного мировоззрения...»

Позже творческое мышление перерастает в самокритичность, и это находит отражение в Концепции государственного стандарта общего образования, где говорится о том, что учащиеся должны быть «самокритичны к своим поступкам», быть «самостоятельными, инициативными»; им должно быть присуще «развитие репрезентативного, символического, логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии».

От выпускника требуется самокритичность, самостоятельность и инициативность, поскольку запросы общества увеличиваются, и требования, соответственно, изменяются в качественном отношении, что сразу отражается в нормативных документах.

В Концепции фундаментального ядра содержания общего образования говорится, что «Личностная культура — это готовность и способность открыто выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки». Как видим, приведенные выше примеры показывают увеличивающееся в современном российском обществе внимание к проблеме формирования критического мышления.

Технология развития критического мышления разработана в конце XX века в США (Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит). В ней синтезированы идеи и методы отечественных технологий, коллективных и групповых способов обучения, а также сотрудничества, развивающего обучения; она является общепедагогической, надпредметной.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) применяется в разных странах и во многих российских регионах. Ее название отчасти условно. Выражение «критическое мышление» подразумевает некую сосредоточенность на недостатках, недоверчивость, нежелание принимать что-либо на веру. Однако в российской образовательной традиции термин «критическое мышление» связывают с высоким уровнем осмысленности процесса обучения как учителем, так и учениками. Людям с критическим мышлением присуща открытость новым идеям.

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

СЛАЙД 3

В ТКМ выделяется противоречие.

СУЩЕЕ:

обучающиеся привыкают получать и использовать информацию в готовом виде, не прибегая к её критическому анализу

ДОЛЖНОЕ:

востребован человек, способный самостоятельно искать и отбирать необходимую информацию, верифицировать и преобразовывать ее

Подходы к критическому мышлению

узкое понимание - конкретная технология обучения, которая узко заданным количеством методов должна развивать у обучающихся чётко определённые шаблонизированные умения

САМОЕ РАСПРОСТРАНЁННОЕ, НО ОГРАНИЧЕННОЕ ПОНИМАНИЕ

широкое понимание

способ мыслить повседневно, тип мышления, тип мировоззрения, который можно развивать широким набором методов

СЛАЙД  5 Критическое мышление формируется при определенных условиях.

Это - уровни мышления в процессе познания, создание проблемных ситуаций

Общее мышление – это общий процесс обработки информации

Предметное мышление – это процесс обработки информации по определенному предмету с помощью методов научного познания, обогащенный предметными и методологическими знаниями

Критическое мышление – это процесс контроля над протеканием общего и предметного мышления, их совершенствование

Основа технологии – трехфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия.

1– я стадия

2– я стадия

3– я стадия

Вызов:

– актуализация имеющихся знаний;

 – пробуждение интереса к получению новой информации;

 – постановка учеником собственных целей обучения.

Реализация смысла:

– получение новой информации;

 – учащиеся соотносят старые знания с новыми.

Рефлексия:

– размышление, рождение нового знания;

 – постановка учеником новых целей обучения.

 На первой стадии урока я использую задания побуждающие интерес к получению новой информации. Сегодня на уроке мы побывали в учебной лаборатории, выполнили проектную работу.

 Приём «Инсерт» - очень эффективное чтение текста с помощью помет.

Инсерт – прием маркировки текста.

Цель: обучение вдумчивому чтению, формирование собственной точки зрения на информацию, содержащуюся в тексте.

Применение.

Обучающимся предлагается система маркировки текста

На второй стадии учащиеся соотносят старые знания с новыми. Примером этого может служить прием КМ «Ромашка Блума».

Во ФГОСах  второго поколения  работе с текстом отводится особое место. При работе с текстом обучающиеся затрудняются сравнивать, анализировать, обобщать и делать выводы.  В решении этой проблемы учителю может помочь таксономия Б.Блума.

 Таксономия - (гр. taxis расположение по порядку + nomos закон) - теория классификации и систематизации сложноорганизованных областей действительности, имеющих обычно иерархическое строение.

Таксономия нужна, чтобы:

1. правильно ставить цели в обучении;

2. правильно формулировать проблемы и задания для учащихся;

3. правильно подбирать адекватные оценочные инструменты;

     4. правильно проводить рефлексию по результатам обучения.

Таксономия Блума определяет способы классификации заданий, начиная от знания, понимания и применения к анализу, синтезу и оценке. Она делит образовательные цели на три сферы: когнитивную, аффективную и психомоторную. Эти сферы можно приблизительно описать словами "знаю", "чувствую" и "творю" соответственно. Внутри каждой отдельной сферы для перехода на более высокий уровень необходим опыт предыдущих уровней, различаемых в данной сфере. Цель таксономии Блума — мотивировать педагогов фокусироваться на всех трёх сферах, предлагая, таким образом, наиболее полную форму обучения.

1. Простые вопросы — вопросы, отвечая на которые, нужно назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Когда?", "Где?", "Как?". Вопрос следует начать со слова - назови …

2. Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставление ученику  возможностей для обратной связи относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.Вопрос следует начать со слова – объясни…

3. Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова "Почему?" и направлены на установление причинно-следственных связей. "Почему листья на деревьях осенью желтеют?". Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следовательно, данный тип вопроса "срабатывает" тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.

4. Творческие вопросы. Данный тип вопроса чаще всего содержит частицу "бы", элементы условности, предположения, прогноза: "Что изменилось бы ...", "Что будет, если ...?", "Как вы думаете, как будет развиваться сюжет в рассказе после...?".Вопрос следует начать со слова – придумай….

5. Практические вопросы. Данный тип вопроса направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой: "Как можно применить ...?", Что можно сделать из ...?", "Где вы в обычной жизни можете наблюдать ...?", "Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".Вопрос следует начать со слова – предложи….

6. Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов. "Почему что-то хорошо, а что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь к поступку главного героя?" и т.д.Вопрос следует начать со слова – поделись…

У каждого в детстве, согласитесь, были игрушки. Но они не столько развлекали нас, детей, сколько развивали и сегодня перед вами кубик предстанет  в ином виде – как прием технологии развития критического мышления. Кубик состоит из 6 граней, на каждой грани написаны задания: ОПИШИ, СРАВНИ, ПРОАССОЦИИРУЙ, ПРИДУМАЙ, ПРИМЕНИ, ОЦЕНИ. Подумайте, как можно применить этот инновационный прием «Кубик» на уроках?

ОПИШИ. Здесь ученики воспроизводят ранее изученный материал по предложенной теме.

ПРОАССОЦИИРУЙ. Здесь ученик показывает способность понимать изученное, а если урок освоения новых знаний, то высказывает предположение в соответствии с новой темой.

ПРИМЕНИ. На этом этапе применяется умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях, например в упражнениях.

СРАВНИ. Находит сходства и различия между изученной информацией и вновь приобретённой.

ПРИДУМАЙ. Этот этап синтеза, обобщения из полученной информации в творческом виде: устной журнал, сочинение, открытка.

ОЦЕНИ.  Это этап рефлексии. Где ученик отвечает на вопрос: «Для чего мне эти знания и где они мне пригодятся?»

Таким образом, приём «Кубик» можно использовать на конкретном этап урока или на протяжении всего урока.

Прием кубик  используется в Сингапурской системе обучения

-Этот система обучающих структур, направленных на активизацию школьников, вовлечение их в учебный процесс. Она даёт возможность школьникам работать на уроках больше или наравне с учителем. Она создаёт мобильную, творческую личность.

На третьей стадии происходит размышление, рождение нового знания. На уроке я использовала прием «Хокку».

Хокку является одним из самых известных и наиболее распространенных жанров японской поэзии. Правда, смысл коротких трехстрочных стихов постичь под силу далеко не каждому, так как в них заключена глубинная связь природы и человека. Оценить, насколько эти стихи прекрасны и возвышенны, могут лишь очень чувственные и утонченные натуры, которым, к тому же, свойственна наблюдательность. Ведь хокку – это всего лишь одно мгновение жизни, запечатленное в словах. И если человек никогда не обращал внимания на восход солнца, шум прибоя или же ночную песню сверчка, то проникнуться красотой и лаконичностью хокку ему будет весьма сложно.

Аналогов стихам хокку нет ни в одной поэзии мира. Объясняется это тем, что у японцев особое мировоззрение, весьма аутентичная и самобытная культура, иные принципы воспитания. По своей натуре представители этой нации – философы и созерцатели. В моменты наивысшего подъема у таких людей рождаются стихи, известные во всем мире, как хокку.

Первая строка начальная информация,

вторая раскрывает смысл первой,

третья неожиданный вывод

Для чего вообще нужны хокку? Хокку развивают неординарное мышление, помогут разобраться в начальных азах поэзии. Тем более хокку используется в психотерапии. Уже давно психотерапевты узнают о том, что творится в душе человека. Сочиняя хокку можно за пределы реальности, расслабиться и морально отдохнуть. Самое главное чтобы написать стихотворение хокку не нужно долго думать, стихи льются из вашего подсознания, возникают они мимолетно. Главное открыть душу и запустить в нее порывы вдохновения…

Используя приемы ТКМ  можно проводить работу на уроке индивидуально, в парах или группах.

   

     Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения

традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют

исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо «вызова» более привычно для учителя звучит: введение в проблему или актуализацию имеющегося опыта и знаний учащихся.

     А «осмысление» не что иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала.

     И третья стадия есть в традиционном уроке - это закрепление материала, проверка усвоения.

     В чем же различия? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

    Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности, на каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. Рассмотренные и апробированные мною - одни из самых целесообразных в деятельности учителя

Использование технологии развития критического мышления на уроках позволяет сформировать  умения и навыки работы с информацией:

  • находить, осмысливать, использовать нужную информацию;
  • анализировать, систематизировать, представлять информацию в виде схем, таблиц, графиков.
  • сравнивать исторические явления и объекты, при этом самостоятельно выявлять признаки или линии сравнения;
  • выявлять проблемы, содержащиеся в тексте, определять возможные пути решения, вести поиск  необходимых сведений, используя  различные источники информации

Мысль в подарок

« Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить, а не ставим перед ними проблемы, которые надо решить»

Роджер Левин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология критического мышления на уроках географии

Описана одна из образовательных технологий - технология критического мышления. В теоретической части описываются особенности данной технологии, в практической части предлагаются некоторые возможные ва...

Технология критического мышления на уроках географии

Технология критического мышления на уроках географии...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

примеры применения технологии критического мышления на уроках географии...

«Использование приемов технологии критического мышления на уроках географии как средство формирования и развития ключевых компетентностей обучающихся».

Ø    2015 г. XII Всероссийская научно – практическая конференция «Развитие системы образования: опыт, проблемы, пути решения», опубликовала тезисы доклада по теме «Использование приемов...

технология критического мышления на уроках географии истории

Презентация с разбором технологии и фрагментами конкретных уроков...

Использование технологии критического мышления на уроках географии в основной общеобразовательной школе

Критическое мышление - способность анализировать информацию с позиции логики и личностно-психологического подхода. Представлены различные приемы, которые используются по развитию критического и творче...

Использование технологии критического мышления на уроках географии

Современный педагог – это профессионал своего дела, который умеет перерабатывать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезной, а также преподнести учебный материал  ...