Педагогическое эссе "Мой путь от воспитателя к руководителю и к... учителю"
статья

Контогова Наталья Валентиновна
Данной работой хочу подчеркнуть значимость каждого на своем месте, особенно в сфере образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskoe_esse.docx33.16 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Каширинская СОШ имени Белоусова Д. А.»

Контогова Наталья Валентиновна

Мой путь от воспитателя до руководителя … и к учителю

«Значимость человека определяется не тем, чего он достиг, а скорее тем, чего он дерзает достичь» (Дж. Х. Джебран).

Значимым человеком любого учреждения является его руководитель. В ДОУ эту должность утвердили законодательно как «заведующий».  Во все времена возникают вопросы, суждения каким должен быть современный руководитель – заведующий? Какими профессиональными и личностными качествами должен обладать руководитель, чтобы детский сад развивался, повышая свой рейтинг, процветал? Что нужно сделать, какие решения принять, чтобы комфортно работалось сотрудникам учреждения, и родители откровенно доверяли своих детей воспитателям, помощникам воспитателей и всем остальным, имеющим непосредственное отношение к работе с детьми?

Всем известно, что есть утвержденные квалифицированные требования, по которым заведующий осуществляет общее руководство дошкольным образовательным учреждением в соответствии с лицензией на право ведения образовательной деятельности, Уставом учреждения и другими нормативными актами. Направления деятельности разнообразны и их достаточно много. Обязанность и задача заведующего скоординировать деятельность каждого направления в отдельности, при этом увязав все воедино для обеспечения жизнедеятельности и функционирования всего учреждения, не нарушая при этом образовательного процесса. Каждый ли может справиться с таким «хозяйством»? Заведующему детским садом приходится выступать в качестве финансиста - экономиста, хозяйственника, хорошего организатора и т. п. Заведующий отвечает за рациональное использование бюджетных средств, а также средств, поступающих из других источников. Также в ведении заведующего находится фонд оплаты труда, надбавки за высокие показатели в работе,  доплаты (за совмещение профессий, расширение зон обслуживания, за временно отсутствующих работников), премии. Можно с уверенностью сказать, что тут нужно проявить себя как администратору – распорядителю, и без деловой хватки, твердости и решительности точно не обойтись.

Кроме того, заведующий одновременно является и отделом кадров – проводит собеседование, осуществляет подбор, прием на работу и расстановку педагогических, иных кадров в соответствии со штатным расписанием; увольняет с работы, налагает взыскания и поощряет работников ДОУ в соответствии с законодательством РФ,  обеспечивает работникам условия труда в соответствии с трудовым и коллективным договорами.

Составляет и утверждает штатное расписание ДОУ. Заключает от имени ДОУ договоры с поставщиками и контрагентами, выполняя функционал контрактного управляющего, в том числе и договор с родителями (лицами, их заменяющими) каждого ребенка. В пределах своей компетенции издает приказы и распоряжения по учреждению, другие нормативно-правовые акты.
Организует делопроизводство, бухгалтерский учет и отчетность ДОУ перед множеством органов контроля и надзора, перед учредителем, общественностью, родителями и т. д.

Большой блок работы проводится для обеспечения выполнения санитарно-гигиенических норм, противопожарных требований и других условий по охране жизни и здоровья детей. Можно долго еще перечислять тот объем работы, выполняемый заведующим, но не видимый многим участникам образовательного процесса. И ведь это лишь часть перечня обязанностей, не будем забывать и о сложности урегулирования вопросов в психологическом, эмоциональном взаимообщении всех составляющих структуры детского сада (ребенок – родитель - воспитатель (специалисты) – руководитель).

На мой взгляд, быть заведующим ДОУ – это не только профессия, а высокая миссия, призвание и предназначение. Жизнь и деятельность в сфере образования – это неустанный труд души и сознания. Мы живём в педагогической профессии, а не просто работаем в образовательном учреждении. Неправильно считать, что можно работать руководителем, прежде всего, нужно быть педагогом, примером и наставником, организатором и хозяйственником. Жизнь руководителя состоит из будней и выходных, приравниваемых к будням, наполненных тревогами и волнениями, радостями и огорчениями, поисками путей решения, компромиссов, новых возможностей. Быть руководителем – это ежеминутное испытание на мудрость и терпение, профессиональное мастерство и человеческую незаурядность.

Могу откровенно сказать, что на должность заведующего не стремилась, но конкурс из числа 5 претендентов в 2011 году прошла легко, и в 29 лет случился мой первый опыт управления детским садом. Конечно, новый человек в коллективе, молодой возраст создавали некоторые трудности. Большинство сотрудников детского сада проработали много лет на своих местах, были старше меня, всё «по - старинке» текло своим чередом. Практически всему коллективу сложно было перестроиться, так как пришла «девчонка», годившаяся многим в дочери, начала шевелить, тормошить, спрашивать со всех.

Руководители с большим штатом сотрудников навряд ли поймут, но заведующие малокомплектных деревенских детских садов увидят до боли знакомую историю. Вверенное мне в управление ДОУ находится в сельской местности, несколько месяцев работает без заведующего, лицензии на право ведения образовательной деятельности нет, документы на землю и здание не оформлены, что говорить о делопроизводстве. И начались бесконечные арбитражные суды, судебные процессы по всем (на тот момент мыслимым и немыслимым для меня) службам, инстанциям… Нет ни делопроизводителя, ни старшего воспитателя, завхоз и тот на 0,5 ставки, и еще нагрузка подменного воспитателя легла на мои плечи. Получила колоссальный опыт управления и замечательных жизненных учителей!

Помимо всех проверяющих мне и коллектив отдыхать не давал. Вводимая мной управленческая политика, все нововведения и перестановки от привычных и удобных, естественно и я сама, ощутили сопротивление устоявшейся системы, где некоторые сотрудники проявляли пассивность иногда и агрессию, игнорировали перемены и распоряжения, нарушали распорядок.   Были и такие, которые занимали оборонительную позицию и настойчиво твердили «А вот у нас раньше было так…». Приходилось переворачивать кучу документации, на ходу изучать нормативную документацию и законодательство, объяснять и переубеждать сотрудников, что то «раньше» привело их наглядно до такого положения и состояния дел сегодня, и продолжала улыбаться ребятишкам, читать им, укладывать спать, а  в конце рабочего дня объяснять родителям как важно для ребенка получить дошкольное образование. Время летело, только успевай укладываться в календарные даты. За 4 с небольшим года заведования сказать, что было много трудностей, не сказать ничего. С нуля созданы все документы, получена лицензия, приведены в соответствие делопроизводство, составлено штатное расписание и распределена нагрузка для педагогов и других сотрудников, для полноценного функционирования детского сада. Одни из первых в районе оборудовали медицинский кабинет, получили и на него лицензию. Очень к стати внесли изменения в законодательную базу и введение ФГОС, которые самым благоприятным образом повлияли на наше развитие. Была открыта новая группа, закуплены новая мебель, постельное белье и многое другое в соответствии с последними требованиями и наличием необходимой сертификации. В настоящее время, в век гонки и стремительного прогресса не понимаю, как раньше можно было обходиться без компьютера, МФУ, проектора - их тоже приобрели. Несмотря на многочисленные  трудности, а бывало и всякое – вплоть до докладных за моей спиной со сбором подписей,  все почему – то складывалось удачно, наверное, потому что рядом всё же были люди, которые меня поддерживали, подсказывали, видели, что я живу этой работой и этими заботами. Сделать предстояло многое. Я росла с каждым ремонтом, узнавая нюансы по ремонту крыши, видам мягкой кровли и как это правильно сделать, при замене сантехники легко различала где «мама», где «папа» и какой диаметр нужен, какие трубы, переходники, штуцеры…, при замене электропроводов и ремонте освещения выбирала двужильные, медные, а не алюминиевые с определенным сечением…, измеряла лестничные марши, грунтовала и приводила в соответствие противопожарные лестницы для испытательной лаборатории, благоустройство и озеленение двора отдельная история с песочницами, верандами и т. п. Медицинского работника также в штате не было, усердно разрабатывала технологические карты, составляла и  согласовывала десятидневное меню, выписывала меню-требование, а сколько отчетов по накопительной, анализ норм питания, витаминизация и работа по бракеражу. Столько много нового узнала, научилась, пополнила словарный запас специальной терминологией по разным направлениям. Было не страшно, но смущало постоянное неведение, что ж еще от меня потребуется, что еще я должна вычитать, проштудировать и запомнить, но  было очень интересно. И это ведь только некоторые хозяйственные дела.

Одна из главных задач  – это организация учебно-воспитательного процесса. Кипела работа по разработке образовательной программы,  все виды планирования, при отсутствии литературы по ФГОС, со временем поэтапно докупали методички, книги с разработками по различным возрастным группам. С многочисленными изменениями, в дальнейшем я освободила себя от работы воспитателем, понимая, что это хоть и сложно совмещать, но дети радовали, отвлекали, заряжали своей искренностью, доверчивостью и радостью. Вместе со мной рос и коллектив, радуясь продуктивным совместным делам шагая вперед, поэтому старалась развивать в каждом позитивное мышление, то есть способность превращать неудачу в успех. Для меня очень важно не столько поделиться знаниями, которыми владею сама, но, в большей степени, помочь педагогам увидеть и раскрыть каждому свой творческий потенциал.

Одной из главных задач в деятельности руководителя ДОУ по организации методической работы является заинтересовать и убедить всех членов педагогического коллектива и нацелить на активное участие в конкурсах, в повышении квалификации и формирование у педагогического коллектива технологии профессиональной деятельности. Мною подробно был изучен каждый сотрудник детского сада как личность, и как профессионал. Итоговым продуктом стала «Программа развития кадров». Коллеги перестраивались, проявляли активность, участвовали самостоятельно и с ребятами в различных конкурсных мероприятиях, сразу несколько педагогов поступили в учебные заведения для получения педагогического образования. Считаю, что добилась того уровни сознательности и осознанности воспитателями важности их дела, значимости профессиональной отдачи детям, ведь именно от их работы зависит разностороннее воспитание детей, которым нужно будет социализироваться и адаптироваться в сложном современном обществе. Именно на ступени получения дошкольного образования в наших детях закладываются самые основные жизненнонеобходимы знания, умения и навыки.

Обновлялись и прорабатывались компоненты развивающей предметной среды, создавая оптимальные условия для полноценного познавательного, физического, эстетического и социального развития детей: уголки природы, материалы и оборудование для продуктивной и творческой деятельности детей, книжные уголки, уголки для экспериментальной деятельности.. В группах пополнялся дидактический материал, изготовленный сотрудниками (для сенсорного развития, тонкой моторики рук, сюжетных игр и т. д, Были созданы условия для развития театрализованной и других видов деятельности.

Ребенок находится в детском саду практически весь день и необходимо, чтобы окружающая его обстановка успокаивала и радовала, способствовала пробуждению положительных эмоций, воспитанию хорошего вкуса. Практически всё своими силами и с помощью родителей, тут, бесспорно, им огромная благодарность за ремонты, за обновление предметно-пространственной среды в группах.

Без лишней скромности скажу, что действительно старалась быть для своего коллектива не только управленцем, но и тем человеком, который всегда готов прийти на помощь в трудную минуту. Поэтому и к самой себе предъявляю особые требования.

Таким образом, приходим к пониманию, что, несмотря на всю свою занятость, руководителю необходимо постоянно стремиться к самосовершенствованию, приобретению всё новых знаний и умений, обогащению опыта управленческой деятельности. Это должно помочь вызвать у педагогов «заразительную» волну личных стараний, разбудить внутреннюю активность каждого. Обязательно должна быть способность и умение видеть ситуацию со стороны, глазами другого человека, уметь поставить себя на место своего педагога.

Быть заведующим – это сложная целостная система механизмов воздействия на коллектив, родителей, социум, взаимодействуя со всеми.  Уметь управлять инновационной деятельностью, протекающей в ДОУ, постоянно определять, познавать и выявлять прогрессивные тенденции движения и развития в образовательном процессе, направляя данный процесс в соответствии с современными тенденциями, с учетом объективных возможностей и потенциала своего педагогического коллектива, работая на перспективу.

«Еще вчера я мыслил себя частицей, пульсирующей без всякого ритма в сфере жизни. Теперь я знаю, что я есмь сфера, и жизнь во всех своих частицах ритмично пульсирует во мне» (Дж. Х. Джебран).

Руководитель является лидером, который не имеет права на слабости, жалости и брюзжание. Должна помнить постоянно – ты пример для своих подчиненных. И как не вспомнишь слова прошлых напутствий: «Всё плохое оставь за порогом». Приходя  на работу никого не должно волновать мое плохое настроение, мои личные проблемы, мое состояние здоровья, личные симпатии и антипатии – работа, прежде всего!

Могу только посоветовать всем руководителям запастись терпением, набраться мудрости и работать над собой, прежде всего:

  • Постоянно работать над развитием своих личностных качеств, стремиться быть универсалом. Так как сегодня заведующий, особенно в сельских садах – это управленец, делопроизводитель, отдел кадров, служба по охране труда, пожарной, электробезопасности, специалист по наградной, антикоррупционной, антитеррористической деятельности, психолог, юрист, экономист, контрактный управляющий, завхоз, методист и многое другое, просто разнорабочий – мастер на все руки!
  • Неотъемлемой частью является самообразование. Посмотрите вышеперечисленное, направлений для работы множество, есть над чем работать, с учетом постоянных поправок, требований и изменений в законодательной базе.
  • Старайтесь при тесном взаимодействии с социумом и окружением научиться быть стрессоустойчивым и уравновешенным. Умение сохранять самообладание и не поддаваться панике в сложных, непредсказуемых экстренных ситуациях, способность решать несколько проблем одновременно, принимать решения и нести ответственность за свои слова и действия.
  • Не следует принимать всё буквально, в каждой сфере есть свой юмор и шутки, к этому так же надо привыкнуть. Даже если вы не умеете шутить, принимайте юмор коллег и заражайте оптимизмом, даже в случае возникновения проблем, ищите положительные стороны.
  • Важно быть всегда собранным и организованным самому, и упорядочить всю деятельность организации. И тут уместны слова «Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня». Надо успевать и успевать, чуть замешкаешься, дашь себе слабину и опять погрязнешь в документах, письмах. Поэтому успехов Вам в успевании!

А успеть нужно еще очень многое!

Приходила в детский сад ежедневно и часто ловила себя на слове, на мысли, что произношу « …у меня в саду…», «…мой детский сад…».  Действительно, это мой детский сад, сколько сил, энергии и знаний вложено.

С 2017 года работала  заведующим МКДОУ «Каширинский детский сад». И пришла на эту должность не «слепым котенком», не педагогом, а уже руководителем с большим опытом за плечами.

И всё же, дети сыграли решающую роль в определении моей сегодняшней профессии. С сентября 2020 года работаю учителем в МКОУ «Каширинская СОШ имени Белоусова Д. А.». Помимо руководящего опыта имеется образование и опыт работы учителем предметником, психологом, социальным педагогом, педагогом дополнительного образования и классным руководителем. Ни какие бумаги, документы не заменят той энергии общения, обмена даваемых знаний на радость личных новых открытий детей. Закружил водоворот рабочих событий, появляющихся большим потоком и отовсюду. Разработка рабочих программ, подготовка к урокам, журналы, отчеты, участие в обучающих и методических мероприятиях, мастер-классы, акции… и тут без людей не могу, благо социум активный, складываются замечательно уроки, встречи, вечера в стенах Каширинского литературно-краеведческого музея имени Кюхельбекера; тесное сотрудничество с сотрудниками Каширинской сельской библиотеки с бесценными вложениями в патриотическое, духовно-нравственное развитие ребят; с сотрудниками сельского дома культуры, занимающих ребят досуговой, развлекательной программой… Постоянная смена деятельности, охват всех направлений работы. Дают возможность проявить себя и мне, как педагогу, и ребятам, с которыми занимаюсь в кружках «Фантазия», «Волонтер Плюс», «Стоп-Кадр». А рядом и сельский совет, и Совет ветеранов и др.

Приходится осваивать новые формы работы – дистанционные технологии и электронное обучение. Современная школа уже далеко вышла за привычный формат обучения, понимаемый и представляемый родителями, старшим поколением. Будучи классным руководителем, приходится находить слова, возможные формы и методы, чтобы объяснить, достичь положительного результата, а главное, соблюсти основной принцип педагогики «не навредить» нашим детям при получении образования. Мы можем принимать или не принимать, понимать или просто мириться, но данность такова, что меняется цивилизованность, научно-технический прогресс не стоит на месте, совершенствуются технологии и настоящее сегодня настойчиво внедряет инновации, без которых дальнейшее развитие невозможно. Педагог вливается в этот общий поток информатизации, компьютеризации, приобретая новые компетенции, ежедневно обучаясь, получая колоссальный опыт, которым обязательно делится, иначе всякая педагогическая деятельность теряет смысл. И действительно, не каждый может стать учителем, им нужно родиться. Такой ритм, темп жизни не каждому по плечу и в образовании случайные люди не задержатся.

Много задумок, проектов, планов и наработок, которыми обязательно поделюсь. Подытожу словами Альберта Эйнштейна: «Высшее искусство, которым обладает учитель, - это умение пробудить радость от творческого выражения и получения знаний». Именно над этим тружусь сегодня. Развития вам и вашим ученикам-воспитанникам, уважаемые коллеги, ведь нет предела совершенству.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»

Педсовет «Педагогическое общение – путь к совершенствованию профессиональной компетентности учителя»  Цель: развитие умений перестраивать способы общения, выбирать их оптимальное сочетание, ...

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»

Педагогический совет по теме: «Здоровьесберегающие технологии  в системе работы учителя и классного руководителя по развитию творческого потенциала школьника»  ...

Способы и пути достижения воспитателем ГПД профессиональной ИКТ- компетентности

Без знаний и умений применять информационно-компьютерные технологии в образовательном процессе современному российскому педагогу работать уже невозможно. Профессиональная ИКТ-компетентность &nda...

В помощь воспитателям, кл. руководителям

Подбор диагностического материала  для проведения диагностики в воспитательной работе с воспитанниками школы...

Педагогический проект «Путь в профессию учителя»

Цель проекта: Создать систему наставничества, предполагающую взаимообучение наставника и молодого педагога  для профессионального роста обеих сторонЗадачи проекта:Провести опрос среди педагогов р...