Методический прием «Алгоритмический куб»
методическая разработка

Малюкова Тамара Ивановна

Методический прием «Алгоритмический куб» является эффективным способом запоминания, систематизации новой информации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priem_algoritmicheskiy_kub_.docx873.44 КБ

Предварительный просмотр:

Методический прием «Алгоритмический куб»

Автор-разработчик: Малюкова Тамара Ивановна,

преподаватель-организатор ОБЖ

МБОУ «СОШ № 9»  

города Нефтеюганска, ХМАО-Югра

Возрастание угроз безопасности жизни человека, неблагоприятные условия внешней среды, проблема патриотического воспитания и многое другое делают жизненно важным обучение школьников основам безопасности жизнедеятельности. 

Именно школьный возраст наиболее благоприятен для формирования у человека культуры безопасности.

Урок ОБЖ, построенный на современных технологиях позволяет сформировать у школьников не только глубокие знания, но и умения самостоятельно добывать информацию, использовать ее в различных ситуациях, накапливать опыт решения проблем, развить у учащихся познавательные, интеллектуальные, физические умения.

Вместе с тем, как стремительно развиваются современные информационные технологии в сегодняшней жизни, всё большей популярностью пользуются различные инновационные формы образовательной деятельности.

Большинство педагогов сегодня сталкиваются тем, что у учащихся низкий уровень усвоения новой информации, не развиты речь, креативное мышление и навыки отбора информации. У многих низкая мотивация к познавательной деятельности, да и к учёбе в целом.

Многие учителя задаются вопросом, как научить детей запомнить новую информацию!?

Методический прием «Алгоритмический куб» является эффективным способом запоминания, систематизации новой информации.

Предмет ОБЖ построен на четкой алгоритмизации действий, один неправильный шаг может привести к беде. Для того, чтобы дети легко запомнили алгоритм действий при той или иной чрезвычайной ситуации, в своей системе работы я использую данный прием.

Подготавливая своих учащихся к Всероссийской олимпиаде школьников по ОБЖ, к городским и окружным соревнованиям, я сталкивалась с заданиями по оказанию первой помощи. Участие в олимпиаде или соревновании всегда очень волнительно для ребенка, и даже если он знает правильные действия, то от волнения учащийся их забывает.

В подготовке к таким мероприятиям в своей работе я использую, так называемый прием «алгоритмического куба», позволяющий быстро запомнить алгоритм действий по оказанию первой помощи пострадавшему.

Кубик имеет 6 граней, и как раз-таки алгоритм действий по оказанию первой помощи имеет 6 моментов (пунктов):

1. Оценка ситуации.

2. Оценка своей безопасности.

3. Вызов скорой помощи.

4. Устранение травмирующего фактора (если он имеется)

5. Оказание первой помощи

6. Поддержание сознания пострадавшего до приезда скорой помощи.

Одно неправильное действие может причинить вред не только пострадавшему, но и самому «спасателю», поэтому четкое выполнение данного алгоритма способствует хорошему результату.

Оказание первой помощи – это не единственный алгоритм в изучении школьного курса ОБЖ. Куб можно использовать при составлении алгоритма действий при техногенной аварии, стихийном бедствии, при составлении плана характеристики военнослужащего, туриста или спасателя. С помощью куба можно легко запомнить составляющие ЗОЖ – их тоже шесть.

Создавая куб, ребенок не работает по шаблонному примеру, здесь происходит полет фантазии ребенка, он создает свой стиль поведения. Причем куб у каждого учащегося может быть абсолютно непохож ни на один другой куб.

Учащиеся, используя материал учебника, дополнительный раздаточный материал, информацию сети Интернет заполняют грани куба, создавая или план характеристики, или алгоритм. Развернуться можно широко.

Интересен тот факт, что данная работа включает в себя не только поиск и систематизацию нужной информации, но и творчество ребенка.  

В начале работы, когда дети, забывали алгоритм, стоило им только прошептать слово «кубик», так правильные действия моментально приходили на ум учащимся.

Я увидела действенный результат запоминания информации и алгоритма.

Данный прием можно использовать не только на уроках ОБЖ, но и на уроках, например, мировой художественной культуры (план описания картины художника), музыки (анализ музыкального произведения), литературы (план описания образа литературного героя), биологии (алгоритм решения задач по генетике), изобразительного искусства (алгоритм создания графического рисунка), географии, обществознания и истории (алгоритм создания плана текста) и др.

Можно прийти к выводу, что абсолютно разные алгоритмы, в основном, имеют 6 моментов (пунктов).

Разнообразные приемы, методы, технологии – это не самоцель. В работе важен результат. 

Используя на уроках прием «Алгоритмический куб», убеждаюсь, что данный прием позволяет поддерживать внимание детей на высоком уровне, повышает мотивацию обучения и интерес детей к школе, формирует обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, дает им ощущение творческой свободы, помогает запомнить и систематизировать новую информацию и, самое главное, приносит радость. 

Приложение

АЛГОРИТМ ДЕЙСТВИЙ ПО ОКАЗАНИЮ ПЕРВОЙ ПОМОЩИ, ОФОРМЛЕННЫЙ В «АЛГОРИТМИЧЕСКИЙ КУБ»


ГОТОВЫЕ АЛГОРИТМЫ ДЕЙСТВИЙ

АЛГОРИТМИЧЕСКИЕ КУБЫ УЧАЩИХСЯhttps://sun9-64.userapi.com/c204820/v204820488/75911/QKhQ4Z5o6U0.jpghttps://sun9-59.userapi.com/c857536/v857536488/189dd4/04GYm8jazZA.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс Методический прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»

Мастер-классМетодический  прием «Кроссенс» как приём развития креативного мышления»...

Мультимедийная презентация языкового материала как методический прием формирования коммуникативной компетенции на уроках немецкого языка в условиях реализации ФГОС.

Как показывает практика, обладая элементарной компьютерной грамотностью, учитель способен создавать оригинальные учебные материалы, которые увлекают, мотивируют и нацеливают обучающихся на успешные ре...

Методический прием "шесть шляп мышления"

Технология проблемного обучения «Шесть шляп»- эффективное средство формирования ключевых компетентностей:-компетентности «готовность к разрешению проблем» - ребёнок анализирует поставленную перед ним ...

Мой методический прием.

Мой методический прием по теме числительное....

Синквейн как методический прием на уроках обществознания

Из опыта работы по данной технологии на уроках обществознания...

Диктоглосс как методический прием

Сущность диктоглосса заключается в воспроизведении продиктованного или прослушанного учениками текста с максимально приближенной к оригиналу передачей информационно-содержательной стороны текста и, по...

Методический прием "Гармошка"

На современного человека буквально обрушивается поток информации, являющейся источником новых знаний и умений. Как научиться в ней ориентироваться, уметь отделять главное от второстепенного,...