Формы интеграции учебного материала
статья

Данная статья посвящена формам интеграции учебного материала

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формы интеграции учебного материала на уроках литературы.

Инновационные процессы, идущие сегодня в системе образования,  остро ставят вопрос о поисках резервов совершенствования подготовки личности ученика. Часто мы сталкиваемся с проблемой, что ученик,  успешно занимающийся в рамках одной дисциплины, не может применить имеющиеся у него знания в других предметах, и как следствие – в реальной жизни. Основная причина этого заключается в том, что в общеобразовательной школе основное внимание традиционно уделяется накоплению знаний, в современный же период необходимо подготовить выпускника, умеющего применять свои знания в реальных жизненных ситуациях. Учащиеся должны уметь воспринимать и обрабатывать большие объемы информации, овладевать современными средствами, методами и технологией работы с ними в любой предметной области.

Этому способствует межпредметная интеграция. Интегрированные уроки развивают потенциал учащихся, пробуждают к активному познанию окружающей действительности, к осмыслению и нахождению причинно - следственных связей, развитию логики, мышления. Механизм интеграции (способность к синтезу информации) заключен в самой природе человеческого мышления, диктуется объективными законами психологии и физиологии.

 Форма проведения интегрированных уроков нестандартна, увлекательна. Использование разных видов работы поддерживает внимание учеников на высоком уровне, что позволяет говорить о развивающей эффективности таких уроков.

Можно выделить несколько форм учебной интеграции материала на уроках литературы:

  • на основе одинаковых тем;
  • на основе учебных предметов гуманитарного профиля (литература - история, литература – ИЗО, литература – музыка, литература – МХК, литература – театральное искусство и т.д.).

Связи между интегрируемыми компонентами могут быть самые разные. Наиболее часто встречаются в школьной практике следующие:

- связи происхождения;

- связи порождения;

- связи построения (при систематизации и обобщении знаний);

- связи управления.

Связи происхождения устанавливаются там, где между компонентами выявляются отношения причины и следствия. Например, при анализе «Песни про… купца Калашникова» М.Ю. Лермонтова необходима историческая справка о времени правления Ивана Грозного. Речь идет не о простом соединении знаний из разных учебных дисциплин, а только тех, которые раскрывают истоки, причины или условия происхождения изучаемого в ведущем уроке предмета познания. Вводимые из другой дисциплины знания выполняют объяснительную функцию. При этих связях учащиеся учатся выявлять зависимости событий, фактов, явлений (трагическое разрешение конфликта между главными героями – купцом Калашниковым и опричником Кирибеевичем – будет непонятно учащимся без знакомства с исторической эпохой).

Данный тип связи можно использовать и при интеграции литературы с уроками по культурологии (МХК). Особенности поэтики русского классицизма при анализе пьесы Д.И. Фонвизина «Недоросль» вне контекста развития западноевропейской и мировой культуры будут учащимися не до конца осознаны, т.к. необходимо погружение в эпоху Просвещения, формирование понятия классицизма как художественного метода не только в литературе, но и в живописи, скульптуре, архитектуре.

Связи порождения очень похожи на связи происхождения, но имеют ту специфику, что ставят изучаемый системообразующий предмет в позицию причины, порождающей следствие, изучаемое в другом учебном предмете. Так в 11 классе при изучении модернистских течений конца 19 – начала 20 веков уместно обращение к современной песенной поэтике. У учащихся такое сопоставление вызывает интерес, т.к. современная музыка им более знакома, понятна и доступна, а познавательный интерес дает возможность учителю представить литературно-музыкальный процесс как единый, неразрывный, не делимый на отрезки.

Связи порождения можно использовать и в младших классах. Например, в 5 классе после изучения повести И.С. Тургенева «Муму» на обобщающем уроке можно создать  книгу с иллюстрациями ребят.

Связи построения между интегрируемым знанием создаются учителем там, где объединяемые компоненты выступают на равных, взаимодействуя между собой в ситуации, задаваемой главным предметом. Здесь каждый интегрируемый компонент играет роль новой формы предъявления изучаемого явления: поэзии в живописи, музыке.  Например, при изучении творчества поэта-символиста И. Анненского. Восприятие образа-символа вызывает затруднение, т.к. символ – ассоциативен, невещественен, иррационален. Привлечение музыкального сопровождения и демонстрации картин художников эпохи Возрождения поможет проникнуть в сущность поэтики символизма и  проанализировать движение лирического чувства в стихотворении.  

Связи построения помогают учителю-словеснику развивать образное мышление учащихся, поэтому их уместно использовать на уроках анализа лирического текста. Учащиеся на таких уроках учатся обнаруживать аналогии, переносить знания из одной знаковой формы в другую.

    Преимущества многопредметного интегративного урока перед традиционным монопредметным очевидны. На таком уроке можно создать более благоприятные условия для развития самых разных интеллектуальных умений учащихся, через него можно выйти на формирование более широкого мышления, научить применению теоретических знаний в практической жизни, в конкретных жизненных, профессиональных и научных ситуациях. Интегративные уроки приближают процесс обучения к жизни, оживляют духом времени, наполняют смыслом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные формы и методы изучения учебного материала на уроках физической культуры

Программы физического воспитания ориентируют учителей на учет индивидуальных особенностей детей:-       Преимущественное развитие «отстающих» двигательных качеств.-...

Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»

Мастер-класс «Логико-смысловое моделирование как эффективное условие интеграции содержания учебного материала»...

Учебный материал " Формы контроля на уроках русского языка и литературы"

Папка содержит материал по трём направлениям- русский язык, русская литература 19 века, русская литература 20 века. В материале содержатся технологические карты по произведениям  учебной программ...

Компетентностные задания по русскому языку как одна из форм организации учебного материала по формированию УУД

Современное образование предполагает перенос акцента с предметных знаний, умений и навыков, как основной цели обучения, на формирование общеучебных умений, на развитие самостоятельности учебных действ...

Нетрадиционные формы интеграции учебной и внеучебной деятельности школьников.

Статья ознакомляет с методикой "Интеративное сочинение" Данная методика является межпредметной , так как интегрирует литературу, дополнительное образование(театр) и информатику. Используется личностно...

Учебный материал в форме презентации MS PowerPoint для закрепления навыка употребления пассивного залога/инфинитивной конструкции um...zu в сравнении с придаточными предложениями цели/сложноподчинённых предложений с als и wenn

Данный материал может быть использован для организации самостоятельной работы учащихся как в классе, так и дома, с возможностью дальнейшей самопроверки для закрепления навыка употребления отдельных гр...

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся

Методический материал по интеграции учебной и внеурочной деятельности обучающихся в формеНАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ «ОТКРЫТИЕ»Для учащихся 8-11 классовУже 26 лет в МБОУ «Лицей&r...