Подготовка к ВПР по русскому языку в 5 классе. Материал для выступления на педсовете, методическом объединении учителей русского языка и литературы
статья (5 класс)

В статье даётся определение, назначение и цели ВПР. Обращается внимание на разные методические пособия, которые помогают обучающимся в подготовке к выполнению ВПР. Даётся подробный анализ всех заданий проверочной работы. Акцентируется внимание на совместную работу по подготовке учителя и родителей. Рекомендуются ресурсы Интернет для самостоятельной подготовки обучающихся.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podgotovka_k_vpr_po_russkomu_yazyku_v_5_klasse.docx29.45 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Каменская средняя общеобразовательная школа № 2

  имени Героя Советского Союза П.К. Рогозина»                                                                                                                                                    обособленное структурное подразделение Дегтяренская школа

Каменского муниципального района Воронежской области

Подготовка к  ВПР по русскому языку в 5 классе

Выполнила:

Резниченко В.Н.,  учитель

русского языка и литературы

   

Дегтярное 2018

  В настоящее время оценочной процедурой Всероссийской системы качества образования в  школе являются: Всероссийские проверочные работы (ВПР).  

      Назначение ВПР по русскому языку – оценить уровень общеобразовательной подготовки обучающихся 5 класса в соответствии с требованиями ФГОС. Задания диагностической работы направлены на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми фонетическими, морфемными, морфологическими и синтаксическими умениями, а также универсальными учебными действиями.

        Цель ВПР – обеспечение единства образовательного пространства Российской Федерации и поддержки введения Федерального государственного образовательного стандарта за счет предоставления образовательным организациям единых проверочных материалов и единых критериев оценивания учебных достижений.

         Нужно помнить о том, что Всероссийские проверочные работы не являются итоговой аттестацией обучающихся 5 класса, а представляют собой аналог годовых контрольных работ, традиционно проводившихся ранее в школах. Также ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и метапредметных результатов, в том числе уровня сформированности универсальных учебных действий и овладения межпредметными понятиями. Результаты ВПР в совокупности с имеющейся в образовательной организации информацией, отражающей индивидуальные образовательные траектории обучающихся, могут быть использованы для оценки личностных результатов обучения.

         

       Внедрение такого типа работы ставит перед учителями-словесниками задачу подготовки обучающихся к ВПР. Несмотря на то что в  "Описании проверочной работы по русскому языку 5 класс" отмечено, что специальной подготовка к проверочной работе не требуется, так как контролируемое содержание отражено в учебниках, включенных в Федеральный перечень учебников, рекомендуемых Министерством образования и науки РФ , однако без системы мер по подготовке обучающихся к ВПР по русскому языку трудно добиться высоких результатов.  

Опытные  учителя философски относятся к этим работам, понимая, что натаскать детей за пару дней и даже месяцев невозможно. Если раньше мы начнём подготовку к ВПР, то она  не будет стрессом для учеников, потому что они не будут её бояться. Без сомнения, у каждого  учителя есть свои пути, позволяющие совершать восхождение с обучающимися по образовательной лестнице.  Каждый учитель применяет педагогические технологии, отвечающие требованиям ФГОС. У каждого учителя есть свои методы, приемы, формы  работы, позволяющие подготовить учащихся к ВПР. Поэтому остановлюсь на некоторых аспектах подготовки обучающихся к ВПР.

 С  чего же начать подготовку к ВПР? Прежде всего, каждый учитель изучает все имеющиеся по данному вопросу материалы.

Мною выработан своеобразный план подготовки к ВПР:

  • Изучить перечень планируемых результатов по предмету.

  • Подобрать задания для проверки того, насколько усвоен предмет.

  • Провести повторение по разделам учебной предметной программы.

  • Выполнить проверочные работы на все разделы программы, вместе обсуждая план выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

  • Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в их ликвидации.

       Также разработана система заданий для достижения планируемых результатов освоения предмета, в основе которой лежат следующие принципы:

  1. задания должны быть разнообразными, чтобы, с одной стороны, не формировать стереотипов о том, что тот или иной планируемый результат проверяется всегда одинаково, с другой стороны, для того, чтобы научить применять знания в разных ситуациях;

  1. заданий на оценивание достижения каждого планируемого результата должно быть достаточно для того, чтобы сделать вывод о достижении этого планируемого результата, так как по 1-2 заданиям такой вывод вряд ли будет объективным;

  1. задания должны быть разноуровневыми: часть заданий должна позволять проверить достижение планируемого результата на базовом уровне, другая часть - на повышенном уровне.

     Изучив пособия разных авторов, которые можно использовать для подготовки к ВПР по русскому языку в 5 классе: Дергилёвой, Сениной, Кузнецова, Драбкиной, Волошиной , я пришла к выводу, что рабочая тетрадь Тренинг, контроль, самооценка ВПР 5 класс авторы: Дощинский,  Смирнова больше всего соответствуют моему плану работы.

Как работать в этой тетради? В чём её особенности?

      Сначала авторы предлагают без специальной подготовки выполнить 2 проверочные работы, оценить их, выявить пробелы, а потом целенаправленно работать над  их устранением. Чтобы быстрее найти нужный материл или задание, есть раздел, который называется «Путеводитель». По нему ученики ориентируются в пособии.

      В разделе «Тренинг» можно найти необходимый теоретический минимум и разнообразные упражнения для отработки всех видов заданий.

После повторения и изучения материала авторы предлагают выполнить ещё 2 итоговые проверочные работы, которые, по их словам, теперь  у ребят не вызовут никаких затруднений.

       Итак, какие же виды заданий предлагают авторы этого пособия для успешного выполнения ВПР?

       Я считаю, большой плюс этой тетради в том, что составители дополнили своё пособие необходимыми теоретическими сведениями, оформленными в виде определений, таблиц, схем, алгоритмов, которые следует повторить, прежде чем приступить к выполнению заданий.  И только изучив этот материал,  ученики  выполняют практическую часть.

Задание 1  ВПР проверяет традиционное правописное умение обучающихся правильно списывать осложненный пропусками орфограмм и пунктограмм текст, соблюдая при письме изученные орфографические и пунктуационные правила. При его списывании обучающиеся должны соблюдать изученные орфографические и пунктуационные правила. В рабочей тетради даётся 16 заданий различной сложности на повторение изученных орфограмм и пунктограмм.  

Задание 2 считается во Всероссийской проверочной работе по русскому языку единственным заданием повышенного уровня сложности. Оно предполагает знание признаков основных языковых единиц и нацелено на выявление уровня владения обучающимися базовыми учебно-языковыми аналитическими умениями:

  1.    фонетический разбор направлен на проверку  уровня умения  проводить фонетический анализ слова;  
  2. морфемный разбор – на проверку уровня умения  делить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа слова;  
  3. морфологический разбор – на выявление уровня  умения анализировать слово с точки зрения его принадлежности к той или иной части речи, умения определять морфологические признаки и синтаксическую роль данного слова в качестве части речи;    
  4. синтаксический разбор − на выявление уровня  умения анализировать различные виды предложений с точки зрения их структурной и смысловой организации, функциональной предназначенности.

      Задание 3 нацелено на проверку умения распознавать правильную орфоэпическую норму современного русского литературного языка. Авторы пособия предлагают ёще раз обратить внимание на Орфоэпический минимум для 5 класса. Выделяют в отдельную группу существительные с подвижным ударением, прилагательные, которые сохраняют ударения от существительного и не сохраняют, глаголы с подвижным и неподвижным ударением.

  • задании 4 проверяется предметное учебно-языковое умение опознавать самостоятельные части речи и их формы, служебные части речи в указанном предложении, а также определять отсутствующие в указанном предложении изученные части речи.

       Задания 5, 6 и 7 объединены общей темой «Синтаксис и пунктуация». При выполнении этих заданий одновременно необходимо работать как с определением вида синтаксических конструкций, так и с правильной расстановкой знаков препинания.

       В 5 задании проверяется умение опознавать прямую речь и слова автора. А далее следуют различные задания на отработку этих пунктуационных навыков.

       В задании 6 проверяется умение опознавать предложение с обращением, или обобщающим словом при однородных членах предложения и правильно расставлять в них знаки препинания. Письменное объяснение сделанного выбора может быть либо схематическим, либо словесным. Варианты и того и другого пути обоснования представлены в тетради.

         Задание 7 предполагает нахождение простых предложений с однородными членами или сложных предложений и правильную расстановку в них знаков препинания.

Часть 2 – это работа с текстом. Авторы пособия заостряют внимание обучающихся на этих заданиях. Поскольку задания 8-12 предполагают серьёзную работу с текстом, от вас требуется медленное, очень пристальное  чтение данного текста. Это умение часто требуется человеку в современной жизни. Не жалейте времени! Ваше понимание предложенного текста должно быть правильным и полным.

  • задании 8 проверяется умение верно формулировать основную мысль текста в письменной форме, соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления. Авторы обращают внимание на необходимость чётко различать тему, основную  мысль и сюжет.

Задание 9 предполагает нахождение в тексте требуемой информации, подтверждения выдвинутых тезисов, на основе которых выявляется способность обучающихся строить речевое высказывание в письменной форме , соблюдая нормы построения предложения и словоупотребления.

Задание 10 проверяет умение различать типы речи и применять это умение к конкретным текстам. Отличительные особенности каждого из трёх типов речи представлены в таблице.

Задание 11 выявляет умение находить слово в тексте (или в его заданном фрагменте) на основании лексического значения. Авторы обращают внимание на то, что лексическое значение слова можно представить по-разному: описательно ( с помощью краткого толкования); с помощью родо-видовых характеристик; подбором синонимов; с помощью однокоренных слов.

Задание  12  имеет целью оценить умение выбирать из контекста синоним или антоним к заданному слову.

Очень важно подключить к подготовке к всероссийским проверочным работам и родителей обучающихся. Большинство из них заинтересованы в результатах обучения своего ребенка. Необходимо познакомить родителей с результатами ВПР, рассказать им о причинах невыполнения тех или иных заданий. Дать возможность родителям вместе с детьми прорешать те задания, в которых были допущены ошибки, поработать с демоверсиями проверочных работ. При этом должна быть создана доброжелательная атмосфера в общении между администрацией, педагогом, обучающимся и его родителями.

Педагогам необходимо правильно и грамотно объяснять родителям, что такое Всероссийские проверочные работы, с какой целью они проводятся. Можно дать родителям адреса, где в свободном доступе они могут самостоятельно ознакомиться со всеми материалами по подготовке к ВПР.  

Информационная поддержка

• Информационный портал ВПР: https://vpr.statgrad.org

• Система дистационного обучения: https://kursitet.ru/

• Сайт ФИПИ: http://www.fipi.ru/vpr

•Информационный портал НИКО: https://www.eduniko.ru/

• Официальный сайт Федеральной службы по надзору в сфере образования (Рособрнадзор): http://obrnadzor.gov.ru/

• Официальный сайт ВПР: https://4vpr.ru

• Сайт "Решу ВПР. Русский язык 5 класс" https://rus5-vpr.sdamgia.ru/

• Современный учительский портал http://easyen.ru/

Важно понимать, что подготовка к ВПР – это не «натаскивание» обучающихся к выполнению тех или иных заданий, а целенаправленный труд педагога и родителей по освоению обучающимися предметных и метапредметных результатов образования в период обучения в 5 классе.

Литература:

1.Дощинский Р.А. Русский язык: 5 класс: ВПР : тренинг, контроль, самооценка: рабочая тетрадь/ Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. – М.: УчЛит: Просвещение, 2017

2.http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=BD98FF424631BFE24D6010A4B1266CA8

3.https://vprklass.ru/5-klass/russkij-jazyk-5-klass/varianty-vpr-2021-po-russkomu-jazyku-5-klass-s-otvetami

4 : https://4vpr.ru

5. https://www.labirint.ru/books/694445/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы. Тема: «Методы оценивания»

Материалы выступления на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы учителя МБОУ «Иозефовская ОШ» Петраковой Г.М....

Выступление на городском методическом объединении учителей иностранного языка на тему "Задачи по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ" 16.10.2018

Цель выступления: рассказать о системе по подготовке обучающихся к ОГЭ и ЕГЭ по английскому языку...

Презентация к выступлению на школьном методическом объединении учителей иностранного языка "РАЗВИТИЕ ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УЧЕБНОЙ И ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ФГОС"

Большое значение при обучении иностранному зыку занимает вопрос интереса, который учащиеся испытывают к данному процессу. Стоит отметить, что чем выше интерес, тем выше активность и результативность о...

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы «Практика использования дистанционных образовательных технологий в школе: ограничения и возможности»

Мое отношение к дистанционному обучению можно выразить так: "Дистанционное образование - вещь очень удобная и полезная. Но основное образование таким способом целесообразнее получать только ...

Выступление на районном методическом объединении учителей русского языка и литературы

Из опыта работы по подготовке учащихся 9-х классов к защите индивидуальных итоговых проектов...