Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ
статья

Тютина Наталья Владимировна

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_2.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников.

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Тютина Н. В. –

                                                   учитель математики

2019 г.

Как подготовить учащихся к итоговой аттестации? Этот вопрос волнует всех. Переживают учителя, беспокоятся родители, а дети, как они относятся к итоговой аттестации? Выпускники разные и реакция у всех тоже различная.

 Конечно, результаты итоговой аттестации позволяют получить объективные данные о сильных и слабых сторонах подготовки учащихся. Известно, что не все учащиеся умеют ясно и четко, последовательно и логично выражать свои мысли, не могут аргументировать свою точку зрения.

К негативным характеристикам подготовки выпускников следует отнести большое количество вычислительных ошибок, допускаемых как при выполнении задач базового уровня, так и повышенного уровня сложности.

Каким же образом проводить подготовку учащихся, чтобы в результате избежать неудовлетворительных оценок или очень низких баллов?

Экзамен по математике при правильной подготовке хорошо может сдать каждый. Формула успеха проста – высокая степень восприимчивости, мотивация и компетентный педагог. В любом случае натаскивание к ЕГЭ и ОГЭ необходимо, но его нужно сочетать с фундаментальной подготовкой, формируя системные знания и навыки.

На итоговой аттестации встречаются специфические, каверзные вопросы и задачи. Их часто не может быстро решить даже опытный специалист. Эти задачи на первый взгляд незаметны и их немного, но обязательно включаются разработчиками в экзамен. Однако даже в таких нетиповых заданиях можно выделить шаблоны, что позволяет подготовленному правильным образом ученику уметь распознавать ход мыслей составителя и часто обыгрываемые типы каверзных задач.

Каверзные и специфические задачи составляют только часть так называемой специфики ЕГЭ и ОГЭ по математике. Подготовленность в плане специфики подразумевает знание нюансов и особенностей экзамена. К таким особенностям можно отнести правильность оформления заданий, тактику и стратегию решения в условиях дефицита выделенного времени на экзамене.

Эти и масса других особенностей и составляют суть специфики. Учитель, хорошо знающий, с чем придется столкнуться школьнику на экзамене, кроме фундамента должен уделять большую часть времени на занятии отработке вопросов специфики ЕГЭ и ОГЭ.

Для эффективной подготовки к итоговой аттестации нужна тренировка, тренировка и еще раз тренировка. Довести решение задач до автоматизма.

В готовности учащихся к сдаче экзамена в форме ЕГЭ и ОГЭ можно выделить следующие составляющие:

-информационная готовность (информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

-предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

-психологическая готовность (состояние готовности – "настрой", внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Информационная работа проводится в двух направлениях: с учащимися и их родителями.

При организации работы с родителями учащихся приоритетным направлением является обеспечение их информацией о процедуре проведения итоговой аттестации. С этой целью мною посещаются все родительские собрания в 8-9, 10- 11 классах, оформляются информационные стенды по подготовке и проведению государственной (итоговой) аттестации. На родительских собраниях освещаю следующие вопросы: общие положения проведения итоговой аттестации; сроки и общие правила проведения аттестации; порядок подачи апелляции; оценка результатов итоговой аттестации; информационные сайты подготовки к итоговой аттестации. Провожу индивидуальные консультации для родителей по степени готовности учащихся к сдаче ЕГЭ и ОГЭ по математике, необходимой коррекции в подготовке.

С учащимися провожу инструкции по правилам поведения на экзамене, правилам заполнения бланков. Обучение заполнению бланков является неотъемлемым элементом подготовки к экзаменам. Эту работу провожу, начиная с 8 и 10 классов. Тем не менее, учащиеся даже к концу 9 и 11 классов допускают ошибки при их заполнении во время диагностических работ, кто от волнения, кто по невнимательности. Поэтому работа в этом направлении ведется с отдельными учащимися на консультациях.

Основной составляющей в моей работе является предметная подготовка обучающихся к итоговой аттестации.

Зачастую учителя, репетиторы и родители, помогающие своим детям подготовиться к итоговой аттестации, пытаются прорешать как можно больше вариантов предыдущих лет. Такой путь неперспективен.

Во-первых, варианты не повторяются.

Во-вторых, у школьника не формируется устойчивый общий способ деятельности с заданиями соответствующих видов.

В-третьих, у учащихся появляется чувство растерянности и полной безнадежности: заданий так много и все они такие разные. Естественно запомнить все решения всех заданий невозможно.

Поэтому, я считаю, что намного разумнее учить учащихся общим универсальным приемам и подходам к решению задач.

В своей работе я придерживаюсь следующих принципов построения методической подготовки к итоговой аттестации:

Устный счет является одним из важнейших приемов при подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Для достижения правильности и беглости устных вычислений, преобразований, решения задач на каждом уроке стараюсь отводить 5-7 минут. Предлагаю такие устные упражнения, которые соответствуют теме и цели урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала.

Выстраиваю такую подготовку, чтобы соблюдалось правило - от простых типовых заданий до заданий повышенной сложности.

На этапе освоения знаний подбираю материал в виде логически взаимосвязанной системы, где из одного следует другое. На следующих занятиях полученные знания способствуют пониманию нового материала.

Учащимся предлагаю тренировочные задания, выполняя которые они могут оценить степень подготовленности к экзаменам.

Подхожу к каждому ученику индивидуально. Ученик может не только выполнить задания, но и получить ответы на вопросы, которые вызвали затруднение.

Учу учащихся использовать наличный запас знаний, применяя различные «хитрости» и «правдоподобные рассуждения» для получения ответа наиболее простым и понятным способом.

Все тренировочные и диагностические работы провожу с ограничением времени, чтобы учащиеся могли контролировать себя - за какое время сколько заданий они успевают решить.

Даю одинаковую максимальную  нагрузку по содержанию и по времени для всех учащихся. Это необходимо, поскольку экзамен по своему назначению ставит всех в равные условия и предполагает объективный контроль результатов.

После изучения определенной темы провожу зачеты. Чтобы получить зачёт по каждой теме необходимо выполнить задания (около 20 заданий из ЕГЭ или ОГЭ). После того, как учащийся с ним справляется (возможно, не с первого раза), данная тема считается освоенной.

Не маловажную роль играет выполнение домашней работы, в которую включаю задания с ЕГЭ и ОГЭ.

Акцентирую большое внимание на самостоятельную подготовку учащихся по предложенным им интернетным ресурсам.

Веду мониторинг деятельности учащихся. Хороший результат отслеживания показателей каждого выпускника дают зачетная книга, содержащая контроль оценок контрольных и самостоятельных работ, зачетных работ, тренировочных и диагностических работ; диагностические карты.

 Подготовка к итоговой аттестации требует индивидуального, личностно - ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане 8-9, 10-11 классов имеется 1 час факультативных занятий в рамках подготовки к итоговой аттестации. Кроме того, мною систематически проводятся дополнительные консультации. Для организации разноуровневого обучения и обобщающего повторения разделяю класс на 3 группы:

1 группа – учащиеся, которые имеют минимум знаний и рассчитывают лишь преодолеть порог успешности;

 2 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель – получить не очень высокие баллы, но достаточные для поступления в учебное заведение, не предъявляющего высокие требования к уровню математической подготовки;

3 группа - учащиеся, которые поставили перед собой цель получить высокие баллы, необходимые для поступления в ВУЗы.

Для каждой группы определена своя линия подготовки к итоговой аттестации.

Индивидуальную и разноуровневую подготовку к итоговой аттестации осуществляю через использование ИКТ. Наличие в интернете открытого банка заданий первой части позволяет включать задания из открытого банка в текущий процесс, а на завершающем этапе подготовки к экзамену эффективно проводить диагностику недостатков усвоения отдельных тем и их устранение путем решения конкретных серий задач.

Что касается последней подготовленности (психологической), создаю у выпускников установку «Вы сможете это сделать». Сосредотачиваюсь на позитивных сторонах и преимуществах учащегося с целью укрепления его самооценки, помогаю выпускникам поверить в себя и свои способности, поддерживаю выпускников при различных неудачах.

Также считаю, что одним из немаловажных факторов качественной подготовки к ЕГЭ является работа кабинета математики, где мною оформлен информационный стенд, отражающий общую информацию, связанную с итоговой аттестацией. Отдельно собраны такие материалы ЕГЭ и ОГЭ по математике, как демонстрационные варианты  КИМ 2015 года, инструкция по выполнению работы, инструкция по заполнению бланков, кодификатор и спецификация, методические и психолого-педагогические особенности подготовки к сдаче экзаменов по математике (рекомендации для выпускников), список литературы и адреса полезных сайтов, график проведения диагностических работ и общий мониторинг.

Моя цель состоит в том, чтобы помочь каждому школьнику научиться быстро решать задачи, оформлять их чётко и компактно. Развиваю способность мыслить свободно, без страха, творчески. Стараюсь давать возможность каждому школьнику расти настолько, насколько он способен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся."

Вся учебно-воспитательная работа в школе должна быть направлена на развитие познавательных способностей ребенка, на воспитание у детей самостоятельности, активности, инициативы и творческого начала. ...

Факторы, влияющие на качество дополнительного образования в ДШИ

Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги...

Тестирование как один из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.

Данная статья посвящена определению и характерным особенностям метода тестирования, как одного из методов контроля качества усвоения знаний обучающихся иностранному языку.В статье даны характеристики ...

«Самостоятельная работа как фактор повышения качества математических знаний и умений учащихся».

Можно использовать как методические рекомендации из опыта работы....

Кадровые ресурсы – как основной фактор, влияющий на качество обучения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А....

Факторы, влияющие на качество ГИА, ЕГЭ

Какие факторы влияют на качество сдачи экзаменов...

Уровень индивидуальных особенностей учащихся, как фактор влияющий на качество знаний

Индивидуальные особенности.... насколько они играют важную роль в процессе обучения? и как мы можем использовать знания в этой области для повышения качества образования...