Факторы, влияющие на качество ГИА, ЕГЭ
статья по психологии на тему

Кускова Любовь Сергеевна

Какие факторы влияют на качество сдачи экзаменов

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon faktory_vliyayushchie_na_kachestvo.ppt204 КБ
Microsoft Office document icon faktory_vliyayushchie._doc.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Факторы, влияющие на качество ГИА, ЕГЭ

Слайд 2

Внешние: А. Социальная среда, в которой находится обучающий. Б. Психолого-педагогическое сопровождение: -родителей; - учителей - предметников; - классного руководителя; - специалистов ОУ; -администрации ОУ

Слайд 3

Внутренние: А. Психические и психологические особенности обучающегося (психотип личности; тип нервной системы; канал восприятия; модальность; мотивация; уровень тревожности и т.д. Б. Личностные особенности обучающегося (ценностные ориентации, его морально-нравственные критерии и иные социально- обусловленные феномены); В. Комплекс ЗУНов



Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ПЕДСОВЕТЕ

 «Изучение личности как важнейший фактор повышения качества образования при сдаче ЕГЭ»

Единый государственный экзамен - это новая реальность в нашем образовательном пространстве, а проблемы подготовки к ЕГЭ - это поле деятельности не только психологов, но и всех участников образовательного процесса.

Для меня представляет большой интерес и значимость работа с отдельными учащимися, относящимся к различным группам риска в ситуации ЕГЭ. Данная классификация детей в группы риска имеет исключительно прикладной характер.

В процедуре проведения ЕГЭ определение стратегии деятельности становится ключевым моментом, поскольку это во многом определяет конечный результат. На выбор стратегии оказывает влияние множество факторов. Например, может зависеть от уровня притязаний, учебных достижений, особенностей личности….

Как эти знания можно использовать при подготовке к ЕГЭ???

Визуал - не рассказывайте ему, а показывайте. Если надо что-то объяснить, лучше нарисовать график, а уж если это будет яркий график – визуал будет просто счастлив. Лучше всего в разговоре и объяснениях стоять не перед ним, а рядом, обрисовывая общую для вас обоих перспективу.

Самую большую трудность испытывают аудиалы и кинестетики.

В отличие от традиционного экзамена, включающего аудиальные и кинестетические элементы (особенно если экзамен проводится устно). ЕГЭ имеет исключительно визуальную форму. Это облегчает задачу для детей-визуалов, одновременно усложняя ее для детей — аудиалов и кинестетиков.

На этапе подготовки. Необходимо, чтобы вы осознали особенности своего учебного стиля, то есть смогли четко сформулировать для себя, как именно вы лучше всего усваиваете учебный материал, и воспользовались этим знанием при повторении учебного материала.

Аудиалы – читайте вслух, привлеките родственников, друзей - просите почитать вам – особенно полезно при совместной подготовке кинестетика и Аудиала (кинестетик читает, аудиал – слушает!!!). Занимайтесь с репетитором – еще раз проговорят информацию.

Кинестетики – двигайтесь, делайте разминочные паузы, пишите шпаргалки, развешивайте по квартире в самых необычных местах – находите прочитывайте…

Во время экзамена.  Аудиалы могут воспользоваться речью, то есть очень тихо проговаривать задания вслух. (Чтобы это никому не мешало). В случае затруднения попросите рассказать инструктора в аудитории о том, в чем заключается суть задания – в случае необходимости не стесняясь ссылайтесь на свой тип мышления. Вам не требуется помощь в решении, вам нужно просто помочь осмыслить суть задания. Кинестетики могут помогать себе простыми движениями (например, подвигать ногами под столом). Вам также стоит разрешить себе какую-нибудь двигательную активность (например, выйти из класса). Очень забавный способ – готовьтесь к экзамену, раскладывая на столе предметы – лучше всего листы бумаги  и ручки (кроме них на экзамене ничего не будет), а во время экзамена можно передвигать листы – вспоминать действие!

Не забывайте, что не так уж необычно пользоваться в разных случаях разными способами восприятия.

        А теперь, еще несколько групп, с которым мне приходится испытывать наибольшие трудности, при подготовке к ЕГЭ и на самом экзамене.

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ и НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

Конечно же это две группы риска, но в моей работе они встречались в одном лице.

Краткая психологическая характеристика

Для тревожных детей учебный процесс связан с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую учебную ситуацию, как опасную. Тревожные дети обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта со взрослым.

Проблема неуверенных детей в том, что они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: сами себе не доверяют. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

   На этапе подготовки особенно важно работать в спокойной, эмоционально комфортной обстановке.

Неуверенному лучше выбрать тип задания самому, учиться принимать решение.

Во время проведения  экзамена МОБИЛИЗИРОВАТЬ свои внутренние ресурсы. «Верить в свои собственные силы»

ПЕРФЕКЦИОНИСТЫ И «ОТЛИЧНИКИ»

Краткая психологическая характеристика

Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

Казалось бы, какие здесь могут быть трудности?

ЕГЭ для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

На этапе подготовки очень важно осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменационном этапе выбирать тренировочные упражнения, а не делать все подряд.

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. При утомлении у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок.

На этапе подготовки особое внимание обратить на оптимальный режим подготовки, нужно создать условия исключающие переутомление: необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Поддержать свои силы с помощью витаминов или травяных сборов.

Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит торопиться, на какое-то время останавливайтесь. По возможности, организовывайте несколько коротких «перемен».

ГИПЕРТИМНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Гипертимные дети обычно быстрые, энергичные, активные. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью и аккуратностью во имя скорости и результативности.

На этапе подготовки очень важно не пытаться изменить темп деятельности, а развивать навыки самопроверки: по завершении работы самостоятельно проверить результаты выполнения задания. Необходимо осознать важность ситуации экзамена.

Во время экзамена Основной принцип: «Сделал — проверь».

«ЗАСТРЕВАЮЩИЕ» ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Таких детей характеризует низкая подвижность, они с трудом переключаются с одного задания на другое. Они основательны и зачастую медлительны. Еще одна их особенность заключается в том, что им требуется длительный ориентировочный период при выполнении каждого задания. Если таких детей начинают торопить, темп их деятельности снижается еще больше.

На этапе подготовки необходимо тренировать навык переключения, вполне реально научиться пользоваться часами, для того чтобы определять время, необходимое для каждого задания. Это может происходить в следующей форме: «Мне нужно ответить на 5 вопросов за 10 минут. Значит, на каждый вопрос я могу потратить не более 2 минут» и поставить перед собой песочные часы. Такие упражнения помогут развивать умение переключаться.

Во время экзамена стараться рационально использовать отведенное время, Ни в коем случае нельзя торопиться, но нужно четко знать сколько времени можно потратить на выполнение определенных заданий.

ПРАВОПОЛУШАРНЫЕ ДЕТИ

Краткая психологическая характеристика

Правополушарными людей называют условно, ведущим у них, как у всех здоровых людей, является левое полушарие, но у некоторых значительно повышена активность правого полушария. У таких детей богатое воображение, хорошо развитое образное мышление.

На этапе подготовки важно задействовать воображение и образное мышление: использовать сравнения, образы, метафоры, рисунки. Сухой     теоретический     материал     важно     проиллюстрировать     примерами     или     картинками.

Во экзамена правополушарным  детям  имеет  смысл  начинать работу с заданий где требуется развернутый ответ (к заданиям типа В и С), а уже потом переходить к простейшим тестам з (заданиях типа А). Им это будет проще.

Вторая проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ним задачи. Однако гармонию можно восстановить или приблизиться к ней. Известно, что правое полушарие управляет левой половиной тела, а левое полушарие - правой половиной. Эта связь действует в обоих направлениях, поэтому координация обеих частей тела приводит к координации полушарий мозга.

Физическое упражнение, влияющее на гармонизацию работы левого и правого полушарий, называется «перекрестный шаг» и проводится следующим образом.

Если нет возможности сделать «перекрестный шаг», а ситуация требует немедленной сосредоточенности, то можно применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «X», и несколько минут созерцать его. Эффект будет слабее, чем от физических упражнений, однако поможет согласованности работы левого и правого полушарий.

        

        А в заключение своего выступления мне бы хотелось прочитать вам стихотворение:

        ЕГЭ дано, чтоб мыслить необычно

        И испытать слегка учеников,

        Здесь не получишь «задарма» отлично,

        Закон ученья нынешний таков.

        Но, если ты не бил, мой друг, баклуши,

        Гранит науки грыз, забыв про лень,

        Учителей внимательно прослушал,

        Тогда наступит твой счастливый день!

Используемая литература (к лекции)

  1. Готовим к ЕГЭ. Стратегии работы с детьми группы риска./ Чибисова М.Ю.// Школьный психолог. 2004 № 13
  2. Чибисова, М.Ю. ЕГЭ: психологическая подготовка/М.Ю. Чибисова – М.: Генезис, 2004.

Интернет - сайты

1. www.trEnings.ru:: cайт Тренингового Центра А. Любимова: все об НЛП, просто и доступно/ Статья – общение, типы людей; Вини-пух и все-все-все…

2. http://www.eduvluki.ru/metod/detail.php?publ_id=3975&publ_catid=188&publ_type=1

Готовимся к ЕГЭ. Советы психолога/ Горковенко В.А.

3. http://psy.stavpoisk.ru/?act=ege&mid=132  Психологическая подготовка к ЕГЭ

4. http://businesstest.ru/NewsAM/NewsAMShow.asp?ID=2639  Диагностика типов репрезентации по невербальному поведению и употребляемым предикатам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по химии в школе для глухих детей ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ

ТЕМА: ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА СКОРОСТЬ ХИМИЧЕСКОЙ РЕАКЦИИ.   ЦЕЛЬ:  Изучить факторы, влияющие на скорость химической реакции.ЗАДАЧИ:...

Факторы, влияющие на качество дополнительного образования в ДШИ

Каждый работающий в образовании сразу может сказать, что основные показатели качества образования – это показатели ЗУНов, результаты поступления выпускников, итоги...

Кадровые ресурсы – как основной фактор, влияющий на качество обучения

« Урок – это зеркало общей и педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора, эрудиции» Сухомлинский В.А....

Статья "Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы"

Факторы, влияющие на школьную успеваемость: психологические факторы...

Уровень индивидуальных особенностей учащихся, как фактор влияющий на качество знаний

Индивидуальные особенности.... насколько они играют важную роль в процессе обучения? и как мы можем использовать знания в этой области для повышения качества образования...

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ

Факторы, влияющие на качество усвоения знаний и умений выпускников. Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ...