«Консультация с обучающимися имеющими низкую мотивацию к обучению»
консультация

Для ведения продуктивного образовательного процесса с целью получения позитивных результатов необходимо наладить работу по реализации плана  «Работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка

«Консультация с обучающимися

 имеющими низкую мотивацию к обучению»

Консультация с обучающимися

 имеющими низкую мотивацию к обучению

 «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться» (В.А.Сухомлинский)

Для ведения продуктивного образовательного процесса с целью получения позитивных результатов необходимо наладить работу по реализации плана  «Работы с обучающимися, имеющими низкую учебную мотивацию»

Цель работы: организовать педагогическую работу, направив её на обеспечение успешного усвоения базового уровня дополнительного образования обучающихся, имеющими низкую учебную мотивации.

Задачи:

- Создать условия для эффективного обучения и развития обучающихся с низкими учебными возможностями, освоения базового уровня программы.

- Сформировать умения и навыки учебной деятельности у обучающихся с низкими учебными возможностями, развивать навыки самостоятельности.

Любить ребенка - значит принимать и понимать его, а понимать - значит созидательно любить.

Актуальная педагогическая проблема – «не потерять», «не упустить» обучающихся с низкими учебными возможностями.

Мотивация учения – основное условие успешного обучения.

«Мотивация гораздо больше, чем способности, определяет поведение, действия человека» (Дж.Равен)

Существует несколько определений понятия «мотивация».

1) Мотивация – побуждение, вызывающее активность и определяющее его направленность. Мотивация ответственна за активную позицию ребёнка в обучении и личностном развитии.

2) Мотивация учения - это общее название для процессов, методов, средств побуждения обучающихся к продуктивной учебной деятельности.

3) Мотивация – основное средство, которое даёт возможность повысить уровень заинтересованности обучающихся в учебном процессе, позволяет повысить их личный творческий потенциал.

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности, поэтому мотивов для обучения очень много, и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться воедино, формируя сложные мотивационные системы.  

Мотивационная сфера обучения:

  • Смысл обучения
  • Мотив обучения – побудительная причина к действию
  • Постановка целей
  • Направленность на выполнение действий
  • Реакция ребёнка на воздействие внешних и внутренних раздражителей
  • Эмоции
  • Интересы
  • Отношение к обучению

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Мотивация к учению складывается у ребенка из многих факторов: личность педагога, система подачи информации, реальное внимание педагога к деятельности каждого ученика и соответствующее его оценивание, социальная значимость его учебного поведения и т.д. Педагогу важно понимать, что формировать и развивать мотивацию – не значит заложить готовые мотивы и цели в голову обучающегося, а поставить его в такие условия и ситуации развертывания активности, где бы желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом прошлого опыта, индивидуальности, внутренних устремлений самого ученика. Ученику предстоит проделать трудный, но увлекательный путь познания, самосовершенствования. В плане мотивации необходимо организовать поиск того, что еще интересует обучающегося и что еще может побудить его к действиям. Тогда эти элементы служат временным толчком к проявлению желательного поведения или его подкреплению. Необходимо стремиться к тому, чтобы ученик вновь поверил в себя.

Главная задача мотивации учения – организация учебной деятельности, которая максимально способствовала бы раскрытию внутреннего мотивационного потенциала личности ученика.

Из этого следует, что если цели воспитания и обучения детей, развивающихся нормально и имеющих различные проблемы, являются общими, то «маршруты» к их достижению - различными.

Можно выделить несколько основных причин отсутствия мотивации к учению, нежелания учиться:

1. Неумение учиться и преодолевать трудности познавательной деятельности.

2. Отсутствие привлекательной цели, ориентация учебного материала на день завтрашний.

3. Однообразие жизни и учебного процесса.

4. Упорно-однообразная авторитарная позиция.

Мотивационная сила учебной ситуации становится больше в случае, если обучающимся предложены:

  • значимый, интересный для них материал;
  • задания, предполагающие разнообразные умения для их выполнения;
  • имеется положительная обратная связь;
  • есть возможность действовать самостоятельно при условии сформированности навыка самостоятельных действий у обучающихся;
  • нужно стараться не навязывать учебных целей сверху. Совместная работа с ребенком по выработке целей и задач может оказаться значительно эффективнее.
  • необходимо помнить о том, что наказание за неправильное решение учебной задачи является крайней и наименее эффективной мерой, которая всегда вызывает негативные эмоции и отрицательно влияет на отношение ребенка к учебной деятельности.
  • Нужно стараться избегать установления временных ограничений там, где это представляется возможным, так как это не только подавляет развитие творчества, но и препятствует развитию внутренней мотивации.
  • Необходимо следить за тем, чтобы учебные задания не только соответствовали возрасту, но имели уровень оптимальной сложности, способствовали проявлению мастерства и компетентности ребенка, регулировать уровень сложности заданий, повышая его с каждым разом.
  • Предоставлять ребенку право выбора учебной задачи, не ограничивая при этом его свободы.
  • Желательно подбирать учебные задания с элементом новизны и непредсказуемости, что способствует формированию внутреннего интереса в процессе их выполнения.

Педагог призван учить детей и воспитывать в каждом ребенке самостоятельную личность, владеющую инструментарием саморазвития и самосовершенствования, умеющую находить эффективные способы решения проблемы, опираясь  на имеющийся  жизненный опыт, осуществлять поиск нужной информации, критически мыслить, вступать в дискуссию, коммуникацию.

Педагог должен методически грамотно работать не только с «одаренными» детьми, но и с обучающимися, которые в силу сложившихся социальных, экономических, экологических и прочих обстоятельств нуждаются в специальном отношении. При организации деятельности таких обучающихся на занятии от педагога требуется специальная методическая подготовка, знание методов и приемов, позволяющих одновременно с обучением детей вести работу коррекции восприятия, внимания, развития их физических качеств.

На каждом уроке предусматривается применение различных методов, приемов и средств обучения.

Метод обучения – это не только инструмент учителя, но и,  по словам А.С.Макаренко, «инструмент прикосновения к личности ученика».

«Хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей». Д. Пойя

Коррекционная работа, которая представляет собой меры по устранению или снижению имеющихся отклонений от нормы, предполагает преимущественное использование индивидуальных форм взаимодействия с ребенком, позволяющих учитывать параметры его физического и психического развития и иные индивидуальные особенности.

 Особое внимание нужно уделить усилению практической направленности предмета, выделению существенных признаков изучаемого материала, опоре на жизненный опыт ребенка, использование межпредметных связей, соблюдение принципа необходимости и достаточности, систематический контроль над познавательной деятельностью и эмоционально-волевой регуляцией, поведения ученика с целью оказания своевременной помощи в реализации индивидуальных возможностей и развития физических способностей; использование методов и приемов обучения, ориентированных на «зону ближайшего развития» ребенка, т.е. создание оптимальных условий для реализации его потенциальных возможностей. Оказание помощи ребенку происходит по принципу от минимальной к максимальной (стимулирующая, направляющая, обучающая).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию обучения.

План работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию обучения....

Методы обучения учащихся, имеющих низкую мотивацию к изучению предмета

Всякое обучение, по своей сути, есть создание условий для развития личности. Организация учебной деятельности такова, чтобы знания имели личностный смысл, при этом учитывались индивидуальные особеннос...

Консилиум "Система работы с обучающимися, имеющими низкую мотивацию к обучению"

В последнее время психологи и педагоги вместе с медиками отмечают неуклонный рост числа детей с проблемами общего поведения и обучения.  Давайте попробуем разобраться, с чем же это связано?На кон...

план работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению

план работы с учащимися 9 класса Шишкеевской СОШ, имнеющими низкую мотивацию к обучению...

Доклад на тему "Система работы с учащимися , имеющими низкую мотивацию к обучению"

Система работы с учащимися, имеющими низкую мотивацию к обучению...

Формы и методы работы с учащимися с низкой мотивацией к обучению

Доклад по данной теме, в котором рассматривается понятие мотивации, факторы учебной мотивации, формирование мотивации учения. Рассматриваются формы и методы, применение которых способствуют повышению ...